Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов современного вуза средствами английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется созданием на основе аксиологического, культурологического, коммуникативного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов реальной практико-ориентированной структурно-функциональной модели формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов, разработке ее информационно-методического обеспечения, обеспечивающего ее высокую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
    • 1. 1. Анализ проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов в психолого-педагогической теории и практике
    • 1. 2. Особенности формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в современном вузе
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов в процессе преподавания английского языка
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языка: анализ и интерпретация результатов исследования
  • Выводы

Формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов современного вуза средствами английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов следует рассматривать как конкретно-историческое явление, тесно связанное с экономическими, политическими, социокультурными и национально-региональными особенностями. Прежде всего, это процесс многофакторный, динамичный, изменчивый, длительный: в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность воспитательного процессаего результаты не так наглядно представлены и не так быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения. Это определяет содержание и цели нравственно-эстетического воспитания, приоритетные направления формирования личностно-ценностных ориентиров, духовного развития личности.

Проблема формирования ценностных ориентаций интересовала философов, психологов, педагогов еще с давних времен и всесторонне рассматривалась во многих исследованиях, относящихся к разным историческим периодам (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Г. Фихте, И. Кант, Г. Гегель и др.). Предметом философского осмысления категория «нравственные ценности» в отечественной науке стала с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизации общественной жизни на основе нравственно-ценностных приоритетов. Духовно-нравственные, моральные ценности в качестве основы гармонично развитой личности отражены в трудах русских философов: С. Ф. Анисимова, М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, В. И. Вернадского, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, И. А. Ильина, В. Н. Сагатовского В.П. Тугаринова, П. А. Флоренского и др. Психолого-педагогические подходы к формированию духовных, нравственно-эстетических ценностей рассматриваются в работах: Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалева, Л. И. Божовича,.

С.Г. Ваниевой, JLC. Выготского, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачева, A.C. Макаренко, В. М. Мясищева, Н. Д. Никандрова, К. Д. Ушинского, Е. П. Шиянова и др.

Особенностью современного подхода к оценке лвоспитательной деятельности вуза (Н.Б. Багдасарьян, З. К. Каргиева, A.A. Магометов, В. В. Сластенин, A.M. Столяренко, Б. А. Тахохов и др.) является системное видение процесса нравственного воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов вуза. Ученые в понятие «нравственно-ценностные приоритеты» вкладывают различный смысл, что приводит к неопределенности сущности и содержания таких понятий, как «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «гуманистические ценности», «мораль», «духовные ценности» и другие.

Задача гуманизации высшего профессионального образования, то есть приобщения студентов к культурному наследию и духовно-нравственным ценностям своего и других народов, как полагают некоторые ученые, может решаться и в процессе изучения иностранного языка. Анализ работ посвященных вопросам использования иностранного языка в воспитании нравственности студентов (В.Д. Боголюбов, Е. М. Верещагин, Л. П. Гадзаова, О. С. Журавлева, И. В. Саванович, К. Ч. Талбаков и др) свидетельствует о том, что проблема формирования нравственно-ценностных приоритетов у будущих специалистов многоаспектна и требует комплексного исследования. Вместе с тем на современном этапе прослеживается отставание данного процесса от потребностей общества. В результате обозначились противоречия между:

— необходимостью профессиональной подготовки студентов на основе нравственно-ценностных приоритетов и недостаточной разработанностью ее в педагогической науке и практике образовательного процесса в вузе;

— потребностью страны в духовно развитых и высоконравственных специалистах с высшим профессиональным образованием и недостаточной разработанностью технологий и методик формирования нравственно-ценностных приоритетов у выпускников вузов;

— современными требованиями общества, социальным заказом на воспитание активной, сознательной, нравственно-совершенной личности и реально функционирующей образовательно-воспитательной системой, формы и методы организации которой мало способствуют развитию нравственно-эстетической культуры студентов;

— необходимостью осуществления системного подхода в воспитании нравственных ценностей студентов и фрагментарностью воспитательных воздействий.

С учетом обозначенных противоречий была сформулирована проблема исследования: определить педагогические условия формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов неязыковых факультетов современного вуза средствами английского языка.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов современного вуза средствами английского языка».

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании эффективных педагогических условий формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза в процессе изучения английского языка.

Объект исследования — процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов современного вуза.

Предмет исследования — педагогические условия' формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза средствами английского языка.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза средствами английского языка будет наиболее эффективным, если:

— определено и расширено содержание нравственно-ценностных приоритетов, их педагогическое и философское значения как фактора нравственного воспитания студентов современного вуза;

— разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза интегрированная программа преподавания иностранного языка, построенная на профессионально-ориентированном подходе;

— построена, научно обоснована и реализована с учетом требований современного общества модель формирования нравственно-ценностных приоритетов средствами английского языка, выделены ее структурные составляющие, параметры, функции и виды деятельности преподавателя и студентов;

Для достижения поставленной цели в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. На основе существующих концепций и собственных исследований расширить понятия: «нравственность», «нравственно-ценностные приоритеты», «нравственное совершенствование личности».

2. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза в процессе изучения иностранного языка.

3. Определить показатели и уровни сформированности нравственно-ценностных приоритетов у студентов современной высшей школы.

4. Разработать модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов средствами английского языка, экспериментально апробировать эффективность ее функционирования в образовательном процессе вуза.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические, социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу нравственного воспитания и особенности его формирования (С.Г. Ваниева, И. А. Ильин,.

Л.Н.Коган, A.A. Магометов, Е. Г. Силяева, К. Д. Ушинский, П. В. Симонов и др.) — концепции духовно-нравственного развития личности (Б.Г. Ананьев, B.C. Братусь, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Б. С. Тахохов, Е. П. Шиянов и др.) — исследования о роли и месте иностранного языка в воспитательном процессе (И.Л. Бим, И. Н. Верещагина, Е. И. Вишневский, Г. В. Рогова и др.) — теории личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. П. Кузовлев, A.A. Леонтьев и ДР-).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ, синтез и обобщение эмпирического материала, моделирование, количественный и качественный анализ экспертных оценок, наблюдение, опрос, анкетирование, математическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились исторический факультет, факультет географии и геоэкологии, факультет международных отношений ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (СОГУ).

Исследование проводилось в четыре логически связанных между собой этапа.

На первом (2005;2006 гг.) поисковом этапе проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, лингвистической, иностранной литературы, опыта работы преподавателей иностранных языков СОГУ, проверялась актуальность выбранного направления, разрабатывались исходные положения, определялись методология и методика исследования. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу и составить программу ее экспериментальной проверки.

На втором (2006;2007 гг.) констатирующем этапе разрабатывалась программа исследования, проводился педагогический эксперимент по выявлению уровней сформированности нравственно-ценностных приоритетов у студентов вуза, на основе полученных данных осуществлялся отбор эффективных форм и методов преподавания иностранного языка с целью формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов,.

На третьем (2007;2009 гг.) формирующем этапе проводился педагогический эксперимент, определялся комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного протекания процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов, обобщался и систематизировался экспериментальный материал, шла разработка и внедрение практических рекомендаций.

На четвертом (2009;2010 гг.) заключительном этапе проверялась выдвинутая гипотеза исследования, формулировались выводы, структурировалось содержание научного аппарата исследования в соответствии с логикой его построения, осуществлялась статистическая обработка и анализ полученных результатов, завершался процесс оформления материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Конкретизированы специфика и предметное содержание понятий: «нравственность», «нравственные ценности», «мораль», «этика», «нравственное воспитание» как факторы, обеспечивающие формирование нравственно-ценностных приоритетов студентов в современных условиях.

2. Предложена классификация педагогических подходов: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мотивационный, мировоззренческий, аксиологический, деятельностный, которая в отличие от принятых (Л.М.Архангельский, В. П. Вахтерев, Т. И. Ильина, И.Ф.Харламов) учитывает наряду с нравственным просвещением и нравственными потребностями нравственно-ценностные сферы общества и личности.

3. Нравственно-ценностные приоритеты личности (духовные ценности, идеалы, поступки, регулятивы, нормы, принципы, поведение, просвещение и.т.д) рассмотрены как структурные составляющие нравственно-совершенной личности.

4. Определен и обоснован комплекс педагогических условий (образовательная среда вуза, коллектив преподавателей и студентов, структурно-функциональная модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов вуза) обеспечивающих эффективность протекания процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов средствами иностранного языка.

5. На основе профессионально-ориентированного подхода, с учетом закономерностей, основополагающих принципов и творческого использования форм, методов и средств воспитательного воздействия, разработана и реализована структурно-функциональная модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в образовательном пространстве вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов средствами английского языкав раскрытии сущности и педагогических закономерностей процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов вуза в условиях гуманизации высшего образованияв разработке структурных составляющих модели формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов: целевого (цели, задачи, методы и принципы), содержательного (педагогические условия и технологии, направления деятельности), процессуально-деятельностного (учебно-воспитательный процесс в вузе и его мониторинг), диагностико-результативного (критерии, показатели и уровни сформированности нравственно-ценностных приоритетов) — в теоретическом обосновании показателей оценки уровня сфЬрмированнрсти нравственно-ценностных приоритетов личности.

Практическая значимость работы определяется созданием на основе аксиологического, культурологического, коммуникативного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов реальной практико-ориентированной структурно-функциональной модели формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов, разработке ее информационно-методического обеспечения, обеспечивающего ее высокую эффективность. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке специальных курсов в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров. Авторский вариант моделирования воспитывающих ситуаций по формированию нравственно-ценностных приоритетов у студентов в процессе изучения английскому языку на неязыковых факультетах вуза, представленная совокупность использования научно-практических методов в процессе обучения в вузе будут интересны для работников системы образования, полезны преподавателям иностранного языка, работающим в условиях этнорегиональной системы образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается всесторонним изучением проблемы с применением комплекса методов исследования, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытно-экспериментального исследованияличным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением полученных результатов в практику работы преподавателей иностранных языков СОГУ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов средствами английского языка являются: образовательная среда вуза, целенаправленно осуществляющая данный процесс, коллектив преподавателей, успешно реализующий средствами своего предмета и внеаудиторной работы на основе профессионально-ориентированного подхода его цели и задачисистемность в организации данного процесса и погружение в языковую среду. •.

2. Структурно-функциональная модель формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов, основанная на аксиологическом, культурологическом, коммуникативном, социокультурном и профессионально-ориентированном подходахпринципах демократизма, индивидуализма, вариативности, толерантности, патриотизма, ч конкурентоспособности, способствует формированию их нравственно-ценностных приоритетов и нравственно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности.

3. Основные показатели, определяющие уровень сформированности духовно-нравственных ценностей студентов вуза: их выбор на мотивационном уровнеэмоционально-чувственное отношение к нимобъем знанияпроявление нравственно-смыслового отношения к собственному образованиюосознание значимости нравственно-ценностных приоритетов в структуре ценностных ориентацийих проявление в поведении и деятельности. :

4. Комплексная программа формирования нравственных ценностей и приоритетов у студентов средствами английского языка, основана на принципах гуманизации и гуманитаризации образования в вузе, включающая как дисциплины психолого-педагогического и гуманитарного циклов, так и специальные дисциплины факультетов вуза, способствует развитию диалога культур, толерантному отношению к ценностям иноязычной культуры, формирует у студентов положительную мотивацию, умения и навыки нравственного поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики высшей школы и Центра языковой подготовки СОГУ, нашли отражение в публикациях автора, освещались в докладах на межвузовской («Семья в зеркале социальной сферы» Владикавказ, 2007;2008), республиканской («Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в PCO.

Алания", Владикавказ, 2008), региональной («Педагогическое образование: проблемы и перспективы», Владикавказ, 2010) — всероссийской «Современный вуз: студент, образование, наука», Владикавказ, 2011), международных («Личность в условиях современных социальных изменений», Магнитогорск, 2010; «Непрерывное образование учителя технологии» Ульяновск, 2010; «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», Новосибирск, 2010; «Актуальные проблемы развития современного общества», Саратов, 2010) конференциях.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (239 наименований) и приложений.

Выводы.

В учреждениях высшего профессионального^ образования воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, вторичных по отношению к процессу передачи академических или профессиональных знаний. Сегодня нравственное воспитание, процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов могут и должны быть поняты не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество всех педагогов и студентов в сфере их совместной учебно-воспитательной деятельности.

Воспитанность студента — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (его поведение), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т. п.). Это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания студентами своей индивидуальной жизни среди других людей. Все это требует переосмысления сущности самого феномена нравственно-ценностного воспитания. В психолого-педагогической теории и практике обозначились направления этого переосмысления: обращение к личности, к нравственно-ценностной сфере сознания личности, к ценностям человеческого бытия.

Не меньшее значение в процессе формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов отводится и процессу обучения. Поскольку под обучением подразумевается научение определенному содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек — это характеристика свойств личности. Неизбежность воспитывающего влияния обучения иностранному языку по разработанной нами модели обусловлена тем, что такое обучение ориентировано на студента как на целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их.

Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их объективной значимости для студента развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. В свою очередь, нравственное воспитание означает формирование не только нравственных свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев в процессе обучения иностранному языку предполагает усвоение системы знаний, социальных норм, культуры, традиций страны изучаемого языкаобучение умению пользоваться этими знаниями в рамках своей будущей профессиональной деятельности,' в процессе межкультурной коммуникации, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у студентов нравственно-ценностного восприятия этих знаний и норм, с формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к формированию нравственно-ценностных приоритетов, имеющих своим основанием получение информации об эстетических, нравственных, духовных явленияхобучение умению воспринимать свои и чужие традиции, культуру, обычаиформирование нравственно-ценностного отношения к ним.

Создавая модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языка с учетом необходимости углубления содержания образования и насыщения форм и методов учебноч воспитательной деятельности, мы пришли к выводу, что в качестве основных педагогических условий формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов современного вуза следует рассматривать: формирование нравственно-ценностной сферы сознания студентааксиологизацию образовательной среды, позволяющую объединить и придать общую направленность содержанию всех форм и методов обучения и воспитания на достижение цели — формирование нравственно-ценностных приоритетов студентовпризнать приоритетным направлением в учебно-познавательной деятельности студентов профессионально-ориентированную технологию обучения иностранным языкам;

Ведущей целью обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов является формирование у студентов коммуникативной компетенции, которая предполагает способность понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией, конкретной целевой установкой и коммуникативным намерением.

Лингвистическая компетенция складывается из знаний о системе языка и правилах оперирования языковыми знаниями в речевой деятельности. <

Социокультурная компетенция обеспечивает возможность ориентироваться в аутентичной языковой среде, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения.

Результаты опросов коллектива преподавателей и студентов СОГУ им. К. Л. Хетагурова позволили сделать вывод о том, что в рамках мониторинговой деятельности удалось успешно проследить динамику нравственно-ценностных приоритетов студентов, планировать и корректировать соответствующую программу учебно—воспитательныХ мероприятий, способствовать созданию благоприятных педагогических условий формирования ценностных приоритетов, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления. В целом, этапы процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов средствами английского языка могут быть представлены в соответствии, с логической ч последовательностью сокращенного покомпонентного развертывания: его структуры:

1-й этап — этап целеполагания — осознание и принятие цели, задач, форм, принципов функционирования разработанной модели формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов;

2-й этап — этап реализации цели в совместной учебно-познавательной деятельности — введение необходимой информации, включение в совместную учебно-познавательную деятельность, включение ценностных доминант в процесс обучения английскому языку студентов, создание ч адекватной цели системы отношений- !

3-й этап — этап получения и оценки конечных результатов — четко представленные конечные результаты, доказывающие выдвинутую гипотезу и позволяющие конкретизировать положения, выносимые на защиту.

Таким образом, при обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку по специально разработанной программе с использованием аксиологического, профессионально ориентированного, синергетического, деятельностного, лингвострановедческого и социокультурного подходов возникают безграничные. воспитательные ч возможности, если иностранный язык используется как средство «для приобщения студентов к духовной культуре своего и других народов, познания действительности путем иноязычного общения, способ самопознания и самовыражения личности в процессе межкультурного иноязычного общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема нравственности во всем многообразии ее аспектов является одной из наиболее сложных в психолого-педагогической теории и практике. О возрастающем интересе к вопросу формирования нравственно-ценностных приоритетов подрастающего поколения как основы возрождения моральных, эстетических, социокультурных, духовно-нравственных начал образования свидетельствует анализ философской, социологической, психологической, педагогической теории и практики отечественного педагогического образования. При всей новизне содержания и структуры высшего профессионального образования в нем легко обнаруживаются общие тенденции, существенно влияющие на ход и результат воспитательной деятельности вуза. Происходит глобализация влияния факторов, формирующих у студентов отношение к окружающему миру, людям, самому себе, своему образованию, будущей профессиональной деятельности и т. д. Два направления этого фундаментального явления чрезвычайно важны как для преподавателей вуза, так и для студентов. С одной стороны, в обществе актуализируются представления об общечеловеческих ценностях, связанных с проблемой выживания и общей ответственностью человечества за сохранение жизни на Земле. С другой — наблюдается унификация (европеизация, западная стандартизация) жизни и поведения всего населения мира. Это приводит, несомненно, к искажению системы нравственно-ценностных приоритетов подрастающего поколения, и в первую очередь студентов (как представителей поликультурной среды).

Усиление социального расслоения населения уже со студенческой скамьи требует от молодого человека умения любым способом отвоевывать и удерживать свое социальное место, свой социальный статус, тем самым вызывая антигуманные проявления к жизни, к обществу. Одновременно нарастает межэтническая и межнациональная напряженность, вызывающая конфликты разных уровней. Формируются серьезные противоречия между нарастанием индивидуально потребительских интересов и потребностью общества в совершенно иных людях с нравственно-ценностными качествами.

При выявлении логики ее развития в исторической ретроспективе, прослеживается многообразие взглядов, позиций и концепций, что дает колоссальный информационный материал и позволяет, на наш взгляд, более продуктивно решать актуальные проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза. Приобщение студентов к ценностям, осуществляемое в процессе преподавания английского языка на основе профессионально-ориентированного, аксиологического, синергетического, лингвострановедческого и социокультурного подходов, есть условие их «проживания» в поликультурном образовательном пространстве, поскольку ценности являются аксиологической формой культуры. Воспитательный потенциал этих подходов значительно увеличивается при условии их ценностной содержательности. Каждый из структурных блоков в ходе проведения экспериментального исследования и реализации специально разработанной программы организации процесса обучения студентов иностранному языку, в ходе которого формировались нравственные приоритеты, развивалась нравственно-ценностная сфера сознания студентов, наполнялся определенными содержательными компонентами. В качестве компонентов содержания образования согласно классической концепции (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин) мы определили знания, умения, навыки, опыт деятельности и ценностных отношений, которые студентам необходимо усвоить на уровне требований образовательного стандарта. В системе нравственно-ценностного воспитания они приобретают иной, нежели в процессе обучения, вид и другие содержательно-смысловое наполнение. Так, в образовательное пространство, необходимой для формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов входят: знание об общественных ожиданиях, касающихся социально востребованных личностных характеристик и проявлений, эмоциональных и нравственно-поведенческих реакций, ценностных отношений, знание о культурных нормах и стереотипах поведения на уровне национальных традиций и обычаев страны изучаемого языка. К ним примыкает круг умений и навыков, обеспечивающий воплощение этих знаний на практике, а также многообразный опыт деятельности, выражающий определенное ценностное отношение человека к действительности. Это эмоциональный, рефлексивный, поведенческий, социокультурный опыт, опыт волевых усилий и поступков, опыт продуктивной деятельности.

Логика дальнейшего практического развертывания процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языка определялась характером задач, которые мы намерены были решать в процессе экспериментального исследования, а именно: получение диагностической информации об уровне сформированное&tradeценностных ориентаций студентов- ;

— на основе полученной диагностической информации утверждение плана дальнейшей методической и методологической работыпостроение модели формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языкавнесение в воспитательное пространство студентов экспериментальных групп ценностно-смысловых доминант, адекватных целям и задачам исследования;

— включение студентов и преподавателей в целенаправленную педагогическую деятельность по формированию нравственно-ценностных приоритетов в ходе изучения английского языка;

— построение системы отношений: педагог-студент, педагог-педагог, студент-студент.

Исходя из того, что образование не только транслирует культуру и ее ценности, но и ориентирует студентов в мире ценностей морали и культуры, важным становится их приобщение к нравственно-ценностным приоритетам, ч которые способны создавать эскиз будущего, перспективу личностйого развития.

Организация подготовки и проведения любого воспитательного мероприятия, направленного на формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов требует положительно мотивированной включенности в этот процесс каждого участника эксперимента. Четкое распределение функций и меры ответственности сочетается с высокой степенью творческой свободы педагогов и студентов.

Нравственно-ценностные приоритеты студентов современного вуза понимаются как установки и отношения к совокупности нравственных идеалов и моральных норм, осознанные и принятые студентами и служащие регуляторами их поступков в социальной и профессиональной среде. Основу нравственно-ценностных приоритетов личности составляют его моральные принципы, нормы, нравственное просвещение, поведение, идеалы, нравственные регулятивы, поступки по отношению к близким и незнакомым людям, нравственно-ценностная сфера сознания. Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов необходимо рассматривать в контексте инновационной деятельности высшего профессионального образования, когда одной из ведущих тенденций высшего образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме.

Рассматривая нравственное воспитание как процесс систематического и целенаправленного воздействия на нравственное и духовное развитие личности в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, современная педагогика не всегда учитывает тот факт, что профессиональная деятельность может быть независима от этики, от сферы нравственности, духовности. Опасность «освобождения» деятельности профессионала от гуманистических детерминант и фальсифицирования нравственности, то есть оперирование ложными ценностями и идеалами, возможна в случае сосредоточения внимания на узкопрофессиональной подготовке. Выход видится в повышении уровня гуманизации и гуманитаризации образования, в вооружении специалиста методами, позволяющими обращаться к высшим ценностям-приоритетам и ориентироваться на них в деятельности. Необходимо создать такую систему подготовки, которая бы всякое профессиональное образование вписывала в контекст межнациональной, международной культуры, позволяла бы задачи профессиональной деятельности понимать как часть производства культуры, как часть гуманистики. Иноязычная компетенция подразумевает овладение обучаемыми в достаточной мере знаниями о культуре и системе изучаемого языка, реализующееся посредством формирования речевых и языковых навыков оперирования профессиональной лексикой, проявляющееся в продуцировании самостоятельного устного и письменного высказывания и позволяющее обучаемым адекватно понимать и участвовать в общении с носителями языка. При этом проблему формирования нравственно-ценностных приоритетов необходимо рассматривать как ядро, вокруг которого группируются идеи гуманизма, культуры личности.

Педагогический мониторинг как средство управления процессом формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов учебных заведений высшего профессионального образования строится с позиций аксиологического, профессионально-ориентированного, синергетического и деятельностного подходов.

Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического анализа, проведенный эксперимент подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Диагностические методики, включающие эмпирические, статистические методы, позволяют выделять качественные характеристики высокого, среднего, низкого уровней сформированности нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза.

Разработанная в исследовании модель формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языка отражает потребность современной педагогической теории и практики в необходимости самостоятельного выбора студентами нравственноценностных приоритетов и определения личностных смыслов. Основные принципы модели: добровольность, гуманность, открытость, толерантность, вариативность, образованность и др. Ведущими компонентами модели являются: целевой (цели, задачи, функции, принципы формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза средствами английского языка) — содержательный (педагогические условия, технологии и направления деятельности педагога и студентов, реализуемые целостно), операционально-деятельностный (содержание, структура, технологии и методология реализации учебно-воспитательной работы), аналитико-результативный (критерии, показатели и уровни сформированности нравственно-ценностных приоритетов).

Критерии нравственной воспитанности студентов включают отношения, реализуемые в разных сферах: в отношении к другим студентам, в отношении к профессии, в отношении к себе, в отношении^ окружающим, в отношении к обществу. Показатели определяют нравственные возможности личности и их реализацию в общественно-педагогической деятельности. Уровни характеризуют степень развития у студентов способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей и приданию нравственным ценностям личностных смыслов.

Таким образом, исследование проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов вуза средствами английского языка на неязыковых факультетах в данной диссертации опирается на представление о том, что эта проблема не является изолированным процессом, а органично включена в целостное социально-психологическое, нравственное развитие личности студента. При этом на каждом этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностно-ориентированного развития, позволяют организовывать такую систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития личности, что является особенно важным в кризисный период развития общества.

Данное исследование не претендует на полноту решения изучаемой проблемы. Обозначенные подходы не исчерпывают всей многоаспектности проблемы формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Несомненно, требует дальнейшего рассмотрения проблема формирования социальных и профессиональных ценностных ориентаций, мониторинга качества воспитания студентов, информатизации образовательной среды учреждений профессионального образования в контексте аксиологического подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-337 с.
  2. Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара: СНЦ РАН — СамИПК. 2002. — 206 с.
  3. Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе / Пд ред. A.M. Стояновского, Г. Е. Ведель, Л. В. Величковой — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.-204 с.
  4. Т.А. Прикладная этика. М.: РУДН, 2004. — 210 с.
  5. И. Имидж и этикет делового человека. М.: Издательство ЭНН, ч
  6. Центр правовой защиты, 1996. 112 с.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого.саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  8. A.A. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород, 2001. — 318 с.
  9. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Просвещение, 2005. — 217 с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.:ч1. Мысль, 1988.-253 с. :
  11. Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Автореф. дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. -22 с.
  12. Н.Аплетаев A.M. Нравственное воспитание подростков. М.: Издательский сервис, 1998.-С. 97−99.
  13. Н.Аплетаев М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография /Омск. гос. пед. ун-т Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 1998. — 89 с.
  14. H.A. Теория и практика эстетического воспитания дошкольников в России: 1917−1936 гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: Просвещение, 2002. 24 с.
  15. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. — М: Просвещение, 1976, т.4. 552с.
  16. A.C. Философские основания понимания личности. — М.: Академия, 2001. 592 с. <
  17. O.A. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. — 74 с.
  18. Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. 146 с.
  19. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  20. Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988. — 326 с.
  21. Н.Б., Кансузян JI.B., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социс. — 2005. № 4. С. 37−39.
  22. Байбородова JI, Рожков М. И. Концепция и программа деятельности детского загородного лагеря //Воспитательная работа в школе. 2004. № 2. — С. 21−33.
  23. Н.В., Гусева С. Б. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку. //Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. -С.42−45.
  24. Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога //Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М. иИФАН, 1987. — 111с.
  25. В.П. Вопросы теории взаимодействия этического и педагогического знания // Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СГПУ, 2002.-С. 98−109.
  26. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. — Самара: СГПУ, 2000.- 185 с. i
  27. H.A. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. — 480 с.
  28. Е.В. Прикладное исследование в педагогике: монография. — М.- Волгоград: Перемена, 2003. 164 с.
  29. B.C. Нравственность. Культура. Современность. — М.: Знание, 1990.-62 с.
  30. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: философско-этические основы. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -141с.
  31. A.A. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  32. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975. С. 17−19.
  33. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979.-235 с.
  34. Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. 335 с.
  35. Н.Я. Социокультурное развитие студентов педагогического вуза // Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: сб. ст. /ред. З. И. Лаврентьева. Новосибирск, 2002. — С. 3−6.
  36. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-н/Д.: Творческий цент «Учитель», 1999. — 560 с.
  37. Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 33−34.
  38. Ю.Б. Эстетика: 5-е изд., доп. В 2-х т. — Смоленск: «Русич», 1997. — т. 1. — 576с.
  39. .С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? // Человек. 1998. № 1. С. 50−59.
  40. . С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. — 64 с.
  41. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996. — С. 76−90.
  42. Вавилова Л. Я. Формирование культурно-национальной ориентации
  43. С.Г. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся / Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 2002. — 33 с.
  44. , Л. Д. Формирование личности в процессе студенческого самоуправления // Инновационное обеспечение образовательной деятельности вуза: материалы межвузов, науч.-практ. конф. — Якутск, 2008. — С. 152−155.ч
  45. З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1988. — 127 с.
  46. Л.Г. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. М.: МГИМО, 2006. — С. 24.
  47. К.Н. Свободное воспитание: сб. науч. тр. — М., 1993. 342 с.
  48. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  49. Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. — 150 с.
  50. Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ). М.: МПСИ, 2005. — 180 с.
  51. М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов //Педагогическое наследие A.C. Макаренкои современные проблемы социализации, воспитания и развитая личности: сб. науч. трудов. М.: «Наука», 2003. — 364 с.
  52. A.A. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Саратов, 2003.-23 с.
  53. A.JI. Культура передачи знания и образования на примере религиозного просвещения: Автореф. дис.. канд. культурологических наук.-М., 2000. 22 с.
  54. В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX начале XX вв.: Дис. .канд. пед. наук. — Пятигорск, 2000. — 167 с.
  55. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. Вуза /И.А. Колесникова, Н. М. Борытко и др. М.: Изд. центр «Академия», 2006. -С. 37−38.
  56. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод, рекомендации /Ом.гос.пед.ин-т им. Горького — Омск: ОГТТИ, 1991. — 57 с.
  57. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 4. — 432 с.
  58. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. -80с. :
  59. Газман О. С, Вейсс P.M., Крылов К. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 256 с.
  60. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  61. Г. Философия религии. В 2-х т. Перевод с немец. П. П. Гайденко и др. М.: Мысль. 1977. — 573 с.
  62. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.1
  63. .С. Философия образования для XXI века. М., 2002. — 195 с.
  64. Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: пособие. Тула, 2002. — 44 с.
  65. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. — Калуга: Калуж. ГПИ, 1971. 224с.
  66. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, ИА. Костенчука. -М., 1998. С. 60−62.
  67. Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. -М.: Знание, 1983. — 64 с.
  68. A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник -М.: Гардарики, 1998.-472 с.
  69. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М: Издательский сервис 1979, в 2-х т.
  70. В.В. Воспитание духовности студентов-иностранцев посредством русского языка и культуры // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Цивилизация — культура образование: из прошлого в будущее». -Екатеринбург, 2009 г. — С. 91−93.
  71. З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя Текст.: учебно-методическое пособие / З. А. Демченко, Т. С. Буторина. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. — 107 с.
  72. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) http://vsetesti.ru/74/
  73. М.С. Управление учебным процессом в высшей школ.е. -Новосибирск, 1991. 180 с.
  74. Дробницкий О. Г Моральная философия: Избранные труды //Составитель Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
  75. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 286 с.
  76. Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции //Иностранные языки в школе. — М. 2002.-№ 3. -С.9.
  77. Жильцов EJI. Планирование развития высшего образования. — М.: Изд. чцентр «Академия», 2003. — 310с. -
  78. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Издательский сервис, 2003. — 217 с.
  79. И.М. Психология духовности / Автореф. дис. канд. психол. наук.-СПб., 2003.-23 с.
  80. Интенсивное обучение иностранному языку в высшей школе. /Под ред. Г. А. Китайгородской — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 158 с.
  81. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., Белгород: Издательский сервис. 1993. С. 318−319.
  82. М.С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с. -
  83. И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979. — С. 21−22.
  84. P.P. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 1998. 22 с.
  85. Е.М. Воспитание у старшеклассников эстетических ценностейв целостном педагогическом процессе: Автореф. дис.канд. пед. наук. —1. Краснодар, 2001. 24 с.
  86. Е.И. К вопросу обучения монологическому высказыванию //Межвузовский сборник научных трудов. Профессионально-ориентированное взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности в неязыковом вузе. Пермь, 1986. — 204 с.
  87. И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. — 93 с.
  88. С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. — Ал маты, КазГУ им. С. М. Кирова, 1996. 21с.
  89. В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М.: Искусство, 1978. — С.24.
  90. З.К. Теоретические основы подготовки * и повышения квалификации в системе университетского образования / Автореф. док. пед. наук.-СПб., 1995.-34 с.
  91. ЮО.Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург: ОГУ, 1996. 190 с.
  92. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., «Высшая школа», 1982. — 140 с.
  93. Л.П. Обучение языку специальности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-77 с.
  94. Н.Е., Райский Б. Ф., Сорокин H.A. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987. -386с.
  95. Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983. -317 с.
  96. Г. М. О взаимосвязи эстетических и нравственных чувств. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1978. — 22 с.
  97. И.Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 2002. — 24 с.
  98. З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Автореферат. док. пед. .наук. — Калуга, 2003. 36 с.
  99. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 2002. 56с. ' г
  100. Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. 10. М.: Инноватор, 2000. — 272 с.
  101. Ш. Кузнецова P.A. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе.
  102. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. 112 с.
  103. СВ. Педагогика личности. Воронеж, 1997. — 375 с.
  104. ИЗ.Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. — 400 с.
  105. В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: ЮНИТИ, 2003.-415 с.
  106. H.A. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Сочи, 2001. 20 с.
  107. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974.— С. 106−143.ч
  108. A.A. Очерк психологии личности. М., 1993. — С. 77−79. -
  109. В.М. Практическое воспитание в школе. — М.: Педагогический поиск, 2002. — 160 с.
  110. H.A. Технологии реализации целей и ценностных ориентации в социально-педагогической деятельности. Тамбов, ТГУ, 2000. — 45 с.
  111. В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. — Л., 1998. 176 с.
  112. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологических исследований. //Педагогика. — № 4. 1998.-С. 14−17.
  113. .Т. Философия воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 225 с.
  114. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: СГУ, 1997. — 85 с.
  115. Г. К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам. — М.: просвещение, 2003. — 203 с.
  116. A.C. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. — М.: Просвещение, 1988. 347 с.
  117. JI.B. Этические парадоксы //Этика: старые новые проблемы. — М.: Просвещение, 1999. С. 73−90.
  118. Т. Построй свою башню. — Владикавказ: Изд-во «Проект-Пресс», 2008. С. 5−6.
  119. И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985. С. 22.
  120. JI. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. 118 с.
  121. Е.В. Социальная активность, профессиональные, культурные и нравственные ценности студентов вуза. Улан-Удэ: Восточно-Сибирская гос. академия культуры и искусств 2006. — 108 с.
  122. Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа : автореф. дис.. канд. пед. наук /Махова Е. В. Краснодар, 2002. — 22 с. i
  123. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. //Иностранные языки в школе. 2000. № 5. — С. 17−22.
  124. МишаткинаТ.В. Этика: Практикум—Минск: ТетраСистеме, 2003—320 с.
  125. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М.: Просвещение, 2006. — С. 54.
  126. Г. А. Формирование ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Молчанова Г. А. Тамбов, 2007. — 25 с.
  127. К.Н. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. Опыт экспериментального исследования. — М.: Просвещение, 2004. — 144 с.
  128. Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. программ» Обзор информ. Вып. 5. М., 2005. — С. 3.
  129. В.И. Философско-методологические основы системности обучения иностранным языкам. — Владимир, 1998. 357 с. -
  130. Н.В. Формирование языковой, коммуникативной и культурной компетенции у иностранных студентов, изучающих русский язык // Интеграционные процессы в культурной и образовательной сферах. М.: Просвещение, 2001. -С. 6−13.
  131. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998. -№ 3. -С. 3−10.
  132. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. -2000,-№ 6.-С. 28−35.
  133. Ф. Сочинение в 2-х томах М: 1990, т. 1 НИИОП АПН СССР, 1988.-С. 238,735.
  134. Нравственное воспитание: поиски новых подходов /Сост. С. А. Лощакова. — М.:3нание, 1989. — 63 с.
  135. С.И. Словарь русского языка. М.: Русс, язык, 1984. — 798 с.
  136. И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004. № 5.-С.28.
  137. Л. Воспитание нравственно-эстетических чувств // Дошк. восп. 2000. № 4. — С. 6−8.
  138. Г. В. Исследование возможностей повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. — Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 44 с.
  139. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычномуговорению: Пособие для учителей иностранного языка. М.: Просвещение, 1995.-208 с.
  140. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. М.: Педагогика, 1988. — 385 с.
  141. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия. 2008. 528 с.
  142. A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  143. Т.И. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи : автореф. дис.. канд. пед. наук / Плаксина Т. И. Рязань, 2006. — 15 с.
  144. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Просвещение: Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.-613 с.
  145. O.K. Гуманистическая позиция студента — будущего учителя: теория и практика. — Самара: СГПУ, 2001. 191 с.
  146. .О. О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. 1996. № 3. — С.57.
  147. О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 3. — С. 45−51.
  148. A.A. Психология, педагогика, акмеология высшего образования: Учеб. пособие для преподавателей вузов. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 2002. — 32 с.
  149. Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Ставрополь, 2001. 21 с.
  150. О.В. Ориентация учащихся на ценность образования. -Самара: СГПУ, 2001.- 166 с.
  151. Прикладная этика / И. Л. Зеленкова, A.B. Барковская, О.Л.Соловьева- под общ. ред. И. Л. Зеленковой. Минск: Тетра Системе, 2002. — 208 с.
  152. Присягин З. К Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи. — Саранск, 2005. — 218 с.
  153. Проблемы нравственного воспитания //Сб. ст. / Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: Просвещение, 1977. 229 с.
  154. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З. И. Равкина: В 2 т. — Т. II. — М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. — 377 с.
  155. Т.И. Становление ценностных представлений // Ценностное сознание личности в период преобразования общест-ва. — М.: Институт психологии РАН, 1997.-С. 16−30.
  156. A.B. Исторические тенденции развития морали и проблема ее обоснования // Этика: новые старые проблемы. М.: Гардарики, 1999. — С. 53−72.
  157. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 2005. -342с.
  158. Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. — Л.: .ЩПИ им. А. И. Герцена, 1983. С.27−29. '
  159. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Пед. об-во России, 2005. С. 79.
  160. К., Фрейбрег Дж. Свобода учиться. М., 2002. — 167 с.
  161. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. -М: ИФАН, 2000. С. 120−121.
  162. Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах: Межвуз. сб. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — С.3−6.
  163. В.Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика, формирование / В. Г. Рощупкин. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2006. 238 с.
  164. В.П. Английский язык для студентов специальности «Экспертиза непродовольственных товаров»: Учебно-методическое пособие. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. 75с.
  165. В.П. Нравственно-ценностный приоритет как педагогическая проблема // Вестник университета (Государственный университет управления). № 18.-М. 2009. С. 101−102.
  166. В.П. Научно-педагогические основы формирования нравственных ценностей студентов средствами иностранного языка // Вестник университета (Государственный университет управления). № 26. — М. 2009.-С. 100−101.
  167. В.П. Иностранный язык как средство формирования педагогической компетентности у студентов неязыковых факультетов // Вестник СОГУ № 4. Владикавказ, 2009. — С. 62−65.ч
  168. В.П. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственно-ценностных приоритетов у студентов средствами английского языка // Материалы XV Международной научно-практической конференции
  169. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения". Новосибирск, 2010. — С. 259−265
  170. C.JI. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, — 1981. — С. 18−19.
  171. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184 с.
  172. Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения. -Оренбург, 1997.-26 с. ч
  173. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. — 186 с.
  174. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности. Автореф. докт. диссерт. — М.: Пед. об-во России, 1993.-47с.
  175. Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография. -Волгоград: Перемена, 2004. 334 с.
  176. A.A. Лингвокультурологические аспекты изменения ценностных ориентаций у студентов младших курсов неязыкового вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Якутск: Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова, 2008. 20 с.
  177. Е.В., Полякова Т. Ю. Место дисциплины «Иностранный язык» в квалификационных характеристиках специалиста // Иностранные языки вjвысшей школе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н. С. Чемоданова. Вып. 19. -М.: Высш. шк., 1987.-С.6−11.
  178. Синергетике 30 лет: интервью E.H. Князевой с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. — 2000. № 3. — С. 53−54.
  179. В.А., Боданкина Р. Н. Страноведческий комментарий как одна из форм реализации межпредметных связей //Иностранные языки в высшей школе. 1978.-Вып. 13. — С.113−116.
  180. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-й центр «Академия», 2001. 480 с.
  181. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Изд-й центр «Академия», — М., 2002. — 576 с.
  182. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 1600с.
  183. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич. -М.: Пед. об-во России, — 2005. 267с.
  184. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания /Сост. H.JI. Селиванова. Пермь, 2001. — С. 80.
  185. О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащихся: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000 — 165 с.
  186. В.А. Избранные педагогические сочинения М: 1980, в 5 т. Т.2.-С. 120, 170.
  187. П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные яз, ыки в школе. — 2004. № 4.-С. 14.
  188. СИ. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2003. — 22 с.
  189. .А., Магометов A.A. Воспитательная работа в современном вузе: монография / Под ред. З. Б. Цаллаговой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.- 177 с. 146 I
  190. Г. Я. Формирование культурно-нравственных ценностей молодежи и студенчества /Г.Я. Теучеж. — Майкоп: Изд-во МГТИ, 2002. -33с.
  191. Т.Н. Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ткачук Т. Н. -Тюмень, 2008. 30с.
  192. JI.H. Об истине, жизни и поведении. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. -140 с.
  193. А.К. Нравственное воспитание. — М.: Мысль, 1979. 320 с.
  194. К.Д. Собрание сочинений — М. Пед. об-во России: 1985, т.2.
  195. Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. Алматы: Казгосиздат, 1999. — С. 58−59.
  196. И.А. Мир добра и красоты / Учеб. пособ. Оренбург: Пресса, 2003.- 118 с.
  197. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М., Высшая школа, 1987. — 205 с.
  198. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 416 с.
  199. И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современнаяпроблематика и основные педагогические идеи. — Минск: Изд-во БГУ, 1972.-363 с.
  200. М.В. Языковая мода в дидактической и методической терминологии. // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. — С.39−43.
  201. О.Н. Моделирование системы профессионального обучения деловому английскому языку специалистов экономического профиля в условиях высшей школы: Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2001. — 244 с.
  202. О.П. Нравственная целостность личности. — М.: Наука, 1983. -158с.
  203. Г. Е. Ценностные ориентации и жизненные условия современного студенчества. -М.: Пед. об-во России, 2004. С. 37−40.
  204. В.Д. Психология деятельности и особенности человека. М.: Логос, 1996.-320 с.
  205. К.А. Проблемы нравственного воспитания. -М.: Знание, 1988. -63с.
  206. И.О. Социально-культурные условия «формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук / Щербакова И.О.- С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов. СПб., 2002. — 26 с.
  207. А.И. Основы эстетической культуры: Книга для учителя. — М.: Пед. об-во России, 1999. 112 с.
  208. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  209. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. об-во России, 2001.-56 с. 4 .
  210. К., Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
  211. Этика: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевича. -Минск: Новое знание, 2002. 509 с.
  212. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
  213. В.А. Социологическое исследование. Методология, программы, методы. Самара: СГУ, 1995. — 332 с.
  214. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. 143 с.
  215. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. — 155 с. 231.http://www.mssianedu.ru/magazine/archive/viewdoc/2004/l/207.html (11.07.09).232. http://www.tmnlib.ru/DbFileHandler.axd?! 594 (11.07.09).
  216. Biechele M., Padros A. Didaktik der Landeskunde. Goethe Institut Munchen, 1999.-181 S.
  217. Bimmel P., Kast B., Neuner G. Arbeit mit Lehrwerklektionen. Goethe Institut Munchen, 1994.-211 S.
  218. Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien. Goethe Institut Munchen, 2000. 208 S.
  219. Bohn R. Probleme der Wortschatzarbeit. Goethe Institut Munchen, 1999. -192 S.
  220. Dahlhaus B. Fertigkeit Horen. Goethe Institut Munchen, 1994.-192 S.
  221. Funk H., Koenig M. Grammatik lehren und lernen. Goethe Institut Munchen, 1991.- 160 S.
  222. Neuner G., Hunfeld H. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Universitat Gesamthochschule. Kassel, 1993. — 184
Заполнить форму текущей работой