Как работать с неблагополучной семьей
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства… Читать ещё >
Как работать с неблагополучной семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблемные семьи отличаются тем, что, как правило, не высказывают обеспокоенности своим положением, совершенно равнодушны к детям, к помощи со стороны педагогов. Такие семьи привыкли жить с серьезными кризисами. Отсутствие мотивации к переменам в лучшую сторону вызывает неприязнь ко всем, кто вмешивается в их дела. Такие семьи часто настроены враждебно ко всем и всему, а их члены никому не верят, считают себя обиженными, отверженными.
Чем раньше школа узнает о такой семье, а классный руководитель начинает с ней работать, тем лучше для детей. Ребенок в проблемной семье успевает приобрести опыт асоциального поведения, исправлять который классному руководителю весьма трудно.
В небольших поселках, деревнях, городках о каждой семье знают все. Классные руководители имеют полную информацию. Не нужно быть чрезвычайно прозорливым, чтобы знать — ребенку в семье плохо, если:
- — родители состоят в неравном браке;
- — происходят конфликты между членами семьи;
- — родители ребенка приемные;
- — родители являются сожителями или разведенными (одинокими);
- — условия жизни семьи трудные (например, имеется недостаток жилой площади);
- — родители безработные, находятся в социальной изоляции;
- — ребенок нежеланный, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.
Посещая семьи, изучая их, классный руководитель сможет помочь растущим в них детям. Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении и образовании. Начните с простых, доверительных бесед, помогите взрослым осознать проблемы своей семьи, освоить навыки взаимодействия со своими детьми: многие просто не умеют общаться с ними.
Конечная цель вашей работы — плавно ввести семью в нормальное русло взаимоотношений, помочь ей преодолеть отчуждение между взрослыми и детьми, побудить родителей заняться воспитанием вместе со школой. Как правило, неблагополучные семьи имеют повышенные претензии к школе. Обиды за своего ребенка, недовольство материально-технической стороной обучения, бытовые неурядицы, общая усталость — все это делает родителей раздражительными, предубежденными по отношению к школе. Не надейтесь на быстрый и полный успех. Спокойствие и постепенность дадут нужный результат.
Можно рекомендовать следующие постепенные шаги, которые помогут вам правильно действовать и в конце концов достигнуть нужного результата:
— изучение семьи и осознание существующих в ней проблем; - знакомство с членами семьи, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
изучение особенностей семьи, ее целей, ценностных ориентаций;
- — установление причин неблагополучия семьи;
- — координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центры социальной реабилитации детей и подростков, центры защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция, но делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
составление программы работы с неблагополучной семьей;
- — целенаправленная, постоянно текущая помощь неблагополучной семье;
- — текущие и контрольные посещения семьи.
Дети и родители: близкие чужие Весьма интересно сравнивать ответы родителей и детей па одни и те же вопросы анкеты. В одном из исследований была выявлена значительная степень непонимания и незнания друг друга самыми близкими людьми па свете. Например, 45% мам сказали, что они чаще других членов семьи общаются со своими детьми, но только 27% детей согласилось с этим. Треть родителей не знали, что их дети воспринимали общение с ними как «по случаю»; для взрослых картина более чем благополучна — по их ответам почти 40% общались с детьми регулярно. Оказалось, что детям личностное общение с родителями нужнее в семь раз чаще, чем думали родители. В материальной же поддержке ребенок нуждался в девять раз чаще, чем это замечали взрослые. Некоторые родители вообще не подозревали, что в гостях у детей никого не бывает. Мало кто из них знал, что у их детей только один товарищ. Чаще всего родители думали, что у ребенка несколько небольших групп знакомых или постоянная компания. Так вот, дети в шесть раз чаще заявляли о своем одиночестве, чем о нем догадывались родители, и в два раза чаще о том, что уступают родителям в покупке вещей, а родители в два раза чаще говорили, что уступают детям в совместной игре. О проведении совместных с детьми игр и поездок по интересным местам заявили 24% родителей и лишь 12% детей. В девять раз чаще, чем это признавали родители, дети считали, что они могут вынудить родителей пойти им на уступки. Родители в два раза чаще говорили о том, что они уступают подросткам при своей формальной правоте. Поразительнее всего следующее: по результатам опроса в 39 раз чаще, чем это предполагали родители, старшеклассники проводили время «ничего не делая» ив 1,5 раза чаще смотрели телевизор1.
Итоговый тест Найдите неправильные утверждения.
№. п/п. | Утверждение. | Да. | Нет. |
Школа находится в окружении многих систем, оказывающих сильное влияние на развитие и формирование подрастающего человека. | |||
Среди множества систем школа не является наиболее влиятельной системой. | |||
Ближайшие помощники школы в воспитании подрастающих поколений — семья и церковь. | |||
Семья, родители традиционно остаются главными союзниками школы в борьбе за правильное воспитание подрастающих поколений. Объединяя свои усилия, действуя разумно и согласованно, они могут достичь хороших результатов. | |||
Общественное воспитание осуществляется в системе «человек — человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденные для этой цели общественные институты — организации, объединения, ассоциации, клубы, общества, фонды, корпоративные объединения, движения и т. д. | |||
Общественное воспитание не взаимодействует со школьным и семейным воспитанием, а развивается отдельно. | |||
Семейное воспитание (то же самое воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. | |||
Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. |
См.: Народное образование. 2003. № 6.
Продолжение табл.
№. п/п. | Утверждение. | Да. | Нет. |
В семье формируются качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. | |||
Педагоги перестраивают свою деятельность в плане гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и нс позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. | |||
Результат дает объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. | |||
Требуется координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ. | |||
Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. | |||
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. | |||
Семьи нельзя разделить на типы, для этого не существует естественных оснований. | |||
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — духовное, физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием (образованием). |
Продолжение табл.
№. и/п. | Утверждение. | Да. | Пет. |
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям. | |||
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. | |||
В основе умственного развития детей у Никитиных лежат три кита: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и искренняя заинтересованность родителей во всех их делах. | |||
Специфика методов воспитания детей в семье: влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д. | |||
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам. Природа проблем не создает. | |||
Диагностика воспитания ребенка в семье определяет, правильно ли развивается процесс. | |||
Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. | |||
Правильно ли говорится: чтобы система была устойчивой, ее нельзя трогать. Нельзя устраивать проверку на прочность детям. | |||
Учитывайте факторы доступности, простоты и очевидности. Не усложняйте своего педагогического воздействия ненужными подробностями, пояснениями, околичностями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено. |
Окончание табл.
№. п/п. | Утверждение. | Да. | Нет. |
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. | |||
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. | |||
Семейное воспитание основывается на принципах авторитарной педагогики. | |||
Самодиагностику родителей ни поддерживать, ни развивать не следует. | |||
Никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он не требовал. Труд не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия. |
ERRARE HUMANUM EST Человеку свойственно ошибаться Неправильные утверждения: 2, 6, 15, 24, 28, 29.