Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема развития воображения детей с тяжелыми нарушениями речи в психолого-педагогической литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют следующие формы выражения воображения: построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создание программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; продуцирование образов, которые не программируются, а заменяют деятельность; создание образов, соответствующих описанию объекта. Вторая функция воображения состоит в регулировании… Читать ещё >

Проблема развития воображения детей с тяжелыми нарушениями речи в психолого-педагогической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воображение как психическая характеристика

Воображение — это психический процесс отражения реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше [7].

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением [7].

Это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Об этом свидетельствует уже определение речи, в противоположность языку, как процесса, ориентированного на постоянно меняющуюся ситуацию, а значит, требующую постоянных изменений. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов. Исходя из этого и определяются функции воображения, которые мы представили наглядно в виде схемы (смотреть рисунок 1) [18].

Рисунок 1.

воображение изобразительный нарушение речь Первая функция состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т. е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации .

Существуют следующие формы выражения воображения: построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создание программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; продуцирование образов, которые не программируются, а заменяют деятельность; создание образов, соответствующих описанию объекта [6].

Воображение может быть нескольких видов, которые объединяются по нескольким признакам.

Так, например, по предмету, материалу деятельности воображения, оно бывает эмоциональным, образным и осязательным.

По форме существования материи воображение может выступать как техническое, музыкальное, художественное.

По способам активности воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется и творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [7].

Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета и его описания, рисунка, рассказа и т. д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказам учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление об учебном материале [7]. Творческим воображением называют самостоятельное воссоздание новых образов. Оно составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать личный потенциал [7].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой