Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Как работать с неблагополучной семьей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства… Читать ещё >

Как работать с неблагополучной семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемные семьи отличаются тем, что, как правило, не высказывают обеспокоенности своим положением, совершенно равнодушны к детям, к помощи со стороны педагогов. Такие семьи привыкли жить с серьезными кризисами. Отсутствие мотивации к переменам в лучшую сторону вызывает неприязнь ко всем, кто вмешивается в их дела. Такие семьи часто настроены враждебно ко всем и всему, а их члены никому не верят, считают себя обиженными, отверженными.

Чем раньше школа узнает о такой семье, а классный руководитель начинает с ней работать, тем лучше для детей. Ребенок в проблемной семье успевает приобрести опыт асоциального поведения, исправлять который классному руководителю весьма трудно.

В небольших поселках, деревнях, городках о каждой семье знают все. Классные руководители имеют полную информацию. Не нужно быть чрезвычайно прозорливым, чтобы знать — ребенку в семье плохо, если:

  • — родители состоят в неравном браке;
  • — происходят конфликты между членами семьи;
  • — родители ребенка приемные;
  • — родители являются сожителями или разведенными (одинокими);
  • — условия жизни семьи трудные (например, имеется недостаток жилой площади);
  • — родители безработные, находятся в социальной изоляции;
  • — ребенок нежеланный, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

Посещая семьи, изучая их, классный руководитель сможет помочь растущим в них детям. Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении и образовании. Начните с простых, доверительных бесед, помогите взрослым осознать проблемы своей семьи, освоить навыки взаимодействия со своими детьми: многие просто не умеют общаться с ними.

Конечная цель вашей работы — плавно ввести семью в нормальное русло взаимоотношений, помочь ей преодолеть отчуждение между взрослыми и детьми, побудить родителей заняться воспитанием вместе со школой. Как правило, неблагополучные семьи имеют повышенные претензии к школе. Обиды за своего ребенка, недовольство материально-технической стороной обучения, бытовые неурядицы, общая усталость — все это делает родителей раздражительными, предубежденными по отношению к школе. Не надейтесь на быстрый и полный успех. Спокойствие и постепенность дадут нужный результат.

Можно рекомендовать следующие постепенные шаги, которые помогут вам правильно действовать и в конце концов достигнуть нужного результата:

— изучение семьи и осознание существующих в ней проблем; - знакомство с членами семьи, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

изучение особенностей семьи, ее целей, ценностных ориентаций;

  • — установление причин неблагополучия семьи;
  • — координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центры социальной реабилитации детей и подростков, центры защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция, но делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

составление программы работы с неблагополучной семьей;

  • — целенаправленная, постоянно текущая помощь неблагополучной семье;
  • — текущие и контрольные посещения семьи.

Дети и родители: близкие чужие Весьма интересно сравнивать ответы родителей и детей па одни и те же вопросы анкеты. В одном из исследований была выявлена значительная степень непонимания и незнания друг друга самыми близкими людьми па свете. Например, 45% мам сказали, что они чаще других членов семьи общаются со своими детьми, но только 27% детей согласилось с этим. Треть родителей не знали, что их дети воспринимали общение с ними как «по случаю»; для взрослых картина более чем благополучна — по их ответам почти 40% общались с детьми регулярно. Оказалось, что детям личностное общение с родителями нужнее в семь раз чаще, чем думали родители. В материальной же поддержке ребенок нуждался в девять раз чаще, чем это замечали взрослые. Некоторые родители вообще не подозревали, что в гостях у детей никого не бывает. Мало кто из них знал, что у их детей только один товарищ. Чаще всего родители думали, что у ребенка несколько небольших групп знакомых или постоянная компания. Так вот, дети в шесть раз чаще заявляли о своем одиночестве, чем о нем догадывались родители, и в два раза чаще о том, что уступают родителям в покупке вещей, а родители в два раза чаще говорили, что уступают детям в совместной игре. О проведении совместных с детьми игр и поездок по интересным местам заявили 24% родителей и лишь 12% детей. В девять раз чаще, чем это признавали родители, дети считали, что они могут вынудить родителей пойти им на уступки. Родители в два раза чаще говорили о том, что они уступают подросткам при своей формальной правоте. Поразительнее всего следующее: по результатам опроса в 39 раз чаще, чем это предполагали родители, старшеклассники проводили время «ничего не делая» ив 1,5 раза чаще смотрели телевизор1.

Итоговый тест Найдите неправильные утверждения.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Школа находится в окружении многих систем, оказывающих сильное влияние на развитие и формирование подрастающего человека.

Среди множества систем школа не является наиболее влиятельной системой.

Ближайшие помощники школы в воспитании подрастающих поколений — семья и церковь.

Семья, родители традиционно остаются главными союзниками школы в борьбе за правильное воспитание подрастающих поколений. Объединяя свои усилия, действуя разумно и согласованно, они могут достичь хороших результатов.

Общественное воспитание осуществляется в системе «человек — человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденные для этой цели общественные институты — организации, объединения, ассоциации, клубы, общества, фонды, корпоративные объединения, движения и т. д.

Общественное воспитание не взаимодействует со школьным и семейным воспитанием, а развивается отдельно.

Семейное воспитание (то же самое воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

См.: Народное образование. 2003. № 6.

Продолжение табл.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

В семье формируются качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Педагоги перестраивают свою деятельность в плане гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и нс позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.

Результат дает объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях.

Требуется координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ.

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Семьи нельзя разделить на типы, для этого не существует естественных оснований.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — духовное, физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием (образованием).

Продолжение табл.

№.

и/п.

Утверждение.

Да.

Пет.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

В основе умственного развития детей у Никитиных лежат три кита: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и искренняя заинтересованность родителей во всех их делах.

Специфика методов воспитания детей в семье: влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам. Природа проблем не создает.

Диагностика воспитания ребенка в семье определяет, правильно ли развивается процесс.

Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом.

Правильно ли говорится: чтобы система была устойчивой, ее нельзя трогать. Нельзя устраивать проверку на прочность детям.

Учитывайте факторы доступности, простоты и очевидности. Не усложняйте своего педагогического воздействия ненужными подробностями, пояснениями, околичностями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено.

Окончание табл.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

Семейное воспитание основывается на принципах авторитарной педагогики.

Самодиагностику родителей ни поддерживать, ни развивать не следует.

Никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он не требовал. Труд не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия.

ERRARE HUMANUM EST Человеку свойственно ошибаться Неправильные утверждения: 2, 6, 15, 24, 28, 29.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой