Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Демократизация и культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Событием большой культурной важности стал отказ государства от агрессивного атеизма. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы, открывались духовные школы, семинарии. В 1988 г. было зарегистрировано 176, а в 1989 г. — 460 новых православных объединений, и в начале 1990 г. в РСФСР действовало 3120 православных приходов. Росту интереса… Читать ещё >

Демократизация и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные процессы в развитии культуры «перестроечного» периода связаны с раскрепощением общественного сознания, преодолением его одномерности, формированием более объективной картины мира, окружающего человека. Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. В 1987 г. в «толстых» журналах была напечатана серия материалов о настоящем, прошлом и будущем России. Только в «Новом мире» появились статьи И. М. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина «Лукавая цифра», Н. П. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился важный мировоззренческий вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.

Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на острые современные темы, сюжеты из прошлого, о жизни в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса), «Труда» — до 20 млн, «Правды» — до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Был освоен ранее практически неиспользуемый жанр — «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач быстро приобретали широкую популярность, многие становились фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. Закона «О печати и других средствах массовой информации».

Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987—1991 гг. газеты и журналы были полны материалами «круглых столов» на исторические темы, «размышлениями» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к публикации в широкой печати массы сенсационных документов. Снимались покрова тайны над многими страницами истории КПСС. Реабилитировались не только те, кто был предан забвению, но и лица, еще недавно подвергавшиеся беспощадной критике в учебниках истории. Кроме упомянутого выше Н. И. Бухарина, в нее были «возвращены» А. И. Рыков, Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Ф. Ф. Раскольников, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов-немарксистов, литераторов и писателей 1920—1940;х гг., чьи имена долгое время были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», подготовленный известными мыслителями России и увидевший свет в 1918 г. В 1991 г. были переизданы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались произведения А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, Е. И. Замятина, А. И. Солженицына, В. А. Шаламова и многих других.

Почему в годы перестройки власть поддерживала интерес общества к истории?

Как вы думаете, можно ли, опираясь на исторические изыскания, решать конкретные сиюминутные политические задачи?

Событием большой культурной важности стал отказ государства от агрессивного атеизма. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы, открывались духовные школы, семинарии. В 1988 г. было зарегистрировано 176, а в 1989 г. — 460 новых православных объединений, и в начале 1990 г. в РСФСР действовало 3120 православных приходов. Росту интереса к религии способствовали подготовка и празднование в 1988 г. 1000-летия крещения Руси. Возрождались и другие конфессии, исторически существовавшие в России. Восстанавливались старые и открывались новые мечети, иудейские синагоги, буддийские пагоды. Важным событием 1990 г. стало принятие двух законов — союзного и российского — «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», закреплявшие новый характер государственно-церковных отношений. Признание важности религиозной традиции нашло отражение во включении 7 января — дня Рождества Христова — в число национальных праздников. Впервые в этом качестве он был отпразднован в 1991 г.

Бурные перемены происходили в сфере кино. В 1986 г. потрясением стала демонстрация фильма Т. Е. Абуладзе «Покаяние». Картина свидетельствовала о готовности кинематографического сообщества к глубокому переосмыслению важнейших событий отечественной истории. С «полок» были возвращены более 100 ранее «отложенных» фильмов. Зрители могли познакомиться с работами А. А. Тарковского, А. Ю. Германа, А. С. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985—1991 гг. коснулось и кино. Классикой тех лет стали полудокументальные фильмы С. С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Б. Подниекса «Легко ли быть молодым?».

Новый образ во второй половине 1980;х гг. стремился обрести и театр. Характерным явлением стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли театральные эксперименты С. Е. Кургиняна (театр-студия «На досках»), М. Г. Розовского (театр-студия «У Никитских ворот»), В. Р. Беляковича (театр-студия на Юго-Западе). Свойственные времени черты публицистичности нашли яркое отражение и в театре. Среди наиболее популярных в те годы — постановки М. А. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Ф. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше, дальше, дальше…», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). Вышла из подполья музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рокгрупп собирали стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившее в духовной сфере было однозначно позитивным. «Освобожденные» от прямого партийного диктата средства массовой информации быстро оказались втянутыми в политические баталии, порой доходя до разнузданного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Провозглашенная «деидеологизация», избавление от коммунистического догматизма на деле оборачивалась внедрением другой, буржуазно-либеральной идеологии. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение, увлечение его небесспорными «достижениями». Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались невысокого художественного качества ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда насилия, порнография, нс ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой