Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цель, задачи и основные подходы к их решению в религиоведческой экспертизе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под сверхъестественным понимается нечто, выпадающее из естественного мира и необъяснимое естественными средствами — т. е. теми средствами, которые предлагает «земная реальность», в частности, различные направления науки (физика, химия, биология, психология, антропология и др.). В сфере религии, под сверхъестественным понимается чудо как явление, событие или субъект (личность) в них участвующая… Читать ещё >

Цель, задачи и основные подходы к их решению в религиоведческой экспертизе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретический анализ проблем, связанных с проведением различных типов религиоведческой экспертизы, был бы неполным без практической методики, но ее производству. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в этой сфере, указывает на настоятельную необходимость и востребованность специалистами методических рекомендаций. Актуальными являются вопросы определения религиозного либо нерелигиозного характера той или иной организации, ее деятельности (культовой и внекультовой), наличия или отсутствия элементов экстремизма в религиозной литературе и некоторые другие. Чрезвычайно важным при проведении религиоведческой экспертизы являются вопросы соответствия ее общенаучным и юридическим принципам, о которых шла речь выше, а также, в практическом аспекте, наличие некоей общей методики ее проведения, в основе которой лежат унифицированный категориально-понятийный аппарат и конкретные методы экспертного исследования, общепринятые в современном российском религиоведении. Это означает, что религиоведческая экспертиза не предназначена для научных или политико-правовых дискуссий, выяснения различных позиций, сложившихся в религиоведении по тому или иному вопросу, критики одних позиций и поддержки других, историографического обзора религиоведческих работ или предшествующих экспертных заключений и т. д.

Религиоведческая экспертиза должна опираться на нормативный, а не вызывающий полемические проблемы текст. К нормативным текстам, обычно, относятся учебники, словарно-энциклопедические и справочноаналитические издания, к проблемным — монографии и научные статьи.

Помимо этого, в основе экспертной деятельности должно лежать понимание экспертом как минимум двух принципиально важных моментов:

  • 1) наличие в мире огромного разнообразия религий и религиозных направлений;
  • 2) невозможности оценивать одну религию (религиозное направление) с позиции другой религии (религиозного направления) или шире — одного типа религий с точки зрения другого типа религий.

Задачей религиоведческой экспертизы являются четкие, не допускающие многообразия толкований, ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, изложенные максимально простым, рассчитанным на широкую и неподготовленную аудиторию языком, с опорой на источники, которые необходимо проанализировать и оценить, а также на знание объекта своего изучения (например, при изучении какой-то религиозной организации эксперту необходимо ее посетить, ознакомиться с ее деятельностью, религиозной практикой, соответствующими документами).

Поскольку Россия является поликонфессиональной страной, где наблюдается значительное религиозное многообразие в ряду от исторических религий до новых религиозных движений, а религиозный фактор играет заметную роль в жизни общества с конца 1980;х гг., когда были сняты реальные ограничения на свободу совести и вероисповеданий и произошло значительно увеличение числа верующих, с активным включением религиозных организаций в жизнь общества, постольку и религиоведческая экспертиза, которая проводится как при государственной регистрации религиозных объединений, так и при анализе деятельности уже зарегистрированных религиозных организаций, распространяемой религиозной продукции и т. д., приобрела особую значимость и актуальность.

Целью религиоведческой экспертизы является выявление обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, с импользованием специальных знаний.

В ходе реализации поставленной цели в религиоведческой экспертизе экспертом решаются следующие задачи:

  • 1) определяется, действительно ли организация является религиозной;
  • 2) устанавливается религиозная принадлежность организации (т.е. определяется религиозное направление, к которому она относится);
  • 3) выявляется соответствие между заявленными и фактическими формами деятельности, соответствие культовой и внекультовой практики уставным видам деятельности (посредством наблюдения за деятельностью и отправлением культа в религиозной организации, а также изучения ее документов);
  • 4) решается вопрос о возможности государственной регистрации религиозного направления или об отклонении такой возможности (задача государственной религиоведческой экспертизы);
  • 5) изучается религиозная литература, в которой выявляются ценностные ориентации, миссионерские призывы, социально значимые установки с целью дифференциации призывов экстремистского и неэкстремистского характера (обычно эта задача решается в комплексной экспертизе, где религиоведческая экспертиза является лишь частью, наряду с лингвистической, а иногда и психологической частями общей экспертизы).

Остановимся подробнее на решении стоящих перед эксиертом-религиоведом задач.

При решении первой задачи определение религиозного характера организации — необходимо остановиться на критериях, в соответствии с которыми эксперт характеризует статус организации как религиозный или нерелигиозный.

Ясно, что в основе понимания религиозного (нерелигиозного) лежат представления о религии как социокультурном феномене. В настоящее время существует огромное количество определений религии[1], и ни одно из них не является окончательным и устоявшимся. Более того, при таком количестве дефиниций у эксперта всегда остается соблазн выбрать то из них (или сформулировать его самостоятельно), которое с наибольшей легкостью подойдет к решению поставленных задач и получению соответствующих выводов. Однако делать это категорически нельзя, ибо при подобном подходе экспертное заключение сразу же утрачивает черты объективности и аксиологической нейтральности.

В этой связи представляется, что дефиниция религии в религиоведческой экспертизе имеет сугубо «технический» характер. Вместе с тем ключевым моментом здесь является понимание главного, основного признака религии, выделяющего данный феномен из ряда всех других социокультурных феноменов. Такой существенной чертой религии является наличие сверхъестественного (трансцендентного, нуминозного, запредельного, непостижимого, инобытийного, таинственного, неведомого и т. д.) в картине мира и вера в его реальное существование и воздействие на жизнь людей и отдельного человека. При этом сверхъестественное может выступать как в форме существа (существ), сущности и т.н., так и некоего акта, означающего выход человека за границы «естественного» (описываемого законами физики, биологии, химии), например, представления об инкарнации в религиях Индии, о чудесных исцелениях, воскрешении мертвых и др.

Под сверхъестественным понимается нечто, выпадающее из естественного мира и необъяснимое естественными средствами — т. е. теми средствами, которые предлагает «земная реальность», в частности, различные направления науки (физика, химия, биология, психология, антропология и др.). В сфере религии, под сверхъестественным понимается чудо как явление, событие или субъект (личность) в них участвующая или их продуцирующая, которые не поддаются логичному причинно-следственному объяснению, а потому воспринимаются как нечто иное, запредельное, сверхприродное, принципиально непознаваемое средствами науки или обыденного сознания, постигаемое только в процессе сверхчувственного, мистического, религиозного опыта человека. К сфере сверхъестественного относятся существа и сущности — например, Бог, Аллах, ангелы, духи, демоны, культурные и мифологические герои и т. д., а также некие действия — например, инкарнация и реинкарнация в буддизме и религиях Индии.

Сверхъестественное, как правило, противопоставляется естественному и наиболее четко понимается через данное противопоставление.

Оценка того, религиозна ли та или иная организация, должна производиться, как уже указывалось выше, в соответствии с религиоведческой концепцией религиозного комплекса.

Религиозный комплекс представляет собой совокупность элементов, присущих любой развитой религии. В его структуре обычно выделяются четыре основных элемента:

  • • религиозное сознание;
  • • религиозная деятельность;
  • • религиозные отношения;
  • • религиозные организации.

Основой и центром религиозного сознания является религиозная вера — психологическая установка сознания на приятие без каких-либо доказательств существования некоей сверхъестественной силы или существа, находящихся вне естественной жизни и, зачастую, являющихся ее творцами. Подобная вера может приобретать черты веры в духов (полидемонизм), в сверхъестественные свойства естественных предметов (фетишизм), в сверхъестественные связи между человеком и животными или растениями (тотемизм), в сверхъестественные отношения (магия), в существование духов и душ (анимизм), в богов (политеизм) и личного Бога (монотеизм), в некие действия, выходящие за границы «естественного» (например, переход души после смерти одного тела в другое) и т. д. В теистических религиях религиозная вера характеризуется верой в личного Бога (монотеизм). На вере в сверхъестественное выстраивается вся сотериология (учение о спасении) той или иной религии. Отдельные исследователи именно этот аспект религии считают специфическим. Мы же рассматриваем его как некую конкретизацию веры в реальное существование сверхъестественного, т. е. религиозной веры.

Религиозное сознание имеет два уровня: обыденный и концептуальной. Обыденный уровень представляет собой совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим. Концептуальный уровень вмещает в себя систему религиозных идей их теологическое и религиозно-философское обоснование. Центральное место в концептуальном религиозном сознании отводится теологии (богословию).

Религиозная деятельность состоит из культовой и внекультовой.

Культовая религиозная деятельность заключается в отправлении религиозного культа, совершении обрядов, ритуалов, церемоний, таинств, богослужений, мистерий, жертвоприношений и др.

К внекультовой религиозной деятельности относится хозйственно-экономическая, издательская, просвещенческо-образовательная, воспитательная, миссионерская, милосердно-благотворительная, управленческая и т. п. деятельность религиозных организаций.

Религиозные отношения также бывают как культовыми — складывающимися между верующими религиозной общины в процессе общего отправления культа, так и внекультовыми — возникающими во время их общения, напрямую не связанного с отправлением культа, либо отношениями между религиозными организациями — например, совместные мероприятия, межрелигиозные конференции, обмен информацией, общие социальные проекты и др.

Помимо этого, религиозные отношения имеют еще две стороны — объективную (общение верующих друг с другом) и субъективную (отношение верующего к Богу или другому сверхъестественному существу, или акту).

Четвертым элементом религиозного комплекса является религиозное объединение, выполняющее как религиозные, так и внерелигиозные функции. Исполнению религиозных функций служат культовые религиозные организации. Внекультовые религиозные организации занимаются внекулътовой религиозной деятельностью. Культовые религиозные организации имеют определенную типологию, сводящую все их множество к трем основным типам (неосновных насчитывается до 15): церковь, секту и деноминацию. Каждый из названных типов отвечает определенной группе признаков.

Церковь (от греч. Куршкр — дом Господа) — в христианстве тип религиозной организации, отвечающий определенным признакам, а именно:

  • — сравнительно широкое религиозное объединение, принадлежность к которому определяется традицией;
  • — последователи в основном анонимны;
  • — верующие делятся на духовенство и мирян;
  • — священнослужители получают специальное образование, готовясь к принятию сана и осуществлению своей деятельности;
  • — как правило, церковь сотрудничает с тем государством, на территории которого она действует.

Помимо социального аспекта, понятие «церковь» имеет вероучительный аспект и рассматривается как единство всех ее последователей — верующих прошлого, настоящего и будущего, прошедших через таинство крещения.

Догматически церковь рассматривается как мистическое тело, возглавляемое Иисусом Христом, посредством которого для последователей становится возможным будущее спасение.

Понятие церкви несколько переосмысливается в протестантизме с появлением учения о видимой (сообществе всех крещенных) и невидимой церкви (сообществе только спасенных)1.

Секта — (лат. sekta — школа, направление, учение, от лат. sequor — следую) — тип религиозной организации, отвечающий ряду религиозных признаков, например:

  • — претензии на избранничество (т.е. данная секта существует лишь для избранных);
  • — как правило, неприятие мира;
  • — добровольное религиозное обращение;
  • — сознательное вступление в секту и прямое членство в ней;
  • — отсутствие жесткого деления на клир и мирян, а также разветвленной бюрократической организации;
  • — в ряде случаев всеобщее священство;
  • — значительная роль харизматического лидера (как правило, основателя секты);
  • — менее формальное и более эмоционально-личностное богослужение;
  • — активная миссионерская деятельность;
  • — контроль за членством;
  • — как правило, склонность к социальному изоляционизму, замкнутость жизни, оппозиция по отношению к крупным историческим религиям, их вероучениям и культовой практике и часто — по отношению к нормам и ценностям государства, на территории которого функционирует секта.

В зависимости от пространственно-временных характеристик и состава участников совокупность признаков секты может варьироваться и в разной степени быть присуща гой или иной конкретной религиозной организации. Секта существует на протяжении жизни ее харизматического лидера, а затем постепенно начинает утрачивать свои характерные черты и либо вообще исчезает, либо превращается в деноминацию.

Помимо религиоведческого подхода, аксиологически нейтрально рассматривающего секту как один из типов религиозных организаций, наряду с церковью и деноминацией, термин «секта» на бытовом уровне в силу внешних идеологических факторов используется с негативной коннотацией, что, по существу, является некорректным при именовании тех или иных религиозных организаций.

В современном российском законодательстве юридическое понятие «секты» отсутствует и, следовательно, означающий его термин не может восприниматься критерием при оценке того или иного религиозного направления с правовой точки зрения1.

Деноминация (от лат. denominatio — перепаименовапие, обозначение, наделение специальным именем) — тип религиозной организации в христианстве. Термин «деноминация» был введен X. Р. Нибуром. Специфика деноминации заключается в том, что этот тип религиозной организации занимает промежуточное положение между сектой и церковью. Критериями отнесения религиозной организации к деноминационному тину могут служить следующие критерии, которые в зависимости от пространственновременных рамок существования той или иной деноминации могут либо превалировать, либо быть незначительными:

  • — синтез характеристик церкви и секты;
  • — институализация в социально-правовом ноле;
  • — определенная ограниченность распространения деноминации региональными или социальными рамками;
  • — численно большее, чем в секте, но меньшее, чем в церкви, количество последователей;
  • — приток новых верующих за счет семей членов деноминации;
  • — постоянное членство;
  • — принцип равенства всех членов;
  • — бюрократически-организационная структурированность;
  • — выборность руководителей общины;
  • — наличие административных и духовных должностей, занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян;
  • — регламентация жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в деноминации правил поведения;
  • — наличие внутриобщинной этики, системы бытовых предписаний и др.;
  • — сочетание оппозиционности и склонности к компромиссам в отношении других религиозных направлений;
  • — забота о материальном благосостоянии членов деноминации и самой религиозной организации в целом;
  • — сотрудничество с внешним миром, отсутствие идей изоляционизма, возможность для приема в деноминацию новых последователей (не членов семей), сочетающаяся с идеей собственного «богоизбранничества» наряду с открытостью для новых последователей;
  • — продолжающийся процесс формирования вероучения и культа, который носит ярко выраженный эмоционально-образный характер.

«Деноминация» может оставаться неизменной, но чаще всего она постепенно эволюционирует в сторону «церкви». Хотя при определенных обстоятельствах от нее могут отделяться небольшие группы, которые можно было бы именовать сектами исключительно в религиоведческом аспекте1.

Помимо религиоведческой типологии религиозных организаций, в российском законодательстве приводится и юридическая типология, в соответствии с которой классифицируются типы религиозных объединений.

Типы религиозных объединений — это набор признаков и критериев, по которым возможно провести сравнение и классификацию различных религиозных организаций и установить их типологию.

В соответствии со ст. 6—7 ФЗ о свободе совести все религиозные объединения разделены на два типа:

  • — религиозные организации;
  • — религиозные группы.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: наличие вероисповедания; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст. 6 ФЗ о свободе совести).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Все религиозные организации в зависимости от территории своей деятельности разделены на два типа: местные и централизованные.

Местной религиозной организацией считается та, которая состоит из не менее чем десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 ФЗ о свободе совести).

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст. 7 ФЗ о свободе совести).

Существенной стороной современного российского законодательства в сфере религии является отсутствие в нем классической типологии религиозных организаций, принятой в мировом религиоведении, включающей в себя в качестве основных три названных и охарактеризованных выше типа религиозных организаций: церковь, секту и деноминацию.

Решение второй задачи — устанавление религиозной принадлежности организации (т.е. определение религиозного направления, к которому она относится) — должно опираться на принятую в религиоведении типологию религий, в рамках которой выделяют различные типы религий.

Тины религий — это набор признаков и критериев, в соответствии с которыми возможно провести сравнение и классификацию различных религий мира, установить определенную типологию, включающую в тот или иной тип все религии, обладающие характерными для него признаками.

На протяжении последних полутора веков предлагались различные классификации религий — деление на истинные и ложные, национальные и индивидуальные религии, имеющие в своей основе письменные источники и не имеющие таковых, пистические и гностические, естественные и откровенные, политеистические, дуалистические, монотеистические, генотеистические и атеистические религии. Однако предложенные типологии содержат ряд недостатков.

Так, нормативное разделение религий на «истинные» и «ложные», где истинной считается «своя» религия, а ложными все остальные, свойственна не религиоведению, а конфессиональной теологии. Подобная классификация, по существу, нс отвечает объективным научным критериям, является субъективной и по естественным причинам заведомо предвзятой.

Классификация религий на имеющие в своей основе письменные источники и не имеющие таковых, более традиционна для стран Востока. При этом первые считаются более респектабельными, нежели вторые. Здесь снова присутствуют оценочные суждения, которых при научной классификации необходимо избегать.

Классификация религий на откровенные и естественные имеет весьма расплывчатые критерии. При попытке деления на национальные и индивидуальные религии, критерием является личность основателя религии — она либо анонимна, либо известна, и религия носит ее название. В первом случае это, например, брахманизм, а также древнегреческая, древнеримская, древнеславянская, древнегерманская, древнекельтская религии. Во втором — конфуцианство, даосизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам. В /данном случае при детальном анализе может быть обнаружено влияние отдельных индивидов или групп на формирование гой или иной религии. Более того, при рассмотрении индивидуальных религий очевидны также их вполне определенные и достаточно существенные заимствования из ранее существовавших традиций.

Еще одна классификация подразумевает деление всех религий на политеистические, дуалистические, генотеистические и монотеистические, принимая тем самым в качестве критерия или основания классификации веру в определенное количество богов и вытекающие из нее вероучение, культ и организационные структуры. Таким образом, ключевым признаком в данной классификации оказывается природа высшей силы.

Классик религиоведения Ф. Макс Мюллер предлагает классификацию религий, аналогичную классификации языков. Все многообразие религий мира он сводит к трем основным ветвям: арийской, семитской и турапской (северной и южной). В качестве недостатков его классификации религий можно отметить: во-первых, излишне жесткую связь между типологией языков и типологией религий, когда вторая полностью зависит от первой, без учета специфики религий в сопоставлении ее с языками; во-вторых, сама классификация языков Макса Мюллера признается современными лингвистами устаревшей, излишне схематичной и не отражающей существующего разнообразия языковых семейств.

Голландский теолог и религиовед Корнелис Тиле в работе «Основные принципы науки о религии» предлагает следующую классификацию религий:

  • 1) естественные религии. Высшие естественные религии, по Тиле — политеистические племенные религии, зооморфизм, магия. К естественным религиям Тиле относит ведизм, древиеегипетескую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнегерманскую, древнеримскую религии;
  • 2) этические религии, в рамках которых Тиле выделяет две ступени: партикуляристские (номистические) и универсалистские (мессианские) религии.

В терминологии современного отечественного религиоведения партикуляристским религиям соответствуют народностно-национальные (или национально-государственные) религии — конфуцианство, даосизм, брахманизм и др., а универсалистским — мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Помимо приведенных типов классификаций, выработанных классиками мирового религиоведения, существует еще целый ряд таковых, основанных на географическом, философском, этнологическом, феноменологическом и других принципах. Каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками. Так, географическая классификация отталкивается от ареала распространения религий, группируя их по признаку принадлежности к тому или иному региону. Наиболее известные примеры такой классификации — это религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.)" религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, буддизм махаяны, синтоизм); религии Индии (ранний буддизм, джайнизм, индуизм, сикхизм, буддизм хинаяны); религии Африки (включая племенные африканские культы); религии Америки; религии Океании (включая новозеландские и австралийские религии); религии Древней Греции и Древнего Рима.

Недостатки этой классификации очевидны. Во-первых, мировые религии вовсе не ограничены одним регионом распространения (например, ислам, христианство). Более того, возникнув в одном регионе, своего наибольшего развития и расцвета они достигали в другом (например, христианство, буддизм). Во-вторых, в одном и том же регионе могут присутствовать и, как правило, сосуществуют различные религии, зачастую весьма далекие друг от друга по сути своих вероучений, организации, культу, истории.

В этиологической классификации за основу обычно принимается раса. Соответственно, она включает в себя следующие религии: океанической расы, африканской расы, американской расы, монголоидной расы, отчего-то вмещающей в себя и арийцев, и индоариев, и семитов. Недостатки этой классификации тоже очевидны, ибо ряд религий исповедуется людьми различных рас, а представители одной и той же расы могут исповедовать разные религии.

Классификация религий известного антрополога Эдуарда Бернетта Тайлора включает в себя: культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. В основном автор пытается классифицировать лишь первобытные верования, в то время как все развитые религии включены им в два последних класса без выделения специфических признаков.

Как следует из этой классификации, в ее основу положены разноуровневые критерии, что делает ее практически неприемлемой для исследователей религии.

Философские классификации религий, авторами которых были Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Отто Пфлейдерер и другие мыслители, за основание принимают собственные философские принципы. Например, Гегель, исходя из своих общефилософских посылок, рассматривает все религии как ступени в постепенном развертывании Абсолютного Духа. В соответствии с этим все религии подразделяются им на три группы:

  • 1) природные религии, в основе которых лежит чувственный опыт — это, как правило, религии Востока;
  • 2) духовно-индивидуальные религии — иудаизм, древнегреческая и древнеримская религии;
  • 3) абсолютная религия — христианство.

Таким образом, оказывалось бы, что на момент составления классификации развитие религий уже завершено и нет места не только дальнейшему развитию уже существующих религий и возникновению новых, но и даже не упомянутых в ней таких крупных мировых религий, как ислам.

Эти недостатки представляются весьма существенными, а классификация Гегеля неприемлемой для современного религиоведения.

Феноменологическая классификация религий может быть рассмотрена на примере предложенной Герардусом ван дер Леувом. Все религии он подразделяет на религии уединенности и полета (древнекитайские религии, деизм XVHJ в.); религии борьбы (зороастризм); религии покоя (различные формы мистицизма); религии беспокойства (теизм); религии силы и формы (древнегреческая религия); религии бесконечности и аскетизма (религии Индии); религия «ничто» и страдания (буддизм); религия воли и послушания (иудаизм); религия величия и уничижения (ислам); религия любви (христианство).

Данная классификация чрезвычайно субъективна, в то время как научная классификация религий должна избегать субъективно-предвзятого характера и за основу в ней должны браться сущностные и типические черты религий с учетом специфики каждой из них. То есть классификация обязана учитывать как общие характеристики религии, так и особенности отдельных религий.

Поскольку в настоящее время существует более 5 тыс. религий, выработать некую единую и идеальную классификацию, учитывающую абсолютно все религиозное многообразие и все аспекты существования и развития религий, крайне трудно.

Эволюционный подход к религии был предпринят в классификации мировых религий американского ученого Роберта Нилли Белла. Эта классификация, охватывая все исторические формы религии, выделяет пять уровней ее развития:

  • 1) примитивные религии — тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, земледельческие культы;
  • 2) архаические религии — шаманизм, ранние и поздние национальные религии древних Греции, Рима, Китая, Индии;
  • 3) исторические религии — христианство, буддизм, ислам, в которых происходит усложнение религиозных форм;
  • 4) ранние современные религии, четко ориентированные на специфику своих конфессий;
  • 5) современные религии — модернизированные религии, неорелигии (сатанизм, Свидетели Иеговы, кришнаизм, дзен- (чань-) буддизм, саентология, последователи Рерихов, «трансцендентальная медитация» и др.), а также модифицированные варианты традиционных религий.

За основу сравнения Белла принимает степень религиозной дифференциации. Религиозные комплексы, возникающие на каждом этапе, имеющие схожие характеристики, он изучает и классифицирует по следующим категориям: система символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия.

Довольно широко распространен подход, при котором за основу классификации берутся структурные элементы религии, исходя из чего выделяют следующие типы религий:

  • 1) догматический (религии, в которых детально разработано вероучение и от верующих требуется его усвоение — например, католицизм);
  • 2) эмоционально-этический (религии, в которых особое внимание уделяется нравственному воспитанию верующего и осуществлению верующим моральных деяний — например, буддизм);
  • 3) ритуальный (религии, в которых особую роль играет выполнение религиозных обрядов);
  • 4) традиционалистский (религии, в которых существенное значение имеет способ осуществления религиозных обрядов, причем последние охватывают большое количество элементов древних народных верований и обычаев).

В отечественной науке о религии наиболее устоявшейся и научно обоснованной считается классификация религий, впервые использованная основателем Тюбингенского ежеквартального теологического журнала Иоганном Себастьяном Дреем в 1827 г.

И. Дрей первым предложил ввести различие между национально-государственной и мировой религиями и использовать его как принцип классификации. Позднее этот принцип приобрел большую популярность, его придерживались многие исследователи религии. Принятая сегодня большинством отечественных религиоведов классификация религий в своей основе имеет принцип объединения всех известных истории и существующих ныне современных религиозных направлений, имеющих сходные черты, в соответствующие группы.

Во-первых, это родоплеменные религии, включающие в себя фетишизм, тотемизм, магию, анимизм и другие верования.

Во-вторых, это народностно-национальные (этно-локальные или государственно-национальные) религии. Обычно данные религии не выходят за рамки определенной этнической общности. Они вырастают из общественных и политических условий каждого народа и тесно связаны с этими условиями. Как правило, принадлежность к тому или иному народу отождествляется с принадлежностью к той или иной религии и наоборот.

К народностно-национальным религиям принято относить религии государств Древнего Востока и античного мира, а также религии некоторых народов Центральной Америки. Большая часть народпостно-национальных религий давно исчезла, сохранились лишь немногие из них. Это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, маздаизм и зороастризм среди потомков древних иранцев в Индии и в Иране, индуизм в Индии и в некоторых других странах, наконец, иудаизм в государстве Израиль и среди евреев, проживающих в разных регионах мира в диаспоре.

Каковы же особенности этого исторического типа религий?

  • 1. Прежде всего, господство политеизма (многобожия). Из всех народностно-национальных религий только иудаизм и, с некоторыми оговорками, зороастризм «доросли» до идеи монотеизма, остальные же имели разветвленные пантеоны богов. Внутри этих пантеонов существовали сложные иерархии, выстроенные по принципу господства-подчинения. Высшее место в таких иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями. В один ряд с небесными богами в политеистических религиях ставились божества земли. Очень высокое место в политеистической иерархии занимали боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для того периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование племенных союзов и государств, соответственно чему происходил и синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона часто оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм — одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителем лишь одного из множества богов и поклоняется только ему.
  • 2. По мере развития религиозных представлений изменяется и внешний облик богов. На смену зооморфизму — поклонению богам в образе животных — пришел антропоморфизм — поклонение богам в человеческом облике. Но боги политеизма становятся не только антропоморфитами, они становятся также богами социоморфитами, наделяясь во все большей степени атрибутами общественной жизни с выполнением строго фиксированных социальных функций.
  • 3. Особую роль в народностно-национальных религиях играла обрядность, которая при отсутствии жесткой догматизации религиозных представлений выступала в качестве основного показателя религиозной принадлежности. Вся жизнь верующего человека была подчинена религиозным предписаниям и запретам. Они касались пищи, туалета, распорядка дня, отношений между мужчинами и женщинами и т. п. Например, в иудаизме существует 613 религиозных предписаний и запретов. Это делало и до сих пор делает в подобных случаях практически невозможным общение между сторонниками разных религий. Мистерии, жертвоприношения, богослужения, совершавшиеся под руководством жрецов, приобретали все более сложный и регламентированный характер. Такой важный элемент религиозного культа, как молитва, которая первоначально была свободным порывом человеческой души, превращается в застывшую формулу. Точное произнесение этой формулы считалось необходимым условием для исполнения богами обращенных к ним просьб.
  • 4. Жречество в большинстве народностно-национальных религий становится профессиональным. Оторвавшись от практической жизни, жрецы предаются созерцательной деятельности, создают сложные религиозномифологические системы, соответствующие метафизическим и естественно-научным представлениям своего времени. Они становятся важной частью общественной элиты и, но своему влиянию не уступают, а иногда даже и превосходят светскую власть.
  • 5. С возникновением письменности у некоторых народов формируются обширные своды священных текстов и комментариев к ним. К народностно-национальным религиям, имеющим священные тексты, относятся конфуцианство, даосизм, индуизм, зороастризм и иудаизм. Наличие таких текстов и комментариев облегчает задачи религиоведов, позволяя достаточно точно реконструировать историю той или иной религии. Сложнее обстоит дело с теми религиями, свидетельства о которых мы получаем косвенным путем — по результатам археологических изысканий, из мифологических преданий, упоминаний в художественной, исторической, юридической, географической литературе. Например, мы поразительно мало знаем о религии древних славян, поскольку они не имели священных текстов и все наши знания основываются на косвенных источниках.

В-третьих, это мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Все мировые религии возникли в условиях кризиса традиционных общественных устоев.

Их первой особенностью является их универсализм, т. е. обращенность ко всем народам независимо от национальности, языка, страны проживания и подданства.

Вторая особенность мировых религий состоит в том, что они значительно упростили культ, отказавшись от специфически национальной обрядности, которая разделяла людей и затрудняла прозелитизм.

Третей особенностью мировых религий является эгалитаризм — призыв к равенству и справедливости, и одинаковый для всех, независимо от материального положения или социального статуса, путь к спасению.

Такова наиболее распространенная современная классификация религий, которой придерживаются большинство отечественных и ряд зарубежных религиоведов. Из нее отчетливо следует, что во всех наиболее существенных моментах эта классификация опирается на ключевые, хотя порой и небесспорные идеи, которые были выдвинуты классиками мирового религиоведения более полутора веков тому назад[2].

В-четвертых, это новые религиозные движения (НРД) или новые религии, также обладающие рядом характерных черт, к числу которых можно отнести следующие:

  • — религии, возникшие недавно и существующие на протяжении жизни одного поколения верующих;
  • — религии, признающие вероучительные положения, существенно расходящиеся с вероучением «исторических» религий;
  • — религии, не имеющие укорененности в социокультурном пространстве страны или региона нахождения;
  • — религии, имеющие в числе последователей, как правило, неофитов, пришедших в НРД благодаря миссионерской деятельности последних, а не воспитанию в семье;
  • — религии, опирающиеся на авторитет харизматических лидеров, возвестивших «истинное учение»[3].

Исходя из вышеизложенного эксперт должен соответствующим образом классифицировать исследуемую им религию, относя ее к тому типу, которому соответствуют ее черты.

Далее, изучив религиозную литературу, сакральные тексты, посетив богослужения или другие формы отправления культа, и на основании выработанной типологии эксперт конкретизирует, к какой именно религии или религиозному направлению относится та или иная религиозная организация.

То есть при ответе на второй вопрос эксперт рассматривает:

  • — во-первых, генезис религиозных воззрений и практик и, соответственно, делает вывод о типе религии;
  • — во-вторых, институциональную принадлежность и, соответственно, называет конкретную религию или религиозное направление, к которой принадлежит данная религиозная организация или группа.

Решение третьей задачи — выявление соответствия между заявленными и фактическими формами деятельности, соответствия культовой и внекультовой практики уставным видам деятельности. Если у эксперта нет сомнений в религиозном характере организации и определении ее конфессиональной принадлежности, он решает третью задачу — исследует документы религиозной организации, в первую очередь, Устав, а затем, посещая данную организацию, выясняет, насколько ее практическая деятельность соответствует ее видам, перечисленным в уставных документах.

При решении поставленной задачи необходимо использовать методы включенного и нсвключенного наблюдения, а также содержательный и контент-анализ документов.

В этой связи необходимо обратить внимание, что основным принципом подобного исследования должна быть аксиологическая нейтральность, что означает заключение в скобки личных взглядов, личной мировоззренческой позиции и личной шкалы ценностей исследователя, т. е. полное абстрагирование от них при подготовке экспертного заключения. Помимо этого, крайне важна эмпатия (сопереживание, «вчувствовавание») исследователя по отношению к объекту своего исследования.

Решение четвертой задачи. Если перед экспертом стоит вопрос о том, возможна или нет государственная регистрация данного религиозного объединения (задача государственной религиоведческой экспертизы), то в исследовании ему необходимо определить соответствие системы ценностей исследуемого религиозного направления социально значимым ценностям, принятым в обществе. Требуется определить, не противоречат ли нормы, устанавливаемые для последователей религиозного учения, общественным моральным нормам и соответствующим положениям законодательства страны.

При анализе отношения религиозного объединения к обществу, его установкам и ценностям эксперт должен выявить ценностные и нормативные установки движения, регулирующие социальное поведение его членов.

К наиболее важным вопросам экспертизы относятся:

  • — во-первых, выявление смысла и ценности человеческой жизни, особенно в сравнении с другими ценностями. Из этого вытекают установки по таким социально значимым вопросам, как возможность лишения человека жизни, самоубийства, отношение к здравоохранению, в частности к отдельным его методам, к приему различных веществ (алкоголя, наркотиков, курения, пищевых ограничений и т. п.);
  • — во-вторых, это комплекс вопросов, связанных с особенностями межличностных отношений, в том числе отношения к семье и браку;
  • — в-третьих, отношение к государственному устройству, к представителям различных религиозных, этнических групп, социальных слоев, тендерным отношениям и т. п.

Религиоведческая экспертиза, проводимая как при регистрации религиозных организаций, так и при анализе содержания распространяемой религиозной продукции, имеет конечной целью выявление в анализируемом материале наличия либо отсутствия определенных объективных признаков, которые могут впоследствии послужить основанием для принятия решений соответствующими государственными органами.

Следует особо подчеркнуть, что выявляемые признаки должны иметь юридически значимый характер в контексте светского законодательства РФ.

Тем не менее характерные особенности, присущие каждому конкретному религиозному направлению, определяют состав и особенности признаков, являющихся объектом выявления при проведении религиоведческой экспертизы. Это означает, что эксперту-религиоведу необходимо обладать достаточно высоким уровнем квалификации, обеспечивающим глубокое знание особенностей конкретного религиозного направления, к которому относится изучаемый материал или исследуемая организация.

Важно подчеркнуть, что в процессе экспертного исследования необходимо отмечать разницу между идеальной системой ценностных суждений и реальными особенностями. Эксперт не должен идеализировать отдельные установки изучаемых религиозных феноменов, а детально и методично исследовать все возможные аспекты представленного учения.

В ходе объективного рассмотрения представленного религиозного учения эксперт должен дать заключение, которое может стать основанием для вынесения судом решения о допустимости или недопустимости регистрации — признания его обществом и государством. Эксперт должен выявить все реальные, практические проявления деятельности движения и поступки его последователей, соотнеся эту систему религиозных ценностей с системой социально значимых ценностей и поведенческих установок, принятых в обществе.

Решение пятой задачи связано с психолого-лингвистическим анализом содержания печатной, аудиовизуальной и иной продукции, принадлежащей исследуемому религиозному объединению, что позволяет выявить наличие или отсутствие в них признаков, на основании чего суду предоставляется возможность оценить их на предмет содержания или отсутствия элементов экстремизма.

При проведении исследования и подготовке ответов на поставленные перед экспертом вопросы, помимо использования общих методов, которые будут рассмотрены ниже, необходимо учитывать один весьма существенный для любой религии или религиозного направления факт — последователи любой религии или религиозного направления считают полностью истинными свою религию или религиозное направление.

Это является установленным и многократно проверенным фактом, и было бы по меньшей мере странно, если верующие, будучи сторонниками одной религии, истинной считали другую. Вера в истинность именно своей религии порождает верность выбранному пути и уверенность в его позитивности, что не означает демонстрации превосходства. Такая уверенность подчеркивает лишь тот факт, что в данной религиозной организации собрались искренне верующие люди, с целью совместного исповедания своей веры и с готовностью делиться ею с другими, а не с какими-то иными целями. Люди верят в сверхъестественное и поклоняются ему так, как принято в традиции религиозного направления, последователей которого они представляют. Они рассказывают другим о своей вере, с целью поделиться с ними своими чувствами и религиозным опытом, искренне полагая, что именно их путь к Богу является оптимальным, в чем нет ничего противозаконного, оскорбительного или разжигающего вражду.

В религиозной литературе, как правило, человеческие поступки делятся на праведные и греховные. В зависимости от того, какие поступки человек совершал в жизни, его ждет соответствующая перспектива после смерти. Это общее положение в различных религиозных направлениях варьируется, но суть или ядро представлений остаются неизменными. Грешниками признаются все те, кто нс является сторонником данной религии и, естественно, таковые рассматриваются как лишенные в перспективе блага (в первую очередь, духовного, связанного с верой в Бога) и ограниченные в благах наличного бытия. Напротив, если человек является членом религиозной организации, исполняя все заповеди и предписания религии, следуя определенным запретам, то он наделяется благами.

Такой подход присущ абсолютно всем религиям и религиозным организациям, что находит отражение в их религиозной литературе.

Религиозному сознанию вообще свойственно удвоение мира — с одной стороны, на потуи посюсторонний, а с другой — дихотомия посюстороннего мира на собственных единоверцев и всех остальных людей. Эта характерная и присущая всем религиям особенность определяет позиции любых религиозных организаций — от малочисленных до включающих в себя миллионы последователей. Естественно, что сторонники той или иной религии считают истинной только свою религию, а все другие — более или менее ярко выраженными заблуждениями.

Иисус Христос почти в каждой своей проповеди, зафиксированной в той части Библии, которая называется Новым Заветом, подчеркивал непохожесть своей веры на все другие, в частности на иудейскую и языческую, жестко противопоставляя им свое учение.

Возникновение и утверждение христианства, как и других мировых религий — буддизма и ислама, — было связано с жестким утверждением их основателями — Иисусом, Буддой, Мухаммадом — исключительной истинности своих вероучений и призыва своих сторонников к защите истин веры любым путем (в соответствии с Кораном в исламе, например, восемь месяцев в году каждый мусульманин должен вести войну с неверными — и мечом, и словом).

Если какая-либо религиозная организация не утверждала бы, что именно ее вероучение является истинным, претендуя тем самым на исключительность, и на основе тезиса об истинности своего учения не занималась распространением письменной и устной информации о своей религии (миссионерской деятельностью), она не могла бы рассчитывать на развитие и поддержание своего существования. Только заявление о том, что именно данная религия песет «истину в последней инстанции», подразумевающее, что все другие не таковы — т. е. «ущербны», «неистинны», «ложны», — является основой миссионерского расширения и увеличения числа сторонников любого религиозного направления.

Наиболее наглядным и общеизвестным примером этой закономерности, в частности, можно считать опыт Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ), где существует и активно функционирует миссионерский отдел, созываются съезды православных миссионеров и др. Такая ситуация вполне нормальна как для РПЦ, так и для любых других религиозных объединений. В христианской традиции и апостолы, и члены раннехристианских общин стремились — и как показала история, весьма успешно — убеждать язычников и иудеев в истинности своей религии, хотя в этот период они во многом пошли, но пути ассимиляции с культовыми практиками язычества или теологического осмысления отдельных проблем в иудаизме.

Таким образом, подчеркивание истинности своей религии и ложности других является характерной чертой любого религиозного сознания, что не свидетельствует о его агрессивном неприятии «инаковости» или пропаганде собственной исключительности и превосходства в противовес всему остальному, как неполноценному.

Этот подход к специфичности религий должен учитываться экспертом непременно. В противном случае практически все религии или религиозные направления следовало бы заведомо отнести к экстремистским организациям, а религиозную литературу — к экстремистской.

Абсурдность подобной точки зрения была подтверждена и законодательно. Так, осенью 2015 г. Президент РФ В. В. Путин внес законопроект, согласно которому «особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами». Таким образом, звучавшие на протяжении ряда лет заявления религиоведов о том, что сакральные тексты не могут оцениваться на уровне обычной литературы и подвергаться анализу на предмет экстремистских призывов в них, были услышаны.

23 ноября 2015 г. Президент РФ В. В. Пу гин подписал закон, согласно которому перечисленные четыре священных писания традиционных религий не могут признаваться экстремистскими. Под действие закона подпадают цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура[4]. Относительно других священных текстов этих и других религий вопрос остается открытым.

Необходимо также отметить, что решение данной пятой задачи, как правило, осуществляется в процессе производства комплексной экспертизы, когда наряду с религиоведческой экспертизой проводятся также лингвистическое и психологическое исследования.

  • [1] См.: Аринин Е. И. Религиоведение. М.: Академический проект, 2004. С. 288—309. В приложении автор приводит 100 определений религии, разделив их па две группы: поминальныедефиниции и реальные, или содержательные, дефиниции.
  • [2] См.: Элбакян Е. С. История религий: учеб, пособие. М.: ИД АТиСО, 2014. С. 19—25.
  • [3] См.: Элбакян Е. С. Новые религии западного происхождения в современной России: общие характеристики и специфические черты // Новые религии в России: двадцать летспустя. М.: «Древо жизни», 2013. С. 113—114.
  • [4] См.: Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ «О внесении измененияв Федеральный закон „О противодействии экстремистской деятельности“».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой