Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность преступника. 
Криминология и предупреждение преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая логика исследования личности преступника основана на эталонной общенаучной стратегической модели анализа личностных составляющих преступника, которая предусматривает исследование от общего (социально-демографические данные и т. п.) к частному (специфика потребностно-мотивационной сферы личности преступника). Конкретно-научный уровень методологии анализа личности преступника… Читать ещё >

Личность преступника. Криминология и предупреждение преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать.

  • • понятие личности преступника;
  • • структуру личности преступника;
  • • классификацию преступников;
  • • как изучать личность преступника;
  • • какие признаки личности преступника важны для криминологического анализа; уметь
  • • анализировать и оценивать личность преступника;
  • • анализировать и оценивать социально-демографические типы личности преступников;
  • • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;

владеть

  • • навыками целостного подхода к анализу личности преступника;
  • • способностью занимать активную гражданскую позицию;
  • • навыками работы с правовыми актами.

Понятие и структура личности преступника

Общепризнано, что проблема личности преступника является центральной в криминологической науке. Несмотря на значительное внимание, проблема личности преступника с развитием наук о человеке оставляет исследователям все больше вопросов. Это обусловлено тем, что именно личность человека, совершающего преступное деяние, является тем ключевым «узлом», в котором пересекаются во взаимодействии объективные и субъективные факторы детерминации преступного поведения.

Методологической основой криминологического исследования личности преступника является философское учение о личности человека — как система социально значимых качеств индивида, как целостное образование, то есть единство всех взаимосвязанных и взаимодействующих свойств и качеств, которые отражают связь и взаимодействие личности и ее социального окружения, в котором личность живет и воспитывается и в котором себя проявляет[1].

Таким образом, исследование личности преступника как системного образования обусловливает анализ всех его элементов.

Принципиальным моментом в изучении личности преступника является понимание того, что человек является биосоциальной системой, находящейся в центре других взаимодействующих биосоциальных систем, элементом которых он выступает. В связи с этим центральное место в криминологическом изучении преступности занимает именно человек с его биосоциальной природой[2].

Человек с точки зрения биосоциального имеет двойственную природу и сущность. Будучи социальным существом, он выступает в качестве субстратного и функционального элемента общества, т. е. является социальным элементом общества или субъектом, вступающим в социальные отношения. Ведь и с субстратной, и с функциональной стороны человек — существо социальное. Но одновременно он — биологический организм, служащий биологической основой его социальной сущности и социального существования. Поэтому поведение человека, имеющего целостную социальную сущность, также включает в себя биологическое поведение в качестве биологической основы или уровня, входящего в социальное поведение как в целостную систему. Исходя из диалектики социальной и биологической сторон, наука об обществе должна учитывать «естественную основу» деятельности людей и те видоизменения, которые возникают в результате их деятельности в ходе истории[3].

Личность — это система психических процессов, состояний и свойств, возникающих, с одной стороны, вследствие социализации под влиянием воспитания и среды, а с другой — в результате преобразований врожденных внутренних условий организма, которые управляют деятельностью человека, влияя на выбор им различных способов поведения[4]. С точки зрения диалектико-материалистического понимания, личность всегда выступает как конкретный человек, который характеризуется социально-психологическими и биологическими особенностями, выступающими в единстве и определяющими программу и содержательную сторону его поведения.

Как отмечал И. С. Ной, психологическое строение личности производно от деятельности человека и детерминировано, прежде всего, общественными условиями его жизни, однако индивидуальность, как неповторимость каждого отдельно взятого человека, есть, в первую очередь, факт биологический[5]. Активно-деятельная природа человека всегда выступает в единстве общественных и естественных качеств, проявляется в процессе реализации человеком своих биологических и социальных способностей, задатков и возможностей. В «индивидуальном действии» человека могут проявиться любые из следующих свойств личности: 1) социалыю-психологические особенности поведения (в том числе демографические, культурные, социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и общение);

  • 2) направленность (потребности, мотивы, установка, жизненные планы и концепции, ценностные ориентации, склонности, вкусы); 3) психохарактерологические качества (черты характера, акцентированные свойства личности); 4) психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, восприятие, внимание, речь);
  • 5) операционные характеристики (привычки, умения, навыки, знания);
  • 6) биопсихические свойства (половые, возрастные, морфологические, темперамент, патология, состояние здоровья); 7) особенности сексуальной сферы (сексуальная ориентация, биологические и социальные факторы личностных проблем)[6].

Как свидетельствует история исследования преступности, «преступного человека» как такового не существует. Есть определенная специфика личности человека, совершающего преступление. Она определяется взаимодействием биосоциальной природы человека с комплексом объективносубъективных факторов действительности и проявляется в конкретной жизненной ситуации в виде акта преступного поведения.

Личность преступника необходимо рассматривать с позиций системноструктурного анализа, согласно которому любое явление имеет свою структуру, которая состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Личность преступника — система взаимосвязанных и взаимодействующих биологических, психофизиологических, психологических, социальных и духовных составляющих личности индивида, которая отражаясь сквозь призму объективных и субъективных факторов, реализуется в конкретной жизненной ситуации в форме преступного поведения.

Основные составляющие структуры личности преступника, блоки, сочетающие соответствующие элементы:

  • 1) социально-демографический блок (включая социальный статус, роли и связи и т. п.);
  • 2) уголовно-правовой блок (персональный или групповой характер преступного поведения, направленность преступного поведения, предыдущая преступная деятельность, наказание и особенности его назначения и т. п.);
  • 3) морально-психологический блок (психические свойства, психологические и морально-ценностные особенности и т. д.).

Методологическая логика исследования личности преступника основана на эталонной общенаучной стратегической модели анализа личностных составляющих преступника, которая предусматривает исследование от общего (социально-демографические данные и т. п.) к частному (специфика потребностно-мотивационной сферы личности преступника). Конкретно-научный уровень методологии анализа личности преступника представлен с помощью направления логики от объективно-формальных (социально-демографические характеристики индивида) к специалыюпредметным данным (уголовно-правовая характеристика субъекта преступления) и далее к глубинно-психологическим и морально-духовным сферам психики и личности преступника.

Социально-демографический блок. Социально-демографические признаки составляют объективную фундаментальную основу изучения личности преступника и поэтому должны быть исследованы в первую очередь. Возраст, пол, профессия, уровень образования, семейное положение и социальный статус и т. д. являются первичными показателями, наиболее очевидными, а потому именуются как формально-объективная характеристика индивида. Это так называемый уровень социальной роли, персоны.

Анализ социально-демографических признаков не только дает нам интегрированное представление о личности преступника, но и раскрывает ее функциональную связь с совершенным преступлением. Функциональная связь социально-демографических признаков личности преступника с совершенным преступлением обусловлена преобладающими особенностями тех или иных признаков. Именно особенности социально-демографических признаков личности существенно влияют на формирование преступной мотивации и механизм совершения преступления в целом.

Возраст преступника коррелирует не только с соматическим и психическим здоровьем преступника, но и некоторым образом определяет жизненные цели, потребности человека, круг интересов, образ жизни и т. п. С увеличением возраста индивида происходят не только изменения его организма, но и его личности (ее социальных ролей и функций, привычек, характера, мотивации поступков, реакции на конфликтные ситуации), что влияет на формирование мотивации и механизм реализации преступного поведения.

В криминологическом плане большое значение имеет и то, в каком возрасте человек совершает преступление, поскольку более ранний криминальный опыт влечет большую вероятность рецидива в будущем.

Образование человека является фактором, который в значительной степени определяет его социальный статус, влияет на формирование интересов, окружения и жизненных установок. Следует учитывать, что зависимость между уровнем образования людей и вероятностью их антиобщественного поведения носит сложный характер, поскольку знание может быть использовано и во вред. Само по себе образование не может дать рецепт нравственного поведения человека на каждый случай. Оно внедряет относительно устойчивый и в то же время гибкий способ поведения, закрепляет в сознании принципы адекватного реагирования на требования, существующие в обществе, что помогает человеку соизмерять поведение с собственными личными убеждениями и конкретной опциалыюй ситуацией, выбирать приемлемую линию поведения[7].

Большинство видов преступлений, прежде всего насильственных, коррелирует с низким уровнем культуры и интеллектуального развития личности. Немалую роль в этом играет именно образовательный уровень индивида, который тесно связан с его правосознанием и уровнем правовой культуры.

Социальный статус индивида в свою очередь обуславливается его образовательным уровнем. Значительная часть преступников не задействованы в социально-полезном труде или обучении, либо задействованы преимущественно в малоквалифицированном или неквалифицированном труде. Некоторые виды преступной деятельности напротив непосредственно связаны с трудовой деятельностью преступника (должностная, экономическая преступность, преступность военнослужащих и т. д.).

Низкий социальный статус преступника, обусловленный уровнем образования, незанятостью в труде и обучении, определяет также низкий и средний уровень его материального обеспечения (благосостояния). Следует отметить, что вместе с высоким уровнем претензий и проблемами с самооценкой преступника этот фактор играет значительную роль в механизме совершения части преступлений, прежде всего, насильственных преступлений корыстной направленности[8].

Социальные роли преступника в значительной степени определяются его семейным статусом, свидетельствующим об уровне его социальной адаптации[9].

Уголовно-правовой блок. Уголовно-правовые признаки личности преступника (вид (направленность преступного посягательства) и степень тяжести совершенного преступления, форма вины, состояние в момент совершения преступления, персональный или групповой характер преступного поведения, роль в совершении группового преступления, наличие совокупности преступлений, уровень и характер рецидива и т. п.) являются важным критерием в оценке такого свойства личности преступника, как его общественная опасность (характеризуя при этом его определенные нравственно-психологические качества).

Кроме того, анализ вида и меры наказания, особенности его применения к преступнику и т. д. свидетельствует о специфике реакции на преступное поведение индивида со стороны государства, ее эффективности и специфической тенденции в данной сфере.

Морально-психологический блок. Исследование субъективных характеристик индивидов, совершивших преступление, позволяет создать внутреннюю основу для дальнейшей познавательно-пояснительной логики исследования личности преступника. Получение представления о внутреннем мире преступника предполагает исследование специфики его психических свойств, психологических и морально-ценностных особенностей его личности.

Исследованию, прежде всего, подлежат направленность личности, моральные качества, знания, навыки, привычки, уровень личной культуры.

Кроме того, исследования психологической структуры личности невозможно без исследования индивидуальных особенностей отдельных психических процессов (памяти, мышления, эмоций, воли), а также основы психики — темперамента, а в необходимых случаях и патологических изменений психики[10].

Ценностные ориентации определяют главное и относительно устойчивое отношение человека к основным сферам жизни, а также характеризуют личность в целом. Значительный интерес для исследования морально-психологической характеристики преступника представляют данные относительно его девиантного допреступного поведения.

Анализ мотивов и мотивации преступленного поведения является содержательной основой исследования личности преступника и его основой, «методологической осью», поскольку именно он раскрывает глубинные составляющие структуры личности преступника, а также и одну из ее основных категорий, которая непосредственно коррелирует с базисом совершения преступления — категорию потребностно-мотивационной сферы. Такой методологический подход базируется на том, что глубинные основания первопричины совершения преступлений имплицитно содержатся в потребностно-мотивационной сфере личности преступника. Это требует своего раскрытия, описания и объяснения с помощью обращения к таким понятиям, как влечение, страсть, жизненный стиль личности, жизненные установки и т. п.

Именно сочетание двух методологически различных автономных концепций — глубинно-психологической и духовно-нравственной позволяет осуществить обобщающий анализ личности преступника как биосоциального единства, представленного, с одной стороны, глубинными пластами «бессознательного психического», с другой — так называемыми вершинными уровнями человеческой природы, которая представляет моральнодуховные аспекты личности. Главная особенность глубинно-психологического подхода, широко представленного в психологии, социологии и психиатрии, который во многом объясняет проблемы совершения преступлений, сосредоточена в исследовательских интенциях 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Л. Сонди и др., которые уделяли большое внимание сфере бессознательного личности. Исследование морально-духовных аспектов личности преступника предусматривает обращение к таким фундаментальным междисциплинарным и философским категориям, как добро и зло, сила и насилие, дух, добродетель, страсть, грех, влечение и т. д.[11]

Следует учитывать, что среди характеристик личности, которые могут негативно влиять на ее развитие и процесс социализации человека в целом и, как следствие, детерминировать девиантное поведение, необходимо также учитывать такие психофизиологические признаки, как физические или психические недостатки (аномалии) человека.

Как на формирование психики человека и его характерные психологические черты, так и на их проявление в поведении влияет соматическое и психическое состояние человека.

Физические или психические недостатки — это именно те индивидуальные психофизические особенности человека, которые влияют на формирование личности, ограничивают ее жизненные интересы и потребности. Уже само осознание конкретных физических недостатков пагубно отражается на психике человека. Наличие внешних проявлений наследственных болезней, увечий и инвалидности приводит к возникновению своеобразного характера, привычек, взглядов, а иногда всего поведения. Такие люди плохо приспособлены к социальным условиям[12].

Кроме того, в силу тех или иных недостатков, существующих у человека, его физические и психические свойства могут не развиваться, потому его способности временами принимают извращенную форму, а сама личность становится неполноценной, дефективной, плохо приспособленной к жизни в определенной социальной среде. Люди, страдающие физическими недостатками, отличаются патологическими особенностями, которые являются следствием главным образом тех моральных, этических и других осложнений, которые возникают во взаимоотношениях подобных лиц с окружающими, в их фактическом общественном положении[13].

  • [1] Антонян 10. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследованияпреступлений. М., 1996. С. И; Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М.:Юристъ, 1996. С. 188.
  • [2] Игнатов А. II. О биосоциальной природе преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2016. Вып. 1. С. 63—73.
  • [3] Криминология: учеб, пособие / под ред. В. Н. Бурлакова, II. М. Кропачева. СПб. :Питер, 2013.
  • [4] Леонтьев А. II. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005.
  • [5] Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов: Изд-воСаратовского ун-та, 1975. С. 138.
  • [6] Бродченко О. И., Логунова О. А. Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений: метод, пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
  • [7] Колесников Р. В., Ильяшенко А. Н. Криминологическая характеристика лиц, совершающих угоны и хищения транспортных средств // Вестник Воронежского института МВДРоссии. 2010. № 2. С. 38−46.
  • [8] Игнатов Л. Н. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика личности современного насильственного преступника // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Журнал Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. 2015. № 4 (39).
  • [9] Шестаков Д. Л. Конфликтная семейная ситуация как криминогенный фактор. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Российский криминологический взгляд. 2011. № 2. С. 91 —100.
  • [10] См.: Личность преступника / Алимов С. Б. [и др.]; отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М. :Юрид. лит., 1971. С. 158; Особенности интуиции у осужденных за насильственные преступления / Васильева И. В. [и др.] // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2 (93).С. 108−114.
  • [11] Игнатов А. Н. Страсть как фундаментальная составляющая мотива преступного поведения // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 63—68.
  • [12] Щерба С. П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающихфизическими или психическими недостатками. М., 1975. С. 15.
  • [13] Сахаров А. Б. О тех, кто преступает закон // Наука и жизнь. 1969. № 5. С. 47—48.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой