Основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада
Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы). Рассмотрение вышеуказанных принципов создает научную основу организации развивающей… Читать ещё >
Основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развивающей предметно-пространственная среда становится только тогда, когда она соответствует определенным принципам как исходным теоретическим положениям, которые положены в основу отбора и размещения оборудования и материалов для ДОО. Современный подход к проблеме принципов организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО обозначен в ФГОС ДО. Однако более полную картину может дать анализ психолого-педагогических исследований, научных разработок по дайной проблеме, в которых предложены и научно обоснованы принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, не противоречащие по содержанию ФГОС ДО.
В табл. 2.1 представлены основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО, а также условия их реализации. Характерно то, что один принцип может включать в себя, «перекрывать» другой.
Таблица 2.1
Психолого-педагогические принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО1
Принцип. | Условие реализации. | Источник. |
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. | Установление разновысокой мебели, возможность изменения высоты мебели в зависимости от желаний и занятий детей, наличие в группе мест, удобных для занятий и комфортных с точки зрения эмоционального состояния детей (достаточно удаленных или приближенных к другим детям и взрослым). | «Концепция развивающей среды дошкольного учреждения» — В. А. Петровский, Л. М. Кларина и другие1 |
Принцип активности. | Наличие возможности видоизменять среду в зависимости от собственных интересов; создание условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. | Там же. |
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. | Выделение в цветовом и объемнопространственном построении интерьера определенных многофункциональных, легко трансформируемых. | Там же. |
1 Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. М.: ACT, 1997. С. 57—90.
Принцип. | Условие реализации. | Источник. |
элементов при сохранении общей смысловой целостности; наличие раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок. | ||
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. | Построение иепересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, нс мешая друг другу. | Там же. |
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. | Обеспечение возможности проявлять двигательную активность или «гасить» ее, когда это необходимо; организация пространства группы соответственно индивидуальной комфортности каждого ребенка. | Там же. |
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. | Наличие в интерьере детского сада не громоздких классических произведений живописи, а простых, но талантливых этюдов, абстрактных или полу абстрактных скульптур, дающих ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, американской; целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада. | Там же. |
Принцип открытости-закрытости. | Проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. | Там же. |
Принцип. | Условие реализации. | Источник. |
Принцип учета половых и возрастных различий детей. | Построение среды с учетом половых различий предполагает представление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.). Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков. | Там же. |
Насыщенность среды. | Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы). | ФГОС ДО[1] |
Принцип нолифункциональности. |
| Там же. |
Принцип. | Условие реализации. | Источник. |
Трансформируемости среды. | Возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. | Там же. |
Вариативности. |
| Там же. |
Доступность среды. |
| Там же. |
Безопасность. | Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. | Там же. |
Принцип развития всех специфических видов деятельности. | «Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпов, сроков и условий ее реализации»[2] | С. Л. Новоселова. |
Принцип. | Условие реализации. | Источник. |
Принцип «стимул ьности» свободы и творчества как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. | «Среда служит стимулом «самопознания, познания других, смысла бытия, стимула для развития и саморазвития через творчество, общение и деятельность»[3] | Е. В. Бондарсвская, Е. Д. Висангириева. |
Приоритета игровых интересов ребенка в субкультуре детства. | Создание «игровой здоровьесберегающей среды». | Р. И. Чумичева, О. А. Тимченко[4] |
Принцип опережающего характера содержания образования. | В обстановку включаются примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста[5] | М. Н. Полякова. |
Рассмотрение вышеуказанных принципов создает научную основу организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. В научной и учебно-методической литературе встречаются и другие принципы, но они скорее имеют больше сходств с вышеперечисленными, чем различий.
- [1] Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013.25 ноября. URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html (датаобращения: 22.02.2016).
- [2] Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: метод, рекомендации.С. 10.
- [3] Висангириева Е. Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательногоучреждения (на примере создания Моитессори-детского сада Туапсинского педагогического колледжа): автореф. дис… канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 13.
- [4] Тимченко О. А. Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда: дис… канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 135 с.
- [5] Полякова М. II. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: метод, рекомендации. С. 15.