Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушенным слухом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо также оценить степень обучаемости ребенка, получить представление о динамике развития ребенка за определенный отрезок времени (год, четверть, месяц). Все это должно найти отражение в психолого-педагогической характеристике ребенка с нарушенным слухом. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения особенностей психологического развития ребенка… Читать ещё >

Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушенным слухом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение всего обследования осуществляется наблюдение за ребенком. При этом отмечается:

  • 1) отношение ребенка к ситуации обследования в целом и на отдельные задания (положительное, отрицательное, равнодушное);
  • 2) понимание инструкции (быстрота и точность);
  • 3) выполнение задания (точность, аккуратность);
  • 4) принятие помощи (отказ, помощь принял, но не воспользовался, принял и воспользовался). Это очень диагностичный показатель, так как нормально развивающиеся дети осуществляют перенос навыка на следующие задания, а при задержке психического развития детям необходимо снова помогать. Дети с нарушением интеллекта помощь, как правило, не воспринимают;
  • 5) отвлечение на посторонние предметы; явления расторможенности или наоборот скованности;
  • 6) явления утомления, фиксируется как долго ребенок может сосредотачивать внимание на выполнении заданий, способен на волевые усилия;
  • 7) протоколируется время выполнения задания, характер помощи экспериментатора, действия (пробы) ребенка с предметами или их изображениями.

Оценка уровня развития психических процессов складывается из следующих параметров:

  • 1. Понимание и принятие задачи.
  • 2. Степень понимания инструкции.
  • 3. Возможность самостоятельного выполнения заданий.
  • 4. Результативность выполнения заданий.
  • 5. Мера помощи взрослого, необходимая для выполнения задания ребенком.

6. Виды помощи взрослого, влияющие на успешность выполнения задания.

Необходимо также оценить степень обучаемости ребенка, получить представление о динамике развития ребенка за определенный отрезок времени (год, четверть, месяц). Все это должно найти отражение в психолого-педагогической характеристике ребенка с нарушенным слухом.

Качественная оценка результатов психолого-педагогического обследования учащихся с нарушениями слуха

  • 1. Принятие задачи. Оценивается характер мотивации, повлиявший на принятие ребенком условий задачи, наличие или отсутствие стремления ребенка к сотрудничеству.
  • 2. Понимание инструкции. Оценивается характер доступной ребенку инструкции (вербальная, устно-дактильная, письменная, жестовая), необходимость ее изменения для улучшения понимания, полнота понимания смысла задания.
  • 3. Самостоятельность при выполнении заданий и способы действий. Оценивается возможность правильного выполнения задания без помощи учителя, тактика деятельности ученика, способы его действий (адекватность) и состав операций.
  • 4. Обучаемость. Оценивается на основе проведения обучающего эксперимента и характеризуется количеством и качеством оказанной ребенку помощи; возможностью опосредования своей деятельности речью и переноса навыка в новые условия.
  • 5. Ситуации и факторы, влияющие на результат работы (улучшающие или ухудшающие его). Оцениваются негативные и позитивные факторы организации деятельности и реакции личности. Оценка ведется на основании анализа изменения степени сложности предъявляемого задания и изменения ситуаций обследования.
  • 6. Результативность выполнения заданий и возможность коррекции ошибок (контроль за результатами деятельности). При оценке отмечается наличие контроля, его формы и принятие помощи взрослого (пытается ли ребенок проверить результат работы, спрашивает ли ребенок взрослого о правильности выполнения задания, просит ли показать, как ему выполнить задание и т. д.). При этом еще раз уточняются личностные реакции в процессе выполнения задания, самооценка результатов работы, реакция на успех или неудачу.

Изучение условий, влияющих на процесс выполнения

задания

Для выявления потенциальных возможностей ребенка и обоснования методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет учет условий, влияющих на процесс выполнения задания. К ним относятся:

  • — создание продуктивной для ребенка мотивации при выполнении экспериментальных заданий;
  • — варьирование формулировки инструкции по лексическому оформлению и объему;
  • — варьирование объема экспериментального материала, предлагаемого ребенку при выполнении задания;
  • — использование дозированной помощи ребенку в процессе выполнения им задания (введение «обучающихуроков»);
  • — регламентация временного режима при выполнении ребенком заданий (длительность и режим работы);
  • — варьирование ситуации обследования (индивидуальная или групповая работа, в присутствии родителей и т. д.);
  • — учет уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, уровня жизненного опыта к моменту обследования обучаемости ребенка.

Заключение

психолого-педагогической характеристики

Заключение

состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины необходимости проведения обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с педагогов-психологом, сурдопедагогом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакция на поощрение, неуспех, замечания. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с педагогом-психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие юо речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения особенностей психологического развития ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения психического развития ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, разработке индивидуальной образовательной программы оптимизации коррекционнопедагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательной организации и родителям.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Дайте определение понятиям психологический диагноз и психологический прогноз. Какой психологический диагноз и психологический прогноз вы поставили ребенку, которого диагностировали во время психолого-педагогической практики? Почему?
  • 2. Подготовьте отчет о прохождении психолого-педагогической практики, в который входит:
    • а) характеристика на ребенка;
    • б) заключение;
    • в) рекомендации для родителей.

Представьте отчет на школьной конференции.

  • 3. Работая парами, обсудите, кому и как необходимо предоставить информацию о результатах психодиагностического обследования.
  • 4. Заполните карту уровня индивидуального психологического развития ребенка (см. Приложение 33).
  • 5. Сравните результаты, полученные во время обследования, с результатами обследования данного ребенка психологом. Проанализируйте различия. Сделайте выводы.

1. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. — М., 1994.

  • 2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Т. Г. Богданова. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  • 3. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. — М., 1991.
  • 4. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб, пособие для вузов / И. Ю. Левченко. — М.: Academia, 2011.
  • 5. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 2007.
  • 6. Психологическая диагностика детей и подростков. — М.: МПА, 1995.
  • 7. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича. — Бийск, 1993.
  • 8. Рогов, Е. И. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. — М.: Владос-Пресс, 2008.
  • 9. Рогов, Е. И. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. — М.: ВладосПресс, 2008.
  • 10. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова. — М., 2001.
  • 11. Семаго, Н. Я. Руководство по психологической диагностике / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М., 2000.
  • 12. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М., 2002.
  • 13. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей / Л. С. Цветкова. — М., 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой