Система планирования культурно-бытового обслуживания населения поселений
Детские учреждения располагают на значительном удалении от городских проездов, чтобы предохранить их от вредного воздействия уличного шума и пыли. Такие учреждения располагают рядом или в массивах зеленых насаждений, обеспечивают хорошей естественной освещенностью территории земельного участка и жилых зданий, ограждают зелеными посадками от источников загрязнения, таких как гаражи, мусорники… Читать ещё >
Система планирования культурно-бытового обслуживания населения поселений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При разработке системы культурно-бытового обслуживания устанавливают социальный и демографический состав населения для каждого поселения или его части.
Для предварительного определения количества жителей микрорайона и жилого квартала принимают укрупненные показатели в расчете на 1000 чел., в том числе: при средней этажности застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участками; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га, в соответствии с положениями п. 5.3. СП 42.13 330.201 1 [6].
В микрорайоне располагают детские сады, одну или две школы, предприятия общественного питания, продуктовые, промтоварные магазины, почту, аптеку, пункт бытового обслуживания и другие сооружения.
А на территории жилого квартала или группы жилых домов располагают детские сады-ясли, малые предприятия общественного питания, продуктовые и промышленные магазины повседневного спроса, аптечные киоски, домовую кухню, бытовые мастерские и другие объекты, предназначенные для удовлетворения повседневного спроса населения.
Показатели для расчета объектов учреждений, предприятий и сооружений культурно-бытового обслуживания населения микрорайона и квартала приведены в табл. 3.
Все эти учреждения повседневного обслуживания и спроса располагаются от жилых домов не далее 500 м. Торговые и клубные здания, размещенные вместе, образуют центр микрорайона.
Площадь общественных земельных участков микрорайона составляет на одного человека (м2) при норме жилой площади в 20 м2/чел., предусмотренных:
- — для школ от 2,8 до 5,6;
- — детских учреждений — 4,2−5,8;
- — физкультурных площадок от 1,7 до 3,4;
- — сада микрорайона от 3,3 до 5; коммунально-хозяйственных и культурно-просветительных
учреждений и предприятий от 1,7 до 2,5.
Кроме учреждений повседневного обслуживания в каждой из жилых групп, составляющих микрорайон, размещают блоки первичного обслуживания (булочные, молочные, приемные пункты и т. д.).
Таблица 3.
Показатели для расчета объектов учреждений и сооружений культурно-бытового обслуживания населения микрорайона (квартала) с размерами земельных участков и радиусов обслуживания
Объект учреждения и сооружения. | Расчетный показатель на 1000 жителей. | Площадь земельного участка, м2 | Радиус обслуживания, м. |
Ясли-сад. | 30−40 на 1 место. | ||
Общеобразовательная школа. | 45−70 на 1 учащегося. | ||
Библиотека. | По заданию на п. | роекгирование. | |
Помещение культурно-массовой работы. | 50−60 м2 | 0,5−0,7 га. | |
Продовольственный магазин. | 70 м2 | 0,8−1,1 га. | |
Промтоварный магазин. | 30 м2 | 0,6−1,0 га. | |
Домовая кухня со столовой. | 55 мест. | ; | 500−1000. |
Бытовые мастерские. | 2,3 раб. места. | ; | кооперируются с другими помещениями. |
Жилищноэксплуатационная контора. | 1 объект на микрорайон. | ; | |
Парикмахерская. | 2 раб. места. | ; | |
Отделение связи. | 1 объект на микрорайон. | ; | |
Сберегательная касса. | ; | ||
Гаражи легковых автомашин. | 15−30 машин. | 20−30 м2 на машину. | |
Блоки первичного обслуживания. | 30−40 м2 | 0,2 га. | в жилой группе. |
Приемный пункт прачечной. | 120 кг сухого белья в смену. | ; | ; |
В градостроительстве разработана номенклатура зданий и сооружений по обслуживанию населения по типовым и индивидуальным проектам. На рис. 3 представлена принципиальная схема культурнобытового и других видов обслуживания городского населения.
На рис. 4 приведен пример проекта планировки и застройки жилого района, состоящего из четырех микрорайонов.
На плане показаны учреждения периодического обслуживания, скверы, бульвары и сад жилого района, а также спортивный комплекс, участки коммунально-хозяйственного назначения и защитная зона от промышленных предприятий. Баланс территории этого района определяется показателями по использованию территории:
- — иод здания общественных учреждений периодического обслуживания и участки при них;
- — сады;
- — скверы и бульвары;
- — спортивные комплексы;
- — коммунально-хозяйственные предприятия и участки при них;
- — улицы;
- — защитные зоны;
- — территории микрорайонов.
Баланс территории района определяется размерами территорий (га) и удельными значениями размера площади, приходящейся на 1 чел., %.
Рис. 3. Принципиальная схема культурно-бытового и других видов обслуживания городского населения
Рис. 4. Проект планировки жилого района:
- 1 — граница жилого района: 2 — территории микрорайонов: 3 — участки учреждений периодического обслуживания, общественно-торговые центры; 4 — сад жилого района (включая водоем); 5 — скверы и бульвары; 6 — спортивный комплекс;
- 7 -участки коммунально-хозяйственных предприятий; 8-улицы; 9 — защитная зона
На рис. 5 и 6 приведены варианты образования центров обслуживания населения с концентрацией торговых помещений и культурнобытовых учреждений в микрорайоном центре [24].
Детские учреждения располагают на значительном удалении от городских проездов, чтобы предохранить их от вредного воздействия уличного шума и пыли. Такие учреждения располагают рядом или в массивах зеленых насаждений, обеспечивают хорошей естественной освещенностью территории земельного участка и жилых зданий, ограждают зелеными посадками от источников загрязнения, таких как гаражи, мусорники, продовольственные магазины, котельные. Приведенные правила к размещению зданий детских учреждений могут быть отнесены также и к школам. При разработке планировки школьного участка ориентируют классные комнаты относительно сторон света. Лучшим решением ориентации в пространстве считается их ориентация на восток, юго-восток, юг.
Рис. 5. Варианты образования центров обслуживания населения
микрорайонов:
схема 1 — в микрорайоне с населением в 9 тыс. чел. располагаются net imp обслуживания (А) и блоки первичного обслуживания для каждой группы (Б); схемы 2 и 3 — в микрорайонах с населением в 12,3 тыс. чел. располагаются равномерно торговые центры (В) и блоки первичного обслуживания (Б); схема 2 — торговые центры рассчитываются для обслуживания 3 тыс. чел., блоки первичного обслуживания для каждой группы в 1,5 тыс. чел.; плотность жилого фонда нетто — 5300 м2/га; схема 3 — торговые центры рассчитываются для обслуживания 4 тыс. чел., в каждой из групп (4 тыс. чел.) по два блока первичного обслуживания, плотность жилого фонда нетто — 5079м/га
Рис. б. Планировка микрорайона и размещение в нем культурно-бытовых учреждений:
1 — общественно-торговый центр: 2 — учреждения торговли питания и бытового обслуживания; 3 — школы: 4 — детские ясли-сады
Рис. 7. Примеры планировки участков детсада-яслей [22]: а — на 100 мест; 6 — на 120 мест.
Школьный участок является неотъемлемой частью самой школы. Это место отводится для игр, опытных занятий по ботанике, отдыха школьников, занятий спортом. На рис. 8 приведена планировка школьного участка и его составных элементов с учетом озеленения.
Рис. 8. Планировка и озеленение земельного участка при школе на 1280−1320 учащихся (проект ЦНИИП градостроительство, авторы Г. И. Луцкий и Я.А. Савина) [26]:
- 1 — здание школы; 2 — площадка для легкой атлетики; 3 — то же, для спортивных игр; 4 — то же, для гимнастики; 5 — то же, для волейбола и баскетбола;
- 6 — метеорологическая площадка; 7 — зоологическая площадка; 8 — теплица;
- 9 — парники; 10 -учебные посадки и посевы; 11- площадка для подвижных игр младших классов; 12 — то же, для старших классов; 13 — хозяйственный двор;
- 14 — площадки тихого отдыха
Главная цель в организации системы культурно-бытового обслуживания населения жилого квартала — обеспечение полного комплекса объектов повседневного обслуживания в пределах пешеходной доступности, не превышающей 5−10 минут (не более 500 метров), а также возможности попутного обслуживания, что требует привязки всех элементов системы культурно-бытового обслуживания к пешеходнотранспортной системе микрорайона и жилого квартала. При этом решают задачу найти рациональные формы реализации этого принципа.