Выводы.
Концепции современного естествознания
3] Концепции современного естествознания / под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д.С. 267. Ознакомьтесь с точкой зрения российского академика В. А. Энгельгардта (1894−1984): Каким образом Ф. Реди удалось опровергнуть концепцию самозарождения жизни? Подтверждает ли этот опыт непосредственно теорию биохимической эволюции? Какие характеристики оказываются «факультативными»? Чем это объясняется? Чем… Читать ещё >
Выводы. Концепции современного естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Механизм функционирования клеток живых организмов в полной мере раскрывается на молекулярно-генетическом уровне. Этот уровень организации живых систем мы проанализируем в следующей главе в связи с рассмотрением механизма биологической эволюции.
Практикум
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Каков объект изучения биологии?
- 2. В чем состоят характерные особенности описательной биологии?
- 3. Как пытались объяснить процессы жизнедеятельности сторонники механицизма и редукционизма?
- 4. В чем заключается ошибочность витализма в биологии?
- 5. Как современная биология понимает сущность жизни?
- 6. Охарактеризуйте основные концепции происхождения жизни.
- 7. Существует ли связь между концепцией панспермии и концепцией стационарного состояния?
- 8. Существует ли связь теоретических концепций А. П. Руденко и А. И. Опарина?
- 9. Какую роль играют аминокислоты в живом организме?
- 10. Чем отличается молекулярная структура живых систем от неживых структур?
- 11. Что называют молекулярной хиральностью?
- 12. Можно ли отнести вирусы к живым организмам? Обоснуйте ответ.
- 13. Какой уровень организации живых систем называется онтогенетическим?
- 14. Чем отличаются клетки-ирокариоты от эукариотов?
Задачи
1. Ознакомьтесь с точкой зрения российского биофизика Л. А. Блюменфельда:[1]
«Живыми называются самовоспроизводящиеся системы, способные к созданию информации, прямо или косвенно влияющей на их воспроизведение»[2].
- 1. Согласны ли вы с таким определением?
- 2. Можно ли считать его исчерпывающим?
- 3. Только ли к живым организмам может быть применено это определение?
- 2. Аргументируя тезис о том, что наука и религия не вступают в спор по поводу происхождения жизни постольку, поскольку используют разные системы аргументации, авторы популярного учебника пишут:
«Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию» [3].
- 1. Согласны ли вы с этим заявлением?
- 2. Не опровергает ли аргументация авторов существование такой науки, как история?
- 3. Прочитайте описание эксперимента Ф. Реди:
«Убежденность была бы тщетной, если бы ее нельзя было подтвердить экспериментом. Поэтому в середине июля я взял четыре больших сосуда с широким горлом, поместил в один из них змею, в другой — немного рыбы, в третий — угрей из Арно, в четвертый — кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми… Вскоре мясо и рыба в незапечатанных сосудах зачервили; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосудах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как в них была положена дохлая рыба»[4].
- 1. В чем, по вашему мнению, состояло исходное предположение Реди?
- 2. Каким образом Ф. Реди удалось опровергнуть концепцию самозарождения жизни?
- 3. Какие ошибки эксперимента ван Гельмонта он выявил?
- 4. Сравните сущность концепции А. И. Опарина с описанием опыта ЮриМиллера.
- 1. Покажите место этого опыта в системе аргументов в пользу теории биохимической эволюции.
- 2. Подтверждает ли этот опыт непосредственно теорию биохимической эволюции?
- 5. Выпишите из четырех-пяти учебников по биологии и энциклопедий определения жизни и сравните их.
- 1. Какие характеристики жизни оказываются общими во всех определениях?
- 2. Какие характеристики оказываются «факультативными»? Чем это объясняется?
- 3. Можно ли дать универсальное завершенное определение жизни?
- 6. Проанализируйте содержание рис. 14.4. Сравните этот рисунок со структурой клетки живого организма.
- 1. Как вы считаете, почему современные биологи не пришли к единой точке зрения о том, считать ли вирусы живыми организмами?
- 7. Ознакомьтесь с точкой зрения российского академика В. А. Энгельгардта (1894−1984):
«Именно в способности живого создавать порядок из теплового движения молекул состоит наиболее глубокое, коренное отличие живого от неживого»[5].
- 1. Что понимается под процессом создания «порядка из теплового движения молекул»?
- 2. Какие функции живой материи включены в этот процесс?
- [1] URL: https://upload.wikimedia.0rg/wikipedia/commons/6/6d/Tobacco_mosaic_virusstructure.png.
- [2] 2 Блюменфельд Л. А. Проблемы биологической физики. М.: Наука, 1977. С. 32.
- [3] Концепции современного естествознания / под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д.С. 267.
- [4] Цит. по: Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. С. 273.
- [5] Цит. по: Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2001. С. 14.