Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль «мозговых центров» во внешней политике сша

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также в отличие от всех вышеперечисленных «мозговых центров» в Корпорации открыто говорят о таком направлении, как работа с Конгрессом (Congressional Relations). Целью данного подразделения является информационное сопровождение представителей Конгресса относительно актуальных и непредвзятых исследований по вопросам, которые в настоящий момент стоят на повестке в законодательном ведомстве. Стоит… Читать ещё >

Роль «мозговых центров» во внешней политике сша (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Далее стоит обозначить НПО, которые считаются наиболее влиятельными и участвуют в выработке внешнеполитических рекомендаций для правительственных структур США и тем самым оказывают влияние на принятие внешнеполитических решений политическими элитами, а также способствуют в той или иной степени формированию мировой повестки.

Согласно ежегодному рейтингу экспертно-аналитических центров мира (The Think Tank Index) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), пятёрку самых влиятельных центров США возглавили (расположены в порядке, представленном в рейтинге)[1]:

  • 1. Институт Брукингса (Brookings Institution)[2].
  • 2. Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace)[3].
  • 3. Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies (CSIS))[4].
  • 4. Корпорация РЭНД (RAND Corporation)[5].
  • 5. Совет по международным отношениям (Councilon Foreign Relations (CFR))[6].

Институт Брукингса (Brookings Institution)[2] преимущественно специализируется на муниципальном управлении, мировой и внешней политике. Бюджет «мозгового центра» превышает 60 млн долл. США, что, например, троекратно превышает тот же показатель Центра стратегических и международных исследований.

С 2002 г. Институт возглавляет Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), заместитель госсекретаря США в период администрации президента Клинтона (1994;2001), который также является признанным экспертным сообществом специалистом по постсоветскому пространству, а с 2011 г. входит в Совет Госдепартамента США по внешней политике (U.S. State Department’s Foreign Affairs Policy Board) наряду с ведущим научным сотрудников Института — Робертом Каганом (Robert Kagan)[8].

Также нельзя не отметить, что ряд ведущих специалистов был назначен на высокопоставленные должности в период первой и второй администрации Барака Обамы. В качестве наиболее яркого примера стоит привести действующего советника президента США по вопросам национальной безопасности (the United States National Security Advisor) — Сьюзен Райс (SusanRice), которая в период первого срока Барака Обамы занимала пост постоянного представителя США при ООН[9].

Необходимо акцентировать внимание на немаловажной роли сотрудников Института Брукингса в инициировании переговоров и заключении между США и РФ нового договора СНВ-3, так как эксперты еще в период первой предвыборной кампании Обамы выступали с данными инициативами. При этом говорить об исключительно пророссийской направленности Института Брукингса не приходится, так как по-прежнему некоторые вопросы вызывают у специалистов «мозгового центра» не самые позитивные оценки и прогнозы, например, вектор построения демократического общества в современной России[10].

Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) — один из первых «мозговых центров» в США, который специализируется на исследованиях проблем международных отношений и мировой политики. Фонд позиционирует себя в качестве центристского и отрицает причастность к какому-либо лобби.

Согласно открытым данным финансовой отчетности Фонда за 2012 г. бюджет «мозгового центра» составляет более 292 млн долл. США, что на 7 млн долл. США меньше, чем в 2011 г. Тем не менее в сравнении с 2010 г. финансовые показатели продемонстрировали рост на 30 млн долл. США исключительно за счет долгосрочных инвестиций[11].

В 2006 г. НПО запустила программу, призванную превратить американский Фонд Карнеги из всемирно известной организации в глобальный «мозговой центр» с филиалами по всему миру. Официально заявленной целью данной программы является создание международной экспертной сети с филиалами по всему миру, что позволит рассматривать актуальные проблемы мировой политики более глубинно, а также находить совместные взвешенные решения с учетом всех особенностей и обстоятельств, которые зачастую известны только жителям тех или иных стран / регионов. По состоянию на 2014 г. Фонд Карнеги располагает шестью исследовательскими центрами: в Бейджинге, Бейруте, Брюсселе, Москве, Вашингтоне, Алма-Ате.

Более чем две трети экспертов Фонда Карнеги были рождены за пределами США, знают несколько языков, а также имели опыт работы в правительственных структурах[12][13].

Среди представителей попечительского Совета Фонда значимые деятели международной политики, такие как бывший генеральный секретарь ООН Кофи Анан (Kofi A. Annan), а также представители топ-менеджмента корпораций, например, Роан Вирасинх (Rohan S. Weerasinghe) — главный юрисконсульт и корпоративный секретарь группы банков «Citi» (Citigroup Inc.) или Председатель совета директоров и генеральный директор фармацевтического гиганта «Новартис» (Novartis International AG) — Даниэль Васелла (Daniel L Vasella) '.

Также нельзя не упомянуть, что действующий с 2011 по февраль 2014 г. посол США в РФ Майкл Макфол (Michael А. McFaul, в 2008 г. советник кандидата в президенты Б. Обамы по вопросам внешней политики, с ноября 2008 г. — специальный помощник и старший директор по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США при президенте Обаме) также начал работать в 1994 г. в Фонде Карнеги за международный мир, а чуть позднее был переведен в Россию, в Московский центр Карнеги[14].

Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies (CSIS))[15][16] преимущественно специализируется на трех направлениях деятельности: развитие новых управленческих методов; экспертное сотрудничество по актуальным вопросам с ведущими экспертами регионов мира (из Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, России, Евразии и из исламских стран); выработка комплексных мер для решения проблем национальной и международной систем безопасности.

Бюджет Центра (по состоянию на 2013 г.) составляет 28,9 млн долл. США. Поступления распределяются следующим образом: 29% - от бизнеса, 24% - из различных фондов, 16% - правительственные поступления, 14% - поступления от частных лиц, 12% - прочие средства, 5% - пожертвования'.

Интересно, что среди основателей значатся бывший заместитель директора ЦРУ (в 1962 г.) Рэй Клайн (Ray S. Cline) и адмирал в отставке, разработчик программы «Полярис» Арлей Берк (Arleigh Burke). Уже в начале создания CSIS, в 1966 г., в его работе участвовали и продолжают участвовать такие признанные в мировом сообществе фигуры, как: Генри Киссинджер (Henry Kissinger), Джеймс Шлезингер (James R. Schlesingcr), Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld). Кроме того, бывший советник президента США (при Джимми Картере) по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Kazimierz Brzezinski) является консультантом Центра и наиболее авторитетным экспертом по региону Восточной Европы и России. Свои взгляды и позицию по тем или иным политическим событиям и проблемам Бжезинский открыто выражает в экспертных докладах и в СМИ. Бжезинский вплоть до конца 2012 г. являлся сопредседателем неправительственной организации (проект американской правозащитной организации Freedom House) — Американский комитет за мир в Чечне (American Committee for Peace in the Caucasus, ACPC[17]).

«Мало кто с такой же энергией, как Бжезинский, занимался чеченской проблемой, но его взгляды разделялись многими». Так, в конце 90-х — начале 2000;х Американский комитет за мир в Чечне также высказывал рекомендации следующего характера: инициирование переговоров об исключении России из «Большой восьмерки», прекращение предоставления России кредитов по линии Всемирного банка и МВФ[18].

В попечительский совет комитета входило более ста влиятельных и значимых политических и общественных деятелей США, а в перечне совета директоров значился ряд ключевых неоконсерваторов, ранее участвовавших в Проекте «За новый Американский век»: Ричард Перл (Richard Perle), Франк Гаффни (Frank Gaffney), Эллиот Абрамс (Elliott Abrams), Мидж Дектер (Midge Decter), Виллиал Кристол (William Kristol), Майкл Ледеен (Michael Ledeen), Джеймс Булей (James Woolsey)[17]. В перечне основных целей комитета значатся: урегулирование чеченского конфликта, содействие стабильности в кавказском регионе, забота о правах человека[20].

Официально комитет продолжает свою деятельность, но только на территории США, так как после вступления 21 ноября 2012 г. в силу так называемого Закона «Об НКО» (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента)[21] комитет был вынужден прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации.

Корпорация РЭНД (RAND Corporation) — первый «мозговой центр» (think tank), созданный под эгидой военновоздушных сил США в 1948 г. в Санта-Монике (штат Калифорния)[22].

Корпорация РЭНД занимается исследованиями не только глобальных проблем современности и международных отношений, но и вопросами внутренней политики США: образование, развитие предпринимательства, законотворчество и т. д.

Согласно открыто представленным отчетам за 2013 финансовый год, бюджет организации увеличился на 26 млн долл. США по сравнению с 2012 г. и составил 441 млн долл. США[23].

Корпорация РЭНД поддерживает тесные контакты как с федеральными, так и региональными ведомствами. Среди клиентов и спонсоров, согласно официальному сайту РЭНД, значатся как неправительственные организации, гак и конкретные государственные ведомства США.

Так, исследовательскими услугами Корпорации пользуются: Государственный департамент, Агентство по международному развитию, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренней безопасности, Министерство энергетики, Министерство торговли, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство труда, Министерство федерального развития, Агентство по охране окружающей среды[24].

В основном проекты Корпорации РЭНД финансируются Министерством обороны США. Также центральными являются исследования социально-экономических и международных проблем. Для Министерства обороны США Корпорация регулярно составляет аналитические доклады относительно актуальных для США вопросов безопасности, например, противодействия международному терроризму.

В экономический блок проектов входят проекты реструктуризации транспортной инфраструктуры США, обеспечения энергетической безопасности, развития высоких технологий ит.д.1

Также «мозговой центр» поддерживает контакты и за рубежом: с правительствами Великобритании, Италии, Австралии, Катара и Европейской комиссией.

В настоящее время Корпорация обладает филиалами не только в США (Ныо-Йорк, Санта-Моника, Вашингтон, Питсбург), но и за пределами страны (Нидерланды, Великобритания, Германия, Катар).

Стоит обратить внимание, что штат сотрудников Корпорации РЭНД превышает 1400 человек, которые работают не только на территории Соединенных Штатов.

По праву Корпорация РЭНД обладает сложной и разветвленной управленческой структурой, только управленческий аппарат насчитывает более 200 человек. Это высококвалифицированные специалисты самых разных областей, среди которых присутствуют и бывшие военные, которые при этом занимаются руководством целого подразделения, как, например, президент европейского подразделения Ханс Панг (Hans Pung), который до того, как присоединился в 2002 г. к Корпорации, был офицером инженерных войск США и имел назначения в Южной Корее, Германии.

Также в отличие от всех вышеперечисленных «мозговых центров» в Корпорации открыто говорят о таком направлении, как работа с Конгрессом (Congressional Relations). Целью данного подразделения является информационное сопровождение представителей Конгресса относительно актуальных и непредвзятых исследований по вопросам, которые в настоящий момент стоят на повестке в законодательном ведомстве. Стоит отметить, что данное подразделение курирует Винфилд Бсркель (WinfieldA. Boerckel), который с начала 1990;х гг. занимался в Конгрессе лоббированием, в 2003 г. он был удостоен награды Центра государственной службы Стеннис (the Stennis Center for.

Public Service) за интерес к двухпартийному и двухпалатному сотрудничеству[25].

Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) занимается вопросами международных отношений, в своей работе исследуя все региона мира. Возглавляет Совет Ричард Хаас (Richard Flaas), при первой администрации Дж. Буша-младшего (2001;2003) руководивший в Госдепартаменте США отделом политического планирования.

Среди экспертов — ученые, журналисты, бывшие дипломаты, политики и должностные лица, занимавшие в прошлом ключевые позиции в гражданских, военных и разведывательных структурах власти. Но в Совет входят не только такие признанные эксперты, как Фарид Закария или министр обороны США Чак Хейгл (Chuck Hagel), но также известные широкой общественности люди, например, главный редактор новостной программы телеканала NBC Nightly News Брайан Виллиаме (Brian Williams) и голливудская актриса Анджелина Джоли (Angelina Jolie), известная своей международной благотворительной деятельностью.

В 2012 г. в Совете был создан консультативный орган экспертов из многих регионов мира, так называемый Глобальный совет экспертов (The Global Board of Advisers, GBA), в котором, согласно опубликованным данным, состоят наиболее известные представители политической, научной и бизнес-элит. Так, экспертами из российского региона стали: председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс, а также владелец и президент компании «Интеррос» Владимир Потанин. Финансирование деятельности Совета по международным отношениям в 2013 г. превысило 461 млн долл. США. Совет позиционируется в качестве уникальной площадки для взаимодействия между представителями политической и бизнес-элит, а членство возможно только при наличии рекомендательного письма от представителя Совета[26].

Исторически сложившаяся в XX в. традиция взаимодействия государственных институтов и НПО (по самому широкому кругу вопросов как внутренней, так и внешней политики) сохраняется и в XXI в., наиболее старые и авторитетные организации сохраняют лидерство в получении заказов от государственных институтов. Тем не менее наблюдается резкий рост неправительственных организаций, деятельность которых осуществляется по всему спектру политических, экономических и социально-правовых вопросов.

Несмотря на значительный количественный рост подобного рода организаций и объединений, деятельность большинства из них носит «заказной» характер, направленный на продвижение тех или иных интересов какой-либо заинтересованной стороны, например, определенных групп интересов, политических, коммерческих и общественных организаций.

Деятельность заказного характера вышеупомянутых организаций направлена на формирование «правильного» общественного мнения путем использования разнообразных коммуникационных каналов среди определенной целевой аудитории (населения отдельного региона, сторонников отдельной партии, групп граждан различного социального слоя), что в определенной степени является весьма эффективным инструментом, своеобразным «рычагом давления» на политические институты и отдельные персоналии, особенно в период предвыборных кампаний.

Экспертное сообщество (в США и за его пределами) признает экспертизу лишь наиболее известных и авторитетных НПО, которые, несмотря на внешние политические факторы, сохраняют объективную позицию, в частности, прибегая к консультациям международных партнеров.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  • 1. Обозначьте НПО, которые считаются наиболее влиятельными и участвуют в выработке внешнеполитических рекомендаций для правительственных структур США.
  • 2. «Мозговые центры» занимаются развитием международной экспертной сети с филиалами по всему миру. Перечислите данные НПО, а также назовите основные региональные центры.
  • 3. Какие политические деятели в США ранее имели опыт работы в «мозговых центрах»? Приведите примеры.
  • [1] Think Tanks and Civil Societies Program, Global Go To Think TankRankings Index Report 2014 [Electronic resource] // International RelationsProgram. University of Pennsylvania [Electronic resource]: — Mode of access: http://gotothinktank.com/devl/wpcontent/uploads/2014/01 /GoToReport2013 .pdf
  • [2] The official website of the Brookings Institution [Electronic resource] /website of the Brookings Institution — Mode of access: http://www.brookings.edu/
  • [3] The official website of the Carnegie Endowment for International Peace[Electronic resource] / website of the Carnegie Endowment for InternationalPeace — Mode of access: http://carnegieendowment.org/#/slide544_us-china-security-pcrccptions-survcy-findings-and-implications
  • [4] The official website of the Center for Strategic and International Studies[Electronic resource] / website of the Center for Strategic and InternationalStudies — Mode of access: http://csis.org/
  • [5] :The official website of RAND Corporation [Electronic resource] / website ofRAND Corporation — Mode of access: http://www.rand.org/
  • [6] The official website of the Council on Foreign Relations [Electronic resource] / website of the Council on Foreign Relations — Mode of access: http://www.cfr.org/about/
  • [7] The official website of the Brookings Institution [Electronic resource] /website of the Brookings Institution — Mode of access: http://www.brookings.edu/
  • [8] The official website of The USA Department of State Foreign Affairs PolicyBoard. Current Board Members [Electronic resource] // The official websiteof The USA Department of State. -2014.-13 January. — Mode of access: http://www.statc.gOv/s/p/fapb/c50662.htm
  • [9] National Security Advisor: Who Is Susan Rice? [Electronic resource] // AllGov.com. — 2013. — 22 September. 22, 2013 — Mode of access: http://www.allgov.com/news/appointments-and-resignations/national-security-advisor-who-is-susan-rice-130 922?news=851 198
  • [10] Pifer St. What Does Russia Want? How Do We Respond? [Electronic resource]. — 2008. — 11 September. — Mode of access: http://www.brookings.cdu/rcscarch/spccchcs/2008/09/11 -russia-pifer
  • [11] Financial Statements [Electronic resource] // The official website of theCarnegie Endowment for International Peace. — 2011. Mode of access: http://carnegieendowment.org/about/pdfs/fmancials2011 .pdf
  • [12] The official website of the Carnegie Endowment for International Peace[Electronic resource] / website of the Carnegie Endowment for InternationalPeace — Mode of access: http://carnegieendowment.org/about/?lang=en
  • [13] The official website of the Carnegie Endowment for International Peace: Board of Trustees [Electronic resource] / website of the Carnegie Endowmentfor International Peace — Mode of access: http://camegieendowment.org/about/? fa=trustccs
  • [14] McFaul М.А. Diplomacy in action [Electronic resource] // The officialwebsite of the U.S. Department of State // The official website of the U.S.Department of State. Diplomacy in action // Michael A. McFaul [Electronicresource] - Mode of access: http://www.state.gOv/r/pa/ei/biog/180 421.htm
  • [15] The official website of the Center for Strategic and International Studies[Electronic resource] / website of the Center for Strategic and InternationalStudies — Mode of access: http://csis.org/
  • [16] The official website of the Center for Strategic and International Studies: Financial Information [Electronic resource] / website of the Center for Strategic and International Studies — Mode of access: http://csis.org/about-us/fmancial-information
  • [17] American Committee for Peace in the Caucasus [Electronic resource] /TheRight Web. Web project of the Institute for Policy Studies. — Mode of access: http://rightweb.irc-online.org/profile/american_committee_for_peace_in_the_Caucasus
  • [18] Голдгейер Дж., Макфол M. Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны». — М.: Международные отношения, 2009. — С. 342.
  • [19] American Committee for Peace in the Caucasus [Electronic resource] /TheRight Web. Web project of the Institute for Policy Studies. — Mode of access: http://rightweb.irc-online.org/profile/american_committee_for_peace_in_the_Caucasus
  • [20] Официальный сайт Американского Комитета за Мир на Кавказе (АСРС)[Электронный ресурс] / сайт Американского Комитета за Мир на КавказеURL: http://www.peaceinthecaucasus.org/
  • [21] Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческихорганизаций, выполняющих функции иностранного агента.» Опубликовано: 23 июля 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 5839.
  • [22] The official website of RAND Corporation [Electronic resource] / website ofRAND Corporation — Mode of access: http://www.rand.org/
  • [23] Financial Statements Fiscal Year Ended [Electronic resource] //The officialwebsite of RAND Corporation. — 2013. — 29 September. — Mode of access: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/corporate_pubs/CP600/CP665/RAND_CP665−2013.pdf
  • [24] The official website of RAND Corporation: Major Clients and Grantors[Electronic resource] / website of RAND Corporation — Mode of access: http://www.rand.0rg/ab0ut/clients_grant0rs.html#us
  • [25] The official website of RAND Corporation. Research Staff Profiles: WinfieldA. Boerekel [Electronic resource] / website of RAND Corporation — Mode ofaccess: http://www.rand.0rg/about/peoplc/b/bocrckel_winfield_a.ht1nl
  • [26] The 2013 Annual Report of the Council on Foreign Relations [Electronicresource] // The official website of the Council on Foreign Relations. — Modeof access: http://i.cfr.org/content/about/annual_report/ar_2013/Sectional_PDFs/Membcrship.pdf
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой