Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы педвузов позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования, которой является: предположение о том, что эффективность художествеио-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства на занятиях дисциплин предметного блока обеспечивается целостной системой такой подготовки, что может быть достигнуто, если: будут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические, основы предметной подготовки студентов — будущих учителей декоративно-прикладного искусства
    • 1. 1. Подготовка будущего учителя декоративно-прикладного искусства как потребность социально-экономического развития общества
    • 1. 2. Психолого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства
    • 1. 3. Теоретическое обоснование модели деятельности и модели подготовки. будущего учителя декоративно-прикладного искусства
  • Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка содержания, форм и методов предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства
    • 2. 1. Структура и содержание подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства
    • 2. 2. Формы и методы, обеспечивающие эффективность предметной (художественно-технологической) подготовки
    • 2. 3. Опытно-экепертшентальная проверка эффективности художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства

Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития делает необходимым подготовку специалистов по ряду новых профессий и специальностей, одним из таких направлений является подготовка будущих учителей по специальности «52 300 — Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В период перестройки социально-экономических отношений в обществе большую значимость приобретает нравственно-эстетическое воспитание и художественно-технологическое образование подрастающего поколения. Формирование духовно-нравственных качеств и ценностных ориентации личности должно осуществляться в единстве с развитие творческой активности. Основой для развития духовно-ценностных ориентации, творческого развития учащейся молодежи является гумманизация образовательного процесса, его открытость к культуре (научной, технической, информационной, гуманитарной, проектной и др.), как основной характеристике личностного в человеке, условию его развития и самореализации в социальном, нравственном и творческом планах. В уровнях культуры человека — источники его интереса к творческой деятельности, повышении индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Изучение декоративно-прикладного искусства в системе подготовки подрастающего поколения к жизни способствует осуществлению художественного, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся, приобщению к труду на занятиях в школе и внешкольных, кружках, становлению и развитию их как творческой личности. В последние годы наметились новые подходы к преподаванию декоративно-прикладного и изобразительного искусства, общекультурных дисциплин, которые призваны способствовать наряду с обогащением учебного материала п ориентацией его на духовно-нравственные проблемы также включению учащихся в разнообразные виды творческой деятельнюстц. Современные достижения педагогики, психологии, философии, искусствознания и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с нравственно-этическим воздействием народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности. Декоративно-прикладное искусство, как и-другие виды искусства как вся система образования и культуры, призвана не только смягчить жизненные противоречия, но и целенаправленно влиять на нравственность, на духовность подрастающего поколения.

Проблемам декоративно-прикладного искусства в эстетическом вое-, питании и художественном образовании молодежи посвящены труды многих ведущих исследователей. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др., которые рассматривали декоративно-прикладное искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. Неоценимый вклад в обоснование теоретических основ эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения внесли Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский. Различные аспекты подготовки школьников по декоративно-прикладному искусству рассматривается в работах В. А. Барадулина, И. П. Волкова, Н. А. Горяевой, Х. И. Махмутовой, Б. М. Йеменского, А.. Семеновой, А. С. Хворостова и др. Проблемы, связанные с использованием воспитательного воздействия народного декоративного искусства на формирование личности школьника нашли отражение в ряде диссертационных исследований — М.А. Абди-расимова, Т. Ю. Баутрук, Н. А. Горяевой, Х. М. Дикинова, Н.В. Ефремиче-ва, П. В. Лосюк, С. Н. Новикова. Л. С. Нерсисян, Д. Г. Пилипенко, М. В. Соколов, Д. А. Хворостова и др, где намечены подходы и определены условия, обеспечивающие активное восприятие и практическое усвоение народного искусства по определенным направлениям (на материале художественных промыслов, в процессе воздействия различными видами народного искусства, в единстве с трудовым обучением, в условиях урока и внеклассных занятий).

Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки (методической, технологической, художественной) студентов педвузов (худграфа, начфака, трудового обучения) нашло также свое отражение в ряде диссертаций последних лет, представляющих особый интерес в плане нашего исследования.— Е. В. Алексеевой, Э. Атадаева, С. И. Ботовой, Т. А. Давыдовой, М. М. Дараган, Л. П. Заречной, А. Э. Лапшиной, Р. Г. Ломоносова, П. Н. Магомедовой, А. Н. Насырова, Г. А. Поревской, О. Н. Поповой и др., в которых рассмотрены различные аспекты роли ДПИ в развитии творческой активности студентов, эстетическом и профессиональном становлении личности, а также намечены пути совершенствования методов обучения.

Таким образом, анализ проблемы позволил выявить следующие противоречия: между осознанием потребности современного. социума в ряде новых педагогических специальностей (в частности учителя декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) и отсутствием научно обоснованного подхода, к разработке модели их деятельности и подготовкимежду потребностью современной системы образования ' в учителях с художественным образованием, владеющих основами декоративно-прикладного искусства, и художественного проектирования и отсутствием целостной системы изучения декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя- —^ между необходимостью творческого становления будущего учителя декоративно-прикладного искусства и неразработаностью, способствующих этому педагогических условий профессиональной подготовки, реализующих требования ГОС В ПО и социальный заказ общества.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования. которая состоит в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих. необходимый. уровень предметной художественно-технологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного социума.

Цель исследования: Разработка и обоснование наиболее эффективных Содержания, форм и методов предметной (художественнотехнологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в педагогическом вузе.

Объект исследования: Процесс профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: Педагогические условия предметной (художественно-технологической) подготовки студентов — будущих учителей декоративно-прикладного искусства.

Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы педвузов позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования, которой является: предположение о том, что эффективность художествеио-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства на занятиях дисциплин предметного блока обеспечивается целостной системой такой подготовки, что может быть достигнуто, если: будут раскрыты роль и место преподавания декоративно-прикладного искусства в системе общего и среднего образованиябудут выявлены педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ обществабудут выявлены и обоснованы наиболее целесообразные содержание, формы и методы художественно-технологической подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусствапроцесс подготовки будет строиться на основе реализации деятель-ностного подхода, предполагающего включение студентов в различные виды деятельности и придания познавательной и творческой направленности всем видам деятельности, а учебно-производственная технологическая) практика будет дополнительно ориентирована на закрепление художественно-технологических знанийбудет создан комплекс учебно-методических материалов подготовки студентов, состоящий из программ дисциплин, лекционных и лабораторных курсов, построенных на принципах межпредметной связи и преемственности.

При этом, выполняя перечисленные условия, мы сможем способствовать формированию художественно-технологических творческих способностей студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства в теории и на практике.

2. Выявить и обосновать педагогические условия предметной подготовки, разработать модель предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.

3. Определить оптимальные структуру и содержание художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства (в рамках дисциплин предметного блока).

4. Определить и экспериментально проверить формы и методы обучения, способствующие повышению эффективности художественно-технологической подготовки, обеспечивающие реализацию включения студентов в различные виды творческой деятельности.

5. Разработать комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов, с учетом взаимосвязи и преемственности различных дисциплин предметного блока.

Методологической основой исследования и теоретической базой является: работы философов, психологов, педагогов о всестороннем развитии личности (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, К. К. Платонов, Н. Ф. Талызина и др.) — психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (JT.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,) — концепция трудовой (технологической) подготовки (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) — работы ведущих отечественных ученых-дидактов (Ю.К. Бабанский, В.В. Краев-ский, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.) — проблемы развития творческих способностей учащихся рассмотренные известными психологами (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Т. В. Кудрявцев, В. Н. Ка, бановаМиллер и др.).

В диссертационном исследовании применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-экономической, технико-технологической и искусствоведческой литературы, литературы по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, анализ состояния теории и практики преподавания декоративно-прикладного искусства в школах, внешкольных и других учебных учреждениях, педагогическое моделирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов учебной творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент.

Базой исследования был Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. Исследованием на разных этапах (с 1989 -1998 гг.) было охвачены студенты дневного и заочного отделения специальностей «Общетехнические дисциплины и труд», «Технология и предпринимательство», «Химия и обслуживающий труд», «Изобразительное искусство, чер—чение и труд», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которая проводилась в несколько этапов.

1 этап (1989 -1994гг.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, анализу массового и передового опыта подготовки учителей к трудовому (технологическому) обучению школьников, возможности включения в подготовку студентов различных видов декоративно-прикладного искусства. На этом этапе формировалось общая идея исследования, проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась подготовка методических материалов для проведения формирующего эксперимента.

2 этап (1995 — 1997) — опытно-экспериментальный был посвящен разработке модели деятельности учителя декоративно-прикладного искусства, выявлению педагогических условий и разработка модели подготовки студентов — будущих учителей ДПИ. На этом этапе был организован и проведен формирующий эксперимент.

3 этап (1997 -1998): — заключительно-обобщающий. На этом этапе были проведены анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, обобщение исследовательского материала, литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что: определены педагогические условия подготовки учителя декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ обществаразработана модель деятельности (квалификационная характеристика) учителя декоративно-прикладного искусстваразработана модель предметной (художественно-технологической) подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в том, разработана система предметной технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства, комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов с учетом межпредметных связейсодержащиеся в работе теоретические положения и выводы находят применение в разработке и реализации подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства и могут быть также использованы в практике других учебных учреждений.

Достоверность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса методов, адекватных природе исследуемого предмета, целями и ¦задачами исследования, подтверждение опытно-эксприментальным путем и воспроизводимостью результатов.

На защиту выносятся:

1. Комплекс педагогических условий предметной подготовки, представляющий собой интеграцию трех аспектов: мотивационного, организационного и содержательного.

2. Модель предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства, реализующая требования ГОС ВПО и предусматривающая включение студентов в различные виды деятельности.

3. Структура и содержание художественно-технологической подготовки учителя декоративно-прикладного искусства.

Апробация работы и внедрение результатов исследования проводились в процессе опытно-экспериментальной работы на кафедре педагогики технологий и ремесел Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. Материалы исследования обсуждались на Российской научно-практической конференции (25−27 мая 1993 г., г. Екатеринбург) — международной научно-практической конференции (2−3 июня 1994 г., 21−23 мая 1996 г., г. Брянск, Брянский .ГПУ) — научно-практической конференции (2526 мая 1995 г., 22−24 апреля 1998 г. г. Брянск, Брянский ГПУ) — всероссийской научно-практической конференции (26−27 марта 1998 г., г. Барнаул, Барнаульский ГПУ) — 2-й международной научно-практической конференции (911 декабря 1996 г., г. Тула, Тульский ГПУ) — республиканской научно-практической конференции «Катановские чтения» (20−24 апреля 1994;97 гг., г. Абакан, ХГУ), а также на заседаниях учебно-методической секции ДПИ кафедры педагогики технологий и ремесел художественно-технологического факультета Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. По теме исследования опубликован ряд научных ра бот.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложений.

дующие выводы:

1. На основании проведенного теоретического анализа использования ДПИ в образовательном процессе установлена взаимосвязь и взаимообусловленность включения этого вида искусства социально-политическим, экономическим и культурным развитием общества. Необходимость подготовки учителя декоративно-прикладного искусства, а также художественно-технологического образования учащейся молодежи на данном этапе обусловлена социально-экономическими преобразованиями в стране. В целом анализ теории и практики использования ДПИ в обучении и воспитании подрастающего поколения явился теоретико-методической основой для разработки нами, модели предметной подготовки будущего учителя ДПИ.

2. Выявленные в ходе проведенного контент-анализа рада научнЫх работ структура и содержание комплекса педагогических условий позволили выделить как наиболее значимые для разрабатываемой нами целостной системы предметной подготовки следующие компоненты этого комплекса: мотивационный, содержательный и. организационный. .

3: Для реализации этих условий в процессе подготовки разработаны квалификационная характеристика выпускника по специальности «52 300 — декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», использование которой в учебном процессе обеспечит управление процессом формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельностиактивизирует студентов в овладении различными видами деятельности в учебное и внеучебное время.

4. Разработанная модель предметной подготовки, включающая в себя знания, умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов практической деятельностинавыки организации самостоятельной творческой деятельности в процессе художественно-технологической подготовкиразвитие потребности студентов, к самообразованиюосвоение различных видов деятельности как основополагающее условие готовности к творческой работе.

5. Обоснована необходимость поэтапного осуществления включения студентов в самостоятельную художественно-творческую деятельность, с учетом специфики каждой из выделенной ступеней предметной подготовки (начальной, основной, завершающей).

6. Определены оптимальные структура и содержание художественно-технологической подготовки в. целом и каждого из ее компонентов (дисциплин), что позволило на основе разработанных учебных программ установить взаимосвязи между отдельными дисциплинами, что способствовало повышению эффективности усвоения студентами теоретических знаний, практических умений и навьшов, опыта творческой деятельностц.

7. Согласованное использование традиционных и новых технологий образования, ориентированных, с одной стороны, на проблемные, исследовательские методы, (в частности метод творческих проектов), а с другой стороны, на индивидуализацию обучения и совершенствование планирования коллективно^групповой учебной деятельности в цёлом способствуют активизации познавательной деятельности студентов. ¦

8. Проведенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выявить тенденцию повышения уровня сформированное&tradeтеоретических знаний, практических умений и навыков, мотивации, интереса студентов к различным видам деятельности, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели подготовки, а также выбранных для ее осуществления содержания^ форм и методов, способствующих повышению познавательной активности студентов.

В ходе проведенного исследования по разработке целостной системы художественно-технологической подготовки и апробации ее в процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования были выполнены, цель достигнута. v В процессе работы были выявлены проблемы, не рассмотренные в данной диссертации, но представляющие теоретический и практический интерес и требующие специального рассмотрения и детального исследования. К ним 4мы относим разработку профессионального отбора абитуриентов на данную специальность, создание научно-обоснованной системы самостоятельной учебно-творческой работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, совершенствование организационного и содержательного аспектов специализации на старших курсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое исследование проблемы подготовки студентов — будущих учителей декоративно-прикладного искусства, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам сделать еле* .v* ¦

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства и художественного труда.. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — М., 1993. — 18с.
  2. С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства. Автореф. дисс. .'канд.пед.наук. М., 1989. — 16с.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе пе дагогического образования. М.: Просвещение, 1990.-141с.
  4. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
  5. И.В. Развитие творческой активности студентов художественно-графического факультета на занятиях художественным плетением. Дисс.. канд.пед.наук. Ростов на Дону, 1996. — 167с.
  6. Л.Г. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — 230 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.- 236 с.
  8. Антология педагогической мысли. Русские педагоги и деятели народ-ногоЪбразования о трудовом воспитании и профессиональном образовании./ Сост. Кузьмин Н. Н, IvL: Высшая школа, 1989. — 463с,
  9. И. Педагогические основы подготовки учителя труда к профориентационной ориентации учащихся Автореф.. дисс. д.п.н. -МД994.
  10. Д1. Арташенко А. И. Педагогические условия подготовки молодежи для работы в рыночной экономике (на примере русско-британского колледжа). Дисс. канд.пед.наук. Томск, 1994. — 177с.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.- Высшая школа, 1974. 384с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо-. мерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1986. — 368с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль», 1976. — 153 с.15: Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. -376с.
  14. Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1985. — 17с.
  15. О.В. Профессионально-творческое становление будущего учителя в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — Ульяновск, 1997. — 16с.
  16. Э. Использование традиционных народных художественных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников,. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1993.-15с.
  17. В.Г. Общество: системность, познание и управление.: Политиздат, 1981.-432 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  19. А.В. О задачах и методах художественного воспитания.//Искусство в трудовой школе. М., 1926. — С.10.
  20. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981. — 351с.
  21. А.В. Преемственность в применении методов и дидактических средств на уроке. Таллин: Валгус, 1989. — 96с'.
  22. Е.П. Эволюционный синтез систем.- М.: Радио и связь, 1985. 328с.
  23. Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7−11 классов(на примере Нижегородских промыслов). Дисс.. канд.пед.наук. М., 1997.- 156с.
  24. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов пединститутов (на примере Северного Кавказа). Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1975. — 25с.
  25. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, L989. 208с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.-192с.
  27. Беспалько В. П, Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  28. П.Н. Трудовая школа. I Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2х. томах. М.: Изд-во АПН СССР, 1979. -Т. 1 — 304с.
  29. Д.Б. Интеллектуальная активность как активность творчества. Ростов к/Д- Изд-во Ростовского ун-та. 1983. — 176с.
  30. Е.Г. Методика преподавания художественной обработки материалов, студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1985.- 16с.
  31. Д.М. Освоение культурного наследия студентами на занятиях художественной обработки дерева (на материале народного искусства ССР Молдовы.). М., 1990.- 17с.
  32. С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.(на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом вузе). Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1995. — 198с.
  33. P.M. Содержание и методы преподавания художественной керамики на художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1989. — 16с.
  34. О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки). Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1993. — 19с.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. — 204с.
  36. Н.В. Креативная педагогика. Минск, 1995.39: Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1979. «.
  37. И.П. Учим творчеству: М.: Педагогика, 1988. — 94с.
  38. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Брянск- Изд-во БГПУ, 1996. — 133с.
  39. B.C. О природе искусства. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. — 350с.
  40. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 572 с.
  41. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479с.
  42. А.П. Подготовка студентов педвузов к трудовому обучению на основе народных промыслов. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -М., 1991. 17с.
  43. Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностьюстудентов на занятиях по художественной обработке тканей. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. М., 1986. — 16с.
  44. А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера. Автореф. дисс.. канд .пед.наук. .л1. М., 1993. 16с.
  45. В.А., Коханова А. А. Основы непрерывного образования в СССР./ Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Высшая школа, 1987. — 383с.
  46. Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 159с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -4М, 1995. 32с. •51: Гришин Э. А. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов на/Д- Пединститут, 1970. -256с.
  48. Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239с.
  49. С.А. Трудовое воспитание студентов: методология, теория, управление.-М.: Высшая школа, 1986. 96с.
  50. Т.А. Структура, содержание и методика преподавания народного, декоративно-прикладного искусства при подготовке студентовпедагогических учебных заведений Дальневосточного региона. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1986. — 16с.
  51. В.В. Актуальные проблемы общей, социальной и педагогу-ческой психологии. М.: Педагогика, 1980. — 76с.
  52. Л.В. Педагогические условия формирования конструктор-ско-технологических умений у студентов технолого-экономическогофакультета педвуза. Дисс.. канд.пед.наук. Комсомольск на Амуре, 1997. — 197с.
  53. М.В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетахзаочных отделений педвузов (раздел -орнамент). Дисс. канд.пед.наук. — М., 1989. — 206с.
  54. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1993.-236с.
  55. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания./ Ред. Богомолов. М.: Изд-во Прометей, МГПУ им. В. И. Ленина, 1990. — 168с. •
  56. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  57. Дидактика технологического образования. Книга для учителя./Под ред. ПР. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230с.
  58. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс.. доктора пед.наук. -М., 1983. 365с.
  59. Дьяченко М. И, Кандыбович А. А. Психология высшей школы.
  60. Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383с. ¦i.
  61. Ершова Л .В- Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России, — Автореф. дисс.. канд.пед.наук,-М. 1989. 16с.
  62. Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Автореф дисс.. канд.пед.наук. М. Д995.- 17с.
  63. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с. тб8. Заречная Л. П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в пединституте. Дисс.. канд.пед.наук. М., 1990. — 206с.
  64. Изобразительное искусство и художественный труд: 5−8 кл.: Книга для учителя./ Н. Н. Фомина, А. А. Дмитриева, НА Гордеева и др.- Сост. Н. Фомина. М.: Просвещение, АО «Учеб.лит.», 1995. — 272с.
  65. Ильина Т.А.': Актуальные проблемы дидактики высшей школы. /Новое в теории и практике обучения. М., 1979. Вып.7. — С.3−39.
  66. И.В. Педагогические условия подготовки учителя к применению методов обучения в школе. Автореф. дисс.. канд.пед.наук.1. М., 1993. 16с. f
  67. Искусство народное, забота государственная. / Российская газета, Пятница, 12 сентября 1997 г.
  68. Исследование проблем психологии творчества./ Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. -336 с.
  69. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80с.
  70. А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся./9.
  71. Школа и производство, 1997 .Ж2. С. 10−11.
  72. П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления. -М.: Наука, 1981. -С.253.
  73. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -172с.
  74. А.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272с.
  75. Н.А. Единство и значение терминов «условие» и «средство» в педагогике.// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991.
  76. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 267с.
  77. Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
  78. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. Библиотека журнала «Народное образование», 1993 № 4−6.
  79. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
  80. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций.-М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  81. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка, М.: Новая школа, 1997. — 144с.
  82. Н.Г. Очерки истории по истории и теории высшего педагогического образования. Ученые записки ЛГПИ. Т.115.
  83. Ю.А. О модели профессиональной подготовки экономистов. Улучшение подготовки экономистов и экономической подготовки инженеров. Л., 1973.
  84. Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала. Автореф. дисс./. канд.пед.наук. М., 1994. -17с. .
  85. В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 583с.
  86. А.Н. О социальной природе психики человека. Вопросы философии, 1961, № 1,С.37.
  87. А.Н. Деятельность . Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-184с. #
  89. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.- 159 с.
  90. Лихачев, ДТ. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 518с.
  91. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296с.
  92. Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — М., 1970. — 20с.
  93. П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1974. — 28с.
  94. Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствование учебно-воспитательного процесса. М.: МГПИ, 1981. — 101с.
  95. А.В. О воспитанники образовании. М.: Педагогика, 1976. — 636с. .
  96. П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графических факультетах пединститутов (в условиях Дагестана). Дисс.. канд.пед.наук. М., 1994. — 213с.
  97. Макаренко А. С/Педагогические сочинения. В 8-и т. М., 1986.
  98. В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов.•J-.
  99. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1989. — 16с.
  100. Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983.- 159с.
  101. А.Т. Воспитание инженера-педагога. Уч-метод. пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1986. 120с.
  102. А.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  103. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1985.
  104. М.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1987. 79с.
  105. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П. Р. Атутова, М. И. Скаткина, Я. С. Гурбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240с.
  106. Методы системного педагогического исследования. Учебное посо• ¦ Щбие./Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.
  107. О.Г. Педагогические условия эффективности процесса 'профессиональной подготовки организатЬров детского и юношеского движения. Дисс.. к.п.н. — Ижевск, 1996. -208с.
  108. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования./ Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -177с.г1
  109. А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах пединститутов. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1993. — 17с.
  110. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов. -М.: 1984. 117 с.
  111. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 343с.
  112. . Мудрость красоты: О проблемах, эстет, воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255с.
  113. Н.Н. Психолого-педагогйческие аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985, — 1 13с.
  114. E.H. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе. Дисс.. к.п.н. Челябинск, 1995. —196с.
  115. Ю.И. Эстетические проблемы декоративно-прикладногоv искусства. Дисс.. канд.фил.наук. М., 1985. — 136с.
  116. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающих педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. во ИПКцПРНО МО, 1996. — 112с.
  117. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы. М.: Изд-во АПО, 1996. — 132с.
  118. Об аттестации учителей трудового обучения (технологии)/ Школа и производство, 1995 № 6, С. 2.
  119. Обучение и развитие (эксперим. пед. исследование)./ Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  120. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1982. — 464с.
  121. Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  122. С.И. Словарь русского языка. 20-е изд., стереотипное. -Русс.яз., 1989. 750с.
  123. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208с.
  124. Описательная модель учителя труда выпускника педвуза. Науч.-метод. рек. к разр-ке. — М., 1990. — 90с.
  125. Основы педагогики высшей школы./ Под ред. А. В. Петровского .М.: Педагогика, 1986.- 302с.
  126. Основы художественного ремесла: Пособие для учителя. В 2х т. /. В. А. Барадулин и др. М.: Просвещение, 1986−1987. Т.1 — 240с., т.2 -272с.
  127. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352с.
  128. Л.П. Педагогические условия и средства экономической подготовки социального педагога в педвузе. Дисс.-. канд.пед.наук.- М., 1993. 112с.
  129. Педагогика. / Под.ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство Л 996, — 602с.
  130. Педагогика высшей школы. /Отв. ред. Ю. К. Бабанский. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 121с.
  131. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Н. М. Пейсахова. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. 192с.
  132. С.С. О сложности простоты. О простоте сложности! М.: Просвещение, 1993. — 48 с.
  133. С.Ф. Формирование готовности студентов пединститута, к воспитательной работе. Учебное’пособие. М.: Прометей, 1989. — 118с.
  134. А. Человеческие качества. /Пер. с англ. М.: Прогресс. 1985. -229с.
  135. Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — М., 1974. — 25с.
  136. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  137. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174с. f
  138. Т. Духовное возрождение и развитие должно идти впереди перемен в экономике и политики. / Начальная школа, 1996, № 9, С.74−78.
  139. В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-J*.справочник. -М.: Новая школа, 1995. 256с.
  140. В.А. Трудовая подготовка школьников в условиях.перехода к рынку./Школа и производство 1993, № 2 ,-С.3−5.
  141. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -286с.
  142. О.Н. Методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно-графических факультетах (техника «чия», ручное ткачество, роспись ткани). Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1993. — 16с.
  143. Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогического факультета педвуза. Дисс.. канд.пед.наук. М., 1990. -316с.
  144. Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства (на материале школ и групп продленного дня). Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1978. — 21с. .
  145. Проблемы научного творчества в современной психологии./ Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  146. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных, школ. Культура быта./ Под ред. О. С. Молотобаровой. М: Просвещение, 1986. Л
  147. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы, 5−11 классы. /Под ред. ЮЛ Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1997.- 224с.
  148. Программы педагогических институтов. -М.: Просвещение. -Сборник № 9, 1987. -^49с.- сборник № 21 -1980. -65с.- Сборник № 15 -1988. -31с.1. Я.
  149. Программы профессионального обучения учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ (по профилю художественная обработка дерева). II Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР № 19−20, Июль 1989.
  150. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогика, 1982.
  151. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983.-448с
  152. Психологические исследования творческой деятельности. / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253с. ^
  153. Психология. Словарь. /Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярашев-ского. -М.: Политиздат, 1990. 494с.
  154. Развитие творческой, активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. /Под ред. B.C. Р<1.хманина, Воронеж: Изд-во ВТУ, 1991. — 160с.
  155. Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства М.: Изобразительное искусство, 1970. — 255 с. s'l
  156. Революция искусство — дети. Из истории эстет, воспитания в сов. шк.: Материалы и документы: Кн. для чтения: В 2 частях./ Сост. Н.П. Старо-сельцева. — Ч. 2- М., 1987 — 366 с.
  157. В.М. Азбука педагогического труда (пособие для начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высшая школа, 1990. -112с.
  158. Н.С. Культура, ценности и развитие образования (основание реформы гуманистического образования в высшей школе). М.: ИЦ-ПУКПС, 1992, — 155с.
  159. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с. %л
  160. А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956.-47с.
  161. П.С., Симоненко Ъ. Д. Теоретические основы подготовки учителя технологии.// Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст. Брянск: Изд-во БПУ, НМЦ «Технология», 1997, -С. 87−94.
  162. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 191с. ¦
  163. Г. Н. Педагогические системы обучения. В 2-х тт./ Под р§ д. Н. А. Томина. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980. — 4.1 — 960с.
  164. В.Д. Метод проектов, — инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология».// Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст.- Брянск: Изд-во БПУ, НМЦ «Технология», 1997.-С. 19−27.
  165. В.Д. Становление образовательной области «Технология"у в системе общего образования школьников.//Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст. Брянск: Изд-во БПУ, НМЦ «Технология», 1997. — С.9−16.
  166. В.Д. Основы менеджмента. Краткий курс лекций. -Брянск: Изд-во БГПУ. 1997. 88с.
  167. В.Д., Фомин Н. В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Уч.-метод, пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. Брянск: Изд-во БГПУ, 1977. — 319с.
  168. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208с. ^
  169. М.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1985. — 96с.
  170. К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества. Автореф. дисс.. доктора пед.наук. М., 1997. — 33с.
  171. Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся (на материале искусства Прикарпатья).- Автореф. дисс. канд.пед.наук.- М., 1991. 21с.
  172. В.А. Педагог: Личность и профессия. -М.: Просвещение, 1990.
  173. А.А. Избранные психологические труды. В 2-х тт. -М.: Педагогика, 1987. Т.2 — 344с.
  174. Совершенствование художественно-педагогического образования. / Тезисы Всероссийской научно-практической конференции художеств венно-графических факультетов 4−6 ноября 1996 г. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского ун-та, 1996. — 179с.
  175. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1988.- 1600с.
  176. М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла. Ав-тореф.дисс.канд.пед.наук М., 1993. — 17с.
  177. М.С. Активизация творческой деятельности студентовхудожественно-графического факультета в процессе освоения народ/Ч!?ных росписей Урала и Приуралья. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1996.
  178. Справочник менеджера образования: в 2х т. / Сост. В. С. Гиршович. М.: Новая школа, 1995. — Т. 1 — 400с.
  179. Г. В. Основы психологической деятельности. Спб.: ПбГС, 1988.-168с. 41
  180. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (Антропоцентрический взгляд): Вчера. Сего дня. .Завтра. Цикл лекций. М.: ИЦПКПС. «Логос», 1994. — 64 с.
  181. Теория и практика высшего педагогического образования. / Отв.ред. В. А. Сластенин. М., 1984. — С.53−55
  182. Творческие проекты учащихся 5−9 классов общеобразовательных' школ. Книга для учителя./ Под ред. В .Д. Симоненко. Брянск, 1996. -238с.
  183. Л.Р. Педагогические условия подготовки учащихся 5−9 классов к рациональному ведению домашнего хозяйства: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1994. 19с.
  184. Д. А. Гетто В.Г. Проблемное обучение на уроках труv да. Минск.: Народна, асвета, 1986. — 125с.
  185. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2х т. Т.1 — Теоретические проблемы педагогики — М.:. Педагогика, 1974 — 584 с.
  186. И.М. Содержание и методы обучения младших школьников декоративно-прикладным работам (на материале Мордовии). Ав-то^еф.дисс.. канд.пед.наук. М., 1994. — 19с.
  187. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  188. Философско.-психодогические проблемы развития образования, i Под ред. В. В. Давыдова. М: «ИНТОР», 1994. — 128с.
  189. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных ремеслах./ Отв.ред. Н. В. Черкасова. М.: НИИ худ. пром-ти 1990. — 131с.
  190. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.:^ Просвещение, 1981.
  191. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дисс. доктора пед.наук. М., 1984.
  192. Хворостов Д. А,. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1995. — 18с.
  193. Н.Д. О научных основах отбора профессионально-значимых качествах учителя./ Вестник Хакасского государственного* университета им. Н. Ф. Катанова. Выпуск 2. Серия 2. Психология. Педагогика. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. -С.70−72.
  194. Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. Пособие для учителя./ Под ред. А. С. Хворостова. Орел, 1995. -232с.
  195. Д.В., Филипов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./ Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996. — 288с.. ^
  196. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2х т./ Под ред. Н. П. Кузина, и др. М.: Педагогика, 1980.
  197. Т.Я. Декоративно-прикладное искусство в художественном развитии школьников.// Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. М., 1975.
  198. А.Т. Проблемы теорий творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  199. . В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. Дисс.. доктора пед.наук. М., 1994. — 446с. ••*>
  200. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969.
  201. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. -182с
  202. Д.В. Избранные психологические труды- / Под ред. В, В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 584с.
  203. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя. /Сост.Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304с.
  204. Эстетическое ворпитание: проблемы, поиски, находки. Сборник статей. / Ред.-сост. В.Сомов. М., 1994, — 116с.
  205. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М: Просвещение, 1969. -317 с.
  206. Ю.А. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, Т986. — 56с.158
  207. В.А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие. М.: ИЦПКПС, изд. корпорация «Логос», 1994. — 156с.
  208. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Пер. с польск. О. В. Долженко. М.: Высшая школа- 1986.- 135с.
Заполнить форму текущей работой