Сравнительный анализ порядка исчисления НДС в России и в Японии
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара… Читать ещё >
Сравнительный анализ порядка исчисления НДС в России и в Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
работы состоит в том, что образование и развитие мирового хозяйства обуславливает выход производительных сил, факторов производства за рамки национальных государств. Возникает большая свобода перемещения всех элементов хозяйственной деятельности: капитала, труда, финансов. В условиях глобализации современной экономики и развития интеграционных процессов первоочередной задачей становятся гармонизация налоговых систем. Гармонизация налоговых систем означает, систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международное сообщество.
Изучение налоговых систем зарубежных стран дает возможность уяснить общие закономерности развития и функционирования налогового механизма, а также учитывать опыт налогообложения государств со сложившейся рыночной экономикой.
Целью данной работы является изучение механизма начисления и взимания налога на добавленную стоимость на примерах налоговых систем Российской Федерации и Японии, оценка его эффективности, определение путей совершенствования.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
Определение и понятия и экономической роли налога на добавленную стоимость;
Исследование нормативно-правовой базы осуществления начисления и взимания НДС;
Выявление достоинств и недостатков рассматриваемого механизма.
Все перечисленные задачи выполняются на основе сравнительного анализа налоговых систем России и Японии.
Глава 1. Возникновение и развитие НДС
1.1 История возникновения НДС
НДС в системе косвенного налогообложения появился лишь в конце 60-х годов 20-го века. Модель универсального многоступенчатого некумулятивного косвенного налога, разработанная французским экономистом Мишелем Лоре, успешно используется в более сотни стран мира. Вместе с тем, не все теоретические вопросы построения данного налога полностью решены. Предметом научно-практической дискуссии остаются вопросы обоснования величины налоговой ставки и экономической целесообразности ее дифференцирования; эффективности использования при исчислении налога метода косвенного вычитания, а также вопрос преимущества НДС перед другим косвенным налогом: налогом с продаж.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после первой мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период второй мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения — розничной торговли — такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран — членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По состоянию на 1992 г. (год, когда этот налог был введён в России), по данным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.
1.2 Эволюция НДС в России
В Российской Федерации НДС был введён с 1992 года, заменив ранее действовавший в СССР налог с оборота.
За время существования НДС в налоговой системе РФ был сформирован комплексный механизм его исчисления и уплаты. Многочисленные изменения налогового законодательства за 1992 — 2008 годы были направлены на достижение более полного соответствия данного механизма потребностям развивающейся рыночной экономики, на повышение его эффективности в целом. Однако представители государственной власти, науки и бизнес — сообщества отмечают, что сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной. При общем увеличении доли добавленной стоимости в ВВП темп роста сумм налоговых вычетов по НДС превышает темп роста начисленных к уплате сумм налога. В результате сложилась негативная тенденция устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета плательщикам НДС. При этом в основе данной тенденции лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при исчислении НДС по экспортно-импортным операциям принципа «страны назначения», а также наличие неизбежных «лазеек» в налоговом законодательстве, позволяющих налогоплательщикам различными легитимными способами минимизировать платежи НДС), так и субъективные (рост числа фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).
Острота и недопустимость сложившейся ситуации с поступлениями НДС в бюджетную систему стали основой для появления идеи замены НДС на другой вид косвенного налога, а именно, налога с продаж. Данное предложение по изменению состава косвенных налогов в российской налоговой системе особенно активно дискутировалось в 2002 — 2007 годах и не потеряло актуальности до настоящего времени. Сторонники сохранения НДС в составе российской налоговой системы видят решение проблемы повышения собираемости НДС в поиске новых эффективных способов его администрирования. Однако в научных спорах по вопросу коренного реформирования НДС и замены его на налог с продаж к настоящему времени единая позиция не достигнута.
Следует отметить, что «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы», а также «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», разработанными Минфином России и одобренными Правительством РФ, совершенствование налогового администрирования, в том числе НДС, принято в качестве главной задачи. Эффективное решение поставленных задач возможно на основе дальнейшего развития теории налогового администрирования, которая является сравнительно новым направлением в общей теории налогов. В российской экономической науке теория налогового администрирования активно формировалась в 2000 — 2007 годах, в настоящее время решены ее основные концептуальные задачи. Вместе с тем, отдельные положения данной теории нуждаются в дальнейшем развитии, в частности, необходимо разграничение понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налогов», а также выявление содержания последнего. Дополнительной научной разработки требует проблема поиска практических мер повышения администрирования НДС, что обусловлено как сложностью механизма исчисления данного налога, так и его особым статусом в налоговой системе Российской Федерации.
Динамика законодательной ставки НДС в период 1992 — 2008 гг. подтверждает общую тенденцию в российской налоговой политике к снижению номинальной налоговой нагрузки. В 1992 г. ставка НДС составляла 28%, с 1993 по 1995 — 20%, с 2004 года она снижена до 18%. С 1992 года в Российской Федерации наряду с основной ставкой НДС (20%) была установлена пониженная ставка НДС в размере 10%. В 2007 -2008 годах активно начал дискутироваться вопрос о необходимости дальнейшего снижения ставки НДС. Лишь начавшийся мировой финансово-экономический кризис отодвинул данный вопрос на второй план Все предложения по снижению законодательной ставки НДС сопровождались рекомендацией по отмене пониженной ставки в размере 10%, применение которой усложняет администрирование НДС, создает условия для разработки различных схем по оптимизации платежей НДС. Вместе с тем, сохранение пониженной ставки имеет важнейшее социальное значение особенно в условиях современного экономического кризиса. Кроме того, существует высокая доля неопределенности в практической реализации положительных экономических последствий от понижения ставки НДС. Негативные социальные последствия отмены 10% ставки НДС несомненны. В сложившейся экономической ситуации приоритет в решении вопроса отмены пониженной ставки НДС должен быть отдан задачам социальной политики государства.
Номинальное снижение ставки НДС не всегда приводит к снижению реальной налоговой нагрузки плательщика НДС. Одной из причин данного несовпадения является принятый законодателем подход к определению момента определения налоговой базы. В течение 1992 — 2005 годов НДС оставался единственным налогом, момент определения налоговой базы по которому зависел от выбранного налогоплательщиком метода (кассовый метод или метод «по отгрузке»), закрепленного в приказе руководителя об учетной политике в целях налогообложения. С 01.01.2006 г. все плательщики НДС были обязаны применять метод начислении, который максимально соответствует фискальным интересам государства, так как обеспечивает ускоренное поступление платежей НДС в бюджет. Применение метода начислений также упрощает порядок ведения налоговых обязательств по НДС. Вместе с тем, всеобщее применение данного метода имеет ряд негативных последствий, которые, прежде всего, проявлялись в начальный период действия измененной правовой нормы. Использование метода начислений возродило ранее существовавшую проблему уплаты НДС с сумм авансовых платежей. Указанная проблема по уплате НДС с сумм, поступивших в счет оплаты предстоящих поставок, была решена в связи с изменением с 01.01.2008 г. налогового периода по НДС.
1.3 Значение НДС для доходной части бюджета РФ
Налог на добавленную стоимость — один из самых молодых косвенных налогов, который взимается многократно, на каждой стадии продвижения товара к потребителю. Особенность данного налога состоит в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18 или 10%.
Следует особо отметить, что основным критерием оценки поведения налогоплательщика, претендующего на налоговый вычет НДС, является наличие непосредственной увязки права на вычет налога у покупателя с обязательным соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности поставщика по уплате НДС в бюджет.
Корреспонденция права на вычет НДС покупателем с налоговым обязательством по начислению к уплате этого налога в бюджет продавцом представляет собой реализацию принципа «зеркальности» (симметричности) функционирования НДС. Данный принцип обеспечивает сохранение налоговых поступлений в бюджет, поскольку уменьшение суммы налогового платежа одного налогоплательщика компенсируется уплатой со стороны другого налогоплательщика. Таким образом, для получения возмещения (зачета) сумм НДС в виде налогового вычета необходимо создать источник средств в бюджете для этого возмещения. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь в экономической природе НДС.
В действующем налоговом законодательстве нет четкого определения, что такое «налог на добавленную стоимость». Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена плательщиком.
НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета. Вместе с тем, в отдельные годы различные факторы, в том числе динамика норм налогового законодательства оказывали влияние на некоторое понижение удельного веса НДС в общем объеме налоговых поступлений. Изменения в налоговом законодательстве, а также усиление активности налогоплательщиков в практике минимизации налоговых платежей привели к тому, что в последние годы темпы роста налоговых вычетов по НДС стали превышать темпы роста налоговых поступлений по НДС. В результате, фискальный потенциал НДС в настоящее время реализован не полностью.
На протяжении последнего десятилетия удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ составляет более 60%. При этом одним из важнейших ключевых источников является НДС. Доля данного налога в общей сумме налоговых поступлений составляет более 45%. В условиях сложившейся структуры налоговых доходов бюджета вопрос собираемости НДС является стратегически важным для реализации экономических и социальных программ государства.
Несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости в ВВП, наблюдается опережающий рост сумм вычетов (возмещения) НДС по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Помимо того что на рост возмещения НДС влияет ряд факторов, например увеличение материальных затрат на единицу реализуемой продукции, изменение налогового законодательства, существует и другая причина — применение откровенно криминальных схем ухода от уплаты НДС. Соответственно, данный факт приводит к недополучению государством сумм налога в крупных размерах. По оценкам налоговых органов, в результате необоснованных вычетов бюджет ежегодно теряет до трети поступлений НДС, при этом рост возмещения НДС по экспортным операциям превышает рост объема экспорта.
Глава 2. Сравнение порядка исчисления НДС в России и в Японии
2.1 Порядок исчисления НДС в России
Для европейской практики налогообложения характерно установление широкого круга плательщиков НДС, что способствует обеспечению достаточной налоговой базы и повышению фискального потенциала НДС. Европейское налоговое законодательство в качестве плательщика НДС признает не предприятие, а предпринимателя, которым может являться любая хозяйственная структура (и юридическое, и физическое лицо), которая соответствующим образом оформлена, признается законодательством и участвует в экономической жизни страны. В период с 1992 по 2008 годы в Российской Федерации состав плательщиков НДС неоднократно менялся. В настоящее время он адекватен общеевропейским требованиям. Плательщиками НДС в РФ признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
За годы существования НДС в российской налоговой системе произошло существенное расширение объекта обложения данного налога. В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» № 1992;1 от 6 декабря 1992 года объект обложения НДС ограничивался лишь оборотами по реализации товаров, работ и услуг на территории страны. В развитии российского налогового законодательства в части НДС отмечается свойственная всем странам тенденция к расширению сферы действия данного налога за счет включения в объект налогообложения новых видов хозяйственных операций. Нечеткость законодательных формулировок, возможность двойственного их толкования способствует активизации деятельности налогоплательщиков по оптимизации платежей НДС, затрудняет проведение контрольной работы со стороны налоговых органов.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объект налогообложения состоит из четырех составных элементов:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Наиболее дискуссионным является второй элемент объекта налогообложения, а именно, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации. В данной редакции указанный элемент объекта обложения НДС присутствует в главе 21 НК РФ практически без изменения с 2001 года и вызывает трудности в правоприменительной практике ввиду неконкретности и противоречивости, что подтверждают немногочисленные спорные разъяснения со стороны финансовых ведомств в отношении этого объекта. В настоящее время налоговое законодательство при определении второго элемента объекта обложения НДС не разграничивает товары (работы, услуги) собственного производства и ранее приобретенные на стороне. Подобная неточность формулировки порождает методологическую нечеткость механизма исчисления НДС. Второй элемент объекта обложения НДС должен быть предусмотрен только в отношении передачи товаров собственного производства. Включение в объект обложения НДС передачу в необлагаемую деятельность ресурсов, ранее приобретенных, приводит к методологической невозможности осуществления в последующем налогового вычета, так как необходимым условием для принятия НДС к вычету в момент их оприходования, является использование в операциях, облагаемых НДС. Таким образом, входной НДС при передаче товаров, ранее приобретенных на стороне, не подлежит вычету, а, следовательно, остается в бюджете. В условиях наличия противоречия статей 146 и 171 НК РФ налогоплательщик может самостоятельно определить один из возможных вариантов: либо не принимать к вычету «входной» НДС по полученным ресурсам в момент их оприходования; либо принять суммы НДС к вычету при оприходовании, предполагая последующее начисление НДС по факту передачи ресурса, приобретенного на стороне. В обоих случаях сумма НДС от стоимости таких ресурсов остается в бюджете. В связи с этим логично исключить из объекта обложения НДС передачу ресурсов, приобретенных на стороне, учитывая, что в этом случае НДС, исчисленный от их стоимости, не будет приниматься к вычету, что не окажет какого-либо влияния на бюджетное наполнение. Второй элемент объекта налогообложения, а именно, передача на территории РФ товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с третьим элементом объекта налогообложения выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Одной из главных современных проблем в области налогового контроля за правомерностью применения налоговых вычетов по НДС является подтверждение налогоплательщиком сумм налога, заявленных к вычету (возмещению). Данный вопрос вызывает трудности у обоих участников налоговых отношений: у налогоплательщиков и налоговых органов. Основной причиной названного затруднения является сложность и непрозрачность действующей методики распределения сумм уплаченного налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг) «входного» НДС по всем видам деятельности как облагаемым, так и не облагаемым НДС.
В настоящее время распределение сумм «входного» НДС по общехозяйственным, общепроизводственным и прочим накладным расходам производится в зависимости от удельного веса выручки от реализации по каждому виду деятельности в составе общей выручки от реализации, исчисленной на момент предъявления налогоплательщикупокупателю (заказчику) расчетных документов за реализованные товары, работы и услуги. Данное правило относится и к приобретенным налогоплательщиком объектам основных средств и нематериальных активов. Согласно позиции ФНС России, согласованной с Минфином РФ (письмо ФНС России от 24.06.2008 г. №ШС-6−3/450@) налогоплательщик, который приобрел объекты основных средств, используемые в облагаемой и не облагаемой НДС хозяйственной деятельности, может распределить (а, следовательно, и принять к вычету/возмещению) только после того, как будет известна выручка текущего квартала. Негативной стороной действующего сегодня порядка является следующее. В случае, когда налогоплательщик поставил на учет приобретенный объект основных средств или нематериальных активов в первом или втором месяце квартала, то при определении суммы НДС по итогам налогового периода (календарного квартала), которая должна быть учтена в стоимости амортизируемого имущества, может возникнуть необходимость изменения его первоначальной стоимости. Налогоплательщик столкнется с необходимостью представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль и налогу на имущество за прошедшие отчетные периоды. Это потребует от налогоплательщика увеличения трудозатрат в связи перерасчетом сумм налоговых платежей и подготовкой дополнительной налоговой отчетности. Проверка уточненных деклараций потребует и от налоговых органов дополнительных затрат труда и времени.
2.2 Порядок исчисления НДС в Японии
Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа (США).
Среди косвенных налогов Японии основным выступает не НДС, а налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, с гостиниц, за питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.
НДС в Японии был введён с 1 апреля 1989 года.
В Японии НДС существенно отличается от других стран, — его ставка составляет всего 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.
Налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость.
Налог на добавленную стоимость вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудящихся и чреват инфляционными последствиями.
Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребление относятся общие налоги на потребление (налог на добавленную стоимость, налог с продаж на отдельных стадиях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.
В Японии применяется порядок взимания НДС на основе балансового метода. Если установить, что базой налога являются сумма прибыли (p) и фонда оплаты труда (w) или разность между продажами (o) и покупками (i), а налог взимается по ставке t, то порядок исчисления определёно формулой:
VAT = t · (p + w).
Единственным преимуществом применения бухгалтерской отчетности в целях расчета обязательств по НДС является использование тех же документов, что и для расчета налога на прибыль, что приводит к снижению расходов на налоговое администрирование.
2.3 Доля поступлений НДС в консолидированный бюджет РФ
Плановые показатели поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет РФ за 2007 г. были не выполнены. В частности, план сбора НДС по товарам, произведенным на территории РФ, исполнен на 95,6%. Невыполнение связано, прежде всего, с изменением налогооблагаемой базы, а также изменением объемов экспорта и импорта, влияющих на суммы возмещения НДС.
В этой связи следует отметить, что, по информации Минфина РФ, за 2007 г. налогоплательщиками заявлено к возмещению НДС на сумму 683 млрд руб. (на 40,6% больше, чем за 2004 г.), возмещено НДС налоговыми органами в размере 459,1 млрд руб. (на 40,4% больше, чем за 2004 г.), остаток нерассмотренных заявленных сумм возмещения НДС на 1 января 2008 г. составил 192 млрд руб. (на 67% больше, чем на 1 января 2007 г.). Кроме того, в отчетном периоде не выполнены плановые задания по поступлению в федеральный бюджет акцизов на этиловый спирт-сырец и спирт этиловый (исполнено на 68,7%), а также акцизов на автомобильный бензин (исполнено на 95,6%), что обусловлено, прежде всего, снижением объема реализации подакцизной продукции.
Поступление средств от уплаты ЕСН в федеральный бюджет за отчетный период составило 267,5 млрд руб. (100,5% к годовым бюджетным назначениям), или 1,2% к ВВП.
Потери бюджета Российской Федерации от уклонения уплаты (необоснованного возмещения) НДС из бюджета, по оценкам экономистов Всемирного банка, составляют до 2% ВВП. Таким образом, если ВВП в 2008 г. составил 26 781,1 млрд руб., то соответственно потери бюджета — 535,6 млрд руб.
Сборы НДС за последние три года упали. Согласно пессимистическому прогнозу ФНС России, объем поступлений НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в 2010 году может составить 982,6 млрд. рублей (3,15% ВВП), в то время как в федеральном бюджете заложена сумма 1378,7 млрд. рублей (4,42% ВВП). В ведомстве отмечают, что динамика поступлений НДС в бюджет России в 2007 -2009 годах имела тенденцию к спаду. Основными причинами подобных изменений стали нововведения в налоговом законодательстве, принятые в эти годы. А именно: снижение базовой ставки НДС до 18 процентов; введение для всех налогоплательщиков единого момента определения налоговой базы; исключение факта уплаты налога в качестве необходимого условия для применения налоговых вычетов; освобождение от налогообложения авансов, полученных при осуществлении экспортных поставок. Кроме того, увеличение размера выручки для освобождения организации от исполнения обязанностей налогоплательщика с 1 до 2 млн. рублей без учета НДС. По этим причинам ожидать снижения ставки НДС в ближайшие годы не приходится.
Предполагается, что поступления НДС в федеральный бюджет в 2010 г. ожидаются в размере 2 трлн. 071,8 млрд руб., что составляет 29,7% от общего объема доходов. Такие данные содержатся в проекте федерального бюджета на 2010 г., сообщил источник в Министерстве финансов РФ. На 2010 г. поступления НДС запланированы в размере 2 трлн. 346,8 млрд руб., что составляет 34% от общего объема доходов за год, в 2011 г. — 3 трлн. 019,4 млрд руб., или 40,5% от всех доходов. В 2009 г., по оценке Минфина, объем поступлений НДС составит 1 трлн. 534,5 млрд руб., или 24,9% от всех доходов. Налог на прибыль в 2010 г. запланирован в объеме 571 млрд руб., или 8,2% от общего объема доходов. В 2010 г. поступления данного налога составят 539 млрд руб. (7,8%), в 2011 г. — 560,2 млрд руб. (7,5%). В 2009 г. предполагается, что поступления налога на прибыль составят 444,4 млрд руб., или 7,2% от всех доходов федерального бюджета.
В 2010 г. поступления данного налога сократятся до 905,4 млрд руб. (13,1%), в 2011 г. — до 806,1 млрд руб. (10,8%).
2.4 Доля поступлений НДС в бюджет Японии
Из общей суммы налогов 56,2%, приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 37,4%. И только на третьем месте потребительские налоги — 7,4% доходов от всех налогов. При этом на НДС приходится в в 2004 году — 4,6%, в 2005 году — 4,3%, в 2006 году — 3,8%, в 2007 году 3,9%, в 2008 году — 3,4% доходов бюджета.
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов). имущественные — 25% и потребительские налоги — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Глава 3. Сравнительный анализ исчисления НДС в России и Японии
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах, в том числе в России и Японии. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.).
Существенные отличия во взимании НДС в России и Японии следующие:
ставка налога (в Японии 5%, в России — 18% и льготная 10%). Соответственно, в Японии отсутствует возмещение НДС;
порядок исчисления: в Японии НДС исчисляется по балансовому методу, в России — по методу счетов-фактур (косвенного возмещения).
НДС в Российской Федерации распределяется между бюджетами двух уровней — федерального и субъектов Федерации (за исключением взимания НДС при пересечении товаром таможенной границы — в этом случае НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет). В Японии НДС полностью зачисляется в бюджет страны. Связано это с тем, что Япония является унитарным, а не федеративным государством, с соответствующим построением налоговой системы.
В Российской Федерации в ближайших планах — принятие решения о снижении ставки НДС. В связи с этим Минфином России с участием Минэкономразвития России рассмотрены различные варианты реализации этой меры с точки зрения ее влияния на состояние федерального бюджета и экономический рост. Но, как можно видеть, любой из предложенных вариантов имеет сильные и слабые стороны. Хотя суммарно снижение НДС до 13% окажет более заметное влияние на экономический рост, но выпадение бюджетных доходов в таком объеме приведет к образованию дефицита бюджета. Если расходы будут сокращены, то позитивный эффект от снижения налогов будет нивелирован негативным эффектом от снижения государственного спроса. В этом отношении политика резкого снижения налоговой ставки оказывается альтернативой политике увеличения инвестиционно-инновационных расходов государства в рамках стратегии развития. Для поддержания бездефицитного бюджета при резком снижении доходов необходимо будет отказаться от опережающего повышения зарплаты бюджетникам и инвестиционно-инновационных расходов бюджета, что может вызвать негативные социальные последствия. Таким образом, окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС следует принимать с учетом влияния всех факторов, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Сегодня введение единой ставки, тем более на уровне 16%, оценивается правительством как преждевременное, учитывая необходимость обеспечивать стабильные доходы бюджетов, прежде всего федерального.
В перспективе может быть также рассмотрен вопрос о таких мерах, как совершенствование механизма применения нулевой ставки для экспортеров (включая возможное освобождение от налогообложения авансовых платежей по экспортным операциям и упрощение действующего порядка возмещения НДС по экспортным операциям и порядка применения нулевой ставки), а также принятия к вычету (возмещению) сумм налога.
Таблица 1 — Анализ вариантов снижения ставки НДС
Вариант | Положительные последствия | Отрицательные последствия | |
1. Снижение и установление единой основной ставки налога на уровне 15% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг | Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организаций Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков | Потери федерального бюджета порядка 170 млрд руб. Увеличение цен на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания | |
2. Снижение основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий | Дополнительные доходы организаций | Потери федерального бюджета порядка 150 млрд руб. | |
3. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг | Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства) Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков | Потери федерального бюджета более 350 млрд руб. | |
налог бюджет япония россия Одним из возможных вариантов такой системы могло бы быть введение специальных счетов (НДС — счетов) для учета налога, как получаемого в составе выручки от реализуемых товаров (работ, услуг), так и перечисляемого в составе платежей за приобретаемые материальные ресурсы (товары, работы и услуги производственного назначения). Выделение сумм НДС из общего потока финансовых средств налогоплательщиков позволило бы установить особую систему прохождения сумм налога по специальным счетам всех хозяйствующих субъектов, открываемых в кредитных учреждениях, что повысило бы эффективность контроля за полнотой поступлений налога в бюджет. Однако, как показал углубленный анализ возможных последствий введения такой системы, она может привести к существенному отвлечению оборотных средств организаций и индивидуальных предпринимателей из оборота, что особенно негативно отразится на малом бизнесе, не располагающем свободными денежными средствами и имеющего ограниченный потенциал кредитных ресурсов.
Величина неправомерного возмещения налога из бюджета связана: во-первых, с созданием специальных структур (фирм — «однодневок») и использованием фиктивных документов (контрактов, счетов — фактур, платежно-расчетных и таможенных документов), и во-вторых с ограниченными возможностями налоговых и таможенных органов создавать действенную систему контроля в условиях существующей протяженности территории и границ Российской Федерации с учетом фактического количества налогоплательщиков, в том числе применяющих нулевую ставку налога.
Поскольку, как показывает практика, существующий порядок применения счетов — фактур не обеспечивает достаточный уровень противодействия незаконному возмещению налога, одним из основных инструментов совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты НДС может стать установление более эффективной системы учета налога, предъявленного к вычету налогоплательщиками.
Заключение
В российской налоговой системе налогу на добавленную стоимость (НДС) традиционно уделяется особое внимание при формировании мер в области налоговой политики. Данный налог является основным источником доходов федерального бюджета, соответственно любые проблемы с его администрированием чрезвычайно актуальны как для государства, так и для налогоплательщиков.
При введении НДС в Японии аргументы против него касались вызываемого этим налогом повышения цен и снижения платежеспособного спроса. Подчеркивалось, в результате введения НДС окажутся в выгодном положении трудоемкие производства, а также компании с высокой прибыльностью, особенно крупные. В результате, когда правительство Японии все же решилось ввести этот налог, ответом была отрицательная реакция общественности, выразившаяся, в частности, в подрыве политического авторитета правившей тогда либерально-демократической партии.
В Японии даже официально не используется название НДС, — он называется Consumption tax (а не Value added tax, как в англоязычной практике). Ставка тоже самая низкая в мире — 5% (в России — 18%). Отсутствует возмещение НДС из бюджета, исчисление НДС производится по прямому (балансовому) методу.
Кроме того, НДС в Российской Федерации распределяется между бюджетами двух уровней — федерального и субъектов Федерации (за исключением взимания НДС при пересечении товаром таможенной границы — в этом случае НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет). В Японии НДС полностью зачисляется в бюджет страны.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2009 — 784 с.
2. Письмо МНС РФ от 21.01.2003 № 03−1-08/204/26-в088 «Об уплате НДС по имуществу, приобретенному для собственных нужд организации».
3. Белых С. В., Винницкий Д. В. Налоговое право России М.: Норма, 2008 — 544 с.
4. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
5. Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: Проспект, 2008 — 432 с.
6. Мельникова Н. А., Угрюмова А. В. Регулирование взимания НДС: опыт применения и пути совершенствования М.: 2009 — 198 с.
7. Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2008 — 576 с.
8. Пантюхина И. С., Исакова С. А. Факты и проблемы гармонизации налоговых систем // Вестник Академии ТИСБИ, 2006, № 1.
9. Сафиуллин М. А. Налоговые системы зарубежных стран. М.: 2009. — 400 с.
10. Солодянкина Г. А. Порядок заполнения и представления новой формы налоговой декларации по НДС // Налоговый навигатор (Екатеринбург: Изд. НОУ УИЦ при УФНС России по Свердловской области). 2007. № 3.