Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурология в системе научного знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие культурологии ввел в употребление в 40-е гг. XX в. Л. Уайт, но научная общественность не сразу приняла это понятие. Возражения касались того, что обсуждаемая проблематика относится к разделам философского знания и давно осваивается философией культуры, этнографией, социальной и культурной антропологией. Такой путь определил главную особенность культурологии как научной дисциплины… Читать ещё >

Культурология в системе научного знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Культурология в системе социогуманитарного знания

На исходе XX в. формируется единая наука, для которой культура предстает целостным объектом исследования. Человечество все более воспринимает себя единым социальным организмом. Сама культура в своих основаниях начинает все чаще рассматриваться как деятельность, направленная на выживание человека в окружающей среде — природной, социальной, духовной, информационной. Это служит импульсом к формированию культурологии как метанауки, пытающейся охватить все аспекты деятельности человечества по осмыслению и преобразованию природы, социума и себя самого.

Чего же достигло человечество за века своего развития, каких успехов оно добилось в освоении и преобразовании природы, каковы условия развития и совершенствования личности? На эти вопросы должна ответить новая наука — культурология.

Введение

культурологии как учебного курса в систему высшего образования может дать импульс для ее дальнейшего становления в качестве теоретической дисциплины (такой путь был пройден многими фундаментальными науками).

До 90-х гг. XIX в. культурология не входила в систему теоретического знания на правах единой науки. Вместе с тем наличие серьезных, фундаментальных трудов в области культурологии, присвоение ей статуса научной и учебной дисциплины в системе гуманитарного знания свидетельствуют о формировании ее собственных теоретических оснований. Конец XX в. — это время, когда феномен культуры начинает осмысливаться как способ человеческого бытия. Происходит небывалое ранее по интенсивности взаимопроникновение мировых культур.

Как известно, система научного знания подразделяется на три основные группы: естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с двумя другими группами наук, поскольку основывается на данных антропологии, социологии, психологии, истории науки и техники и пр. Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно четко и однозначно, так как она охватывает фактические данные многих наук о человеке и обществе. Культурологическому анализу подлежат многие вопросы, относящиеся к осмыслению бытия культуры в каждую историческую и эпоху, проблемы политической, правовой, нравственной культуры. Каждый из рассматриваемых аспектов имеет свою специфику, предстает относительно самостоятельной сферой человеческого бытия. Особенностью культурологии в системе наук является и то, что она развивается не по традиционному пути накопления нового позитивного знания — ее путь более сложен.

Традиционный путь развития позитивного знания заключается в том, что, как правило, научная дисциплина в своем становлении проходит следующие этапы: 1) описательный период (период графой 2) логический период выявления закономерностей и формулировки строгих законов (период логоса); 3) период философского осмысления (период софии). Культурология, в силу специфичности самого объекта изучения — культуры как результата человеческой деятельности, имела парадоксальный путь развития. Сначала возникла философская рефлексия по поводу самого объекта изучения — культуры. Менялось содержание понятия, возникали различные концепции культуры, цивилизации, социального развития. Затем многочисленные философские концепции, обрастая фактическим материалом, стали складываться в позитивное знание, и культурология получила статус научной дисциплины. Причем слово культурология возникло относительно недавно.

Понятие культурологии ввел в употребление в 40-е гг. XX в. Л. Уайт, но научная общественность не сразу приняла это понятие. Возражения касались того, что обсуждаемая проблематика относится к разделам философского знания и давно осваивается философией культуры, этнографией, социальной и культурной антропологией. Такой путь определил главную особенность культурологии как научной дисциплины. Генетическая связь с философией придала концептуальный характер культурологии. С одной стороны, это, во-первых, ограничивает практическую применимость знаний. В отличие от естественных и точных наук, культурологическое знание не дает мгновенных рецептов решения проблем, как, например, открытия в микробиологии. Оно формирует концептуальную базу для разработки социальных программ. Во-вторых, наличие концепции как предварительной модели, методологического (априорного) подхода в значительной степени предопределяет направление, а значит, и результат исследования. Например, эволюционистский подход противоречит представлениям о наличии современных восьми геоцивилизаций с собственными закономерностями функционирования и развития, а цивилизационный подход никак не может вписать эти геоцивилизации в поступательное развитие культуры. С другой стороны, концептуальность культурологии имеет и позитивные стороны. Возможность выбора парадигмы и концепции открывает новые возможности, которые ограничиваются, например, уровнем материально-исследовательской базы (наличие технических средств для фундаментальной физики, астрономии, микробиологии и т. д.) и объемом системы знания. Различные подходы в культурологии наталкивают на свободный поиск адекватных концепций и, следовательно, методов исследования. Аксиологический, деятельностный, технологический и т. д. подходы позволяют всесторонне исследовать объект, не имея дисциплинарных ограничений, которые присущи естественным наукам.

Иначе говоря, культурология, опираясь на данные археологии, этнологии, искусствознания, философии, социологии, истории и т. д., изучает человеческую деятельность, которая включает в себя репродуктивное и творческое начала. Персонифицированная в индивиде, обогащенная в поколениях, культура воспроизводится каждый раз заново. Изучая культуру как присущий лишь человеку способ жизнедеятельности, культурология обращается к конкретным вопросам культуры труда, экономической, политической, художественной, религиозной культуры и т. д. Становится возможным переход от общих рассуждений о культуре к анализу отдельных ее сторон, граней, типов.

Культуру как целостный способ бытия человека следует рассматривать по принципу разделения на сферы деятельности: культуру материальную, духовную и культуру человеческих отношений. Разделение культуры на указанные три сферы человеческой деятельности методологически традиционно. Если открыть XVII том Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1896), можно прочесть, что при рассмотрении культурной истории культуру разделяют на материальную, духовную и общественную. При общесоциологическом подходе человек, личность уходит на второй план. В центре исследования находятся производительные силы общества (в том числе человек как главная их составляющая), производственные отношения, различные социальные общности как движущая сила исторического прогресса, социальные институты (государство, политические партии, общественные организации и т. д.), совокупность общественных отношений, в которые вступает человек, формы общественного сознания. Когда речь заходит о культурологическом подходе к анализу социальной жизни, то в центр внимания попадает человек, индивид, созидающая личность, а все перечисленные выше феномены социальной жизни становятся второстепенными.

Такое противопоставление социологического и культурологического подходов не означает их взаимоисключение. Наоборот, они дополняют друг друга при исследовании различных сторон человеческого и социального бытия. Если социологический подход при исследовании экономической сферы позволяет выявлять диалектику производительных сил и производственных отношений, преобразований в содержании труда, то культурологический подход ориентирует на рассмотрение иного среза этой сферы: как изменялся человек, как менялось его отношение к труду, природе, каково его место в обществе в ходе развития материальной культуры, какие преобразования претерпевают экономическая культура, культура труда и т. п.

Сфера общественных отношений и социально-политическая сфера для социолога представляют интерес с точки зрения взаимодействия производственных, политических, этических и других отношений между социальными общностями и отдельными людьми, возникновения на основе этих отношений социальных институтов, их регулирующих. Культуролог задается целью изучить вопросы — как в процессе взаимодействия материальной и духовной культур формируется человеческая личность? Как человек вникает в сложную гамму человеческих взаимоотношений, осваивает материальные и духовные ценности, творит новое? Причем для культуролога важно уяснить все это в исторической ретроспективе и перспективе: что представляет собой политическая культура Античности, религиозная культура Средневековья, художественная культура эпохи Возрождения, а также понять, какие последствия для человека, для его внутреннего мира имеет его созидательная деятельность. Культурологу необходимо обращаться в иные пространственные и временные измерения человеческой культуры. В каждом случае при анализе реального человеческого бытия даже отдаленных эпох его исследовательский интерес сфокусирован на определенную область социального пространства, направлен в сегодняшний день и служит решению насущных проблем современности.

Итак, предметная область культурологии охватывает все сферы социальной жизни. Тем самым она взаимодействует со всем спектром социально-гуманитарного знания, а ее методологическим принципом является анализ социального и человеческого бытия сквозь призму человеческой деятельности: становления личности в процессе социальной деятельности; содержания и исторически обусловленного характера взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и техники, взаимодействия между людьми. В этом смысле культурология интегрирует все знания о человеке в мире, вырабатывает своего рода «социокультурную картину мира».

Структура культурологического знания определяется его источниками (межпредметными связями) и предметным полем. Теоретический аппарат культурологии опирается на эмпирический материал, предоставляемый археологией, этнологией, политологией, социологией, лингвистикой, историей, семиотикой и др. Однако не следует рассматривать ее как некую «вторичную» науку, лишь питающуюся эмпирическим материалом и идеями других наук. Для культурологии характерны ситуации становления и развития, присущие тем «синтетическим» наукам, которые возникли в XX в.: кибернетике, системологии, синергетике. Каждая из них, охватывая предельно широкие сферы действительности, строилась по проблемному принципу: что есть управление, система и целостность, организация и самоорганизация. Такая же тенденция к междисциплинарности присуща и культурологии. Она развивается, используя эмпирический материал других наук, но вместе с тем она обретает свое видение проблем и дает объяснение функциям культуры. Культурологическое знание складывается из фундаментальной культурологии, которая объединяет теорию культуры и философию культуры, и прикладной культурологии, включающей такие разделы, как история мировых культур, культурная антропология, искусствоведение и др. Уровень прикладных культурологических исследований связан с изучением и формированием принципов и технологий управления культурными процессами (институциональными и внеинституциональными).

Функции культурологии как науки в некотором смысле традиционны. Гносеологическая, познавательная функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии ее специфика обусловлена необходимостью объединения различных принципов и методов духовного освоения мира, присущих науке, искусству, религии, философии. Гносеологическая функция культурологии заключается в том, что она обеспечивает производство знаний о специфике человеческого бытия и способах его регулирования. Эвристическая функция культурологии задается исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивание культурных растений и разведение домашних животных, изготовление изделий, освоение ремесел, создание памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. С эвристической тесно связана воспитательная функция. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. Элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т. е. на то, что мы называем культурой поведения. И еще одну функцию культурологии следует выделить — мировоззренческую. По сути, это функция философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит в данном случае выявление «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Например, для русской культуры XIX в. стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А. С. Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях сторонников «русской идеи».

Современная культурология, сформировав свою внутреннюю структуру и функции, выработала и специфические методы культурологического исследования. Во-первых, это гуманитарная проблематизация исследуемого материала: констатация «принципиального непонимания» тех или иных фактов культуры, сбор эмпирического материала и его теоретическое осмысление. Во-вторых, сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов (того или иного народа, какой-либо исторической эпохи и т. д.) с другими культурами. В-третьих, выделение и описание ведущих культурных структур, парадигм. В-четвертых, анализ тенденций и особенностей культурных феноменов как противоречивых начал человеческой деятельности (присваивающая и добывающая экономика, труд физический и умственный, наука и религия, наука и искусство, традиции и новаторство и т. д.).

Итак, культурология представляет собой раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры. Вместе с тем она выступает в качестве учебной дисциплины, т. е. ведется подготовка научных и научнопедагогических кадров в данной области. Культурология исследует взаимосвязи и взаимодействие материальной и духовной культур, а также культуры человеческих отношений. Объектом культурологии выступают любые виды, формы и результаты человеческой деятельности: трудовой, познавательной, художественной и т. д. Предмет культурологии определяется в зависимости от того, что включается в рамки самой культуры.

При определении границ культурологического знания необходимо отталкиваться от бытия культуры. Последнее фиксирует, во-первых, наличие вещей, процессов и явлений, возникших в результате человеческой деятельности, т. е. искусственных, отличных от естественных вещей, процессов и явлений. Тем самым проблема бытия культуры имеет такие грани, как культура и природа, природа и техника, экологическая культура, ценности и т. д. Во-вторых, бытие культуры предстает как бытие человека в мире вещей, мире идей и мире людей. В этом случае речь должна идти о человеке культуры как творце культурных ценностей либо их трансляторе, потребителе, хранителе. В-третьих, следует говорить о духовном как об особой форме бытия. Тогда бытие культуры (и соответственно предмет культурологии) представлено всем многообразием, богатством духовной культуры, субъектом которой выступает человек. В-четвертых, проблема бытия культуры (как бытия социального) порождает еще один обширный круг исследовательских задач в области культурологии: закономерности развития культуры, культура и цивилизация, культура и этносы, типология культур и т. д.

Место культурологии в системе социогуманитарного знания определяется, во-первых, как относительно самостоятельная область с определенным выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни. Во-вторых, культурология выступает также как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. Культурология предстает здесь в виде «теории среднего уровня». Для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в так называемую культурную историю, одним из пионеров которой был П. Н. Милюков. Иначе говоря, в любой области познания человеческой деятельности культурологический подход занимает некое промежуточное положение между уровнем философско-теоретических обобщений и предметным уровнем обобщений. В этом случае культурологический подход приводит к формированию пограничного слоя в исследовании каждой из сфер общественной жизни: культурологии экономики, культурологии религии, культурологии искусства и т. д.

Методы и принципы культурологических исследований заимствуются из наук, на которых базируется культурология; в настоящее время формируется собственная методология, определяемая предметом, целями и задачами культурологических исследований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой