Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные аспекты логопедии

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Анализ исследований речи показывает, что в логопедии накоплен достаточный опыт в области разработки нормативного звукопроизношения при дислалии, дизартрии, комплексных систем нормализации плавности речи при заикании, развития связной речи при алалии. Несмотря на эти достижения, изучение ритмических процессов речи находится на начальном этапе исследования. В настоящее время логопедия как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Современные аспекты логопедии
  • Заключение
  • Список литературы

Современные аспекты логопедии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состыковка этих двух важнейших показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, свидетельством чего является наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи. Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста, что, по-видимому, связано с незрелостью мозговых ритмических процессов. Д. А. Фарбер указывает на постепенность формирования параметров альфа-ритма ЭЭГ с периода новорожденности до зрелого возраста и акцентирует внимание на значении фактора синхронизации ритмической электрической активности различных областей коры в организации состояния оперативного покоя, обеспечивающего оптимальную готовность к реализации когнитивной деятельности. Появление дизритмии или аритмии приводит к тому, что вся речевая функциональная система становится недостаточно полноценной или вовсе несостоятельной в тех или иных условиях реализации (например, в состоянии эмоционального стресса). С этой точки зрения, показатели неплавности речи являются свидетельством того, что созревание ритма речи — наиболее поздно развивающийся и сложный процесс. Неплавность речи, то есть дизритмия протекания речевого процесса, может быть как этапом онтогенеза, так и признаком речевой патологии.

Речевая патология со всей очевидностью демонстрирует, что нарушение речевой функциональной системы в любом звене (изолированное нарушение произносительной стороны, слоговой структуры слова, речевого дыхания, просодической стороны речи, плавности речевого высказывания) связано в первую очередь с расстройством ритмической регуляции речевой функции в целом и внутри каждого компонента (подсистемы). Физиологами, в свою очередь, доказано, что у детей с нарушениями речевого развития сочетание дисфункции регуляторных структур ствола с нарушением коркового ритмогенеза, отражающим функциональную незрелость коры, обусловливает тяжесть расстройства и трудности педагогического коррекционного воздействия. Включение внешней ритмической стимуляции в коррекцию некоторых речевых расстройств способно «собрать» всю программу таким образом, что результат действия будет соответствовать заданной модели. Другими словами, «навязывание» ритма речевой деятельности с помощью зрительных, слуховых, тактильных афферентаций будет способствовать развитию координационного взаимодействия всех отделов речевого аппарата. Заключение

Анализ исследований речи показывает, что в логопедии накоплен достаточный опыт в области разработки нормативного звукопроизношения при дислалии, дизартрии, комплексных систем нормализации плавности речи при заикании, развития связной речи при алалии. Несмотря на эти достижения, изучение ритмических процессов речи находится на начальном этапе исследования. В настоящее время логопедия как педагогика не имеет в своем арсенале таких технологий и инструментария, которыми располагает физиология для изучения компонентов функциональной системы речи. В то же время интегративный характер логопедии как научного знания на современном этапе требует более широкого включения инструментальных методов исследования речевой функции в целях изучения механизмов речевых расстройств и обоснования педагогических воздействий.

Список литературы

Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1975

Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред.

Т. Н. Ушаковой. —

М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009

Белякова Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И.

Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. —

2010. — № 5.Гранстрем М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И.

П. Павлова: тезисы докладов. — М.: Русский врач, 2007

Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951

Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2011

Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtmlФилатова Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: учеб.

метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н.

Прокопенко; под ред. Л. И. Беляковой. —

М.: Национальный книжный центр, 2011

Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн.

высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — №

6. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга: неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред.

Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1975.
  2. Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
  3. Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2010. — № 5.
  4. М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова: тезисы докладов. — М.: Русский врач, 2007.
  5. И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.
  6. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2011.
  7. Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtml
  8. Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: учеб.-метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н. Прокопенко; под ред. Л. И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2011.
  9. А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — № 6.
  10. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга: неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ