Методы оценки руководителя
Организатор — отвечает за разработку организационных структур и в целом различных форм организации деятельности персонала. Для Организатора важна ролевая определённость, отношения коллегиальности, потребность быть включённым в группу; он рационально распределяет работу; идентифицирует себя с организацией. Решения принимает самостоятельно, исходя из представления об оптимальной и дееспособной… Читать ещё >
Методы оценки руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «менеджер», его функции и требования, предъявляемые к нему
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- — к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- — к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- — к руководителю по отношению к подчиненным;
- — к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др. Винер, Н. Человек управляющий [Текст] / Н. Винер. — СПб.: Питер, 2001 с.18−19
Т.Ю. Базаров различает четыре роли на основе четырех основных категорий системного менеджмента: процессы деятельности, организационные структуры, ресурсы, способы деятельности:
- 1. Управленец — обеспечивает протекание процессов деятельности в организации за счет анализа ситуации, определения целей, которые должны быть достигнуты, а также за счет разработки и реализации соответствующих программ функционирования и развития. Функцию организации Управленец реализует на уровне функционального распределения сотрудников для достижения поставленных целей. Управленец склонен рассматривать персонал как уникальных специалистов, которым можно доверять. Предпочитает принимать решения с участием всех заинтересованных сторон, имеющих право на собственную позицию.
- 2. Организатор — отвечает за разработку организационных структур и в целом различных форм организации деятельности персонала. Для Организатора важна ролевая определённость, отношения коллегиальности, потребность быть включённым в группу; он рационально распределяет работу; идентифицирует себя с организацией. Решения принимает самостоятельно, исходя из представления об оптимальной и дееспособной организационной структуре.
- 3. Администратор — реализует распределение основных ресурсов организации, а также осуществляет контроль за реализацией планов деятельности. Администратор определяет правила группового взаимодействия, стремится алгоритмизировать деятельность, для него важна определённость поставленных задач, стабильность, он ориентируется на формальные структуры и власть. Задачи подчиненным вменяются на уровне приказа. Решение Администратор принимает единолично и безоговорочно, для чего использует свою власть и формальный статус. До сведения сотрудников решения доводит в виде распоряжений и приказов.
- 4. Руководитель — несет ответственность за расстановку исполнителей, точное понимание ими стоящих перед организацией задач, владение эффективными способами и приемами профессиональной деятельности, а также поддержание оптимальной атмосферы в коллективе. Для Руководителя важен психологический климат в группе и эмоциональные отношения; он ценит инициативу личности и возможность проявить себя; обладает лидерскими качествами, люди ему верят и готовы идти за ним; испытывает потребность в уважении и признании. Принимаемые управленческие решения учитывают интересы и пожелания коллег, но основным критерием выступают нормы и правила совместной деятельности.
Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других… и это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Кваша, Я. Б. Резервные мощности [Текст] / Я. Б. Кваша. — М., 2006, с. 88.
Таблица 1. Стили руководства.
Параметры взаимодействия с подчиненными. | Стиль руководства. | ||
Авторитарный. | Демократический. | Либеральный. | |
Приемы принятия решений. | Единолично решает вопросы. | Перед принятием решений советуется с подчиненными. | Ждет указаний от руководства или решений совещаний. |
Способ доведения решения до исполнителей. | Приказывает, распоряжается, командует. | Предлагает, просит. | Просит, упрашивает. |
Распределение ответственности. | Берет на себя или перекладывает на подчиненных. | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями. | Снимает с себя всякую ответственность. |
Отношение к инициативе. | Подавляет полностью. | Поощряет, использует в интересах дела. | Отдает в руки подчиненных. |
Отношение к подбору кадров. | Боится квалифицированных работников, избавляется от них. | Подбирает деловых, грамотных специалистов. | Подбором кадров не занимается. |
Отношение к недостаткам собственных знаний. | Все знает — все умеет. | Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику. | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных. |
Стиль общения. | Держит дистанцию, необщителен. | Дружески настроен, любит общение. | Общается с подчиненными только по их инициативе. |
Характер отношений с подчиненными. | Диктуется настроением. | Ровный, постоянный самоконтроль. | Мягок, покладист. |
Отношение к дисциплине. | Приверженец формальной жесткой дисциплины. | Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям. | Требует формальной дисциплины. |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных. | Наказание — основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам. | Постоянно использует различные виды стимулов. | Постоянно использует различные виды стимулов. |
Функции менеджера.
- — планирование;
- — организация;
- — мотивация;
- — контроль.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Организация. Организовывать — значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третий аспект — коррекция серьезных отклонений от первоначального плана.