Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок и особенности защиты прав налогоплательщиков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Если по итогам принятого решения в направлении требования нет необходимости (например, при наличии переплаты по налогу или при отказе в возмещении налога), то срок, когда налогоплательщик должен был узнать о принятом решении, следует отсчитывать… Читать ещё >

Порядок и особенности защиты прав налогоплательщиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • порядок досудебного и судебного обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;
  • • основные способы защиты прав налогоплательщика;

уметь

  • • распознавать спорные претензии налоговых органов в ненормативных актах;
  • • выявлять неправомерные требования должностных лиц;

владеть

  • • методами анализа ненормативных актов налоговых органов и подготовки жалоб на их спорные претензии (требования);
  • • навыками разработки предложений по минимизации налоговых рисков, связанных с защитой прав налогоплательщика.

В Конституции РФ указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 45). С учетом специфики налоговых правоотношений можно выделить следующие основные способы защиты прав налогоплательщика:

  • — признание недействительным акта (решения) налогового органа в части взыскания недоимки и применения финансовых санкций;
  • — пресечение действий должностного лица налогового органа, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • — признание не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок и финансовых санкций со счета налогоплательщика;
  • — возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок и финансовых санкций;
  • — возмещение причиненных убытков.

Порядок защиты прав налогоплательщиков не определен единым нормативным актом, но складывается из положений различных нормативных документов (в первую очередь это НК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ). Защита прав налогоплательщиков в административном порядке подразумевает общий и специальный порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Общий порядок обжалования регламентируется нормами раздела VII, гл. 19 НК РФ.

Право на обжалование актов ненормативного характера действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов определено в ст. 137 НК РФ и в соответствии со ст. 138 НК РФ может быть реализовано двумя способами:

  • 1) подачей письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);
  • 2) подачей искового заявления или жалобы в суд.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Специальный порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц касается обжалования решений налоговых органов о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Регламентации обжалования данного вида решений налоговых органов посвящена ст. 101.2 НК РФ.

Статьей 139 НК РФ определен круг лиц, рассматривающих жалобу во внесудебном порядке, а также определены сроки подачи такой жалобы.

В зависимости от характера жалобы она должна быть направлена для рассмотрения во внесудебном порядке:

  • — при обжаловании ненормативного акта налогового органа — вышестоящему налоговому органу;
  • — при обжаловании действия (бездействия) должностного лица налогового органа — вышестоящему должностному лицу налогового органа.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Отсчет срока начинается с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок подачи жалобы может быть продлен, но только, но решению налогового органа или должностного лица, которому предстоит рассматривать поданную жалобу, а также при наличии доказательств об уважительных причинах пропуска первоначального срока. Жалоба подается в виде заявления исключительно в письменной форме. Жалобу рекомендуется подавать способами, позволяющими зафиксировать момент ее передачи лицу, которому она адресована. Такими способами могут быть:

  • — направление жалобы по почте заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении;
  • — передача жалобы самостоятельно или посредством курьера с обязательным внесением на копию жалобы подтверждения момента ее подачи путем фиксации росписи лица, его получившего, указания его Ф.И.О. и должности, а также указания даты передачи оригинала текста жалобы.

Порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков регламентируется внутриведомственными документами налоговых органов.

В соответствии со ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Следует отметить, что обязательная досудебная процедура обжалования предусмотрена в отношении ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов, к которым относятся решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также решения об отказе в привлечении к ответственности. Налогоплательщик самостоятельно определяет, в каком объеме и порядке он будет обжаловать ненормативный правовой акт, а также предмет и основания жалобы.

Без соблюдения досудебного порядка можно обжаловать такие акты налоговых органов, как:

  • — решение об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • — решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • — решение о взыскании налога, пеней и штрафа;
  • — решение о приостановлении операций по банковским счетам;
  • — решение об отказе в возмещении НДС.

Обязательная досудебная процедура предусмотрена по тем решениям, которые приняты налоговой инспекцией, но результатам проведения выездных и (или) камеральных налоговых проверок. Причем обжаловано может быть решение как о привлечении к ответственности, так и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также решения об отказе в привлечении к ответственности выносятся налоговыми органами после проведения либо камеральных, либо выездных налоговых проверок.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения.

Процедура обязательного досудебного регулирования имеет два варианта.

Во-первых, подача апелляционной жалобы на решение налогового органа до момента вступления в силу обжалуемого решения, т. е. в 10-дневный срок.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Оспаривание указанных решений местных налоговых органов производится путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган до момента вступления в силу обжалуемого решения. Апелляционная жалоба подается не напрямую в вышестоящий налоговый орган, а через налоговый орган, вынесший такое решение. Следовательно, апелляционную жалобу необходимо подавать именно в ту инспекцию, которая вынесла оспариваемое решение. Налоговый орган, получивший апелляционную жалобу, обязан не позднее 3 дней передать все материалы дела в вышестоящий налоговый орган (и. 1 ст. 139.1 НК РФ). В данном случае окончательное решение вступит в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично.

Во-вторых, подача жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Пропуск срока для апелляционного обжалования решения местного налогового органа грозит предприятию тем, что после его вступления в силу на 11-й день налоговый орган начинает предпринимать все установленные НК РФ меры по его исполнению (блокировку расчетного счета налогоплательщика, арест имущества и др.).

При этом п. 2 ст. 101.2 НК РФ предусмотрено, что в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

До принятия решения по поданной жалобе лицо, ее подавшее, может отозвать жалобу на основании письменного заявления. В этом случае лицо будет лишено права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (ст. 139 НК РФ).

В соответствии с НК РФ вышестоящий налоговый орган пересматривает по существу все материалы дела о налоговом правонарушении.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  • — оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • — отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • — отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • — отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • — признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Рассмотрим более подробно основания, по которым принимается то или иное решение.

Решение об оставлении жалобы без удовлетворения может быть принято в следующих случаях:

  • — жалоба не является обоснованной;
  • — жалоба была направлена с нарушением норм налогового законодательства;
  • — в ходе рассмотрения жалобы не были выявлены указанные в ней нарушения действующего законодательства;
  • — в ходе рассмотрения жалобы не были выявлены причины, на основании которых обжалуемый акт или его отдельные положения могли быть признаны неправомерными.

Решение об отмене акта налогового органа с назначением дополнительной проверки принимается в случае, когда обжалуемый акт:

  • — вынесен без достаточных оснований;
  • — вынесен на основании неисследованного (недостаточно исследованного) материала;
  • — указывает на событие налогового правонарушения или вину лица в его совершении, но при этом в полной мере не доказанные обжалуемым актом и собранными налоговым органом доказательствами;
  • — вынесен с нарушением процедурных норм.

Под дополнительной проверкой здесь следует понимать предусмотренную НК РФ повторную выездную проверку вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Целью дополнительной проверки является уточнение обстоятельств, лежащих в обосновании вынесения соответствующего акта по конкретному вопросу.

Решение об изменении обжалуемого решения принимается в случаях, когда:

  • — обстоятельства дела были установлены в обжалуемом решении полно и точно, но какая-либо часть содержащихся в обжалуемом решении выводов или предписаний не соответствует обстоятельствам дела и (или) нормам налогового законодательства;
  • — заявителем жалобы были предоставлены вышестоящему налоговому органу новые доказательства, подтверждающие необходимость частичного пересмотра обжалуемого решения.

Новое решение выносится в следующих случаях:

  • — обстоятельства дела были установлены в обжалуемом решении полно и точно, но не все содержащиеся в обжалуемом решении выводы и предписания соответствуют обстоятельствам дела или нормам налогового законодательства;
  • — заявителем жалобы были предоставлены вышестоящему налоговому органу новые доказательства, свидетельствующие о полной ошибочности выводов, содержащихся в обжалуемом решении.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта вступления в силу обжалованного в апелляционном порядке решения:

  • • если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, то такое решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом;
  • • если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то такое решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Таким образом, решение налоговой инспекции при подаче апелляционной жалобы вступает в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом. Подача апелляционной жалобы предоставляет возможность предотвратить действия местного налогового органа о принудительном взыскании имущества (включая денежные средства) с налогоплательщика.

Установленный гл. 14 НК РФ порядок четко регламентирует процедуру рассмотрения налоговым органом материалов налоговой проверки и не предусматривает права вышестоящего налогового органа по собственной инициативе привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности в ходе рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа. Соответственно, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, осуществленное в таком порядке, является существенным нарушением его прав, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Необходимо отметить, что вышестоящий налоговый орган в соответствии с НК РФ имеет право провести дополнительную налоговую проверку и принять с учетом ее результатов решение, в том числе и по взысканию налоговых платежей, не указанных в резолютивной части оспариваемого решения налогового органа. Поэтому арбитражная практика складывается по-разному, и существуют судебные решения, в которых сделан вывод о том, что НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу принимать решения по жалобе на акт налогового органа как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения налоговых обязательств.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникающие при оформлении апелляционной жалобы. Дело в том, что форма жалобы не регламентирована НК РФ. Поэтому на практике известны случаи, когда вышестоящий налоговый орган оставляет апелляционную жалобу налогоплательщика без рассмотрения, предъявляя претензии к ее форме и содержанию. Налоговые органы в своих разъяснениях предъявляют следующие требования к содержанию апелляционной жалобы:

  • • жалоба подается в свободной форме, позиция налогоплательщика должна быть обоснована и четко сформулирована, к жалобе в качестве доказательств можно приложить документы, арбитражную практику, письма и разъяснения Минфина России, подтверждающие обоснованность претензий;
  • • в жалобе целесообразно указать адрес заявителя и контактный телефон;
  • • жалоба должна быть подписана руководителем организации либо уполномоченным представителем с приложением оригинала или надлежащим образом заверенной копии доверенности на представительство. Доверенность должна быть оформлена надлежащим образом, а именно: указаны полномочия представителя (право подписывать жалобу), дата, место выдачи, паспортные данные представителя, полномочия представителя, срок выдачи, проставлены подпись руководителя и печать организации.

Практика показывает, что наблюдается тенденция снижения количества рассматриваемых в арбитражном суде налоговых дел. Сокращение количества рассмотренных дел можно связать как с введением обязательности досудебного урегулирования налоговых споров, так и со сложившейся арбитражной практикой по большинству налоговых споров.

Дела, связанные с применением налогового законодательства, можно классифицировать на дела, в которых заявителями выступают налогоплательщики, и дела, в которых заявителями выступают налоговые органы. Налогоплательщики выступают ответчиками преимущественно по одной из категории дел — о взыскании обязательных платежей и санкций. По всем остальным категориям дел ответчиками выступают налоговые органы.

У досудебного порядка обжалования налоговых споров имеется ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком. К ним можно отнести: отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины; приостановление исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до момента принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по жалобе; при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к своей защите.

Но недостатков у досудебного порядка урегулирования споров все же больше:

  • — обязательность процедуры обжалования решений, вынесенных по итогам налоговых проверок, в досудебном порядке влечет за собой затягивание срока разрешения спора минимум на один месяц, а максимум — почти на два месяца;
  • — поскольку подразделения налогового аудита созданы в структуре налоговых органов, им трудно сохранять объективность при вынесении решений;
  • — приостановление исполнения обжалуемого решения по жалобам (за исключением жалоб на решения, вынесенные, но результатам налоговых проверок) является правом вышестоящего налогового органа, а сроки и основания принятия подобного решения не оговорены;
  • — заявленная простота процедуры, позволяющая налогоплательщику без помощи юристов защитить свои права, по существу означает отсутствие процессуального порядка досудебного рассмотрения и урегулирования жалоб.

Практика показывает, что в большинстве случаев представленная в вышестоящий налоговый орган апелляционная жалоба становится основой для заявления в суд, поэтому целесообразно составить ее таким образом, чтобы в дальнейшем не делать лишней работы по подготовке заявления в суд, и непосредственно в жалобе изложить все доводы по обжалуемому решению.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Заявление об обжаловании решения, принятого налоговым органом по итогам налоговой проверки, может быть подано в арбитражный суд в течение грех месяцев со дня, когда предприятию стало известно о принятии такого решения. Срок обжалования решения начинает отсчитываться не с момента его вынесения, а с того момента, когда копия решения поступила на предприятие или когда предприятие должно было узнать о принятом решении. Таким образом, срок обжалования можно отсчитывать от момента, когда предприятие должно было получить требование об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Если по итогам принятого решения в направлении требования нет необходимости (например, при наличии переплаты по налогу или при отказе в возмещении налога), то срок, когда налогоплательщик должен был узнать о принятом решении, следует отсчитывать с момента, когда копия этого решения должна была прийти на его юридический адрес заказным письмом. Для определения этого момента следует отсчитать со дня отправления налоговым органом заказного письма разумный срок, необходимый для доставки почтовой корреспонденции от налогового органа до юридического адреса налогоплательщика.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Уважительными могут быть признаны разные причины: неполучение обжалуемого решения, болезнь или долгое отсутствие руководства предприятия и т. д. Необходимо, чтобы эти причины были подтверждены документально. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа должно содержаться в заявлении об обжаловании этого решения.

В случае подготовки жалобы в суд следует иметь в виду, что ответчиком можно указать как налоговый орган, так и конкретное должностное лицо. Если налогоплательщик не согласен с претензиями налоговых чиновников и планирует оспорить решение налогового органа в суде, то ему прежде всего следует официально представить в налоговый орган возражения, но акту налоговой проверки. Такие возражения могут и не изменить принятое налоговым органом решение, но налоговый орган в любом случае должен отреагировать на замечания и обосновать, почему он с этими замечаниями не согласен. Осведомленность о позиции налогового органа и его аргументации в поддержку своего решения позволит налогоплательщику должным образом подготовиться к рассмотрению спора с налоговым органом в суде — подготовить свои контраргументы и качественно составить исковое заявление в суд. В исковом заявлении в суд нужно указать на все ошибки и незаконные действия, совершенные налоговыми чиновниками, и применительно к каждому из допущенных ими нарушений сослаться на статьи законов, которым не соответствуют их действия или решения. Причем нельзя давать категоричную оценку действиям чиновников — это обязанность суда. Налогоплательщик в лице своих представителей вправе предъявить суду любые дополнительные сведения (акты, дополнительные соглашения, договоры и т. п.). Суд обязан отменить решение налогового органа в том случае, если незаконные действия налоговиков затронули права или интересы налогоплательщика.

Также существенным аргументом защиты является указание на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Доказательства наличия и неустранимое™ сомнений, противоречий и неясностей, разумеется, зависят от конкретного случая. Суду, в частности, может быть представлено заключение эксперта (аудитора или юриста) либо приведены примеры из арбитражной практики по аналогичным делам.

Анализ статистических данных за 2011—2013 гг. показывает, что на фоне сокращения на 22% количества дел об оспаривании актов налоговых органов снижается и доля дел, но которым акты признаются судами незаконными. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении эффективности института досудебного урегулирования налоговых споров, а с другой — о повышении качества правовых актов налоговых органов. Федеральная налоговая служба отмечает, что такие результаты стали возможными благодаря выработке единых подходов к правоприменительной практике при проведении контрольных мероприятий и рассмотрению жалоб налогоплательщиков[1].

Незаконные действия налоговых органов можно обжаловать в прокуратуре. По общему правилу, прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех дней. В исключительных случаях, например, когда нужны дополнительные материалы, срок рассмотрения может быть увеличен до 10 дней. Написать жалобу заинтересованное лицо может в произвольной форме. По результатам рассмотрения жалобы на действия следователя, оперативного сотрудника полиции, дознавателя, сотрудника налоговых органов, прокурор может либо удовлетворить жалобу (полностью или частично), либо отказать в удовлетворении жалобы. Решение прокурор выносит в форме постановления. Постановление должно быть незамедлительно направлено заявителю, а последний вправе обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.

Рассмотрев жалобу на действия других чиновников, проводивших проверку, прокурор может:

  • — опротестовать принятый с нарушением закона акт проверяющих;
  • — обратиться в суд с требованием о признании акта недействительным;
  • — вынести представление об устранении нарушений закона.

Прокурор (его заместитель) выносит протест либо руководителю налогового органа, либо сразу в вышестоящий налоговый орган. Руководитель (или вышестоящая структура) должен рассмотреть протест в течение 10 дней и незамедлительно сообщить прокурору о результатах. Также прокурор вносит представление руководителю налогового органа, проводившего проверку. Он должен рассмотреть его незамедлительно и в течение одного месяца устранить нарушения закона.

Таким образом, для защиты прав и законных интересов организации руководителю необходимо всесторонне оценить налоговые риски и определить конкретные действия по обжалованию ненормативных актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Главное — не бояться испортить отношения с налоговыми органами и активно применять все возможности защиты, предусмотренные законодательством для налогоплательщиков. При необходимости нужно в полной мере использовать конституционное право на судебную защиту своих прав и свобод.

Практикум

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключаются основные способы защиты прав налогоплательщика?
  • 2. Опишите порядок обжалования ненормативного акта налогового органа, действий (бездействия) должностного лица налогового органа.
  • 3. Сформулируйте понятие апелляционного разбирательства, опишите его процедуру.
  • 4. Какие способы защиты в прокуратуре может применять налогоплательщик?

Практические задания

Задание 1. Налогоплательщик — индивидуальный предприниматель не представил в налоговый орган сообщения о прекращении своей деятельности в установленный законом срок. Имеются ли правовые основания привлечения к ответственности предпринимателя в соответствии с нормами НК РФ? Разработайте предложения по способам защиты, направленной на минимизацию налогового риска.

Задание 2. Налоговый агент — организация представила в байк платежное поручение на перечисление НДС в сумме 250 тыс. руб. при отсутствии достаточного остатка денежных средств на счете (остаток равен 1 тыс. 670 руб.). Факт указанного нарушения налоговый орган отразил в акте налоговой проверки, возражения по которому не были представлены в установленный срок. Руководитель налогового органа принял решение о привлечении налогового агента — организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

Определите обоснованность принятого решения и правомерность привлечения налогового агента — организации к налоговой ответственности. Разработайте предложения, но способам защиты, направленной на минимизацию налогового риска.

Задание 3. В ходе выездной налоговой проверки ООО «СтримЛайт» налоговые органы провели осмотр помещений. В проколе осмотра были указаны два помещения, которые, по мнению проверяющих, были источником дополнительного дохода, неучтенного при формировании налоговой базы. Осмотр проводился проверяющими самостоятельно, без участия представителей ООО «СтримЛайт» и понятых.

Определите, являются ли такие процессуальные действия правомерными. Раскройте суть нарушений (отсутствие нарушений) со стороны налоговых органов. Если нарушения имеются, охарактеризуйте процедуру их обжалования (порядок, сроки), напишите жалобу.

Тесты.

  • 1. К основным способам защиты прав налогоплательщика относятся:
    • а) признание недействительным акта (решения) налогового органа в части взыскания недоимки и применения финансовых санкций;
    • б) пресечение действий должностного лица налогового органа, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
    • в) признание нс подлежащим исполнению решения по акту выездной налоговой проверки;
    • г) возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок и финансовых санкций;
    • д) возмещение причиненных убытков.
  • 2. Вставьте пропущенное слово: «Защита прав налогоплательщиков в административном порядке подразумевает общий и_порядок обжалования

актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц».

  • 3. Право на обжалование актов ненормативного характера действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов определено в следующей статье НК РФ:
    • а) 82;
    • б) 93;
    • в) 101;
    • г) 137;
    • д) 145.
  • 4. Право на обжалование актов ненормативного характера действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов в соответствии с НК РФ может быть реализовано:
    • а) подачей письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган;
    • б) подачей письменной жалобы в районную администрацию;
    • в) подачей письменной жалобы вышестоящему должностному лицу;
    • г) подачей искового заявления или жалобы в суд;
    • д) подачей письменной жалобы в правительство РФ.
  • 5. Срок подачи жалобы для рассмотрения сс во внесудебном порядке в соответствии с НК РФ определяется в следующие сроки:
    • а) 10 дней;
    • б) 1 месяц;
    • в) 45 дней;
    • г) 3 месяца;
    • д) б месяцев.
  • 6. Вставьте пропущенное слово: «Жалоба подается в виде заявления исключительно в_форме».
  • 7. Вставьте пропущенное слово: «Решение налогового органа по результатам

выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после_этого решения в вышестоящем налоговом органе».

8. Вставьте пропущенное слово: «Обязательная досудебная процедура предусмотрена по тем решениям, которые приняты_но результатам проведения выездных и (или) камеральных налоговых проверок».

  • 9. Налоговый орган, получивший апелляционную жалобу, обязан передать все материалы дела в вышестоящий налоговый орган не позднее:
    • а) 1 рабочего дня;
    • б) 3 дней;
    • в) 5 дней;
    • г) 10 дней;
    • д) 1 месяца.
  • 10. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
    • а) оставить жалобу без удовлетворения;
    • б) отменить акт налогового органа;
    • в) наказать нижестоящее должностное лицо;
    • г) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
    • д) изменить решение или вынести новое решение.
  • 11. Решение об оставлении жалобы без удовлетворения может быть принято в следующих случаях:
    • а) жалоба не является обоснованной;
    • б) жалоба была направлена с нарушением норм налогового законодательства;
    • в) в ходе рассмотрения жалобы не были выявлены указанные в ней нарушения действующего законодательства;
    • г) жалоба подана организацией, находящейся на специальном налоговом режиме в соответствии со ст. 18 НК РФ;
    • д) в ходе рассмотрения жалобы не были выявлены причины, на основании которых обжалуемый акт или его отдельные положения могли быть признаны неправомерными.
  • 12. Вставьте пропущенное слово: «Решение налоговой инспекции при подаче

апелляционной жалобы вступает в силу только после его утверждения_.

налоговым органом".

13. Вставьте пропущенное слово: «Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен_».

  • 14. Вставьте пропущенное слово: «В случае подготовки жалобы в суд следует иметь в виду, что ответчиком можно указать как налоговый орган, гак и конкретное
  • 15. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика в соответствии со следующей статьей НК РФ:
    • а) 3;
    • б) 5;
    • в) 7;
    • г) 9;
    • д) 20.
  • 16. Вставьте пропущенные слова: «По результатам рассмотрения жалобы

на действия следователя, сотрудника полиции, дознавателя прокурор может либо удовлетворить жалобу (полностью или частично), либо_жалобы».

  • 17. Рассмотрев жалобу на действия сотрудников, проводивших проверку, прокурор может:
    • а) наказать должностное лицо;
    • б) опротестовать принятый с нарушением закона акт проверяющих органов;
    • в) заставить провести дополнительную проверку;
    • г) обратиться в суд с требованием о признании акта недействительным;
    • д) вынести представление об устранении нарушений закона.
  • 18. Вставьте пропущенные слова: «По результатам рассмотрения жалобы на действия следователя, оперативного уполномоченного милиции, дознавателя

прокурор может либо_жалобу (полностью или частично), либо.

_в удовлетворении жалобы".

  • [1] URL: http://ww.arbitr.ru/_upimg/BA56B64409E63370CC61 lFElDCC99CB8_an_zap.pdf.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой