Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ подростков ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π£ΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ любого возраста. ОсобСнно тяТСло этот процСсс ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², воспитанников ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ возрастныС особСнности подростка часто ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΅ΠΌΡƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ взрослому ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π½ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ подростков ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π£ΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ любого возраста. ОсобСнно тяТСло этот процСсс ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², воспитанников ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ возрастныС особСнности подростка часто ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΅ΠΌΡƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ взрослому ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ сообщСству, прСдставлСнному подростками ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ школьниками, Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ достаточно ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹. МногиС подростки Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ прСдставлСно Π½Π°Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ.

Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ зависит ΠΎΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… особСнностСй Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. БСзусловно, это ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚, ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ склонности, ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅. НСкоторыС ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… особСнностСй Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚. Но Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ конструктивных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ Π’. А. АвСрин, И. Π‘. Кон, Π”. И. Π€Π΅Π»ΡŒΠ΄ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ подростковый ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π±ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ психофизиологичСским Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠœΠΎΡ‰Π½Ρ‹Π΅ сдвиги, происходящиС Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… областях ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ этот возраст «ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ» ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ства ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ драматичСскими пСрСТиваниями, трудностями ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°ΠΌΠΈ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ устойчивыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, способы ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСагирования, это ΠΏΠΎΡ€Π° достиТСний, ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ наращивания Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, становлСниС «Π―», ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ это возраст ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΡŒ дСтского мироощущСния, появлСниС чувства трСвоТности ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского дискомфорта, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‚ процСсс ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ [1, 8, 16].

И.Π‘. Π—Π°ΠΉΡ†Π΅Π² рассматривая психологичСскиС особСнности Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ воспитанников ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ доминирования ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй, нСпосрСдствСнно связанных с ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΎΠΉ Тизнью, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, соблюдСниСм ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» повСдСния ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ воспитатСлСй ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условий, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ… — воспитатСлСй ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ наказания ΠΈΠ»ΠΈ поощрСния ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ формирования трСвоТности, нСувСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅, конфликтности ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ чувства «Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π―» [7, с.46].

НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитанники ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ достаточно ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ свСрстников ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΠΌ условии, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ сами Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ. Π­Ρ‚Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ·ΠΈΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² общСния со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π»Π°ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ с Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π·Π°Ρ‚рудняСт процСсс Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ[5, с. 112].

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π‘. Π›. Колосовой, попадая Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ условия, подросток участвуСт Π² Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ процСссС, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΌ собой Сдинство ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… стадий:

Адаптационный шок. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… стадий ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ страха ΠΈ Π±Π΅Π·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия, ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ самого ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ осмыслСния сути происходящих ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. ИмСнно Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии подросток Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ сталкиваСтся с Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ освоСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… элСмСнтов ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды ΠΈ ΡƒΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ стороны. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, физичСский, психологичСский ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» подростков нСдостаточСн для прСодолСния Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… трудностСй ΠΏΡ€ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ шок ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ основой для Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ чСловСчСской личности.

ΠœΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ для подростков, ΡΡƒΠΌΠ΅Π²ΡˆΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΡŽ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ шока, наступаСт этап Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ осмыслСния ситуации. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии подросток Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ занимаСтся освоСниСм Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Он Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ подходящий для Π½Π΅Π³ΠΎ способ повСдСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, активизируя собствСнныС способности ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠžΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° «Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ² срСды». Π­Ρ‚Π° стадия являСтся Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ процСсса ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ повСдСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ подростка. Но Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сдСланный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ подростка ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ трСбованиям срСды. Он ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅, ΠΈΠ·Π±Ρ€Π°Π² модСль повСдСния, которая соотвСтствуСт Π΅Π³ΠΎ собствСнным цСлям, стрСмлСниям ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ям, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ тСндСнциям развития ситуации, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ процСсс ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ впослСдствии ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ.

ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ смСна основных этапов ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ использованиС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… отличаСтся своСобразиСм ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями, ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… с ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям своСй ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ[11, с. 79].

Π›.П.ΠšΡƒΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ²Π° считаСт, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ плюсом Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях для подростка являСтся Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ это условиС Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ систСмС цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ подростка ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пСрспСктивы ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Π½Π΅ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π΅ΠΌΡƒ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ для Π½Π΅Π³ΠΎ способом. БвойствСнныС Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ цСнности ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Ρ‹ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±Π΅Π· особого напряТСния. И Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ подростку Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдой, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ становятся понятными ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅ΠΌΡƒ[10, с. 46].

Подводя ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ сказанному, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ Ρ€Π°Π· Π½Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ подростковый возраст — это самый Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π²ΡΠ΅Ρ… дСтских возрастов, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ собой ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ становлСния личности. ИмСнно Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях прСдставляСт собой Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ подросток ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ смутноС прСдставлСниС ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ этого Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ пространства ΠΈ ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°Ρ…, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ подросток, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ, Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ± ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚, исходя ΠΈΠ· ΠΎΡ‚сутствия Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ уровня ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ компСтСнтности.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ