Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая оценка и контроллинг социально ответственной деятельности организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Где кСОБ — коэффициент, отражающий комплексную оценку социальной ответственности бизнеса организации; кРдв— коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации для осуществления ее политики добросовестного взаимодействия с партнерами относительно их базовой величины; fcp — коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации для функционирования ее системы менеджмента качества… Читать ещё >

Экономическая оценка и контроллинг социально ответственной деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • сущность процесса формирования экономической оценки социально ответственной деятельности организации;
  • • определение и содержание контроллинга социально ответственной деятельности организации;

уметь

  • • проводить экономическую оценку социально-ответственной деятельности организации;
  • • исследовать текущее состояние контроллинга социально ответственной деятельности организации;

владеть

  • • навыками систематизации информации для экономической оценки социально ответственной деятельности организации;
  • • понятийным аппаратом в области контроллинга социально ответственной деятельности организации.

Методика оценки уровня социально ответственной деятельности организации

Сложившаяся практика функционирования российских организаций, а также необходимость дальнейшего совершенствования рыночных отношений предполагают не просто осуществление социально ответственных действий, но и необходимость в их постоянном мониторинге, предполагающем учет, оценку, анализ и контроль запланированных и осуществленных расходов, а также полученных доходов.

Методика оценки уровня социально ответственной деятельности организации основана на сложившейся практике экономико-статистических исследований и предполагает определенную последовательность действий:

  • • определение абсолютных значений показателей, отражающих расходы и доходы организации, которые подтверждают социальную направленность ее деятельности;
  • • формирование системы относительных индикаторов, подтверждающих уровень социальной направленности расходов и доходов организации;
  • • расчет комплексного показателя, характеризующего соответствие фактического уровня расходов организации, связанных с социальной ответственностью бизнеса, определенному «эталону», которым могут быть следующие показатели:
    • — планируемые или нормативные значения анализируемых показателей (при наличии);
    • — лучшие или средние значения исследуемых показателей (как по отрасли в целом, так и по городу/региону);
  • • определение мнения заинтересованных сторон относительно величины конкретных расходов организации, связанных с ее социальной ответственностью.

Действие первое. Определение абсолютных значений показателей, отражающих расходы и доходы организации по всем возможным направлениям ее социально ответственной деятельности.

Согласно классификационному признаку «наименование видов деятельности», может быть рекомендована следующая модель формирования текущих социально ответственных расходов организации:

Экономическая оценка и контроллинг социально ответственной деятельности организации.

где РСОБ — расходы организации, связанные с социальной ответственностью бизнеса; Рдв — расходы организации, связанные с политикой добросовестного взаимодействия с партнерами; PTQM — расходы организации, связанные с системой менеджмента качества (TQM — total management of a quality); Рэп — расходы организации в целях осуществления своей экологической политики; Ркп — расходы организации в целях осуществления своей кадровой политики; РН1! — расходы организации в целях осуществления своей налоговой политики; Рсп — расходы организации в целях осуществления своей социальной политики; Рдп — расходы организации в целях осуществления своей дивидендной политики.

Анализ динамики этих показателей позволяет выявить закономерности, характеризующие особенности социальной ответственности конкретной организации, а исследование полученных данных в структуре за различные отчетные периоды — получить сведения о направлениях ее социально ответственной деятельности. Указанные аналитические процедуры необходимы для принятия наиболее эффективных управленческих решений по вопросам рациональной организации социально ответственной деятельности в целях повышения уровня конкурентоспособности бизнеса при прочих равных условиях.

От социально ответственной деятельности организации могут получать следующие виды доходов:

Экономическая оценка и контроллинг социально ответственной деятельности организации.

где ДСОб — доходы организаций, связанные с социальной ответственностью бизнеса; Ддв — дополнительные доходы организаций от осуществления своей политики добросовестного взаимодействия с партнерами (например, доходы в виде полученных от i-ro вида поставщиков j-ro вида скидок); ДщМ — дополнительные доходы организаций, связанные с системой менеджмента качества (например, доходы от реализации патентов i-ro вида для j-ro вида продукции — товаров, работ или услуг); Дэп — доходы организаций от осуществления своей экологической политики (например, доходы i-ro вида от функционирования j-ro вида экологических объектов); Дси — доходы организаций от осуществления своей социальной политики (например, доходы i-ro вида от функционирования j-ro вида социальных объектов).

Действие второе. В целях устранения влияния фактора «масштабы бизнеса» на оценку уровня социально ответственной деятельности различных организаций, целесообразно использовать относительные показатели, характеризующие социально направленные расходы организации в соотношении со следующими показателями: 1 руб. чистой прибыли, 1 руб. (1 ед.) реализованной продукции, 1 чел. (исходя из общей численности персонала организации или численности социальной группы, заинтересованной в определенных видах социально ответственных расходов организации).

Действие третье. Определение различных относительных показателей, характеризующих соответствие фактических значений расходов организации, связанных с социальной ответственностью бизнеса, определенному «эталону» или базовым величинам, в качестве которых могут использоваться следующие показатели: планируемые или нормативные (при наличии), лучшие или средние значения (по отрасли) и т. п. (табл. 18.1).

Таблица 18.1

Возможные базы сравнения для определения относительных показателей

Виды расходов, связанных с социальной ответственностью бизнеса

Возможные базы сравнения

1. Расходы организации, связанные с осуществлением своей политики добросовестного взаимодействия с партнерами.

Лучшие, средние или нормативные значения (по отрасли, городу/региону).

2. Расходы организации, связанные с функционированием системы менеджмента качества (текущие расходы и инвестиции).

3. Расходы организации, связанные с осуществлением своей экологической политики (текущие расходы и инвестиции).

Виды расходов, связанных с социальной ответственностью бизнеса

Возможные базы сравнения

4. Заработная плата; расходы на развитие персонала и социальный пакет.

5. Налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды (уплаченные).

Начисленные по декларациям суммы налогов и сборов.

6. Расходы организации, связанные с осуществлением своей социальной политикой (текущие расходы и инвестиции).

Лучшие, средние или нормативные значения (по отрасли, городу/региону).

7. Дивиденды (уплаченные).

В настоящее время ряд социально ответственных расходов организаций имеет определенные законодательно установленные нормативы. Так, например, существуют отраслевые стандарты, устанавливающие нормативы по предоставлению работникам, в случае их занятости во вредных и опасных производствах, специальной обуви и специальной одежды. Прочие нормативы еще предстоит разрабатывать и утверждать.

Кроме того, до настоящего времени еще не все публичные компании информируют заинтересованные стороны о своей социальной ответственности бизнеса, поскольку представление годового «социального отчета» не является обязательным условием для организаций, заканчивающих очередной финансовый год. Соответственно, не существует доступной базы данных с указанной информацией, что затрудняет расчеты показателей относительно средних или лучших значений по выбранной базе сравнения. Например, в системе Bloomberg в 2015 г. была представлена информация о более чем 70 тыс. организаций, ценные бумаги которых продаются на различных рынках ценных бумаг. Но из указанных организаций только 3,7 тыс. представляют социальные отчеты, из которых только у одной трети эти отчеты заполнены более чем наполовину.

Переход к относительным показателям, отражающим уровень социально ответственной деятельности организации, дает возможность формировать комплексный индикатор, используя общепринятую в теории статистики методику. При этом аддитивная модель, рассчитанная по нижеприведенной формуле, позволяет представить комплексную оценку социальной ответственности бизнеса организации:

Экономическая оценка и контроллинг социально ответственной деятельности организации.

где кСОБ — коэффициент, отражающий комплексную оценку социальной ответственности бизнеса организации; кРдв— коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации для осуществления ее политики добросовестного взаимодействия с партнерами относительно их базовой величины; fcp — коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации для функционирования ее системы менеджмента качества, относительно их базовой величины; — коэффициент, отражающий уровень инвестиций организации в свою систему менеджмента качества относительно их базовой величины; кРэи — коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации, связанных с ее экологической политикой, относительно их базовой величины; /сИэп — коэффициент, отражающий уровень инвестиций организации, связанных с ее экологической политикой, относительно их базовой величины; кзи — коэффициент, отражающий выплату конкурентоспособной заработной платы по организации относительно ее базовой величины; /ссП — коэффициент, отражающий уровень расходов организации, направленных на социальный пакет и развитие персонала, относительно их базовой величины; /ссВ— коэффициент, отражающий полноту уплаты организацией всех социальных взносов во внебюджетные фонды, включая негосударственные; кн — коэффициент, отражающий полноту уплаты организацией всех налогов и сборов в бюджет; кР — коэффициент, отражающий уровень текущих расходов организации, связанных с осуществлением ею своей социальной политики (к указанным расходам относятся, например, благотворительность, материальная и спонсорская помощь, единовременные дополнительные выплаты персоналу, социально значимые продажи и т. п.), относительно их базовой величины; /сИсп — коэффициент, отражающий уровень инвестиций организации, связанных с осуществлением ею своей социальной политики, относительно их базовой величины; кР^ — коэффициент, отражающий уровень расходов организации в целях осуществления своей дивидендной политики относительно их базовой величины.

При этом аналитическая модель комплексной оценки социально ответственной деятельности может предполагать введение различных весовых коэффициентов для уточнения степени влияния на уровень комплексного индикатора значимости отдельных направлений социально ответственной деятельности организации (табл. 18.2). При указанном введении различных весовых коэффициентов не меняется экономический смысл осуществляемых аналитических процедур.

Таблица 18.2

Основные варианты весовых коэффициентов для аналитической модели комплексной оценки социально ответственной деятельности

Показатели

1 вариант

2 вариант

Экономическая сущность введения весовых коэффициентов.

Все направления социально ответственной деятельности организации равнозначны.

Экологическая, кадровая и налоговая политика в 2 раза более значимы, чем остальные виды деятельности.

Показатели.

1 вариант.

2 вариант.

Значения весовых.

0,0833.

0,0555 или 0,1111.

коэффициентов.

соответственно.

Суммарное значе;

].

ние всех весовых.

коэффициентов.

Следует подчеркнуть, что основным условием для интерпретации полученных результатов является доступность информации о методике расчета сводного коэффициента и его компонент, с учетом используемых весовых коэффициентов, а также концептуальное единство методологии определения показателей как за разные отчетные периоды, так и по нескольким организациям.

В связи с тем, что каждый из рассматриваемых коэффициентов по отдельному направлению социально ответственной деятельности (от кРдв до /сРдп) стремится к 1 (в случае очень высокой степени социальной ответственности бизнеса), общий коэффициент, характеризующий уровень социально ответственной деятельности организации в целом (/сС0Б) будет близок к 12.

Шкала для оценки уровня социально ответственной деятельности организаций представлена в табл. 18.3.

Безусловно, если в организации отсутствуют некоторые направления социально ответственных расходов, то предельное значение комплексного индикатора и шкала оценки должны быть скорректированы соответствующим образом.

Таблица 18.3

Шкала для определения уровня социальной ответственности организации

Уровень социальной ответственности.

Экономический смысл: «Социальные обязательства организации выполняются на уровне … от значений базовых величин».

Шкала оценки значений коэффициентов.

Очень низкий.

…0—30%…

3,6 >Аб >0.

Низкий.

…30—60,0%…

7,2 >к^ >3,6.

Средний.

…60—80%…

9,6>А^0б 47,2.

Высокий.

…80—90%…

10,8 > &соб 4 9,6.

Очень высокий.

…90—100%…

12,0> /ссоб > 10,8.

Действие четвертое. Определение уровня социальной ответственности организации с учетом мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон предполагает оценку социальной направленности бизнеса со стороны (табл. 18.4).

Ожидания от бизнеса различных социальных групп1

Наименование сторон.

Ожидания заинтересованных сторон.

Внутренние заинтересованные стороны.

1. Совет директоров[1][2]

Высокий уровень прибыли; длительная жизнеспособность организации; инвестиции в производственную и социальную сферу.

2. Работники.

Конкурентоспособная заработная плата и «социальный пакет»; оптимальные условия работы; удовлетворение материальных и нематериальных потребностей; охрана здоровья; соблюдение трудовых прав.

Внешние заинтересованные стороны.

3. Бизнес;

партнеры.

(поставщики, подрядчики, покупатели и заказчики).

Добросовестные взаимодействия (включая всех бизнес-партнеров и негосударственные организации); устойчивость бизнеса; выполнение обязательств, соблюдение этических норм; конкурентоспособное соотношение цены и качества продукции (товаров, работ или услуг); соблюдение экологических стандартов в процессе производства.

4. Органы государственного (местного) управления.

Соблюдение организацией законодательных требований; соблюдение экологических стандартов в процессе производства; вклад организации в процветание общества; антикоррупционная деятельность организации и прозрачность ее бизнеса.

5. Окружающее сообщество (общественность и негосударственные организации).

Соблюдение организацией законодательных требований, а также деятельность в рамках концепции «корпоративного гражданства»; вклад в развитие окружающего сообщества; соблюдение экологических стандартов в процессе производства; устойчивое социально-экономическое развитие; создание новых конкурентоспособных рабочих мест, открытие новых производств и новых видов бизнеса.

Общую сумму расходов организации, связанных с ее социально ответственной деятельностью, целесообразно планировать с учетом ожиданий пяти указанных заинтересованных сторон, как аддитивная модель совокупных ожиданий (по суммам отдельных видов расходов). При этом в модель могут быть включены различные весовые коэффициенты, характеризующие значимость влияния различных заинтересованных сторон на фактическую величину социально ответственных расходов.

Особое влияние на бизнес оказывают его собственники, которые, по существу, определяют всю стратегию его развития, а также органы власти. Например, может быть проведен социологический опрос населения города (региона) по вопросам установления суммы ожидаемых социально ответственных расходов организации со стороны окружающего сообщества. Результаты указанного опроса могут быть указаны в решении Городского собрания или Правительства области, утвержденном соответственно Главой города или Губернатором. Целесообразно кроме абсолютных значений показателей, характеризующих социально ответственные расходы конкретной организации, рассчитать различные относительные параметры. В знаменателе относительных показателей будет «численность населения города» (региона), где расположена организация.

В результате исследований социально ответственной деятельности организаций по изложенной методике появляется возможность рассчитать абсолютную и относительную величину расходов, связанных с социально ответственной деятельностью, учитывающую мнение всех заинтересованных сторон, а также сравнить уровень социальной ответственности организаций, местоположением которых являются разные города (регионы).

  • [1] Ожидания внутренних и внешних заинтересованных сторон систематизированы Харитоновой Н. А. и Харитоновой Е. Н.
  • [2] В совет директоров организации, как правило, входят крупные собственникии «независимые директора» (в крупных публичных компаниях).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой