Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная парадигма образования определяет его целью развитие личности посредством воспитания и обучения. Актуальными проблемами являются гуманизация и гуманитаризация современного школьного образования, позволяющие реализовать обозначенную цель. Гуманизация затрагивает изменение межличностных отношений участников образовательного процесса, т. е. определяет переход на субъектный тип отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. С. З
  • Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования С
    • 1. Эстетическое воспитание как научно-педагогическая категория
    • 2. Психолого-педагогические основы эстетической воспитанности учащихся основной школы С
    • 3. Комплекс средств эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования С
  • Выводы по главе 1 С
  • Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся основной школы в процессе биологического образования С
    • 1. Модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования С
    • 2. Педагогические условия эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования С
    • 3. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента С
  • Выводы по главе 2 С

Эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что настоящий момент в истории нашей страны являет собой этап инноваций в педагогике как ответ на потребность общества в изменениях качества образования и воспитания подрастающего поколения.

Современная парадигма образования определяет его целью развитие личности посредством воспитания и обучения. Актуальными проблемами являются гуманизация и гуманитаризация современного школьного образования, позволяющие реализовать обозначенную цель. Гуманизация затрагивает изменение межличностных отношений участников образовательного процесса, т. е. определяет переход на субъектный тип отношений, следствием которого считается признание прав школьника на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность. Гуманитаризация предполагает изменение содержания образования, заключающееся в выявлении в любом учебном предмете общечеловеческих ценностей и личностных смыслов.

Потребность общества не столько в умелом исполнителе, сколько в созидателе, генераторе концепций и идей, личности инициативной, способной творить «по законам красоты» приводят к переосмыслению и переоценке роли и места эстетического компонента образования, поскольку сформировать такого человека способно эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание школьника — сложный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов, а преемственно дополнять каждый предыдущий. Период обучения в основной школе особенно важен, он дает возможность каждому ученику удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, создает условия для формирования и самореализации личности.

Практика школы свидетельствует о том, что образование, все еще стоит на позициях прагматизма, направленности на решение утилитарных задач.

Не раскрывая в полной мере понятия красоты как блага, оно не обеспечивает воспитание учащихся, готовых и способных к эстетическому освоению мира.

Особыми возможностями в решении задач эстетического воспитания обладает школьное биологическое образование, поскольку может соединить научную и художественную картины живой природы, обосновать понятие красоты как биологической целесообразности и как высшей эстетической ценности, раскрыть творческий потенциал учащихся. Академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что наука о природе наиболее полно удовлетворяет развитие учащихся в процессе эстетического воспитания.

Не менее значимым является и тот факт, что познание окружающего мира с позиций его красоты, эстетической ценности способствует формированию экологической культуры школьника, одной из важнейших составляющих обшей культуры личности и имеющей первостепенное значение на данном этапе развития цивилизации.

В свете перечисленных положений перед педагогической теорией и практикой школьного биологического образования встает проблема совершенствования эстетического воспитания учащихся, поиска и обоснования нового подхода, эффективных организационно-педагогических условий.

Степень изученности проблемы. Идеи эстетического воспитания зародились еще в древнем мире и имеют развитие в современной педагогике.

Академическая эстетическая школа в России всегда была достаточно сильна. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский стояли у истоков одного из эстетических направлений. В своих концепциях они исходили из идей немецкого классицизма. Второе связано с революционно направленной философией (С.Н.Булгаков, Ф. М. Достоевский, В. Соловьев). Рационалистическое направление развивали Н. А. Бердяев,.

Д.С.Мережковский, А. Шопенгауэр и др.

Во второй половине XIX в. К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств и вкусов, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности его осуществления.

В советский период ученые М. М. Бахтин, О. В. Лармин, М. Ф. Овсянников, внесли большой вклад в разработку проблемы эстетического воспитания.

В трудах Ю. Б. Борева, А. И. Бурова, А. Г. Егорова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Л. Н. Когана, Н. Л Лейзерова, М. А. Лифшица, Л. П. Печко, В. В. Селиванова, В. Н. Скатерщикова, В. П. Шестакова анализируются основные принципы, формы, методы, специфика и сущность эстетического воспитания.

Основные положения эстетического воспитания были раскрыты в трудах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.

В последние десятилетия XX в. O.A. Апраксина, С. Г. Батырева, В. И. Волынкин, Б. Т. Лихачев, В. А. Разумный, М. Д. Таборидзе, Л. В. Тоборов и др. разработали проблемы эстетического воспитания, определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания, его связь с творческой деятельностью.

Психологи, педагоги, философы, методисты рассматривали такие проблемы и аспекты как: формирование и развитие у школьников разного возраста эстетического восприятия (Н.Г. Тагильцева, Д. И. Узнадзе, В. Штер), эстетических чувств (С.А. Аничкин, Е. В. Кузина, А. Н. Малюков и др.), эстетического интереса и вкуса (А.П. Велик, М. С. Каган, H.A. Дмитриева, A.C. Молчанова, В. А. Разумный, Т. А. Суханова, П. М. Якобсон и др.), эстетических потребностей (Ф.К.Габолаева, Н. З. Коротков, В. С. Кузин, А. С. Семашко и др.) — формирования творческой личности (A.B. Кирьякова, А. Н. Ксенофонтова, В. Г. Рындак, C.B. Сальцева и др.) — преемственности художественного и эстетического воспитания (Е.Л.Зеленина, Т. Я. Шпикалова и др.) — воспитания эстетической культуры школьников (М.Л.Верб, Л. С. Выготский, Н. А. Кумаев, Б. Т. Лихачев, И. Л. Люблинский, С. Т. Шацкий, Е. И. Левит, Л. Г. Новикова и др.) — формирование личности школьника в процессе эстетического воспитания и развития (А.И.Буров,.

Е.В.Квятковский, Л. П. Печко и др.) — межпредметные связи (В.В.Неверова, Г. П. Шевченко, A.M. Федя и др.).

Несмотря на широту изученности представленной темы в научной литературе не встречаются исследования, рассматривающие проблемы эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию, обобщение данных опросов учащихся, а также собственный многолетний опыт педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия между:

— позитивными потенциальными возможностями биологического образования в эстетическом воспитании учащихся основной школы и невостребованностью этого потенциала в современной системе образования;

— потребностью общества в выпускнике, обладающем эстетической воспитанностью и низкой эффективностью педагогической практики эстетического воспитания в школьном биологическом образовании;

— между необходимостью в теоретическом обосновании организации эстетического воспитания в биологическом школьном образовании и недостаточной теоретической разработанностью, ее фрагментарным характером в данной области.

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения определяется актуальность проблемы исследования: научный поиск и определение целей, содержания, педагогических условий, обеспечивающих эффективное эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования.

Актуальность, недостаточная научная разработанность проблемы, практическая, теоретическая значимость, необходимость и целесообразность ее разработки определили тему диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования».

Цель исследования: разработать, научно обосновать модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания учащихся основной школы.

Предмет исследования: педагогические условия и средства эффективности эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования будет успешным и результативным, если:

— учитывать одну из главных особенностей эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования, заключающуюся в раскрытии эстетико-философской категории красоты природы на уроках и во внеурочное время;

— в содержании биологического образования наравне с усвоением предметных знаний обеспечить формированиеобщечеловеческих эстетических ценностей процессов, объектов живой природы и личностных смыслов;

— разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования, обеспечивающую взаимообусловленность целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного компонентов и выполняющую образовательные, воспитательные, развивающие, формирующие, компетентностные функции;

— определить и реализовать совокупность основных педагогических условий и средств эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования;

— разработать критериально-уровневый аппарат, позволяющий отслеживать динамику уровней эстетической воспитанности и результативность эстетического воспитания ¦ учащихся основной школы в процессе биологического образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

1. Провести научно-теоретический анализ проблемы эстетического воспитания и применительно к биологическому образованию уточнить понятия «эстетическая воспитанность», «эстетическое воспитание учащихся основной школы».

2. Разработать критерии и показатели оценки эстетической воспитанности учащихся в процессе биологического образования.

3. Создать и научно обосновать модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования и проверить экспериментальным путем ее эффективность.

4. Определить педагогические условия и средства эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования.

5. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс систему уроков на основе технологии с применением эстетической ситуации, программу биолого-эстетического образования «Красота живой природы в искусстве», содержание репертуара театра биологических миниатюр, методику организации школьного музея биологии обеспечивающих взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, комплексный подход в эстетическом воспитании учащихся основной школы в процессе биологического образования.

Методологической основой нашего исследования являются материалистическая эстетикаположения философии и педагогики, признающие человека высшей ценностью и целью общественного развитияидея человечества о художественном освоении мира и эстетическом воспитании как одной из составных частей воспитания всесторонне развитой личностипредставления о. личности как носителе эстетического сознанияидеи гуманизма и подлинной демократии.

Теоретическую основу исследования составляют: на философском уровне: традиции отечественной философии исследования эстетического начала, теории единства и общности эстетического сознания, эстетической деятельности, эстетического отношения (А.Ф. Лосев, Ю. Б. Борев, А. И. Буров, М.С. Каган) — на общенаучном уровне: теории личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, И.С. Якиманская) — о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — субъектного подхода к развитию личности обучающегося (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — аксиологического и культурологического подходов в образовании (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Е. Щуркова и др.) — исследования по эстетике (Ю.Б. Борев, А.И. Буров) — теории воспитания, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (И.А. Амонашвили, A.B. Антонова, О. С. Газман, И. П. Иванов, И. М. Ильинский, В. А. Караковский, A.B. Мудрик, Г. П. Скамницкая, Э. И. Сокольникова, М. Г. Тайчинов и др.) — современные философско-культурологические теории о диалоге культур, об интегрированном характере их воздействия на личность.

A.K. Адамов, Ф. И. Гиренок, Э. В. Гирусов, С. Н. Глазачев, А. Б. Есин, М. С. Каган, Д.С. Лихачев) — на конкретно-научном уровне: теории эстетического воспитания (A.B. Бакушинский, П. П. Блонский, М. А. Верб, Ш. М. Герман, Ю. Я. Егоров, Н. И. Киященко, Т. С. Комарова, Н. Л. Лейзеров, Б. Т. Лихачев, В. К. Скатерщиков, С.Т. Шацкий) — теории эстетического воспитания подростков (С.Н. Жданова, С. М. Каргапольцев, В. А. Крутецкий, C.B. Масловская) — научно-методические идеи о роли эстетических факторов в образовании и социокультурном развитии личности (А.Ю. Гончарук, В.А. Разумный) — идеи психологии и педагогики искусства (Л.С. Выготский, Л. В. Горюнова, Д. А. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Л. В .Школяр) — концепции воспитания искусством (A.B. Бакушинский, А.М.Лотман) — методика и технология эстетического воспитания и творческого развития учащихся (В.П.Беспалько, Л. П. Печко, М. В. Шакурова, Б.П. Юсов) — идеи педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя) — труды по теории и методике школьного биологического образования (И.Д. Зверев, А. Н. Никишов, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, C.B. Суматохин, Д.Л. Теплов).

Для разработки и проверки гипотезы, решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

— теоретические: анализ (сравнительный, ретроспективный), анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, эстетической литературы, нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного биологического образования, обобщение теоретических положений, методической литературы, моделирование;

— эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия, анализ творческих работ учащихся), педагогический эксперимент;

— статистическая обработка, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Исследование состояло из трех этапов.

На первом (констатирующем) этапе (2000;2005 гг.) проводился анализ общенаучной, психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам эстетического воспитания школьников. Определялись основные противоречия и проблема, спроектирована логика, разработана гипотеза и сформулированы задачи исследования, конкретизированы критерии и показатели эстетической воспитанности учащихся основной школы в процессе биологического образования.

На втором (формирующем) этапе (2005;2009 гг.) проводилась экспериментальная работа, заключающаяся во внедрении в учебно-воспитательный процесс разработанной модели, обобщение, накопление теоретических и экспериментальных материалов, что позволило теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности эстетического воспитания учащихся.

На третьем (заключительно-обобщающем) этапе (2010г.) осуществлялся анализ, систематизация и обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования данныхдальнейшее внедрение в практику результатов теоретического исследования и экспериментальной работы, оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены адекватностью исследовательских процедур методам, целям и задачам исследованиярациональным сочетанием теоретической и опытно-экспериментальной деятельности, лонгитюдным характером опытно-экспериментальной работы и сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования, успешным внедрением результатов исследования в практику школ Ступинского муниципального района Московской области и продолжительным опытом работы соискателя в качестве учителя биологии с 1985 г. по настоящее время.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проанализирована одна из главных особенностей эстетического воспитания учащихся основной школы в биологическом образовании, заключающееся в раскрытии эстетико-философской категории красоты природы на уроках и во внеурочное время;

— выявлены возможности биологического образования в осуществлении взаимосвязи научного и художественно-эстетического познания мира живой природы в учебно-воспитательном процессе и формировании целостного мировоззрения учащихся основной школы;

— разработана, теоретически обоснована и успешно апробирована модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования, представляющая единство и взаимообусловленность целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного компонентов и позволяющая включать учащихся в процессы осознания эстетических ценностей процессов и объектов мира живой природы;

— определена совокупность педагогических условий эффективности эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования: взаимодействие (диалог) субъектов педагогического процесса на основе прямой и обратной связиопора на личностные качества субъектов образовательного процессаобъединение в учебно-воспитательном процессе научного и художественно-эстетического познания живой природы с позиции эстетико-философской категории ее красоты;

— теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в повышении эстетической воспитанности учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно:

— углубляет, конкретизирует и расширяет научные представления о сущности и возможностях эстетического воспитания учащихся в процессе биологического образования на основе раскрытия эстетико-философской категории красоты природы, что является вкладом в развитие теории общего школьного образования;

— уточнение и конкретизация понятий «эстетическая воспитанность», «эстетическое воспитание учащихся основной школы» применительно к процессу биологического образования вносят вклад в теорию эстетического воспитания;

— выработанные критерии и показатели динамики развития уровней эстетической воспитанности учащихся в биологическом образовании дополняют теории квалиметрии и мониторинга образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая структурно-функциональная модель эстетического воспитания учащихся (цель, задачи, подходы, педагогические условия, комплекс средств, формы, методы, этапы) позволяет добиться повышения эстетического воспитания в школьном биологическом образовании. Выявленная эффективность разработанной программы биолого-эстетического образования «Красота живой природы в искусстве» (факультативные и элективный курс по годам обучения), репертуара театра биологических миниатюр, методики организации музея биологии, определяет их использование в массовой практике эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Разработанная технология эстетического воспитания учащихся в процессе биологического образования определяет ее применение в учебно-воспитательном процессе школы не только биологами, но и другими специалистами.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы учителями биологии, классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений в целях совершенствования педагогического процесса, преподавателями в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, студентами педагогических вузов для подготовки к занятиям и проведении педагогической практики.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования представляет собой процесс системного и комплексного формирования на уроках и во внеклассной работе биологических, общеучебных и эстетических знаний, умений и навыков, направленных на качественное изменение эстетического сознания и личностных качеств учащегося.

2. Эстетическая воспитанность как результат эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования представляет собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, образованную из совокупности интеллектуальных, эмоциональных, творческих и действенно-практических проявлений, уровень которой повышается при организации поэтапного процесса накопления духовно-эстетического опыта личности.

3. В качестве критериев, позволяющих отслеживать динамику изменения уровня эстетической воспитанности учащихся основной школы в биологическом образовании выявлены: эмоционально-чувственный, эмоционально-ценностный, когнитивно-оценочный, деятельностно-творческий, рефлексивно-оценочный, мотивационный и коммуникативный. Определены уровни эстетической воспитанности: низкий, средний и высокий.

4. Модель эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования обеспечивает взаимообусловленность целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного компонентов и выполняет образовательные, воспитательные, развивающие, формирующие, компетентностные функции.

5. Педагогическими условиями повышения эффективности эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования, выделенными и обоснованными нами, являются:

— взаимодействие (диалог) субъектов педагогического процесса на основе прямой и обратной связиопора на личностные качества субъектов образовательного процессаобъединение в учебно-воспитательном процессе научного и художественно-эстетического познания мира живой природы с позиции эстетико-философской категории ее красоты;

— взаимосвязь урочной (технология с применением эстетической ситуации) и внеурочной (реализация программы биолого-эстетического образования «Красота живой природы в искусстве», театральная деятельность — театр биологических миниатюр, школьный музей биологии) деятельности с применением активных методов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе МОУ «СОШ № 1», «СОШ № 8», «Мещеринская СОШ № 1», «Семеновская СОШ» Ступинского муниципального района, обсуждений основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на семинарах, конференциях, педагогических советах МОУ «СОШ № 1» на протяжении 2000 — 2010 г. г., где соискатель работает в качестве учителя биологии, ежегодно на заседаниях районного методического объединения учителей биологии Ступинского муниципального района (2006 — 2010 г. г.).

Материалы исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Психологический потенциал искусства в развитии личности» (2010 г., г. Санкт-Петербург), на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (2010г., г. Москва), Всероссийской научно-практической конференции «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве» (2008г., г. Санкт-Петербург), научно-практической конференции «Приоритетный национальный проект „Образование“. Опыт учителей — победителей ПНПО и лучших классных руководителей — ресурс инновационного развития образования Подмосковья» (2008г., г. Коломна), на заседаниях кафедры биологии и биотехнологии МГГУ им. М. А. Шолохова (2007, 2008, 2009 г.). Диссеминация опыта по теме исследования проводились автором в 2007;2010г.г. как победителем конкурса лучших учителей России в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007г.) на уровнях: образовательного учреждения, муниципальном, областном, Российском.

Структура диссертации. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Общие выводы исследования.

1. В ходе исследования уточнены понятия «эстетическое воспитание» и «эстетическая воспитанность учащихся основной школы в процессе биологического образования».

2. Выделены критерии и показатели эстетической воспитанности учащихся основной школы.

3. Разработана и апробирована модель эстетического воспитания в процессе биологического образования, обеспечивающая взаимообусловленность целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного компонентов.

4. Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия и комплекс средств, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования.

5. Создано и апробировано научно-методическое обеспечение.

Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Как нам представляется, требуется изучение проблемы нашей диссертации применительно к другим возрастным группам учащихся (полной средней школы) и типам общеобразовательных учреждений.

Заключение

.

Настоящее исследование рассматривает эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе биологического образования. Оно направлено на выявление теоретического и экспериментального обоснования модели, педагогических условий и средств, реализация которых будет способствовать формированию эстетического сознания как психологической основы эстетической воспитанности учащихся. При формулировании исходных теоретических позиций нашего исследования мы обратились, прежде всего, к анализу эстетического воспитания как целостного педагогического процесса.

В первой главе дается характеристика составляющих (цель, задачи, подходы, принципы, функции, средства и т. д.) эстетического воспитания как целостного процесса.

Сущность эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования мы представляем как процесс системного и комплексного формирования на уроках и во внеклассной работе биологических, общеучебных и эстетических знаний, умений и навыков, направленных на качественное изменение эстетического сознания и личностных качеств учащегося.

В ходе исследования было установлено, что в целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса. На этом основании, рассматривая эстетическое воспитание в биологическом образовании, мы выявляли особенности каждого компонента этого процесса, механизмы их взаимодействия.

Процесс эстетического воспитания носит поэтапный характер, позволяющий накапливать и кристаллизовать духовно-эстетический опыт развивающейся личности школьника. Психологическую основу эстетической воспитанности составляет эстетическое сознание.

Эстетическое воспитание детерминировано возрастными особенностями учащихся основной школы (6−9 кл), относящихся к подростковому периоду.

Опираясь на изложенные выше исходные теоретические позиции, нами был организован опыт экспериментального изучения эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования. В диссертации детально описывается организация опытно-экспериментальной работы, направленная на проверку общей гипотезы исследования.

В диссертации представлена модель, обеспечивающая взаимообусловленность целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного компонентов и выполняющая образовательные, воспитательные, развивающие, формирующие и компетентностные функции.

В диссертации дается детальная характеристика, теоретическое и эмпирическое обоснование выявленной в ходе исследования совокупности педагогических условий эффективности эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образования:

1)взаимодействие (диалог) субъектов педагогического процесса на основе прямой и обратной связи;

2)опора на личностные качества субъектов образовательного процесса;

3)объединение в учебно-воспитательном процессе научного и художественно-эстетического познания органической природы с позиции эстетико-философской категории ее красоты;

4)взаимосвязь урочной (технология) и внеурочной (реализация программы биолого-эстетического образования «Красота живой природы в искусстве», театральная деятельность — театр биологических миниатюр, музей биологии) деятельности с применением активных методов.

Научно обоснован и экспериментально проверен комплекс средств эстетического воспитания (природа, искусство, творчество) на основе содержания школьного биологического образования.

Наше исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе решались следующие задачи эксперимента: изучение опыта педагогов школ по эстетическому воспитанию в процессе биологического образования, разработка программы эксперимента, критериев, показателей, уровней сформированности эстетической воспитанности учащихся.

На основе анализа литературы и эмпирического материала были выделены три уровня эстетической воспитанности: высокий, средний и низкий.

На констатирующем этапе экспериментальной работы определялся исходный уровень сформированности эстетической воспитанности учащихся основной школы в процессе биологического образования.

В качестве критериев и показателей, позволяющих отслеживать динамику изменения уровней эстетической воспитанности учащихся основной школы и результативность эстетического воспитания в процессе биологического образования определены критерии:эмоционально-чувственный — определяет развитие эстетического чувства- 2) эмоционально-ценностный — выявляет отношение к эстетическим явлениям природы и искусства, как к духовной ценности- 3) когнитивно-оценочный — определяет сформированность эстетического вкуса- 4) деятельностно-творческийхарактеризует способность учащихся к эстетической творческой активности;

5)рефлексивно-оценочный — представляет собой самооценку учащимся способности к саморазвитию на основе самосознания и рефлексии;

6)мотивационный — определяет положительное отношение к эстетической деятельности, эстетические установки, интересы- 7) коммуникативный — показывает уровень взаимоотношений учащихся между собой и педагогами.

Уровни сформированности эстетической воспитанности учащихся основной школы определялись методом срезового обследования с помощью:

1)документов, сопровождающих экспериментальную работу: перспективный план экспериментальной работы и научно-методические рекомендации по обеспечению эстетического воспитания учащихся основной школы;

2)документов, программирующих изучение уровней эстетической воспитанности учащихся основной школы: «Диагностическая матрица изучения уровней сформированности эстетической воспитанности учащихся основной школы в процессе биологического образования», Инструкция о проведении среза уровней эстетической воспитанности учащихся основной школы в процессе биологического образования и др.

На формирующем этапе экспериментальной работы реализовывалось научно-методическое обеспечение, разработанное на основе общей гипотезы исследованияорганизовывалась работа по внедрению разработанной модели, основных педагогических условий и комплекса средств эффективности эстетического воспитания учащихся основной школы в процессе биологического образованияуточнялись промежуточные результаты экспериментальной работы, степень выполнения рекомендаций.

По результатам экспериментальной работы, которая проводилась нами в МОУ «СОШ № 1», «СОШ № 8», «Мещеринская СОШ № 1», «Семеновская СОШ» Ступинского муниципального района, была выявлена четкая зависимость: целостная реализация разработанной модели и учет педагогических условий эстетического воспитания в процессе биологического образования приводит, как правило, к формированию эстетической воспитанности учащихся более высокого уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.И. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин : дис.. канд. наук. — М.: Моск. гос.гум.универ. им. М. А. Шолохова, 2009.180с.
  2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / АПН СССР Вступит.ст., с.7−26,биогр.очерки, сост и коммент. П. А. Лебедева. -М.: Педагогика, 1987.-558,1. с.:ил., 22 см.-(Антология пед. мысли народов СССР: АПМ).
  3. , Г. 3. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе.-М.: Знание, 1981.-95 с.-20см.
  4. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе М.:Просвещение, 1985.-208с.:табл.(Б-ка учителя по лбщим проблемам теории обучения и воспитания.-Библиогр.:с.206
  5. , Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988.
  6. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Дидакт. Аспект), М.:Педагогика, 1982. — 191 е., табл. -Библиогр.:с.188−190
  7. , И. И. Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Баглай. Магнитогорск, 2007.
  8. , Б. Н. Человек. Пути формирования новой личности /Б. Н. Бессонов. -М.: Мысль, 1988.-301 2. с.
  9. Бим-Бад, Б. М. Очерки по истории и теории педагогики/Б.М.Бим-Бад Ун-т Рос. академ. образования. — М.: Изд-во УРАО, 2003. 2692. с.:ил. -ISBN 5−204−389−4
  10. Биология в школе. 1997. — № 2.
  11. Биология в школе. 1998. — № 3.
  12. Биология в школе. 1998. — № 3.
  13. Биология в школе. 2006. — № 8.
  14. Биология в школе. 2007. — № 13.
  15. Биология в школе. 2008. — № 6.
  16. Биология в школе. 2009. — № 2.
  17. Биология в школе. 2009. — № 3.
  18. Биология в школе. 2009. — № 7.
  19. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост. И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006. -203 с. — ISBN 5−7057−0796−7.
  20. , И. В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Садовская // Становление системных идей в науке и философии. М., 1980. — Вып. 7. -С. 3−11.
  21. , П. П. Избранные педагогические произведения М., 1961.695 с., 1 л. Порт.(АПН РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики.
  22. , О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О. С. Богданова, В. И. Петрова. — 3-е Изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 189,3. с.:табл. — (Б-ка учителя нач.кл.)
  23. , Д.Н. и Менчинская Н.А.Психология усвоения знаний в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.347с.(АПН РСФСР, Ин-т психологии)
  24. , JI. М. Личность и её формирование в детском возрасте : психолог, исследование / JI. М. Божович — АПН СССР. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  25. , Е. В. Формирование нравственного сознания старшего школьника : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Бондаревская. -М., 1980.
  26. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика:личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие: Для студентов сред и высш. Пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК, учителей. -М.- Ростов-н/Д, 1999
  27. , Е. С. Эстетическое воспитание школьников. Из опыта работы учителя истории / Е. С. Борисова. Л.: Лениздат, 1972. — 200 с.
  28. , А. И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания / А. И. Буров // Советская педагогика. 1971. — № 6. — С. 39−47.
  29. , А. И. и др. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. — М.: Педагогика, 1980.
  30. , В. В. Эстетика. Краткий курс / В. В. Бычков. М.: Проект, 2003. — С. 384. — ISBN 5−901 660−27−7.
  31. , В.А. Изображение животного. Записки анималиста. -М., Сварог и Ко, 1999.
  32. , О. Н. Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Ващенко. — Волгоград, 2008.
  33. , Э. А. Эстетическая культура школьника : курс лекций для студентов пед. вузов и учителей / Э. А. Верб. СПб.: Б. и., 1997. — 142 с.
  34. , Э. А. Эстетическая культура школьника как педагогическая проблема : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Э. А. Верб. — СПб, 1997. 65 с.
  35. , H. М. Общая методика преподавания биологии : учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. / H. М. Верзилин, В. М. Корсунская. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 384 е., ил.
  36. , В. А. Воспитание прекрасного в человеке: (Теории эстетич. воспитания в России во II половине XIX нач. XX вв.) / В. А. Власов. -Пятигорск: Пятигор. гос. лингв, ун-т, 2000. — 166 с.
  37. Воспитание школьников. 2009. — № 6.
  38. Воспитание школьников. 2009. — № 8.
  39. , JI. С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева- Коммент.Л. С. Выготсткого, Вяч.В. Иванова.3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572,[Цс.
  40. , Г. X. Единство нравственного и эстетического воспитания на занятиях ИЗО в 5−6 классах / Г. X. Габраль. М., 1976.
  41. , К. В. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников: 4−8 классы / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. — Минск: Нар. асвета, 1978. 128 с.
  42. , Н. Л. Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание / Н. Л. Галеева. М.: 5 за знания, 2007. — 96 с. — (Методическая библиотека). — ISBN 978−5-98 923−059−4.
  43. , Н. Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса / Н. Л. Галеева. М.: 5 за знания, 2005. — 192 с. — (Школьный кабинет). -ISBN 5−98 923−006−0.
  44. , Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии : методическое пособие для учителя / Н. Л. Галеева. М.: 5 за знания, 2006. — 144 с. — (Методическая библиотека). — ISBN 5−98 923−023−0.
  45. , Б. С. Философия образования для XXI века : учебное пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с. -ISBN 5−93 134−172−2.
  46. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. 7-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2006. — 112 с. — ISBN 57 755−0945−5.
  47. , С. С. О природе эстетического творчества. 2-е изд., исп. и доп. — М.:Изд-во МГУ, 1977. С. — 248с.-21см
  48. , Т. В. Формирование идейно-эстетических ориентаций подростков во внеучебной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Губченко. Киев, 1989. — 16 с.
  49. , В.В. Деятельностная теория мышления/В.В.Давыдов. -М.:Науч.мир, 2005. -239с.:табл. ISBN 5−89 176−316−8
  50. , Д. Собрание сочинений: BIO т. T. I М. — Л., Academia, 1935 — т.(Франц.лит.Дени Дидро (1713−1784)
  51. , А. В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Елисеева. Саратов, 1996. — 25 с.
  52. , С. Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей : автореф. дис.. доктора пед. наук / С. Н. Жданова. Оренбург, 2007. — 32 с.
  53. Забаро-Просолова, Е. Л. Красота науки физики и ее значение в эстетическом воспитании учащихся / Е. Л. Заборо-Просолова // В кн.: Наука и эстетическое воспитание. — М., 1972.
  54. Завуч. Управление современной школой 2006. — № 6.
  55. Занков, Л. В. Дидактика и жизнь. М., «Просвещение», 1968,175с.(на обороте тит.л.:Акад.пед.наук СССР. Ин-т теории и истории педагогики).
  56. Зверев и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Пособие для учителя/И.Д.Зверев, А. Н. Мягкова, Е.П.Бруновт-Под ред.И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1984. — 160с., ил.табл.(Б-ка учителя биологии)
  57. , И. Г. Эстетика урока математики:Пособие для учителей. -М. ¡-Просвещение, 1981.-79с.
  58. , Д. Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. -240с., ил, табл. — Библиогр.с.231−239
  59. , М. М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Иванова. Вологда, 2003. — 20 с.: ил.
  60. , Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1973. — 324 с.
  61. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Изб.ст./ЛГУ. Л.:Изд-во ЛГУ, 1991. -383,1.с.:порт.-22см. ISBN 5−288−956−2
  62. , Г. С. Методика обучения биологии: 6−7 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учителя / Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. -М.: Просвещение, 1989. 224 с.: ил. — ISBN 5−09−1 430−2.
  63. , П.Ф. Педагогическая психология, изд.3,перер. и доп. СПб, Земля, 1914.489с.
  64. , А. С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности (Из опыта работы самодеятельных музыкальных коллективов): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Каргин. М., 1977. — 16 с.
  65. Кон, И. С. Ребенок и общество ист.-этнограф. перспектива), И.С.Кон- Акад. наук СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклуха-Маклая. -М.:Наука, 1988. -269.2.с.
  66. , В.В. Методология для педагога: теория и практика: Учеб. пособие/В.В.Краевский, В. М. Полонский:Под.ред.П. И. Пидкаси стого: Рос.академ.образования.Волгогр.гос.пед.ун-т. -М.:Волгоград:Перемена.2001 323с.:табл. ISBN 5−88 234−522−7
  67. Краткая философская энциклопедия. М., 1994, с.544).
  68. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческихIспособностей. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 416 с.: ил. — (Серия «Мир вашего ребенка»). — ISBN 5−222−5 323−7.
  69. , В. И. Уроки ботаники : пособие для учителя / В. И. Кузнецова. -М.: Просвещение, 1985. 173 с.: ил.
  70. , М. П. Детский коллектив по месту жительства как фактор воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. П. Кузьминова. М., 1971.
  71. , В. С. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. -224 с. — (Серия «Педагогическое образование»). — ISBN 5−241−113−1.
  72. , Н. Горек хлеб наставника / Н. Кушаев // Эстетическое воспитание. 2001. — № 4. — С. 3.
  73. , Е. Ю. Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Лаврова. М., 2007.
  74. , Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практ. пособие для учителей, методистов. Текст. / Лакоценина Т. П. Ростов-н/Д: Учитель, 2008.
  75. , В. В. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001. 304 с.: ил. — ISBN 5−7107−4782−3.
  76. , В. С. Содержание образования. М.:Высш.шк., 1989. -3591.с.:ил.21см. ISBN 5−06−405−8
  77. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М.:Педагогика, 1981, 185с.
  78. , Б. Т. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с. — ISBN 5−94 227−099−6.
  79. , Б. Т. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992.-528 с.
  80. , Б. Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Б. Т. Лихачев, Е. В. Квятковский // Советская педагогика. -1980.—№ 7.
  81. , Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995.-282 с.
  82. , Р. М. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и формирования общественной активности младших школьников : дис.. канд. пед. наук / Р. М. Любимая. — Киев, 1983. 182 с.
  83. , Р. Н. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания школьников: Усовершенствование форм и методов эстетического воспитания в школе / Р. Н. Любимая. Киев, 1980.
  84. Маймин, Е. А. Эстетика — наука о прекрасном.Кн.для учащихся. -М.?Просвещение, 1982. 192с.
  85. , А. С. Пед. соч.: в 8-ми т./ Редкол.: М. И. Кондаков (гл.ред.) и др.-коммент. Л. Ю. Гордина, А. А. Фролова. -М.:Педагогика, 1983. Т. 5. 1985.333с., 4л.ил.Д портр.
  86. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка / А. А Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Эстетическое воспитание и экология культуры. — М., 1988.
  87. , И. Д. Управление младшими школьниками в процессе эстетической деятельности / И. Д. Мельникова. — М., 1983.
  88. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Изб. психол. тр. /Н.А.Менчинская- Рос. акад. образования, Моск. психол. -соц. Ин-т. М.: Изд-во МПСИ-Воронеж:МО-ДЭК, 2004. — 51 lc. ISBN 5−89 502−514−5 ISBN 5−89 395−552−8
  89. Методика обучения ботанике / под ред. Н. В. Падалко, В. Н. Федоровой, Н. И. Шапошникова. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982.-351 с.
  90. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 170 с.
  91. Мигунов, А. С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 128с.
  92. , А. В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. 78,2.с.-17 см. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 3) ISBN 5−07−1 688−1.
  93. , А. Н. Методика обучения общей биологии : пособие для учителя / А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров. — 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. -287 с.
  94. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. Л., ЛГУ. 1960.426с. (Гос. науч. -исслед .психо-неврологич. ин-т им. В.М. Бехтерева)
  95. , Н. X. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. X. Нагаева. -Казань, 1995.- 17 с.
  96. , Б.М., Искусство-школа-формирование личности.М., 1983
  97. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.-ISBN 5−94 073−073−6.
  98. , JI. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / JI. И. Новикова. -М.: Педагогика, 1987. 164 с.
  99. Образование в современной школе. — 2004. —№ 11.
  100. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. Под ред. действит. гл. АПН РСФСР В. Н. Щацкой. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСРР, 1955.184 с.
  101. , О. К. Воспитание эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. К. Ольхова. Оренбург, 2010.
  102. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, JI. П. Барышникова и др. — под ред. Н. А. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. 240 с.
  103. Основы эстетического воспитания: учеб. пособие / под. ред. А. К. Дремова. — М.: Высш. школа, 1975. — 327 с.
  104. , И. П. Полное собрание трудов. Т. 3. Физиология высшей нервной деятельности / И. П. Павлов. — М.- JL, 1949.
  105. , В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы: Методол. аспекты-Л.:Изд-во ЛГУ, 1980. 142с.-22см
  106. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с. — ISBN 5−88 527−171−2.
  107. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Большая Рос.энцикл., 2028 527,1.с.:ил. — - ISBN 5−85 270−230−7.
  108. Первое сентября. Биология. 2004. — № 10
  109. Первое сентября. Биология. 2004. — № 11.
  110. Первое сентября. Биология. 2004. — № 12.
  111. Первое сентября. Биология. 2004. — № 13.
  112. Первое сентября. Биология. 2004. — № 14.
  113. Первое сентября. Биология. 2004. — № 15.
  114. Первое сентября. Биология. 2004. — № 16.
  115. Первое сентября. Биология. 2004. — № 45.
  116. Первое сентября. Биология. 2005. — № 21.
  117. Первое сентября. Биология. 2005. — № 28.
  118. Первое сентября. Биология. 2005. — №. 37.
  119. Петровский, A.B.О психологии личности. М., «Знание», 1971.64с.
  120. , Н. В. Психолого-педагогическая поддержка подростков средствами искусства : пособие для практических психологов / Н. В. Пертушина. М.: АПКиПРО, 2004. — 52 с.
  121. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  122. , И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 2. Процесс воспитания. — 256 с. — ISBN 5−691−174−4. — ISBN 5−691−176−0 (Кн. 2).
  123. Половцов, В. В. Основы общей методики естествознания.4-е изд., Л., 1925.235с.
  124. Природа и поэзия // Вестник АсЭкО. 1995. — Вып. 3. — С. 39.
  125. Природа и функции эстетического. — М., «Искусство» 1968.287с.(АН УССР. Ин-т философии)
  126. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе: сборник статей / Академия наук СССР — Институт Философии. М., 1988. — 124 с.
  127. Проблемы эстетического воспитания подростков: сборник научно-методических статей / под. ред. JI. В. Богомоловой. — М.: Новая школа, 1994. 96 с. — ISBN 5−7301−0075−2.
  128. , В. А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы/В. А.Разумный. — М.: Мысль, 1969. 189 с.
  129. , Б. Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии -М.:Топикал, 1994 640с., ил. ISBN 5−85 256−018−9
  130. Российская пед. энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М, 1999.-Т. 2.-С. 625.
  131. , К. С. Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях : дис.. канд. пед. наук / К. С. Роуз. М., 2010.- 144 с.
  132. , С. JI. Проблемы общей психологии. Отв. ред и авт.вступит.ст.Е. В. Шорохова .М., «Педагогика», 1973.423с.
  133. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума: Особенности умств. деятельности школьников/Ю.А.Самарин, под ред. Г. А. Неценко, З. Г. Найденовой. 2-е изд., испр. — Гатчина: ЛОИЭФ, 2003. — 318с. ISBN 594 895−015−8
  134. , В. О. О ценностной составляющей эстетической культуры / В. О. Самохвалова // Эстетическое воспитание. — 2001. — № 3. — С. 49.
  135. Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. -М., 1995. С. 267−268.
  136. Сборник материалов и документов Министерства образования РФ за 1995 г. М., 1995. — С. 267, 289.
  137. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2007. 99, 13. с. — ISBN 978−5-358−2 549−3.
  138. , А. И. Мониторинг качества преподавания в школе : учебное пособие / А. И. Севрук, Е. А. Юнина. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с. — ISBN 5−93 134−189−7.
  139. , Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). — ISBN 5−87 953−206−2.
  140. , К. К. Психология рационального воспитания / К. К. Сергеев. Херсон, 1989. — 88 с.
  141. , И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М., 1947.
  142. , М. Н., Краевский, В.В.Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы М.:3нание, 1981. — 96с., ил. — (новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология",№ 7)
  143. , В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. — ISBN 57 695−0488−9.
  144. , В. Г. Повышение учебной мотивации обучающихся основной и полной школы средствами межпредметной интеграции : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Смелова. М., 2009. — 26 с.
  145. , И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания:кн. для учителя / И. Ф. Смольянинов. — М.: Просвещение, 1984. -207 с.
  146. Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы: сборник научных статей. — Арзамас: АГПИ, 2004. -239 с.-ISBN 5−86 517−183−06.
  147. Современные концепции эстетического воспитания. — М., 1998. — 313 с.-ISBN 5−201−1 980−3.
  148. , Ю. П. Концепция системного понимания воспитания как теоретическая основа педагогического творчества: Творчество в педагогической деятельности / Ю. П. Сокольников // Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. — С. 4−17.
  149. , Ю. П. Основные аспекты комплексного подхода к воспитанию школьников / Ю. П. Сокольников. М., 1977.
  150. , Ю. П. Системный анализ воспитания школьников /Ю. П. Сокольников. -М., 1986. 136 с.
  151. , Ю.П. Воспитание как система: Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников / Ю. П. Сокольников // Межвуз. сб. науч. тр. — М., 1984 С. 3−33.
  152. , Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. 389с.
  153. , Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : автореф. дис.. д-ра наук. -М.: Моск. откр. пед. ун-т., 1997. —43 с.
  154. , С. JT. Воспитание по Иванову:Сб. о методике коллектив.творч.воспитания, разраб. педагогом И. П. Ивановым. М.: Педагогика, 1989, — 348[2]с.:ил.-21 см. ISBN 5−7155−0062−1
  155. , В. И. Природа в системе эстетического воспитания / В. И. Старостин // В кн.: Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций. -М., 1987.
  156. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, JI. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. -ISBN 5−89 144−302−3.
  157. , Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские / Г. В. Степанова. М.: ЦГЛ, 2006. — 160 с. — ISBN 5−94 916−058−4.
  158. , Л. Н. Эстетическое в искусстве и действительности / Л. Н. Столович. М., 1987. — 136 с.
  159. , В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. — М.- Учпедгиз, 1961 —223с.
  160. , В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский //Избр. пед. соч.: в 3 т. -М.: Просвещение, 1981. С. 192.
  161. , Е. Н. Эстетическое воспитание школьников : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Н. Таллин — Дагест. гос. пед. ун-т. — Махачкала: Дагест. гос. пед. ун-т, 1995. 27 с.
  162. , К.А., Сочинения. Предисл. акад. В. И. Комарова. Биография С. А. Новикова, отв. ред. В. И. Комаров.М., Сельхозгиз, т.5.Насущные задачи современного естествознания. Публ. речи. Ред .проф. А. К. Тимирязев. 1938. 508с.
  163. , И. И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Трубина. Кемерово, 1998. — 18 с.
  164. , А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А. В. Тутолмин — Глазов, гос. пед. ин-т. Глазов, 2003. — 172 с. 1.BN 5−93 008−066−6.
  165. , Е. А. Развитие творческой познавательной активности учащихся в системе дополнительного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Уйхази. М., 2006. — 20 с.
  166. , К. Д. Биографические материалы / К. Д. Ушинский // Собр.соч.: в 11 т. T. 11.-М., 1952.
  167. , К. Д. Собр. пед. соч. Т. III / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  168. , К. Д.Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. М. — Л., 1948. — С. 431.
  169. , А. В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): учеб. пособие / А. В. Федоров — отв. ред. Т. Д. Молодцова. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994. — Ч. 1. — 93 с.
  170. , А. В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): учеб. пособие / А. В. Федоров — отв. ред. Т. Д. Молодцова. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994. — Ч. 2. — 133 с.
  171. , Н. А. Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Хайкара. Петрозаводск, 2009.
  172. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Министерство культуры РСФСР: АПН СССР: Новосиб. гос. консерватерия, 1989.
  173. , С. В. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Цурюмова. — Астрахань, 2009.-26 с.
  174. Черник, О. В. Развитие эстетической воспитанности учащихся в процессе обучения математике: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.В.Черник. Киров, 2003. — 23 с.
  175. Чернышевский., Н.Г.и Добролюбов H.A. Избр.пед.высказывания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  176. , Н. Г. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т. 10. Ч. 2 / Н. Г. Чернышевский. -М., 1906. С. 200.
  177. , Д. А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Шепеленко. Ростов-на-Дону, 2001. — 24 с.
  178. , Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Н. Б. Шумакова. М., 2006. — 49 с.
  179. , Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с. — ISBN 5−93 134−263-Х.
  180. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: Пробл. возраст, и пед. психологии /Д.Б. Эльконин- Под.ред.Д. И. Фельдштейна. -М.:Междунар.пед.акад., 1995. 219с. ISBN 5−87 977−022−2
  181. Эстетика / под ред. А. А. Радугина. М., 1998.
  182. Эстетика: учеб. пособие для вузов / В. И. Авдеев, JI. Я. Курочкина, В. А. Куценко и др. — под ред. А. А. Радугина. -М.: Библионика, 2006. 238 1. с. — ISBN 5−98 685−008−4.
  183. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя / сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  184. Эстетическое воспитание в школе: Сборник из опыта работы — Л.: Учпедгиз Ленинградское отделение, 1962.376с.
Заполнить форму текущей работой