Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности управления качеством обучения. 
Теоретические предпосылки развития управления качеством обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, отмеченные различия носят принципиальный характер, и соответствуют парадигме, определяющий качество профессионального образования: «Работодатель определяет — чему учить, училище — как учить». При этом интегративно — деятельностный подход — это не поиск правильных ответов, а постановка правильных вопросов, ответом на которые становятся реальные действия. Данный подход основан… Читать ещё >

Особенности управления качеством обучения. Теоретические предпосылки развития управления качеством обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль инновационных технологий в управлении качеством обучения

В профессиональном образовании традиционный учебный процесс осуществляется по схеме: «Знания — деятельность — контроль»: — считает С. Я. Батышева. При этом учебный материал педагоги излагают устно, в готовом виде, всей аудитории в основном в форме лекции. С помощью упражнений репродуктивного характера они осуществляют закрепление пройденного материала, и затем в стадии контроля определяют уровень его усвоения. Практика показывает, что использование репродуктивных методов у большинства педагогов не вызывает затруднений, поскольку они хорошо владеют материалом предмета и опросными методиками для его закрепления.

Разработка и использование инновационных технологий управления качеством профессионального образования обеспечивает преобразование традиционного учебного процесса в учебный процесс развивающего типа.

Технология как системное, нормативно объективированное описание деятельности участников образовательного процесса представлена в работах известных педагогов и психологов: В. П. Беспалько, С. Я. Батышева, К. Я. Вазиной, Г. К. Селевко, Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова и многих других. Термин «технология» означает совокупность приемов, применяемых в каком — либо деле, мастерстве, искусстве, произошло от греческих слов: искусство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Среди большинства авторов нет единства в понимании значения данного термина. Так, М. Е. Бершадский считает, что в наиболее сильном варианте данное понимание педагогической технологии отражено в программированном обучении, основоположником которого является известный американский психолог Б. Ф. Скиннер. В его концепции решение любой учебной задачи возможно представить в виде последовательных, отдельных операций, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи. В процессе реализации программированного обучения данная концепция столкнулась с рядом трудностей, связанных с предварительным процессом разработки операционной структуры конкретной учебной деятельности и с созданием эффективной системы подкрепления. Затрудняет применение программированного обучения и различный исходный уровень знаний, умений и навыков обучаемых.

В настоящее время работы в области программированного обучения продолжаются в двух направлениях. Одно из них связано с разработкой организационных форм обучения, позволяющих организовать учебную деятельность учащихся в соответствии с принципами теории управления и закономерностями усвоения информации учащимися. Второе направление в рамках алгоритмического подхода связано с попытками разработать модель учебного процесса, основанного на изучении индивидуальных особенностей личности ученика и предполагающего перевод обучаемого в заданное запланированное состояние.

Нам представляется возможным интеграция этих двух направлений в целенаправленной деятельности участников образовательного процесса по проектированию и диагностике учебных занятий. Педагогическая технология позволяет организовать научно-обоснованную деятельность учения и преподавания, основанную на современных методах и средствах обучения, которые способны обеспечить подготовку специалистов нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальной затрате сил и средств.

Во всех определениях педагогической технологии содержатся следующие ее признаки:

  • — направленность на совершенствование объектов педагогической деятельности;
  • — достижение конкретного результата, возведенного в ранг цели, при наименьших затратах;
  • — нормирование времени этапов занятия и наличие инструментария для получения диагностической цели обучения;
  • — подчиненность входящих в педагогическую технологию средств и методов цели. качество обучение технология презентация

С точки зрения теории управления педагогическая технология рассматривается как комплексный интегративный процесс, охватывающий все аспекты усвоения знаний и включающий его участников, формы, методы, средства, способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивая и управления им.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственной педагогической деятельности выделены следующие этапы технологии управленческой деятельности педагогов:

1этап — подготовительный, предполагающий:

  • — анализ и целеполагание учебной деятельности;
  • -прогнозирование — разработка критериев результативности обучения в конкретных условиях, подсчет коэффициента эффективности учебного занятия;
  • -проектирование содержания обучения и деятельности субъектов;
  • -принятие решений — выбор оптимальных методов, средств и организационных форм обучения;

2этап — исполнительский, предполагающий:

  • -организация исполнения цели — реализация проекта плана урока через организацию коммуникативного взаимодействия педагогов и обучаемых;
  • — диагностика и мониторинг конечного результата — получение обратной связи о процессе и результатах обучения, оценивание полученных результатов с точки зрения диагностического целеполагания;
  • — выход на уточнение и коррекцию.

Управленческий аспект в содержании понятия «педагогическая технология» представлен установкой на целеполагание, функциями проектирования, планирования, организации, анализа, коррекции и контроля, указанием путей и средств достижения цели, прогнозированием результатов и оценкой эффективности педагогического воздействия.

В технологии разработан алгоритм деятельности и теоретика — практический инструментарий ее практического воплощения в учебный процесс. Поддерживая точку зрения В. И. Боголюбова о педагогической технологии как интегративном процессе, имеющем управленческий аспект, акцентируем внимание на следующем понимании этой категории.

Педагогическая технология — это комплексный интегративный процесс управления развитием участников образовательного процесса в целенаправленной деятельности преподавания и учения, осуществляемый посредством действий и операций и предполагающий получение интегративного результата при условии субъект — субъектного взаимодействия.

Преподаватель должен последовательно проводить учащихся по всем фазам рефлексии:

  • — аналитической, где обучаемые понимают, что они делают;
  • — критической, где происходит фиксация: что же было сделано не верно;
  • — нормативной, когда находится решение проблемной ситуации, и обучаемые могут ответить, как надо поступать в данном случае.

В педагогической литературе отмечается, что в учебном процессе имеет место комбинированный тип управления, включающий две составляющие: управление по принципу предполагаемых возмущений и по принципу обратной связи. Они рассматриваются как два момента управления системой преподавания, которым соответствуют два элемента в структурной организации деятельности педагога: подготовительный и исполнительский этапы.

В подготовительной деятельности педагога наблюдается управление по предполагаемым возмущениям, которые педагог предвидит на основе сведений по предмету, знаний методики. Трудность состоит в том, что деятельность обучаемых планируется с ориентировкой на среднего ученика и на предполагаемое состояние объекта.

Исполнительская деятельность основана на закономерностях управления по принципу обратной связи. Система имеет замкнутую структуру. От субъекта управления поступает информация и корректирующие сигналы. От объекта управления — сведения о состоянии обученности, о ходе процесса обучения, о соответствии цели и результата. Педагог осознает ограничения управления по предполагаемым возмущениям и дополнительно совершенствует свою деятельность на исполнительском этапе.

Закономерности рефлексивного управления показывают пути обновления технологий управления качеством образования, необходимых для преобразования традиционного учебно-воспитательного процесса в развивающий.

В традиционном обучении упор делается на анализ причинно-следственных связей, при этом развиваются способности к выявлению причин и навыки определения вытекающих из этих причин следствий. Примером могут служить действия учащихся профессиональных училищ по устранению того или иного брака в работе в период изготовления промышленной продукции в учебных мастерских. При этом взгляд учащихся обращен в прошлое, поскольку они отрабатывают ранее усвоенные методы решения задач. При развивающем обучении особое внимание уделяется созиданию, при этом развиваются способности воображения, способности создания результата. Обучаемые учатся ставить новые цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий. Их взгляд и образ мышления направлены в будущее.

В рамках традиционного образования педагог выполняет роль «знатока», обучаемые в основном пассивно включены в учебный процесс. При развивающем образовании преподаватели — организаторы и помощники, а обучаемые — творцы процесса обучения.

В традиционном образовании происходит обучение «правильным» знаниям, умениям и навыкам, по жесткому расписанию временных рамок учебных программ. Для обучения в рамках интегративно-деятельностного подхода характерен гибкий подход. В зависимости от степени усвоения и изменения требований работодателя (заказчика кадров) в программу вносятся изменения и дополнения, отражающие применение в данном производстве интеграции знаний, науки и производства.

Таким образом, отмеченные различия носят принципиальный характер, и соответствуют парадигме, определяющий качество профессионального образования: «Работодатель определяет — чему учить, училище — как учить». При этом интегративно — деятельностный подход — это не поиск правильных ответов, а постановка правильных вопросов, ответом на которые становятся реальные действия. Данный подход основан на предпосылке, что не существует обучения без действия и не существует различных действий без интеграции знаний. Обучение рассматривается как развитие во времени, включая наше прошлое, настоящее и будущее. Обучение интегрированной деятельности предполагает реконструирование или изменение структуры знаний.

В контексте таких ценностей происходит формирование современных, наиболее перспективных образовательных технологий, которые соответствуют запросам рынка труда и предполагают новые формы работы с обучаемыми, позволяющие трансформировать их адаптивное поведение в поведение, направленное на творческую самореализацию в профессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой