Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Александрия — царица городов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дельте Нила располагался портовый город Александрия, который стал центром сплетения философий и столицей эллинистического государства Птолемеев — одной из крупнейших метрополий своего времени. Александрия с огромными общественными зданиями, прославленным университетом и библиотекой, которая насчитывала более 700 000 манускриптов, прославилась как Царица городов Средиземноморья. На время она… Читать ещё >

Александрия — царица городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В годы, предшествовавшие рождению Иисуса из Назарета, мир Средиземноморья охватила философская революция, навсегда изменившая представления человечества о Вселенной. Семена перемен были посеяны за столетия до этого в городах Ионии в Малой Азии, население которых говорило на греческом языке. Именно здесь первые выдающиеся цивилизации Запада стали задаваться основополагающим вопросом «о природе и происхождении вещей». Ненасытное стремление к познанию достигло полного расцвета в и веках до нашей эры в Афинах. Труды Сократа, Платона и особенно Аристотеля представляют собой первые систематические исследования явлений природы. Со временем идеи великих греческих философов проникли в Египет, где смешались с оккультными верованиями разнообразных традиций Востока.

В дельте Нила располагался портовый город Александрия, который стал центром сплетения философий и столицей эллинистического государства Птолемеев — одной из крупнейших метрополий своего времени. Александрия с огромными общественными зданиями, прославленным университетом и библиотекой, которая насчитывала более 700 000 манускриптов, прославилась как Царица городов Средиземноморья. На время она превратилась в средоточие культурной и интеллектуальной жизни для многих греков, египтян и иудеев. Некоторые из выдающихся ученых Александрии пытались постичь знания древних египтян в области металлургии. Философский взгляд на мир, присущий грекам, соединился с традиционным практицизмом египетских мастеров золотых дел, дав жизнь величайшей из тайных наук — искусству алхимии.

История о том, как происходило это взаимное обогащение, так же загадочна, как и сама тайная наука. Все ранние документальные источники, относящиеся к алхимии, исчезли или были уничтожены вместе с научными сокровищами Александрийской библиотеки во время нескольких нашествий римлян, начиная с 47 года нашей эры. По прошествии более трех столетий император Диоклетиан, усмотрев угрозу в волнениях среди непокорных египтян и, видимо, надеясь разорить и заставить их повиноваться, запретил алхимию и предал огню все тексты. Что, впрочем, позволило алхимикам более поздних веков относить зарождение их искусства к более глубокому прошлому и приписывать его создание таким легендарным персонажам истории, как Моисей, Соломон и египетская богиня Исида. Одним из легендарных адептов — так стали называть практиков этого искусства — был египетский мудрец Хемес, который записал свои знания в книге «Хема». Некоторые ученые полагают, что его имя и стало корнем слова «алхимия». Другие исследователи считают, что этот термин происходит от египетского слова «khem» — «кем», который относится к черной почве в дельте Нила, или же от греческого слова «chyma» — «хюма», которое означает «то, что отливают» — подобно процессу превращения расплавленного металла в слитки.

В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:

  • 1. Эллинизация «священного тайного искусства» египетских жрецов. Практические знания приобрели «теоретическую базу» в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
  • 2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (ЕсмЮт п ФсйумЭгйуфпт, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории «священного искусства» размещались в главном здании академии — храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления).

На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической — закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой