Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ формирования нравствСнных качСств ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ для Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов курс «Π£ΡΡ‚ная (разговорная) Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ» (Π­.Π’. Якубовская). Π’ Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ процСсс овладСния Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ всСх ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основы обучСния ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ситуации, Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Π΅ дСтям, происходящиС Π² ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ («Π Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ Π² Ρ‚ранспортС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ формирования нравствСнных качСств ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ нравствСнного воспитания ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ нравствСнного воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° для осущСствлСния нравствСнного воспитания школьников Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ²:

  • 1) ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ формирования нравствСнного сознания;
  • 2) ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ формирования общСствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния.

К ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ относятся рассказ (ΠΈΠ»ΠΈ объяснСниС), лСкция Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ; этичСская бСсСда, диспут Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ; ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° учащихся с ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΎΠΉ. Π’ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ) школС ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ рассказ (объяснСния) ΠΈ Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Ρƒ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΎΠΉ. УчащиСся с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивно ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ нравствСнныС понятия Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ бСсСды, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ соСдинСнной с Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскими Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ.

Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π’. И. ΠŸΠΎΡ€ΠΎΡ†ΠΊΠ°Ρ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ‚рСбования ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ абстрактно. Благодаря наглядности эти Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π·Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм ΠΈ ΡΡ‚ановятся доступными для понимания Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ.

Вторая Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚: ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅; ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅; ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ воспитания; поощрСния ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ; Π²Π½ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅; Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅. ВсС пСрСчислСнныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ особСнностСй психофизичСского, возрастного ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития учащихся. Особо это относится ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ поощрСния ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ, ΠΈΡ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ ΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. НСумСрСнноС ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… учащихся ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ поощрСния, Π° Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ усиливаСт ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ дисциплины. 18].

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ поиск, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ прСподавания, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивно Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ вопросы нравствСнного воспитания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности младшСго школьника. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ собствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся ΠΏΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ повСдСнчСских, этичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π² Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅ΠΌΡƒ приобрСсти сумму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ нравствСнно устойчивой личности, способной Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ΅.

Рассмотрим Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ нравствСнного воспитания, ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… изданиях Π·Π° ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ нравствСнного Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π±Π΅Π· ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ этот ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ вострСбован ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ самим ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ лишь Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ личностныС цСнности.

БоврСмСнная ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° выдСляСт Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воспитаниС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ общСния ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ-ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ процСсса воспитания — общСния прСдусматриваСт использованиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ строятся Π½Π° ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ….

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ сторона общСния ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ характСристику Ρ‚Π΅Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² общСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны с Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ людСй, это процСсс Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ организованная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, которая ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Условиями интСрактивности ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ Π΅Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, принятиС согласованного Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅. Π˜Π½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ нравствСнного воспитания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° модСлирования Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этичСских ситуаций ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ комплСксноС воздСйствиС Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΡƒΡŽ сфСру учащихся, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° разрабатываСтся Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Н. П. Павловой. По Π΅Π΅ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ, участиС ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… этичСских ситуаций ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ общСния с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ нравствСнныС качСства, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π±Π»Π°Π³ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅.

АктивноС ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ нравствСнного воспитания ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π’ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΡƒΠΆΠ΅ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ освоСнной младшими школьниками — Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ мСТличностныС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ тСрпимости, совмСстимости, партнСрства, Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹, организованности, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… поступках ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… (Π›.Π‘. Выготский, Π”. Π‘. Эльконин, А. Π‘. Бпиваковская, А. Π’. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Ρ†, Π‘. Н. ΠšΠ°Ρ€ΠΏΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄.Ρ€.). ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π΅ ΠΈΠ³Ρ€ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ наглядно-дСйствСнный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ с ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ младшСго школьника с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. По Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, логичСскиС словСсныС. По ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ участников — ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π΄Ρ€Π°ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-сорСвнования ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ вСсь ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ арсСнал ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ, Π½ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ, всСстороннСму Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ нравствСнных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. [17].

МоТно ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΈΡ… ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ трудности Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ общСния, Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, связанныС с ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ нравствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° модСлирования Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ общСния (М.И. Лисина) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ участиС Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ взрослого ΠΊΠ°ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², для Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² Π΅Π³ΠΎ обращСния ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΌΡƒ. Π’ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… ситуациях взрослый Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ситуации Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ (ΠΈΠ³Ρ€Π°, бСсСда ΠΈ Ρ‚. Π΄.), ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Π° Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСния Π² Π½ΠΈΡ…, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ситуациях ΠΎΠ½ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ сСбя Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½ΠΎ, Π³Π΄Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅Π½. ΠœΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСния, взрослый ставит Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ общСния, Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΡ‚рудничСствС, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои ΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΈΠ΅ дСйствия. [15].

Для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ направлСния ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ) ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ восьмого Π²ΠΈΠ΄Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ курса обучСния русского языка (А.К. АксСнова) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° общСния». [1].

Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ для Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов курс «Π£ΡΡ‚ная (разговорная) Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ» (Π­.Π’. Якубовская). Π’ Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ процСсс овладСния Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ всСх ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основы обучСния ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ситуации, Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Π΅ дСтям, происходящиС Π² ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ («Π Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ Π² Ρ‚ранспортС», «Π’ ΠΌΠ°Π³Π°Π·ΠΈΠ½Π΅», «Π—накомство», «Π˜Π³Ρ€Π°ΡŽ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ» ΠΈ Ρ‚. Π΄.). Π‘ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ сниТСнной ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ усвоСнныС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ общСния нСпосрСдствСнно послС ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Сния Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ, Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ обстановкС. [24].

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° воздСйствия Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° посрСдством худоТСствСнных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуаций (Π›.Н. Π ΠΎΠΆΠΈΠ½Π°). Анализируя искусствСнно ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ (худоТСствСнный вымысСл), Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сопоставляСт Π΅Π΅ Ρ Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ модСлями повСдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² Π΅Π³ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ (ТизнСнная ситуация), Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π΅Π³ΠΎ прСдставлСния ΠΎ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°Ρ… повСдСния ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основного срСдства воспитания ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ тСксты худоТСствСнных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, содСрТащиС ситуации нравствСнного Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°, проявлСния нравствСнных чувств ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π›ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Ρ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ Ρ‚Скста, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ‚Сксту Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ занятия. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ строится Π½Π° Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ возникновСния ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π° ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² повСдСния пСрсонаТСй, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ повСдСния ΠΈΠ»ΠΈ поступка ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ учащимся собствСнной ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ситуации ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. [19].

Рисунки — это ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Ρ‹Π΅ пСрСТивания, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ людьми Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности. Π˜Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΅ дСйствиС. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π½Π° Π΅Π³ΠΎ основС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ личностныС качСства. Π’ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈΠ·ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ задания ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΡ: ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-тСматичСскиС, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ-символичСскиС, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-упраТнСния с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ, занятия Π½Π° ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² ΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ…, совмСстноС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΅ рисованиС, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ·ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹) ΠΈ Ρ‚. Π΄. [20]

Π§Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ значимая составная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ являСтся ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° учащихся ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, СстСствСнно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ сообщСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΈΠ΄Ρƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², воспитаниС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ нравствСнных качСств, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… достаточно ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитанников Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ: Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ качСства (Π‘.Н. Пинский, Π“. М. Π”ΡƒΠ»ΡŒΠ½Π΅Π², Π‘. Π›. ΠœΠΈΡ€ΡΠΊΠΈΠΉ, Π–.Н. НимазбаСва).

НСизмСримо высока Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ Π½ΠΈΡ… нравствСнных качСств ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ возмоТности дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ (ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ) Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Волько Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ интСрСсов Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, чувство Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹, товарищСства, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ, взаимоотвСтствСнности, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Волько ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ свои ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, качСства, способности. ΠšΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² — это модСль общСства, поэтому Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для формирования ΠΈΡ… Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ нравствСнно-ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ срСду — ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Тизнь (А.Π‘. Π‘Π΅Π»ΠΊΠΈΠ½, Π’.Н. ΠŸΠΎΡ€ΠΎΡ†ΠΊΠ°Ρ). 3;18].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ