Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эпигенетическая теория Э. Эриксона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились… Читать ещё >

Эпигенетическая теория Э. Эриксона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Э. Эриксон не был непосредственным учеником 3. Фрейда, однако он продолжил его теорию, сохранив в ней больше идей первоисточника, нежели другие представители психоанализа.

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной проблемой развития выступает поиск собственной идентичности [115, 116].

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежны, нормативны.

Каждая такая стадия включает в себя кризис, с которым человек сталкивается в своем развитии. Определяют развитие социальные и физические условия среды, создают ситуации нового вызова общества. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис завершается, человек приобретает адаптивное или неадаптивное качество и готов к преодолению нового кризиса.

Первые четыре стадии повторяют стадии 3. Фрейда. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эриксон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Каждая из таких психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что удается ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разрешается неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивного решения удается достичь на следующей стадии развития. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности — установления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности эго, по Э. Эриксону, должен быть решен в юности (примерно в возрасте 12—18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного «Я». Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие определенного образа «Я» — процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами «Я» для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Те, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса (образование, работа, женитьба), как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления [116].

Концепция идентичности эго Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных исследований [112]. В целом эти исследования подтвердили, что те подростки, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство идентичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадий развития. Те же подростки, которые обладают более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследования подтверждают основные положения концепции Эриксона. В то же время есть данные, говорящие о том, что кризис идентичности может иметь место и в более позднем возрасте, нежели это предполагал Эриксон. По мнению одного из его последователей, кризис идентичности происходит в поздней юности, а более 30% испытуемых продолжают поиски идентичности вплоть до 24 лет (Archer). Другие данные свидетельствуют о том, что те подростки, которые после окончания школы начинают самостоятельную трудовую жизнь раньше, чем их сверстники-студенты, обретают идентичность эго. Учеба в колледже может на некоторое время замедлить процесс формирования идентичности эго.

Таблица 1.2

Стадии психосоциального развития, по Э. Эриксону

Стадия

Возраст

(лет)

Психосоиальный кризис (эволюционная задача этапа)

Адаптивные — неадаптивные качества

Оральносенсорная.

ДО 1.

Базальное доверие — недоверие (уверенность, внутренняя определенность) — зависит от отношения матери.

Надежда — отдаление.

Мышечноанальная.

1—3.

Автономия — стыд и сомнения (самоконтроль без потери самооценки) «Я сам».

Воля, свобода выбора, правопорядок — импульсивность.

Локомоторно-генитальная.

3—6.

Инициативность — вина (игра, интерес к другим, принятие обязательств) — зависит от поощрения самостоятельности.

Целеустремленность — пассивность, апатия.

Окончание табл. 1.2

Стадия

Возраст

(лет)

Психосоиальный кризис (эволюционная задача этапа)

Адаптивные — неадаптивные качества

Латентная.

(психосе;

суальный мораторий).

6—12.

Трудолюбие —некомпетентность (логическое мышление, самодисциплина, взаимодействие на основе правил, компетентность) — зависит от школьной успеваемости.

Компетентность — инертность.

Подростковая.

(психический мораторий).

12—19.

Эго — идентичность (самоопределение, тождественность) — кризис идентичности (должен совпасть образ себя в прошлом, будущем, настоящем).

Верность своим привязанностям и обещаниям — отречение от идеалов.

Ранняя зрелость.

20—25.

Интимность — изоляция (ухаживание, брак, получение профессии).

Любовь — замкнутость.

Средняя зрелость.

26—64.

Продуктивность — застой (забота о себе, своем будущем, будущем семьи и общества).

Забота — отвержение.

Поздняя зрелость.

От 65.

Эго-интеграция — отчаяние (взгляд назад, оценка).

Мудрость — презрение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой