Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы). Рассмотрение вышеуказанных принципов создает научную основу организации развивающей… Читать ещё >

Основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развивающей предметно-пространственная среда становится только тогда, когда она соответствует определенным принципам как исходным теоретическим положениям, которые положены в основу отбора и размещения оборудования и материалов для ДОО. Современный подход к проблеме принципов организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО обозначен в ФГОС ДО. Однако более полную картину может дать анализ психолого-педагогических исследований, научных разработок по дайной проблеме, в которых предложены и научно обоснованы принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, не противоречащие по содержанию ФГОС ДО.

В табл. 2.1 представлены основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО, а также условия их реализации. Характерно то, что один принцип может включать в себя, «перекрывать» другой.

Таблица 2.1

Психолого-педагогические принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО1

Принцип.

Условие реализации.

Источник.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Установление разновысокой мебели, возможность изменения высоты мебели в зависимости от желаний и занятий детей, наличие в группе мест, удобных для занятий и комфортных с точки зрения эмоционального состояния детей (достаточно удаленных или приближенных к другим детям и взрослым).

«Концепция развивающей среды дошкольного учреждения» — В. А. Петровский, Л. М. Кларина и другие1

Принцип активности.

Наличие возможности видоизменять среду в зависимости от собственных интересов; создание условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности.

Там же.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Выделение в цветовом и объемнопространственном построении интерьера определенных многофункциональных, легко трансформируемых.

Там же.

1 Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. М.: ACT, 1997. С. 57—90.

Принцип.

Условие реализации.

Источник.

элементов при сохранении общей смысловой целостности; наличие раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Построение иепересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, нс мешая друг другу.

Там же.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Обеспечение возможности проявлять двигательную активность или «гасить» ее, когда это необходимо; организация пространства группы соответственно индивидуальной комфортности каждого ребенка.

Там же.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Наличие в интерьере детского сада не громоздких классических произведений живописи, а простых, но талантливых этюдов, абстрактных или полу абстрактных скульптур, дающих ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, американской; целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Там же.

Принцип открытости-закрытости.

Проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Там же.

Принцип.

Условие реализации.

Источник.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учетом половых различий предполагает представление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.). Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Там же.

Насыщенность среды.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы).

ФГОС ДО[1]

Принцип нолифункциональности.

  • — Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • — наличие в Организации (группе) иолифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве иредметовзамсститслсй в детской игре

Там же.

Принцип.

Условие реализации.

Источник.

Трансформируемости среды.

Возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Там же.

Вариативности.

  • — наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • — периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

Там же.

Доступность среды.

  • — доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • — свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Там же.

Безопасность.

Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Там же.

Принцип развития всех специфических видов деятельности.

«Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпов, сроков и условий ее реализации»[2]

С. Л. Новоселова.

Принцип.

Условие реализации.

Источник.

Принцип «стимул ьности» свободы и творчества как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

«Среда служит стимулом «самопознания, познания других, смысла бытия, стимула для развития и саморазвития через творчество, общение и деятельность»[3]

Е. В. Бондарсвская, Е. Д. Висангириева.

Приоритета игровых интересов ребенка в субкультуре детства.

Создание «игровой здоровьесберегающей среды».

Р. И. Чумичева, О. А. Тимченко[4]

Принцип опережающего характера содержания образования.

В обстановку включаются примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста[5]

М. Н. Полякова.

Рассмотрение вышеуказанных принципов создает научную основу организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. В научной и учебно-методической литературе встречаются и другие принципы, но они скорее имеют больше сходств с вышеперечисленными, чем различий.

  • [1] Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013.25 ноября. URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html (датаобращения: 22.02.2016).
  • [2] Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: метод, рекомендации.С. 10.
  • [3] Висангириева Е. Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательногоучреждения (на примере создания Моитессори-детского сада Туапсинского педагогического колледжа): автореф. дис… канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 13.
  • [4] Тимченко О. А. Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда: дис… канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 135 с.
  • [5] Полякова М. II. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: метод, рекомендации. С. 15.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой