Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие воспитательной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, в отношениях, в творчестве. Необходимо знать это и анализировать причины и последствия явлений, происходящих в системе… Читать ещё >

Становление и развитие воспитательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

А. С. Макаренко

Существует множество определений понятия «воспитание». Воспитание в учебном учреждении реализуется через воспитательный процесс — это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе.

Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Воспитательная работа — вид педагогической деятельности, осуществляемой отдельным педагогом либо педагогическим коллективом.

Содержание, методика и технологии воспитательной работы школы определяются ее воспитательной системой. В зависимости от избранной концепции каждая школа по-своему строит педагогическую систему, в которой дидактическая и воспитательная подсистемы своеобразно взаимодействуют, влияя друг на друга, доминируя или уступая. Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Воспитательная система (ВС) школы — явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, распадается. Ее нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. ВС могут отличаться типом школы, видом систематизирующей деятельности, однако первоосновой остается авторское начало, выраженное в педагогической концепции. Причем авторами обязательно являются члены школьного сообщества: педагоги, дети, родители и взрослые из ближайшего социального окружения.

В развитии воспитательной системы можно выделить характеристики общего, особенного и единичного. Общим здесь будет то, что характерно для процесса развития любой социальной микросистемы. Особенное отличает воспитательную систему от других социальных систем того же уровня. Единичное характеризует специфику конкретной системы.

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, в отношениях, в творчестве. Необходимо знать это и анализировать причины и последствия явлений, происходящих в системе. Естественно стремление педагогов, создающих или перестраивающих воспитательную систему, знать этапы, которые она проходит в своем развитии (хотя всякое деление на этапы достаточно условно). Знание основных характеристик этапов развития системы позволяет прогнозировать само развитие.

Первый этап развития воспитательной системы — этап становления. Он может совпадать и не совпадать с этапом становления самой школы. Несмотря на то что создание воспитательной системы начинается с целеполагания, цели на этом этапе все-таки носят достаточно аморфный характер, нередко представлены в виде пожеланий, формулируются через отрицание существующих целей: «не должно быть…», «нельзя, чтобы…», «не имеет смысла…», а не через конструктивные, конкретные предложения. Естественно, что на этом этапе нередко обнаруживается расхождение между замыслом и его реальным воплощением, система не набрала силу, ее компоненты работают как бы порознь. Начинает оформляться системообразующая деятельность: общешкольный коллектив еще не сложился, в педагогической среде резко обозначаются лидеры, актив, группы, между которыми возникают ситуации напряжения, порой даже конфликты. Идет довольно болезненный процесс переоценки прошлого, пересмотра педагогических позиций, некоторые педагоги не воспринимают новых идей, целей, другие хотят, но не умеют работать в новых условиях. Атмосфера исканий, острых дискуссий охватывает и ученическую среду. В ней довольно быстро выделяются те, кто тяготеет к коллективной деятельности и обладает организаторскими способностями. Они начинают стягиваться в ядро будущего коллектива, берут на себя ответственность за жизнь школы. Этот факт не всегда вызывает у остальных учащихся положительную реакцию. Может наступить период разобщенности, однако это временная дисгармония на пути общей гармонизации системы. Естественно, что упорядоченность системы требует создания структуры деловых функциональных отношений, но они только формируются, главенствуют же как во взрослой, так и в детской среде эмоционально-психологические межличностные отношения.

Взаимодействие системы с окружающей средой на этом этапе носит стихийный характер. Оно часто реактивно. В целом система характеризуется недостаточной прочностью внутренних связей. Некоторые ее компоненты могут выступать автономно и отрабатываться отдельно.

Итак, на этапе становления воспитательной системы необходимо уделить особое внимание:

  • • формированию ее концепции как совокупности основных педагогических идей;
  • • выделению системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности и детей и взрослых, была бы значима и престижна в их глазах, естественна для данной школы, связана и с другими видами деятельности;
  • • созданию «опережающих ситуаций» (А. М. Сидоркин), моделирующих будущую систему в наиболее существенных моментах. (В школе В. А. Караковского их роль сыграли первые коммунарские сборы; в школе Г. П. Поспеловой — многочисленные победы учеников.)

Упорядоченность системы формируется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы («ключевые дела»).

Управление воспитательной системой на первом — этапе становления — в основном осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя безусловно присутствует и психологическая корректировка. В общем психологическом настроении на этапе становления воспитательной системы превалируют ожидания, надежды.

Второй этап — этап более или менее стабильного развития воспитательной системы, который обычно наступает через пять-шесть лет после начала ее создания. Основными задачами этого этапа являются отработка и закрепление достигнутого на первом этапе, создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон неупорядоченности и получение внешнего признания воспитательной системы. Главное: цели воспитательной системы сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы — окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы; деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами; интенсивно идут процессы коллективообразования в среде школьников и педагогов. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. В школе в рамках основного коллектива возникают различные временные коллективы и одновозрастные и межвозрастные объединения, что создает необходимость организации взаимодействия между ними в целях устойчивого, стабильного развития системы. Коллективные связи и отношения, охватывающие школьника, становятся все многообразнее, расширяются таким образом и возможности самоутверждения через выбор адекватных личностным притязаниям ролей. Коллективность на этой стадии выражается в усилении контактности, в желании детей больше времени проводить вместе. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества.

Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив, рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологических отношений как в детской, так и во взрослой среде.

Конфликты на этапе стабильного развития воспитательной системы достаточно многообразны, основные из них связаны с опережающим развитием ученического коллектива, с преобладанием хаоса над порядком (ослабление дисциплины, ослабление контроля), с возникновением неудовлетворенности в команде создателей системы результатами работы, скоростью продвижения по намеченному пути. Поэтому особенно важны регуляционные процессы. Здесь и возникает потребность в социально-психологической службе.

Взаимодействие системы с внешней средой в этот период складывается весьма сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разобщению уличных, дворовых компаний. Между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика.

Третий этап характеризуется оформлением системы: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений, педагогический коллектив переходит в новое качественное состояние: развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Очень важным является возникновение в учительской среде искреннего интереса к науке, налаживаются контакты с педагогами-учеными, формируется новый тип учителя-исследователя. У школы появляется много друзей вовне, добровольных помощников, единомышленников, образующих вместе с педагогами новую общность — коллектив воспитателей. В управление системой включается все большее количество активных участников — детей, резко возрастает интенсивность самоуправления и саморегуляции.

Четвертый этап в развитии воспитательной системы школы — это процесс системообразования, формирования состояния устойчивого равновесия, постоянного роста социальных потребностей коллектива.

Пятый этап — обновление и перестройка системы, которые могут приобретать характер кризиса. Кризисное развитие происходит лишь через поиск нового: ощущается дефицит новизны, в меньшей степени дети увлекаются творческой деятельностью, появляется состояние усталости у педагогов. Внешние проявления, характеризующие наступление кризисного периода в развитии воспитательной системы, весьма разнообразны. Однако суть их одна: наступают сбои в воспроизводстве традиционных ситуации, а у какой-то части коллектива возникает недовольство состоянием основных видов деятельности. Само возникновение кризисных периодов говорит о динамизме воспитательной системы, о том, что она развивается нормально. Обновление системы может идти двумя путями — революционным и эволюционным. Первый, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы, в жизни общества. При эффективном педагогическом управлении воспитательной системой механизмы обновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным, управляемым.

Обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, адекватность ее перспективам развития общества, а также доминирующий вид деятельности, являющийся главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообразующей деятельности к другому сам по себе очень сложен, но он менее болезнен, если совершается в рамках одной педагогической концепции. Если же вместе с этим меняются и педагогические концепции, — это меняет систему коренным образом. Если система сориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности, творческого содружества, такая перестройка гуманистична по своему характеру, по своему типу. Если же новая система сориентирована на воспитание послушания, постоянным и основным механизмом ее воздействия становится скрупулезное предъявление требований, а дисциплина является главным показателем развития системы, то вольно или невольно она нивелирует личность, а потом и подавляет ее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой