Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость: на основании результатов проведенного исследования разработана авторская программа спецкурса «Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в обучении» — программа педагогической практики по специальности «Педагогика и методика начального образования», которые могут быть использованы в работе педагогических вузов при подготовке учителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-педагогические условия формирования мобильности учащихся начальных классов
    • 1. Познавательная активность личности как феномен общественной культуры
    • 2. Мобильность личности как педагогическая проблема
    • 3. Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в обучении
  • ГЛАВА II. Методика выявления условий формирования мобильности младших школьников в обучении
    • 1. Социально-педагогические предпосылки формирования мобильности младших школьников
    • 2. Опытно-экспериментальное обоснование формирования мобильности младших школьников в обучении

Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проведенного исследования взаимосвязана с инновационными аспектами развития всех сфер жизни общества, структурными и содержательными изменениями в социальных и педагогических отношениях. Изменяются сложившиеся представления о мире и человеке, о системе его ценностных ориентаций, характере личностной самореализации, которая объективно основывается на проявлении человеком готовности к мобильному самоутверждению. Поступательное развитие общества во всех сферах постоянно требует активного включения личности в систему общественных отношении, которые требуют интеллектуальной, творческой деятельности каждого человека.

Становление социально-мобильной личности — двойственный процесс: с одной стороны, требующий гуманной педагогической коррекции, с другойсубъективной внешней и внутренней активности самого человека.

Социальное самоопределение, осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе включает в себя осознание социальных позиций, занимаемых в различных социальных структурах, путей и возможностей своего дальнейшего социального продвижения.

В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихсяразвитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.

К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи — П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И. В. Василенко (35, 182) — в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности — Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, А. Д. Глоточкин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев (7,.

24, 93, 94, 95, 129), была разработана диспозиционная теория — В. А. Ядов (5). В педагогике воспитательную мобильность изучал Н. М. Таланчук (186) — мобильность в обучении упоминается в работах Г. И. Щукиной (95, 196). Кроме того, для разработки нашей проблемы изучалась литература, освещающая исследования по развитию познавательной активности учащихся и активизации познавательной деятельности школьников — JI. П. Аристова, А. А. Волчков, Б. А. Вяткин, Н. Ф. Добрынин, В. 3. Коган, А. И. Лозовая, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Ю. А. Миславский, Г. И. Муртазин, Н. А. Половникова, Т. Д. Сароториус, Ф. И. Харламов, И. С. Якиманская (11, 41, 60, 79, 102, 103, 114, 116, 121, 127, 136, 168, 200, 201) — по формированию мотивации учебной деятельности — А. К. Маркова (109), по проблеме обучаемости учащихся — Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова (23, 117, 73, 74).

Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили (7), концепция учебной творческой деятельности — И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый (97, 98, 151), концепция творчества и природы познавательных процессов — Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова (22, 21, 42, 55, 211, 212), исследования готовности современного педагога к реализации моделей профессионального саморегулирования — Ю. А. Миславский, В. В. Сохранов, И. И. Чеснокова (121, 183, 184), профессионально-творческой подготовки учителя к реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного обучения — Ю. К. Бабанский, О. С. Газман, В. В. Давыдов, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Кан-Калик, А. А. Кирсанов, X. Й. Лийметс, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, К. К. Платонов, И. С. Якиманская (18, 46, 56, 62, 75, 99, 122, 126, 152, 223).

Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов, корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) -JI. П. Буева, М. И. Буянов, Г. И. Гак, Н. Ф. Голованова, В. И. Гуров, В. С. Ильин, И. С. Кон, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, С. В. Маланов, Н. Г. Морозова, В. В. Сохранов, С. А. Шурыгина, М. А. Яцкая (32, 34, 45, 52, 54, 69, 82, 100, 104, 108, 123, 183, 216, 226).

Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.

Мобильное действие выпускника средней школы свидетельствует о реализации в образовательном и учебно-воспитательном педагогическом учреждении развивающей, проблемно-поисковой, личностно-ориентированной технологии осуществления целостного педагогического процесса, который является частью системы «социально-бытовое знание — опыт жизнедеятельности — знания, умения, навыки — готовность учащихся к социально-дидактической самореализации» .

Итак, современное общество побуждает личность к социально-мобильному и профессиональному самоутверждению, что предполагает у нее наличие активной жизненной позиции. Однако в современной системе образования мы часто сталкиваемся с обучением, которое не всегда обеспечивает формирование акгавносга и мобильности у учащихся. У человека, постоянно воспитывающегося в условиях репродуктивной деятельности, формируется инертный тип мышления, он лишен любознательности и творческой активности, у него не формируется умение мыслить самостоятельно, творчески. Он не способен выйти за пределы ситуации, найти нестандартные решения и взять на себя ответственность за их принятие. Инертность мышления, стандартность, шаблонность рождает человека пассивного, равнодушного, безучастного к окружающему, человека, теряющего активную жизненную позицию.

Актуальность нашего исследования также обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.

Таким образом, мы выделили существующие противоречия:

— во-первых, между потребностью современного общества в мобильной самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности, и отсутствием целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования мобильности учащихся в обучении;

— во-вторых, между личностными особенностями учащихся и коллективно-групповым, вербальным характером обучения;

— в-третьих, между базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных методов обучения, и потребностью современной школы в творческом самовыражении педагога.

Решать возникающие проблемы необходимо уже в начальных классах, так как в младшем школьном возрасте возникают благоприятные возможности для формирования таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, способность к академической и социальной мобильности.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.

В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: «Педагогические условия Формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения».

Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения .

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения.

Гипотеза: процесс формирования мобильности младшего школьника в обучении осуществляется успешно, если: в педагогическом процессе реализуются принципы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и воспитания;

— дидактическое взаимодействие учителя и учащихся осуществляется на основе системной методологии;

— используются технологии индивидуально-группового обучения младших школьников;

— педагог в своей деятельности учитывает традиции воспитания в условиях семейно-бытовой культуры.

Задачи исследования:

1. Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника.

2. Выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте.

3. Определить условия, уровни и критерии формирования мобильности в обучении у младших школьников.

4. Разработать модель формирования мобильности младшего школьника в обучении.

Методологической основой исследования явились научные положения о диалектическом и системном (Г. Гегель, П. П. Блонский) характере социально-педагогических отношенийидеи гуманизации образования, идеи об общечеловеческих ценностях как основе становления личности (В. А. Сухомлинский, Н. Д. Никандров, 3. И. Равкин (185)) — теория деятельностного подхода к формированию и становлению личности (JT. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (42, 94, 163)) — психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др. (42, 56, 94, 117, 222)) — концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А. Б. Орлов, Л. К. Гребенкина, Н. А. Шайденко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская (53, 223, 224)).

Теоретической базой исследования явились теории формирования направленности и профессионально-личностного развития (А. А. Дергач, И. Л. Федотенко, А. В. Зосимовский) — теория духовно-нравственного и гражданского воспитания (Д. М. Гришин, В. М. Коретов) — совокупность идей социализации личности (Б. 3. Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Г. М. Андреева (82, 126, 8)) — теория развития субъектности личности (В. И. Слободчиков, Н. Л. Исаев, Е. А. Сапогова, Н. Е. Щуркова (220)) — диспозиционная концепция личности (В. А. Ядов (5)).

Для проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, наблюдение, метод независимых характеристик, анализ документации, ранжирование и др.

Базой исследования явились школы г. Пензы (№ 12, 59,25).

В констатирующем и формирующем экспериментах было охвачено 324 учащихся начальных классовпроанкетировано 108 семей- 36 педагогов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап (1998 — 1999 гг.). Осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, изучался и обобщался практический опыт учителей начальных школ г. Пензы (№ 12, 25, 59) по формированию мобильности младших школьников;

2 этап (1999 — 2002 гг.). Определялись организационно-педагогические условия формирования мобильности младших школьниковразрабатывались этапы формирования мобильности в процессе обучения младших школьниковразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работыпроводилось пилотажное исследование с целью уточнения выдвинутой гипотезы. Осуществлялись констатирующий и формирующий эксперименты.

3 этап (2001 — 2002 гг.). Завершение формирующего эксперимента, обобщение и обработка полученных результатов, их апробация через выступления и публикацииоформление текста рукописи диссертации.

Теоретическая значимость и научная новизна заключается в том, что: дана характеристика понятия мобильности младших школьниковопределены этапы процесса формирования мобильности младших школьниковобоснована взаимосвязь мобильности и познавательной активности в обучениивыявлены социальные предпосылки и педагогические условия эффективного формирования мобильности младших школьников в процессе обученияопределены и разработаны критерии и уровни развития мобильности младших школьников в процессе ее формирования в обучениипостроена модель педагогического действия, которое переводит мобильность в эффективное дидактическое действие.

Практическая значимость: на основании результатов проведенного исследования разработана авторская программа спецкурса «Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в обучении» — программа педагогической практики по специальности «Педагогика и методика начального образования», которые могут быть использованы в работе педагогических вузов при подготовке учителей и воспитателей. Также материалы и результаты данного исследования могут быть рекомендованы для применения в работе учителей начальных классов, что позволит решить ряд задач по обучению и воспитанию личности младшего школьника: способствовать развитию и становлению личности, способной к творческому самовыражению в обучении, определению собственного жизненного пути и активной самореализации в жизнедеятельности.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты были изложены автором на научно-практических конференциях (научно-практическая конференция, посвященная 60-летию ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999 г.- Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества общего образования как фактор развития школы», г. Самара — 2000 г.- Региональная научно-практическая конференция «Педагогика и психология воспитания», г. Пенза — 2001 г.- Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования: традиции и современность», г. Пенза — 2001 г.- Российская научно-методическая конференция, 24−25 октября 2002 г. «Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования», г. Рязань) и семинарах работников профессионально-педагогической школы при кафедре педагогики и психологии профессионального обученияобсуждались на методологическом семинаре при ИПК и ПРО (г. Пенза).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мобильность младших школьников в обучении — это готовность младшего школьника активно изменять свою позицию в учебной деятельности (под воздействием педагога или самостоятельно). Она выступает регулятором деятельности младшего школьника посредством воздействия на систему мотивов его поведения.

2. Организационно-педагогическими условиями процесса эффективного формирования мобильности младших школьников являются:

— осуществление дидактического взаимодействия учителя и учащихся на основе системной методологии. реализация принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и воспитания;

— использование технологии индивидуально-группового обучения младших школьников;

— взаимосвязь обучения с традициями воспитания в условиях семейно-бытовой культуры.

3. Модель успешного формирования мобильности младших школьников включает следующие действия педагога: от диагностики природной готовности младших школьников к мобильному научению и разработки индивидуальной программы развития мобильности младшего школьника до его побуждения к саморазвитию мобильности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения и двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит страницы машинописного текста, 10 таблиц, 1 схему, 6 приложений. Список использованной литературы включает в себя 227 наименований.

Выводы по II главе.

I. Среди предпосылок формирования мобильности младших школьников мы рассматриваем следующие:

1) социальные (семейно-бытовая культура);

2) педагогические (детский сад как институт, в котором корректируется природный уровень готовности к мобильному действию и формируется готовность к мобильности в обучении, то есть формируется активное стремление к изменению позиции дошкольника на позицию младшего школьника);

3) индивидуально-личностные (тип личности, особенности дошкольного воспитанияналичие определенных качеств, свойств и умений).

Семья, детский сад и школа являются первыми из социальных факторов, влияющих на мобильность ребенка. Именно в этой системе мы и обнаруживаем предпосылки формирования мобильности младшего школьника.

Любая социальная группа обладает субкультурой, готовящей детейпредставителей каждой группы — для участия в ее субкультуре, в которой они социализированы.

II. Под мобильностью мы также понимаем стремление человека к системе ценностей, а затем взаимодействие с миром, в ходе которого он вырабатывает новые значения, образцы, ценности.

Ценностность — это основание структуры личности, которая включает в себя, с одной стороны, наиболее ценное, значимое для субъекта содержание, а с другой — особенности его представления о себе, осознание себя.

Исходя из содержания нашего исследования, мы рассматривали следующее:

— ценностность учебной деятельности: а) деятельность по образцуб) действовать в соответствии с требованиями взрослыхв) действовать в соответствии с требованиями данной ситуации.

— ценностность отношения к себе: а) утверждение себя через качество выполняемой деятельностиб) утверждение себя через отношение к себе окружающих;

— ценностность общении;

— ценностность познавательной деятельности.

III. В младшем школьном возрасте «взрослость» измеряется умелостью, но умелостью, помноженной на понимание сути (закономерных оснований) того, что и как ты делаешь. Последнее и характеризует учебную деятельность. Именно в младшем школьном возрасте главным выразителем такого образа взрослости, такого образа перспективы развития ребенка впервые становится не родной взрослый, а посторонний — учитель. Воспитатель детского сада равноправно разделяет свои «высшие» полномочия с родителями, которые теперь уже не обладают для этого необходимой профессиональной компетенцией.

IV. Процесс формирования мобильности младшего школьника в обучении осуществляется успешно, если:

— учителя владеют алгоритмом развития мобильности младшего школьника;

— готовы диагностировать уровень развития личности, социальный опыт ученика и уровень овладения им специальными знаниями;

— компетентны в выборе и реализации технологий коррекции и самокоррекции дидактического действия ученика и, следовательно: в педагогическом процессе реализуются принципы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и воспитания;

— используются технологии индивидуально-группового обучения младших школьников;

— обучение взаимосвязано с традициями воспитания в условиях семейно-бытовой культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальное самоопределение, осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе включает в себя: сознание социальных позиций, занимаемых в разных средах социальной структуры, осознание путей и возможностей своего дальнейшего социального продвижения, связанных с перспективами социально-экономического развития общества.

В связи с этим обострившиеся в настоящее время противоречия, а именно: между потребностью современного общества в мобильной самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности, и отсутствием целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования мобильности учащихся в обучениимежду необходимостью учитывать личностные особенности учащихся и коллективно-групповым, вербальным характером обучениямежду базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных методов обучения, и потребностью современной школы в творческом самовыражении педагога — требуют уделения достаточного внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и учителейпрактиков.

Решать возникающие проблемы необходимо уже в начальных классах, так как в младшем школьном возрасте возникают благоприятные возможности для формирования таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, способность к академической и социальной мобильности.

Становление социально-мобильной личности дуалистический процесс: с одной стороны, требующий развивающей педагогической коррекции, с другой — субъективной внешней и внутренней активности самого человека.

Теоретическое осмысление проблемы, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили нам провести границу между понятиями «мобильность в процессе обучения» и «познавательная активность», установить существующую взаимосвязь между этими понятиями, выделить педагогические условия формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения, а также определить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности младшего школьника в обучении.

Под познавательной активностью мы подразумеваем интегративное качество личности, которое проявляется в готовности и стремлении к овладению знаниями и способами учебной деятельности, умение мобилизовать нравственно-волевые усилия для достижения познавательной цели, стремление к самостоятельной деятельности и выбору наиболее оптимальных путей для решения учебно-познавательной задачи.

Мобильность младших школьников в обучении — это готовность младшего школьника активно изменять свою позицию в учебной деятельности (под воздействием педагога или самостоятельно). Она выступает регулятором деятельности младшего школьника посредством воздействия на систему мотивов его поведения.

В опытно-экспериментальной работе для оценки познавательной активности мы использовали такие показатели, как уровень развития внимания памяти, мышления. А также:

— активное участие в информационном обмене;

— проявление нравственно-волевых качеств, способность преодолевать внешние и внутренние трудностиуровень сформированности познавательных интересов, их устойчивость;

— креативность осуществления учебной деятельности;

— референтность в групповой работе;

— способность к самокоррекции.

Проблема формирования мобильности в обучении рассматривалась недостаточно. Однако современное общество испытывает острую необходимость в личности, способной к мобильному самовыражению. Личность — это целое, но целое, находящееся в постоянном процессе изменения. Мобильность мы рассматриваем, как готовность учащихся изменять свою позицию в учебной деятельности (под воздействием педагога или самостоятельно).

Концептуальное обоснование взаимосвязи познавательной активности и мобильности в обучении выражается в следующем:

— ребенок рождается с определенным набором наследственных признаков в физиологическом и психическом планах (скорость протекания импульсов в нервных клетках, скорость протекания мыслительных процессов, психофизиологические реакции, темперамент и т. п.), что в течение первых лет жизни оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств в процессе доступной деятельности и общения, на процесс присвоения семейно-бытовой культуры, формирования на ее основе социально-бытового опыта, а также на проявление и формирование активности в процессе развития личности ребенка;

— активность проявляется и развивается в деятельности, которая является формой взаимоотношений ребенка с социальной средой. Поскольку социальная среда выступает как фактор не только развивающий, но и корректирующий (семья, детский сад, школа), исходный уровень активности личности изменяется в процессе овладения способами деятельности;

— изменение уровня активности личности приводит к изменению позиции ребенка по отношению к деятельности, осуществляемой в тех или иных условиях. А изменение позиции есть не что иное, как проявление мобильности ребенком в той или иной деятельности.

И, если мы говорим о познавательной деятельности, то, развивая познавательную активность в обучении, мы способствуем изменению позиции в обучении — создаем условия для мобильного действия ученика.

Подвижность включает в себя активную и пассивную составляющие. Пассивная часть — это адаптирование, приспособление, восприятие, приноравливание личности к изменениям окружающего мира. Указанные процессы в приложении к нашему исследованию соответствуют 1 и 2 уровню мобильности младших школьников в обучении.

Активная часть — это не просто подвижность, но изменения связанные с постановкой цели, анализом ситуации, разрешением проблем, творением, созданием нового, ранее не имевшего места.

Педагогическими условиями формирования мобильности младших школьников в обучении являются организация личностно-ориентированного обучения, организация групповой работы на уроке. А также наличие в работе педагога следующей системы педагогического взаимодействия с учащимися: «социальный опыт — дидактическое знание — дидактические навыкисоциально-дидактические навыки — социально-дидактические умениякреативный способ самореализации личности», предполагающую такой алгоритм педагогического действия:

— диагностика уровня развития, социального опыта ученика и специальных знаний. Что предполагает целенаправленное овладение методами диагностики уровня развития познавательной активности и мобильности у учащихся и опытом творческой деятельности, профессиональный интерес к методам диагностики;

— выбор технологии коррекции дидактического самодвижения ученика, целенаправленное овладение теоретическими основами развития познавательной активности и мобильности, наличие умений изучать и анализировать проблему развития познавательной активности и мобильностиоткрытое соотнесение достигаемых учеником результатов с общепринятыми стандартами;

— обеспечение осознанной реализации учеником дидактического опыта, целенаправленное применение знаний о сущности познавательной активности, наличие умений применять способы и приемы развития познавательной активности и мобильности.

Таким образом нами выделено два типа педагогов, способных эффективно осуществлять процесс формирования мобильности младших школьников в обучении: продуктивно действующие педагоги и педагоги, реализующие профессиональное действие на креативном уровне.

Продуктивно действующие педагоги. Педагог работает на основе демократического стиля общения, владеет несколькими вариантами методики обучения и воспитания учащихся, учитывает их индивидуальные возрастные особенности, обеспечивает учащихся квалифицированной методической помощью и усиленно формирует дидактический опыт учащихся. В данном случае процесс формирования мобильности в обучении находится на 3 уровне становления.

Педагоги реализующие профессиональное действие на творческом уровне.

Творческое действие педагога отличает наличие личностно-ориентированного и студийно-технологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Учитель владеет практико-ориентированной методикой преподавания, побуждает учащихся к развитию самостоятельности и активности, стремится сформировать у них алгоритмы творческого дидактического и социального самовыражения, что соответствует 3−4 уровням развития мобильности. То есть педагог как учитель и воспитатель соответствует следующим требованиям:

1 .Владеет академическими и социальными знаниями и практико-ориентированными технологиями их использования.

2. Владеет личностными методиками преподавания и воспитания.

3. Обладает опытом саморегулирования.

Таким образом, процесс формирования мобильности младших школьников в процессе обучения протекает успешно, когда педагог в профессиональной деятельности выступает:

— как пример достойного поведения и организовывает взаимоотношения с детьми и между ними в соответствии с морально-этическими нормами обществакак профессионал, владеющий методами и приемами, активизирующими учебную деятельность младшего школьника, и осуществляющий личностно-ориентированный подход к учащимся;

— как личность, владеющая приемами саморегуляции и систематически применяющая их.

Организационно-педагогическими условиями процесса эффективного формирования мобильности младших школьников являются: реализация принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и воспитания;

— осуществление дидактического взаимодействия учителя и учащихся на основе системной методологии;

— использование технологии индивидуально-группового обучения младших школьников;

— взаимосвязь обучения с традициями воспитания в условиях семейно-бытовой культуры.

Среди предпосылок формирования мобильности младших школьников мы рассматривали следующие:

1. Социальные (семейно-бытовая культура);

2.Педагогические (детский сад, как институт, в котором корректируется природный уровень готовности к мобильному действию и формируется готовность к мобильности в обучении, то есть формируется активное стремление к изменению позиции дошкольника на позицию младшего школьника).

3. Йндивидкально-личностные (тип личностиособенности дошкольного воспитанияналичия определнных качеств, свойств и умений).

Семья, детский сад и школа являются первыми из социальных факторов, влияющими на мобильность ребенка. Именно в этой системе мы и обнаруживаем предпосылки формирования мобильности младшего школьника.

В заключении отметим, что представляется весьма актуальным продолжения исследований в данном направлении, поскольку мобильное действие выпускника средней школы свидетельствует о реализации в образовательном и учебно-воспитательном педагогическом учреждении развивающей, проблемно-поисковой, личностно-ориентированной технологии осуществления целостного педагогического процесса, который является частью системы «социально-бытовое знание — опыт жизнедеятельностизнания, умения, навыки — готовность учащихся к социально-дидактической самореализации». И кроме того, мобильное действие выпускника может выступать как одна из оценок качества общего среднего образования. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990, — 139 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1990, — 353 с.
  3. В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е издание.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001, — 191 с.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей/ -М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
  5. Ш. А. В школу с шести лет,— М.: Педагогика, 1986,183 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990, — 559 с.
  7. Н.М. Моделирование мышления и психики, — Киев: «Наукова думка», 1965, — 304 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969.- 339 с.
  9. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений, — М.: Аспект Пресс, 2001, — 376 с.
  10. Л.И. Психология формирования и развития личности, — М., 1981.- 180 с.
  11. Г. С. Социальная активность(Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании).- М.: Политиздат, 1974, — 230 с.
  12. Л.П. Активность учения школьников,— М.: Просвещение, 1968.- 139 с.
  13. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в вышей школе/ С. И. Архангельский.- М.:"Высшая школа", 1976.200 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные связи и методы. М.: «Высшая школа», 1980, — 368 с.
  15. А.М. Особенности детского возраста. Очерки- М.: Учпедгиз, 1953 192 с.
  16. А.Г. Психология личности: Учебник, — М., Изд-во МГУ, 1990, — 367 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982, — 76 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986.-444 с.
  20. В.А. Личностные ориентации в учебно-познавательной деятельности, — Свердловск, 1996, — 137 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:"Прогресс", 1986.-424 с.
  22. Н.А. О ловкости и ее развитии,— М.:"Физкультура и спорт", 1991, — 287 с.
  23. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе,— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, — 347 с.
  24. А.А. Личность и общение. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983, — 271 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования, — М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  26. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика.- 1997, — № 4, — с. 11−17
  27. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика, — 1999, — № 3, — с. 37 43
  28. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированноговоспитания//Педагогика.- 1995,-№ 4.-с. 29−36
  29. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения, — М.: Педагогика, 1990, — 140 с.
  30. А.В. О формировании психического/Психология формирования и развития личности. М., 1981, — С. 94 — 108
  31. Е.А., Венгер A.JI. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов/ Под ред. В. В. Слободчикова, — Томск: «Пеленг», 1992, — 58 с.
  32. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, — 268 с.
  33. М.И. Беседы о детской психиатрии. Кн. для учителей и родителей.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1992, — 255 с.
  34. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей, — М.: Просвещение, 1988, — 207 с.
  35. И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Дисс.канд.филос. наук, — Волгоград, 1998, — 168 с.
  36. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988, — 239 с.
  37. Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание.- 1991.- № 10, — С. 43 -46
  38. Л.А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе М.: Знание, 1994, — 192 с.
  39. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе, — Казань, 1967.- 76 с.
  40. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1977, — 159 с.
  41. А.А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии, — № 5,1999, — С.10−16
  42. JI.C. Полное собрание сочинений. В 6 т. М., 19 821 984
  43. JI.C. Избранные психологические исследования/Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956, — 519 с.
  44. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988, — 254 с.
  45. Гак Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализации/УВопросы философии, — 1955.- № 4, — С. 5 -12
  46. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века, — Новые ценности образования. Вып.6, — М., 1996, — 218 с.
  47. Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой реализации// Психологическая наука и образование 1998, — № 1, — С. 93 — 100
  48. Н.В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику.- СПб.: Изд-во «Питре», 2000, — 144 с.
  49. A.M. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеской деятельности// Проблемы философии и научного коммунизма.- Вып. 6.- Красноярск: КГПИ, 1971, — 120 с.
  50. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  51. . Что такое психология: В 2 т.Пер.с франц.- М.: Мир, 1992
  52. JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Монография/ РГПУ.-Рязань, 2000, — 204 с.
  53. В.И. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании детей и учащихся// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.В. 2 т.- М, — Тула, 1993, — Т.1.- С. 310 320
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1989.- 239 с.
  56. Дидактика средней школы/Под ред.М. Н. Скаткина.-М. Просвещение, 1982.- 319 с.
  57. М.В. Проблемы теории личности (Социально-фил. аспект).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.- 240 с.
  58. И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной работы: Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1991, — 159 с.
  59. Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания//Уч. записки МГПИ, — Т.36.- Вып.2.- М., 1954.- 104 с.
  60. Г. А. Знания «по необходимости» или «по желанию’ТНачальная школа, плюс и минус.- 2000, № 1, — С. 17−18
  61. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. Дис. докт. пед. наук, — М., 1983, — 32 с.
  62. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза, — Минск: Изд-во БГУ, 1978,-319 с.
  63. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.-М.:Педагогика, 1984.- 176 с.
  64. А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка/ Актуальные проблемы рвзвития возрастной психологии. -М., 1978, — 327 с.
  65. А.Г. Проблема интереса в социальной теории, — Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1964, — 74 с.
  66. В.В. Развитие познавательной активности дететй на основепринципа преемственности в системе „Детский сад школа“.- Дисс.к.пед.н.- Майкоп, 1999.- 208 с.
  67. А.Н. Природа художественного таланта,— М.: Советский писатель, 1965, — 535 с.
  68. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.- Волгоград, 1981.- С. 5−21
  69. Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.-М.: Педагогика, 1973.- 176 с.
  70. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- Л.: Об-во „Знание“, 1997, — 230 с.
  71. Е.Г. Развитие познавательного интереса в учебном процессе//Начальная школа, — 1993.-№ 12.-С.14 19
  72. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики: Проблемы диагностики умственного развития,-М.:"3нание», 1975, — 129 с.
  73. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся//Вопросы психологии, — 1961- № 2.-с.41−50
  74. Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителя// Советская педагогика.- М., 1976, — № 9, — С. 78 79
  75. П.Ф. Избранные педагогические сочинения,— М.: «Педагогика», 1982, — 704 с.
  76. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.- 224 с.
  77. А.Г. Психология личности,— М.:"Просвещение", 1965,391 с.
  78. В.З. Понятие «активной личности» как категория социальной психологии//Некоторые проблемы личности: Сб.асп.работ, — М., 1971.-С.131 145
  79. Я.Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе, — Минск: Народная асвета, 1969, — 193 с.
  80. Я.Л. Психология общения.- Минск: «Знание», 1974, — 96 с.
  81. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978, — 367 с.
  82. Ю.А. Проблемы внутришкольного управления.-Челябинск, 1989, — 157 с.
  83. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. Проект//Народное образование. № 1, 2001, — с.305 312
  84. А.И. Исследовательская деятельность в школе. Фрагменты из ранее изданных книг 1971 2001 г. — Славянск-на-Кубани: Издательский центр СФ АГПИ, — 2002.- 340 с.
  85. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе, — М.: Знание, 1987, — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология", № 5)
  86. Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д. М. Гвилилани, Н.И.Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова, — М.: Политиздат,!988.- 479 с.
  87. В.И. К анализу понятия активности материальных систем//Вопросы религии, — 1969, — № 10
  88. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителелй и классных руководителей.- М.- Просвещение, 1976,303 с.
  89. Н.В. Метод исследования педагогической деятельности,— Л.: ЛГУ, 1970, — 114 с.
  90. Н.В. Научно-практический метод анализа педагогической ситуации.- Л.: ЛГУ, 1970, — 16 с.
  91. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средн. и высш.пед.учеб.заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 232 с.
  92. А. А. Принципы воспитания в образовательной программе «Школа 2100'ТНачальная школа, плюс минус, 2001, № 2, — С. 211
  93. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность.- Л.:Политиздат, 1975, — 304 с.
  94. А.Н. Проблема развития психики,— М.: Изд-во МГУ, 1981, — 584 с.
  95. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия/Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.-М.: Изд-во моек, унг-та, 1994, — 228 с.
  96. И.Я. Дидактическия система методов обучения/ И. Я. Лернер и др.- М."Знание», 1976, — 64 с.
  97. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., Знание, 1978, — 48 с.
  98. Х.Й. Групповая работа на уроке.- М.:"3нание", 1975, — 64с.
  99. М.И. Развитие познавательной деятельности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии.- 1982, — № 4.-С. 18−35
  100. Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников: Дисс. докт пед.наук.-Харьков, 1990−434 с.
  101. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Дисс.докт.пед.н, — Харьков, 1990, — 443 с.
  102. В.И., Тразко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема//Советская педагогика. 1989, — № 11.- С. 27 32
  103. .Ф. Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал.- Т.2.-№ 1.-1981, — С. 8 -15
  104. И. Зона ближайшего развития и «самоопределяемое учение» в школе/Начальная школа, плюс и минус, — 2000, № 11, — с.22−27
  105. А.А. Учителю о психологии младшего школьника,-М.: Просвещение, 1977, — 223 с.
  106. С.В. Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста//Начальная школа «плюс и минус».№ 2, 2001, — С. 13−20
  107. С.В. Что должен знать взрослый, воспитывающий ребенка/Начальная школа, плюс и минус, — 2001, № 8, — С. 12−17
  108. А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности.- М. Просвещение, 1999, — 196 с.
  109. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-Петрозаводск, 1992 180 с.
  110. A.K. и др. Формирование мотивации учения: Кг. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.- М.: Просвещение, 1990, — 192 е.- (Психол. наука школе)
  111. A.M. О структуре адаптации и продуктивной активностиУ/Вопросы психологии.- 1988, — № 4.- С.9
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении,-М.: Просвещение, 1972.- 296 с.
  113. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. № 4,1982
  114. М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975,368 с.
  115. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии, — Казань: Татариздат, 1963,80 с.
  116. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников, — М., Педагогика, 1989, — 293 с.
  117. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности/Психология формирования и развития личности, — М.: Наука, — с. 86 106
  118. B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е. А. Климова М. Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996, — 448 с.
  119. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 256 с.
  120. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/Научн.-исслед. ин-. общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР М.: Педагогика, 1991, — 152 с.
  121. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.:"Дело», 1994, — 216 с.
  122. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье,— М.: АПН РСФСР, 1961, — 224 с.
  123. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (в сравнении с нормой).- М.: Педагогика, 1976, — 138 с.
  124. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов, — М., Институт практической психологии, 1997, — 365 с.
  125. А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников.М.: Просвещение, 1986, — 160 с.
  126. Г. И. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся/Сб. Активизация познавательной деятельности учащихся.- Уфа, 1972.- с.3−24
  127. B.C. Детская психология,— М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000, — 352 с. (Серия «Мир психологии»)
  128. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990, — 173 с.
  129. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева/Вступ. статья А. А. Бодалева, — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПо «МОДЭК», 1998.- 368 с.
  130. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, — 1988, — № 1, — С. 28 35
  131. Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся.-Казань: Татарское кн. изд-во, 1989.- 64 с.
  132. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории.-М.:"Педагогика", 1978, — 143 с.
  133. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодлева, В. В. Столина.-М.: Изд-во МГУ, 1987.- 303 с.
  134. В. Введение в общую дидактику,— М.:"Высшая школа", 1990.-381 с.
  135. В. Основы проблемного обучения: Пер. с польского, — М.: Просвещение, 1968, — 208 с.
  136. А.Б., Хазанов М. А. Феномены конгруэнтности и эмпатии// Вопросы психологии, — 1993, — № 4, — С. 68 73
  137. Е.С. Формирование познавательного интереса иактивности у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд пед наук.1. Челябинск, 1999.- 173 с.
  138. А.К. Самореализация деятельности школьника и формирование активной личности,— М.: Знание, 1986.- 80 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6)
  139. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, JI.A. Венгера.- М.: «Педагогика», 1988 136 с.
  140. И.П. Полное собрание сочинений. Т. II, кн.2.- М.-Л.:Изд-во Академии Наук СССР, 1952
  141. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Кочетова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред.С. М. Смирнова.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 512 с.
  142. Педагогическая диагностика в школе/А.И.Кочетов, Л. Я. Коломинский, И. И. Прокопьев и др.- Под ред.А. И. Кочетова.- Мн., Нар. асвета, 1987, — 223 с.
  143. Педагогический словарь/Под ред. Т. М. Воловникова, — М.: АПН РСФСР, I960, — 776 с.
  144. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т.т.-М.: Советская энциклопедия, 1964
  145. И.Б. Коллективная деятельность и ее воспитательные возможности//Теоретические проблемы воспитания коллектива Тарту, ТГУ, 1975, — с.140- 142
  146. JI.H. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Дисс.. канд.пед.наук, Москва, 1997.- 149 с.
  147. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Знание, 1971.- 180 с.
  148. А.В. О психологии личности.- М.: Политиздат.-1982, — 255 с.
  149. А.В. От поступка к характеру.- М.:"3нание", 1963, — 32с.
  150. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ структуры процесса воспроизводящего творчества.-М.: В.Ш., 1981.-423 с.
  151. К.К. Структура и развитие личности,— М.: Наука, 1986.255 с.
  152. К.К. Личностный подход как принцип психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1986 255 с.
  153. Е.М. Учиться работать самостоятельно.- М.: Просвещение, 1968.-211 с.
  154. По дьяков Н. Н. Проблемы психического развития ребенка//Дошкольное воспитание, — 2001, — № 9, — С. 68 75
  155. Н.А. О воспитании познавательной активности.-Казань, 1968, — 78 с.
  156. Я.А. Психология творчества,— М.: Наука, 1976.- 303 с.
  157. Психология формирования и развития личности/Под ред. Анциферовой Л.И.- М.: Наука, 1967 365 с.
  158. Психология. Словарь/Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: «Политиздат», 1990, — 494 с.
  159. Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. Н. А. Менчинской.- М.: Педагогика, 1971, — 272 с.
  160. Т. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников// Вопросы психологии, — 1990.-№ 5, — С.81−88
  161. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.- Томск, 1996
  162. С.Я. Основы общей психологии.- М.: Госучпедиздат Мин-ва проев., 1946, — 704 с.
  163. С.Я. Проблемы общей психологии/Отв.ред. Е. В. Шорохова.- М.: Педагогика, 1973, — 423 с.
  164. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы/ Под ред. И. В. Дубровиной.- 4-е изд., стереотип, — М.: Издательский центр «Академия», 1998, — 128 с.
  165. Саморегуляция и психологический прогноз социального поведения личности, — Л.: ЛГУ, 1978, — 158 с.
  166. А.Е. Педагогические условия развития познавательнойактивности младших школьников (организационный аспект): Дисс.кандпед. наук.- Челябинск, 1997, — 210 с.
  167. Т.Д. О взаимосвязи познавательной активности и коммуникативной деятельности у дошкольников//Новые исследования в психологии, — 1981, — № 1, — с. 21 27
  168. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  169. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения.- М.: Педагогика, 1971, — 206 с.
  170. А.Э. Развитие творческого мышления детей, популярное пособие для родителей и педагогов, — Ярославль: «Академия развития», 1996, — 192 е., ил.
  171. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Изд-во Магистр, 1997, — 224 с.
  172. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки,— М.: Просвещение, 1976.160 с.
  173. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования/Под ред. А. А. Сластенина.- М., 1982.- С. 14 29
  174. В.А. О критериях формирования социально-активной личности/ Под ред. А. П. Петрова.- М., 1983, — 147 с.
  175. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой, — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Русский язык, 1981 1984
  176. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей фак-ов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов, — М.: Аспект Пресс, 1995.- 271 с.
  177. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- Москва-Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995.-30 с.
  178. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие/ Под ред. В. А. Сластенина, Ярославль: ЯрГПИ им. К. Д. Ушинского, 1974,130 с.
  179. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.- М.:"Советская энциклопедия", 1985, — 1600 с.
  180. П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Сагамонов: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992, — 543 с.
  181. В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования/Под ред. Н. Ф. Родионовой, — Пенза: ПГПУ, 1996−121 с.
  182. В.В. Теоретические основы профессиональнопедагогического саморегулирования учащейся молодежи. Автореф.докт.пед.наук.- Ярославль, 1998.- 35 с.
  183. В.А. Сердце отдаю детям, — Киев: Радяньска школа, 1988.- 272 с.
  184. Таланчук Н. М. Воспитательная мобильность личности и ее формирование Казань, НИИ I ИТ I АПН СССР, 1981
  185. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников,— М.: Просвещение, 1988, — 173 с.
  186. В.П. Коллективная работа учащихся на уроке как средство развития их познавательной самостоятельности.: Дисс.канд.пед.н. -М., 1979, — 166 с.
  187. .Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дисс. .канд.пед.наук.- Омск, 1997, — 208 с.
  188. Г. П. Формирование готовности дошкольников к обучению в образовательном учреждении: Дисс. канд.пед.наук, — Челябинск, 1997−196 с.
  189. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, — Ярославль: «Академия развития», 1996, — 240 с.
  190. Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьника, — Ярославль: «Академия развития», 1996.- 192 с.
  191. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки, — Тбилиси, 1 961 238 с.
  192. А.П. Обучение в старшей группе детского сада/Юбучение в детском саду, — М., АПН РСФСР, 1950, — 385 с.
  193. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе,-М.: Педагогика, 1989, — 368 с.
  194. Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, — 432с. (Серия «Библиотека психолога»).
  195. Формирование у студентов профессиональных умений: Методические рекомендации для преподавателей, аспирантов и соискателей/Сост. В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Лупанова (Пензенск. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского).- Пенза, 1999, — 45 с.
  196. Л.М. О психологии младшего школьника/Начальная школа, плюс и минус.- 2001, № 2, — с. З 10
  197. Л.М., Волков К.Н Психологическая наука учению.- М.: Просвещение, 1985, — 224 с.
  198. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.- 342 с.
  199. Г. А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993 -268 с.
  200. Г. А., Еремина Е. М. Эффективность коллективно-распределительной формы обучения (на материале экспериментального обучения русскому языку в 1 классе)//Новые исследования в психологии.-1979, — № 2, — С. 42 47
  201. Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе//Вопросы психологии, — 1983, — № 4, — С. 46 59
  202. Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе/ Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992, — 128 е.: ил.
  203. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе,— М.: Педагогика, 1987, — 150 с.
  204. JI.B. Развитие памяти детей, — Ярославль: «Академия развития», 1997, — 240 с.
  205. З.Ф. Формирование познавательной активности младшего подростка в учебно-познавательной деятельности: Дисс.канд.пед.н, — Вильнюс: ВГУ, 1985, — 186 с.
  206. Д.В. Теоретические основы и пути активизации личностной позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е начало 80-х годов): Дисс.канд.пед.наук, — М., 1989.- 208 с.
  207. И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М.: Просвещение, 1988 160 с.
  208. И.М. О дифференцированном обучении на уроках,-Омск, — Зап.-сибирское кн. изд-во, Омское отделение, 1973.- 155 с.
  209. Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательных школ (по предметам естественнонаучного цикла)/Обзорная информация, — М., 1976. Вып.VIII.
  210. Т.И. Активизация учения школьников,— М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  211. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности: Учеб. для студ. высших учебных заведений, — 2-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, — 512 с.
  212. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя//Вопросы психологии, — М., 1981,-№ 5, — 20−24 с.
  213. Т. Социальная психология, — Ростов-на Дону, 1999.- 310с.
  214. С.А. Формирование готовности детей к школе в условиях воспитательно-образовательного пространства малого города: Дисс. канд пед.наук, — Москва, 1997
  215. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: «Просвещение», 1979.- 160 с.
  216. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988, — 208 с.
  217. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1986, — 144 с.
  218. Н.Е. Когда урок воспитывает:(Нравственный аспект).-М.: «Педагогика», 1981, — 128 с.
  219. Экспериментальная психология: Учебник для вузов.2-е изд., доп./ В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2003, — 320с.: ил. (Серия «Учебник нового века)
  220. Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова, П. П. Зинченко.-М.:"Педагогика», 1989, — 554 с.
  221. И.С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии, — 1989, — № 6, — с. 5 13
  222. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь, 1996 96 с.
  223. М.Г. История психологии, — 3-е изд., дораб.- М. Мысль, 1985, — 575 с.
  224. М.А. Привитие поведенческой культуры в период адаптации первоклассников к новой социальной роли ученика/Начальная школа, плюс и минус.- 2001, № 8, — С. 12- 16
  225. Rogers С. R. Freedom to learn for the 80s. N.-Y. Toronto-Sydney, 1983
Заполнить форму текущей работой