Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная цель высшего профессионального образования определена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы как подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального воспитания студентов
    • 1. 1. Анализ изученности проблемы профессионального воспитания студентов в педагогической литературе
    • 1. 2. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию будущих специалистов в техническом вузе
    • 1. 3. Модель профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе
  • Глава 2. Реализация педагогических условий профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе
    • 2. 1. Характеристика педагогических условий профессионального воспитания будущих специалистов технического вуза
    • 2. 2. Траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе
    • 2. 3. Организация, результаты педагогического эксперимента и их интерпретация

Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обращение к проблеме профессионального воспитания на современном этапе обусловлено модернизацией образовательной системы России, вхождением в мировое образовательное пространство, что находит свое отражение на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального воспитания и рассматривается как один из приоритетов государственной политики России. Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования. Вместе с тем реальное состояние системы воспитания в образовательных учреждениях высшего профессионального образования находится на недостаточно высоком уровне. В 90-х гг. XX в. воспитательный компонент вузовского образования в значительной степени утратил свою значимость, и система воспитания будущих специалистов во многих вузах была разрушена. Произошло неоправданное сужение целевой направленности высшего образования до задач профессионально-деятельностного формирования специалиста вместо комплексного профессионального опосредованного развития его личности. Профессиональное воспитание определяется сегодня как сложный вид целенаправленного воспитания молодежи, охватывающий совокупность элементов профессионального обучения, воспитания и практической деятельности. Проблема подготовки специалистов в высшем учебном заведении связана с тем, что в современной ситуации происходит изменение социального статуса многих профессий, в том числе и профессии инженера, которая стала одной из наиболее распространенных, что обусловлено ролью техники и технологии, масштабом их применения на индустриальном этапе развития цивилизации. В современных условиях одной из центральных задач, стоящих перед высшей технической школой, является, как известно, выпуск специалистов с уровнем подготовки, позволяющим выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда и соответствовать требованиям работодателя. Все более важным и значимым становится воспитание творческой, интеллигентной, высокопрофессиональной, конкурентоспособной личности. Выпускнику з технического вуза необходимо стать не только профессионалом в своей области, но и эрудированным человеком, способным находить и внедрять новые технологии, легко общаться с окружающими и быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Эти требования связаны как с профессиональным обучением, так и с профессиональным воспитанием.

Становление современного специалиста как целостной, гуманной, гармонично развитой личности со сформированным национальным сознанием, включая патриотические чувства, неразрывно связано с его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования.

Основная цель высшего профессионального образования определена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы как подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностикак удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Особенность технического вуза состоит в том, что он призван готовить не просто умелого специалиста, а интеллектуала, способного ориентироваться в системе «природа-человек-техника». Поэтому, кроме овладения фундаментальными знаниями, необходимыми в профессиональной подготовке, необходимо также работать в направлении общей и профессиональной культуры будущих инженеров. Образование, полученное в технических вузах, способствует становлению инновационного отношения инженера к профессиональному делу, создает предпосылки искусства инженерного дела.

Следует отметить, что многие исследования, посвященные вопросам подготовки инженерных кадров, основаны на одномерном подходе к человеку как к узкому специалисту. На наш взгляд, подобный подход не развивает 4 значимый комплекс индивидуальных черт личности, не учитывает сложность задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Узкий специалист не сможет удовлетворить потребности рыночной экономики.

В настоящей работе изучение педагогического аспекта данной проблемы направлено на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих профессионально важными качествами, необходимыми для осуществления инженерной деятельности. В исследовании, которое проводилось на базе ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет», принимали участие студенты факультетов пищевой инженерии, пищевых технологий, дизайна и программной инженерии.

В конце XX века целый ряд исследований был посвящен вопросам воспитания студенческой, главным образом вузовской молодежи (Н.Ф. Головатский,.

В.Т. Дмитриев, Л. Н. Лесохина, Т. В. Шадрин и др.). Однако ситуация системного кризиса, сложившаяся в конце 80-х — первой половине 90-х годов, в значительной степени обесценила ряд конкретных исследований прошлого, многие выводы утратили свою актуальность. В этих условиях потребовались новые подходы к изучению проблем воспитания молодежи, в том числе и студенческой.

Отражением данной потребности, которая все более принимает форму социального заказа, явились в последнее время публикации известных философов, социологов, педагогов: А. И. Ковалевой, В. А. Ядова и некоторых других авторов. В этих работах представлен комплексный анализ новой социально-экономической, политической и духовной среды, определяющей процесс воспитания в обществе, проблемы формирования личности, ее адаптации и социальной идентификации. Важным шагом в теоретическом осмыслении проблемы воспитания в новых условиях стали разработка и обоснование концепции воспитания жизнеспособных поколений (П.П.Бабочкин,.

П.М.Ильинский и др.). Существенное значение для понимания проблем воспитания современной молодежи имеет и комплексное исследование молодежных ценностей. В ряде работ анализируется специфика конкретных 5 направлений воспитания в современных условиях, таких как формирование гуманистического мировоззрения и нравственное воспитание (H.JI. Зеленкова, В.В. Иващенко). Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая молодежь (A.B. Меренков, И. Э. Надуткина, Т.Э. Петрова). Исследование проблемы профессионального воспитания базируется на работах по философии, психологии и социологии труда (П.П. Блонский, Г. Д. Грачев, Н. Ф. Гейжан, В .Я. Ельмеев, Е. А. Климов, Л. П. Соколов и др.).

Анализ современной научной литературы и педагогической практики профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе позволил выявить противоречия между:

— потребностью общества в специалисте, обладающем такими профессионально важными качествами, как коммуникабельность, профессионализм, организаторские способности, лидерские качества, и недостаточным вниманием к решению задач, связанных с формированием данных качеств, в процессе профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе;

— назревшей необходимостью проектирования процесса профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе и недостаточной разработанностью педагогических условий профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

В разрешении этих противоречий особую актуальность приобретает профессиональное воспитание, которое выступает как целенаправленный педагогический процесс формирования совокупности профессионально важных качеств у будущих специалистов, освоения ими содержания будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, существующие противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе?

Цель диссертационного исследования — определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия 6 профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

Объект исследования — процесс профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

Гипотеза исследования. Профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузе будет более эффективным, если определены и научно обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность профессионального воспитания: учет потенциального уровня сформированнности профессионально важных качеств студентоворганизация воспитательной среды, способствующая формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанностьприменение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентовмониторинг уровня сформированности качеств студентов, составляющих профессиональную воспитанностьразработана, апробирована и внедрена в учебный процесс технического вуза траектория профессионального воспитания будущих специалистов, основанная на системном, личностно-ориентированном и средовом подходах и включающая подготовительный, формирующе-корректировочный и заключительный этапыформирование качеств, составляющих профессиональную воспитанность будущих специалистов в техническом вузе (коммуникабельность, организаторские способности, лидерские качества, профессионализм), осуществляется на основе системного, личностно-ориентированного и средового подходов с учетом специфики профессиональной деятельностивыявлены критерии и показатели, позволяющие определить динамику уровней сформированности профессиональной воспитанности студентов технического вуза.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи 7 исследования:

1) провести теоретический анализ категории «профессиональное воспитание» в научно-педагогических исследованияхопределить концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов в решении проблемы исследования;

2) разработать, апробировать и внедрить в педагогический процесс траекторию профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе;

3) определить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной воспитанности студентов;

4) выявить и научно обосновать педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе и экспериментально проверить их эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили.

— основные направления психологической теории развития личности (К. А. Абульханова — Славская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.);

— моделирование как научный метод, которому посвящены работы философов Б. А. Глинского, Б. С. Грязнова, Е. П. Никитина, В. А. Штоффа и педагогов А. И. Архангельского, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, В. И. Журавлева, A.A. Кирсанова, В. В. Краевского, И. И. Логинова и др.

— исследования проблемы профессионального воспитания молодежи (П.И. Бабочкин, В. И. Белов, Ч. М. Бурханов, Н. Ф. Гейжан, P.M. Каримова, A.B. Мудрик, Н. П. Набиуллина, П. Н. Осипов и др.);

— исследования психологических основ формирования профессионально важных качеств (Н.В. Алишева, Л. С. Егорова, Е. П. Ермолаева, А. В. Карпов, Н. П. Реброва, В. Л. Марищук, В. Д. Шадриков и др.);

— теория воспитательной среды (Н.М. Борытко, A.B. Гаврилин, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.);

— системный подход в педагогике (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский,.

М.А. Данилов, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Ю. А. Кустов и др.);

— личностно-ориентированный подход (H.A. Алексеева, В. И. Андреев, В. А. Беликова, М. Е. Дуранова, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, A.A. Кирсанов, А. Ф. Лазурский, О. В. Лешер, А. Я. Найн, Г. М. Романцева, В. П. Ушачева, О. Н. Шахматова и И. С. Якиманская и др.).

В качестве нормативно-правовой основы проведенного исследования выступают Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 12.01.2005 № 4).

Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целями использовались.

— теоретические методы: анализ предмета и проблемы исследования, моделирование процесса профессионального воспитания, теоретическое обобщение результатов исследования;

— эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, педагогический эксперимент;

— статистические методы обработки и интерпретирования результатов.

Экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и Бугульминский филиал.

ГОУ ВПО КГТУ. В экспериментальной работе приняли участие: 28 человек по специальности 260 202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»,.

29 человек по специальности 260 204 «Технология бродильных производств и виноделие», 30 человек по специальности 260 501 «Технология продуктов общественного питания», 25 человек по специальности 260 601 «Машины и аппараты пищевых производств», 27 человек по специальности 260 602 «Пищевая инженерия малых предприятий», 24 человека по специальности 260 800.

Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности", 9.

27 человек по специальности 260 901 «Технология швейных изделий», 28 человек по специальности 260 904 «Технология кожи и меха" — 79 преподавателей.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004;2007гг.) была определена область исследования и осуществлен анализ философской, педагогической и психологической литературы, диссертационных работ. В данный период анализировалось состояние проблемы профессионального воспитания будущих специалистов, изучались концепции воспитаниябыли сформулированы объект и предмет исследования, проблема, задачи, рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2007;2009гг.) выполнена проверка выдвинутой гипотезы, ее уточнение и дополнение. На этом этапе проводилась экспериментальная работа по апробации разрабатываемой модели системы профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе, разрабатывалась методика диагностики и проведен экспериментвыявлялись и апробировались педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

Третий этап (2009;2011гг.) включал анализ, проверку и обработку полученных экспериментальных данных, корректировку комплекса педагогических условий, формулировку выводов, завершение оформления диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнено понятие «профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузе», рассматриваемое как целенаправленный процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов, включающая формирование профессионально важных качеств, положительное отношение к профессии и воспитание конкурентоспособной личности будущего специалиста.

2. Разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс технического вуза траектория профессионального воспитания будущих специалистов, основанная на системном, личностно-ориентированном и средовом подходах и ю включающая подготовительный, формирующе-корректировочный и заключительный этапы.

3. Определены и научно обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: учет потенциального уровня сформированнности профессионально важных качеств студентоворганизация воспитательной среды, способствующей формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанностьприменение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентовмониторинг уровня сформированности профессионально важных качеств у студентов в учебно-воспитательном процессе, которые позволяют повысить уровень профессиональной воспитанности.

4. Выявлены критерии и показатели уровня сформированности профессиональной воспитанности студентов технического вуза: потребностно-мотивационный (возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности) и операционно-практический (сформированность профессионально важных качеств: коммуникативные и организаторские способности, лидерские качества, профессионализм).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, теоретические положения и выводы работы вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. Разработана траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузеопределены и обоснованы педагогические условия, повышающие уровень сформированности качеств, составляющих профессиональную воспитанностьвыявлены критерии и показатели для оценки уровня сформированности профессиональной воспитанности будущих специалистов в техническом вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и реализованная траектория профессионального воспитания может быть использована в других учреждениях высшего профессионального образования.

11 при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.

Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений разных типов, в системе повышения квалификации педагогических кадровслужить основой для разработки программ, спецкурсов и спецсеминаров, ориентированных на профессиональное воспитание студентов в учреждениях высшего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузецеленаправленный процесс, целью и основным результатом которого являются профессиональная воспитанность студентов, которая включает формирование профессионально важных качеств (коммуникативные и организаторские способности, лидерские качества, профессионализм, положительное отношение к профессии), и воспитание конкурентоспособной личности, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности в области высокотехнологических производств.

2. Траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе, основанная на системном, личностно-ориентированном и средовом подходах и включающая подготовительный (определение условий для профессионального воспитания будущих специалистоввыявление потенциального уровня сформированнности профессионально важных качеств у студентов 1-го курсавыбор средств диагностики, форм и методов формирования качеств, составляющих профессиональную воспитанность), формирующекорректировочный (формирование качеств профессиональной воспитанности у будущих специалистов путем использования активных практикоориентированных форм и методов профессиональной подготовкиорганизация воспитательной среды, которая способствует формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанность студентовпромежуточное диагностированиекорректировка форм и методов) и заключительный этапы анализ уровня сформированности профессиональной воспитанности будущих.

12 специалистов), способствует эффективному профессиональному воспитанию будущих специалистов в техническом вузе.

3. Эффективное профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузе осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий: учет потенциального уровня сформированности профессионально важных качеств студентоворганизация 'воспитательной среды, которая способствует формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанностьприменение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентовмониторинг уровня сформированности качеств, составляющих профессиональную воспитанность студентов в учебно-воспитательном процессе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы на базе ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и Бугульминского филиала ГОУ ВПО КГТУ.

Материалы исследования и его результаты обсуждались на следующих конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Пенза, 2005) — научнометодической конференции «Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации» (Казань,.

2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в вузе» (Пенза, 2006) — VII Всероссийской конференция по дополнительному образованию (Казань, 2006) — IV региональной научнопрактической конференции «Акмеология профессионального образования».

Екатеринбург, 2007) — научно-методической конференции КГТУ «Актуальные проблемы профессионального учебно-методического обеспечения инновационного образовательного процесса» (Казань, 2007) — Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Наука. Технологии.

Инновации" (Новосибирск, 2007) — VII Международной научной конференции.

Наука и образование" (Белово, 2008) — межрегиональной научно-практической.

13 конференции «Состояние и проблемы профобразования: региональный аспект» (Зеленодольск, 2008) — IV Международной научно-практической конференции «Наука и практика: Проблемы, идеи, инновации» (Чистополь, 2009) — II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе» (Санкт-Петербург, 2009) — X Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2009) — Всероссийской научной конференции «Психолого-педагогические основы профессионального становления личности» (Махачкала, 2010).

Основные положения исследования изложены в 12 опубликованных работах, три — из которых в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на достижения современной психологии и педагогики в области профессионального воспитания, применением комплексной методики исследования, анализом экспериментальных данных, репрезентативностью объема выборки.

Внедрение результатов исследования происходило при участии и под руководством диссертанта в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и Бугульминском филиале ГОУ ВПО КГТУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по 2 главе.

Проведенный педагогический эксперимент позволил реализовать поставленную цель диссертационного исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе.

Разработанная и внедренная в образовательный процесс траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе может эффективно функционировать при определенной совокупности педагогических условий:

— учет потенциального уровня сформированнности профессионально важных качеств студентов;

— создание воспитательной среды, которая обеспечивает включение студентов в научно-исследовательскую работу;

— применение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентов,.

— мониторинг уровня сформированности профессионально важных качеств студентов в образовательном и воспитательном процессах.

В результате экспериментальной работы:

— изучено состояние и уточнены особенности процесса профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе;

— разработан и апробирован комплекс педагогических условий, направленный на повышение уровня профессиональной воспитанности будущих специалистов в техническом вузе;

— уточнены этапы педагогического эксперимента.

В исследовании раскрываются изменения в уровне сформированности профессионально важных качеств и мотивации будущих специалистов в техническом вузе.

Полученные результаты свидетельствуют о значительном увеличении уровня сформированности коммуникативных способностей. Большинство студентов 1.

167 курса оценили уровень сформированности коммуникативных способностей, как средний (48,1%). Количество студентов, имеющих очень высокий уровень владения связной речью, возрастает с 35,9% до 56,6% от третьего курса к пятому, тогда как у студентов 1 курса — 5,5%.

Наблюдается позитивная тенденция формирования организаторских способностей: на первом курсе большинство студентов имело средний уровень (53,7%). К третьему курсу 25,6% - средний, 56,4% - высокий уровень. Совершенно иную картину мы наблюдаем при формировании организаторских способностей: высокого уровня достигли 47,5% студентов, обучающихся на пятом курсе, в то время у студентов 1 курса — 35,2%.

Анализ результатов показал, что у большой части студентов 1 курса уровень сформированности лидерских качеств средний (64,8%), а у студентов 3 и 5 курсов высокий — 46,1 и 43,4%, очень высокий — 28,2% и 33,9% соответственно.

Второй уровень анализа — представление информации в виде математических зависимостей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

— при увеличении уровня коммуникативных способностей уровень лидерских качества сначала также увеличивается, а затем начинает уменьшаться, причем, чем старше курс обучения у студентов, тем эти изменения становятся меньше;

— с повышением уровня профессионализма чаще всего уровень лидерских качеств сначала снижается, а затем начинает повышаться;

— с повышением уровня организаторских способностей наблюдается повышение уровня лидерских качеств.

При реализации траектории профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе необходимо учитывать:

1. Все многообразие приемов и способов педагогического взаимодействия на студентов, их эффективность и приемлемость, так как учебно-воспитательный процесс находится в постоянной и системной плоскости, образованной двумя факторами: «педагогическая деятельность» — «объект деятельности».

2. Специфичность педагогического взаимодействия обусловлена тем, что в его процесс вовлечена большая часть преподавателей, работающая с данными.

168 студентами.

3. Стабильность сформированности профессионально важных качеств и осознанность студентами своей будущей профессиональной деятельности.

4. Воспитательные мероприятия должны непрерывно дополнять учебную деятельность студента в рамках его профессионального воспитания.

5. При проведении групповых аудиторных и внеаудиторных занятий необходимо обратить внимание на стимулирование профессиональных возможностей будущих специалистов.

На основании экспериментальных данных можно заключить, что при внедрении в образовательный процесс траектории профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения у студентов-технологов наблюдается положительная динамика изменения уровня сформированности качеств, составляющих профессиональную воспитанность.

Объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью корреляционного анализа статистических данных (расчет коэффициента корреляции Пирсона). Коэффициент корреляции Пирсона является достоверным и подтверждает высокую обратную зависимость, что дает основание утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

Разработанная и внедренная траектория профессионального воспитания, которая может быть использована в других учреждения высшего профессионального образования при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение, траектория успешно апробирована в реальном образовательном процессе, результаты экспериментальной работы дают основание для утверждения об успешной реализации цели и задач исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Резюмируя результаты исследования правомерно заключить следующее. Анализ полученных фактов позволяет сделать ряд обобщений.

Исследование состояния проблемы профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе подтвердило ее актуальность и выявило ее педагогическую сущность.

Уточнено понятие «профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузе», рассматриваемое как целенаправленный процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов, включающая в себя формирование профессионально важных качеств и положительного отношения к профессии, воспитание конкурентоспособной личности будущего специалиста.

Анализ сущности понятия «профессионально важные качества личности специалиста» приводит к выводу, что в педагогическом аспекте под профессионально важными качествами целесообразно понимать относительно устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении профессиональной деятельности и ее осуществлении, способствующие эффективной профессиональной деятельности и ее углубленному освоению.

Одними из ведущих в решении заявленной проблемы должны стать следующие подходы.

— системный подход, который в педагогике осуществляется при условии, что предмет «воспитание» исследуется и организуется как системный объект. средовый подход, который ориентирует педагогов на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от характеристик и условий окружающей среды;

— личностно — ориентированный подход, при использовании которого педагог прилагает основные усилия не для формирования у обучающихся социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Выявлена совокупность педагогических условий профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: учет потенциального уровня сформированнности профессионально важных качеств студентоворганизация воспитательной среды, способствующая формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанностьприменение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентовмониторинг уровня сформированности качеств студентов, составляющих профессиональную воспитанность.

Разработана и внедрена траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе в учебно-воспитательный процесс.

На основании экспериментальных данных можно заключить, что при внедрении в образовательный процесс траектории профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения у студентов-технологов наблюдается положительная динамика изменения уровня сформированности качеств, составляющих профессиональную воспитанность. Реализовав траекторию профессионального воспитания, мы получаем высокий уровень сформированности профессиональной воспитанности будущих специалистов в техническом вузе.

Объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью корреляционного анализа статистических данных (расчет коэффициента корреляции Пирсона). Коэффициент корреляции Пирсона является достоверным и подтверждает высокую обратную зависимость, что дает основание утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

Разработанная и экспериментальным путем апробированная траектория профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе может служить для педагогов вузов ориентиром в организации профессионального воспитания студентов.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы исследования и.

171 экспериментальной работы позволили подтвердить эффективность разработанного комплекса педагогических условий и правомерность выдвинутой нами гипотезы. Полученные нами данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенной совокупности педагогических условий на профессиональное воспитание будущих специалистов в техническом вузе.

Следует отметить, что решение задач в нашем исследовании не исчерпывает полностью проблему, связанную с профессиональным воспитанием будущих специалистов в техническом вузе. Можно обозначить перспективы дальнейшего изучения проблемы, одной из которых является разработка педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять процесс формирования профессионально важных качеств будущих специалистов используя компетентностный подход.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Адаскин А. И Воспитание отношения к труду и общественной собственности у учащихся средних ПТУ. М., 1989. —76с.
  3. Адаскин Б. И Воспитание у учащихся средних профессионально-технических училищ интереса к профессии в процессе производственного обучения. -М., 1983. -32с.
  4. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1994.-245с.
  5. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. -468 с.
  6. В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников (в процессе обучения физики): автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1972. -21с.
  7. Г., Киготь Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся //Aima mater. -2002. -№ 6. -С.52−54.
  8. А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. -М.: Академия, Смысл, 2007. — 528 с.
  9. А.Г., Петровский A.B. Российская педагогическая энциклопедия в 2-ХТ.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т.1. -533с.
  10. E.H. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. дис.. канд. пед. наук -Чита: Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2009. -25с.
  11. .П. Педагогическая психология. СПб.:Питер, 2007. -448с.:ил.
  12. A.B. Диагностика профессионально важных качеств СПб.: Питер, 2007 — 192с.:ил.
  13. В.И. Система профессионального воспитания в современныхсоциально-экономических условиях развития образования: автореф. дис. .д-ра пед. наук.- СПб.: Институт образования взрослых РАО, 2006. -42с.
  14. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. -М.: Высш. шк., 1991. -208с.
  15. А.П. Концептуальные основы развития начального и профессионального образования. СПб, 1995. -64с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.:Прогресс, 1986. -422с.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.1. М.:Наука, 1973. -272 с.
  18. А.Н. Концепция профессионально-педагогического воспитания студентов / А. Н. Богачев., В. В. Латюшин., Швеммер В.Г.-Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2003. 80с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. -352с.
  20. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-н/Д, 2000. — 214с.
  21. Н.В., Реан A.A. Педагогика для вузов. СПб.: Питер, 2001. -304с.
  22. Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. .д-ра пед. наук.-Волгоград, 2001. -39с.
  23. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. -Волгоград: Перемена, 2001. -180с.
  24. Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2001. 237с.
  25. Н.М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза // Воспитательная среда вуза как фактор становления специалиста: Материалы второй межрегиональной научно-метод. конференции. Воронеж, 2002. — С.39−42.
  26. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена, 2000. — 224с.
  27. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза.- Волгоград: ВГИПКРО, 2004.-120с.
  28. Буланова-Топоркова Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -512с.
  29. Ч.М. Профессиональное воспитание будущих экономистов в вузе МВД России (на прмере работы начальника курса): дисс.. канд.пед.наук. -СПб, 2004.-177с.
  30. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. -204с.
  31. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. -Вища школа, 1985. -175с.
  32. Влияние НИРС на развитие Творческой активности студентов //Вопросы методики преподавания в высшей школе: межвуз. сборник науч. тр. -Кишинев: Штиница, 1987. -С. 85- 87с.
  33. Внутришкльное управление: вопросы теории и практики /Под ред. М. М. Поташник.- М. 1991. -347с.
  34. H.A., Кораблина Е. П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности //Психологическое обеспечение трудовой деятельности: межвуз. сб. науч. тр./под ред. А. А. Крылова.-JL: ЛГУ, 1987. -С.91−93.
  35. Воспитательная работа в современном вузе: Концепция, программы, технологии. Казань: КГПУ, 2003. -122с.
  36. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования
  37. Под редакцией Селивановой Н. Л. -Калуга, 2000 273с.
  38. Воспитательные стратегии и технологии в современном вузе: реалии и перспективы. Казань: «школа» — 2005. — 284с.
  39. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/И.А. Колесников и др.- под. общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесникова.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336с.
  40. А.И., Тарасюк Л. Н. Цейкович К.Н. Основные тенденции высшего образования в развитых зарубежных странах. М.: НИИ ВШ, 1988. -54с.
  41. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: дисс.. д-ра пед. наук.-СПб, 1995. -251с.
  42. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. -М.: Педагогика, 1990. -224с.
  43. Н.К. Введение в диагностику воспитания М.: -185с.
  44. О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. -СПб. :Питер.2007. -176 с.
  45. Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству// Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000. С.45−49.
  46. Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход //Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей /Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. Пермь, 2001. — С.127−135.
  47. Л.И., Кирсанов A.A. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе.—М.: ВИНИТИ, 2006. -288с.
  48. A.A. Отношение учащихся к профессии и задачи профессионального воспитания /тр. лаб. социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи Кемерово, 1984. — вып 1. -40с.
  49. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: 2000.-44с.
  50. Н.И. Профессиональное воспитание как педагогическая проблема// Проблемы повышения эффективности воспитания студенческой молодежи: иатериалы всерос. научно-практич. конференции.СПб., 2000. -С. 32−38.
  51. A.B. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: автореф. дис. .канд. пед. наук М., 2005. -30с.
  52. A.B. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: дис.. канд. пед. наук.-М., 2005. -191с.
  53. С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидульного ресурса профессионального развития Новокузнецк, ИПК, 2002. -242с.
  54. С.Б. Профессиональное воспитание учителя.- М., 1989. 265с.
  55. Законы Российской Федерации. «Об образовании»: Закон Российской Федерации 3 изд.-М.:ИНФА, 2001. -52с.
  56. Законы. Российская Федерация. Об образовании: Закон Российской
  57. Федерации: -3-е изд.-М.:ИНФА, 2005. -52с.
  58. Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Академия, 2009. -384 с.
  59. И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). М.: исслед центр проблем качества подготовки специалистов. 2002. -34с.
  60. И.А. Принципы формирования общей модели воспитания в вузе / И. А. Зимняя.- Воспитание и формирование личности студента в условиях современного вуза. Всероссийская науч.-практ. конференция. Тезисы докладов и сообщений.-М.: 1999. -С.88−90.
  61. Г. А. Проектирование и реализация профессионального воспитания специалистов экономического профиля в системе непрерывного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук.- Тольятти, 2002. -22с.
  62. H.H. Дидактическая система формирования профессионально значимых качеств у студентов будущих менеджеров: автореф. дис.. канд. пед. наук-Казань, 2003. -24с.
  63. И.А. Путь духовного становления. М.: Русская книга — XXI век, 2006.-336 с.
  64. H.H. Организация детской среды. М.: Раб.просвещ., 1925. -с.19.
  65. О. Н. Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов н/Д: ФЕНИКС, ТОРГОВЫЙ ДОМ, — 6-е изд. (Серия: Психологический практикум), 2010. — 375 с.
  66. Ф.З. Влияние уровня достижений в учебно-производственной деятельности на устойчивось профнамерений учащихся училищ: автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1984. -21с.
  67. Н.Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студентов: дисс.. канд.пед. наук. -Чита, 2007.156 с.
  68. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. -80с.
  69. М. Актерский тренинг. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 249 с.
  70. Е.А. Психология профессионализации. М.: 2003. — 245с.
  71. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -М.:Академия, 2010. -304 с.
  72. Коджаспирова Г. М Педагогика в схемах и таблицах и опорных конспектах.-2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2007. -256с.
  73. Г. М. Педагогический словарь для студ. высших и средних пед. учеб. заведений. М.:Академия, 2000. -176с.
  74. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  75. И.В. Самосовершенствование профессионально важных личностных качеств у студентов в процессе их психологической подготовки. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 2001. -144 с.
  76. И.В. Самосовершенствование профессионально важных личностных качеств у студентов в процессе их психологической подготовки: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кемерово: КузГТУ, 2000. -23с.
  77. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года / Модернизация российского образования: Документы и материалы /Ред.-сост. Э. Д. Днепров, 2002. -332с.
  78. Н.В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление педагога //Педагогика, 2003, № 3. -С.66−70.
  79. Е.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя технологии// Педагогика, 2003, № 7.- С.79−82.
  80. Л.Н. Становление профессиональной Я-концепции будущих педагогов: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Майкоп, 2003. — 46с.
  81. А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение.1. М.: 1986.-c.56.
  82. В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: Учебник для пед. вузов. М.: Моск. соц.-психол. ин-та, 2006. — 224с.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993. -528с.
  84. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. -282с.
  85. Мануйлов Ю. С Концептуальные основы средового подхода в воспитании//- Вести ун-та Рос. акад. образования, 2003. № 1. — С.36 — 68.
  86. Мануйлов Ю. С Средовой подход в воспитании. Волгоград: Перемена, 2004.- 158с.
  87. Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения) //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается: межвуз. сб.науч.тр. —М., 2006. С. 123−126.
  88. Марищук В, Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дисс.. докт. психол. наук. Л.: 1982. -48с.
  89. Э.С. Вопросы системного рассмотрения культуры в человеческой деятельности. История материализма как теория социального познания и деятельности. М., 1972. —452с.
  90. А.К. Психология профессионализма-М., 1996. -327 с.
  91. А. Психология бытия: Пер с англ. /А.Маслоу.-М.:"Рефлбук", Киев: «Ваклер», 1997. -304с.
  92. Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.-260с.
  93. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике.- М.: Знание, 1977. 51с.
  94. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера//Вопросы психологии.- 1985.-№ 5.-С.110−115.
  95. Моделирование воспитательных систем/ Под. ред. Н. Л. Селивановой, A.B. Гаврилина, Л. И. Новиковой. М.: 1995. — 304с.
  96. Н.П. Профессиональное воспитание студентов в среднем профессиональном учебном заведении системы потребительской кооперации: автореф.дисс.. канд. пед. наук.- Казань, 2002. -19с.
  97. А .Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект. Челябинск: ЧГПИ, 1988. -42с.
  98. H.H. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: дисс. .канд. пед. наук. M.B. М., 2002. -175с.
  99. Л.И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Общественные науки и современность, 1998. -№ 1. С.131−134.
  100. Л.И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. -М.: 1996. С.145−153.
  101. Л.И., Караковский В. А. Концептуальные основы теории воспитательных систем.: Материалы конференции. Ярославль, 2000. .
  102. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие./Под ред. В. Д. Симоненко. -М.:Вентана-Градо, 2005. -368с.
  103. П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: Учеб-метод, пособие для системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 224с.
  104. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /под ред. В. А. Селиванова.-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. -336с.
  105. Основы социально-психологической теории./ под ред. A.A. Бодалева, А. Н Сухова. -М.: Маждународная педагогическая академия, 1995. 412с.
  106. Особенности профессионального воспитания и типы профессионального воспитания: пер. с немецкого Г. Эушеде.- Экономика и воспитание (на немецком языке).-1997. -№ 5. С.45−56.
  107. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций. -СПб., 1994. -86с.
  108. JI.A. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216с.
  109. P.A., Дулина Н. В. О главной цели образования //Высшее образование в России, 1998. -№ 3. -С.40−44.
  110. Педагогика /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Издательство: «Педагогическое общество России», 1998. -640 с.
  111. К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1982. -312с.
  112. Поляков.С. Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие. М., 2002. -43с.
  113. В.И. Внеаудиторная деятельность студентов педвуза: теория, опыт и перспективы. — Оренбург, 2003. 364с.
  114. Программа «Лидер». -М.: НПЦ ФДО, 1992. -76с.
  115. Профессиональное воспитание рабочих-станочников. — М.: 1971.
  116. Ф.Л. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов в научной деятельности: отечественный и зарубежный опыт: учебно-методическое пособие, Казань: Изд. Казан, ун-та, 1997. -28с.
  117. Психология и этика делового общения. М., 1997. — 156с.
  118. C.B. Профессиональное воспитание как средство формирование конкурентоспособного рабочего: дисс. канд. пед. наук СПб., 1998. -201с.
  119. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -384с.
  120. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, Вишэйшая школа, 1984. -175с.
  121. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — С. 227.
  122. Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Яконцепции»: автореф.дисс.. канд. пед. наук Тольятти, 2000−23с.
  123. Н. К. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учеб.-метод. пособие /под ред. Н. К. Сергеева. -Волгоград: Перемена, 2006. 11 п.л.
  124. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.—272 с.
  125. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221с.
  126. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.—Краснодар: Академия, 2001. 477с.
  127. Словарь русского языка/под. ред.Т. Ф. Ефремовой.М.: «Русский язык», 2000.
  128. Словарь-справочник по теории воспитательных систем /сост. П. В. Степанов. — М., 2001- Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. — Пермь, 2001.
  129. Современный словарь по педагогике/сост. Е. С. Рапацевич. Минск.: Современное слово, 2001, — 928с.
  130. Ю.П. Теория воспитательных пространств. Белгород, 1998.-38с.
  131. Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Чебоксары, 2001. -31с.
  132. Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе. Чебоксары, 2002. -24с.
  133. Ю.П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. -Чебоксары, 1991. -287с.
  134. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993.-200с.
  135. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности.1. Белгород, 200. -150с.
  136. E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ E.H. Степанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002. -157с.
  137. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. H.A. Зимней. М., 2004. -480с.
  138. Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. -Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2008. 486 с.
  139. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.-М.: Знание, 1986.-232с.
  140. Теория и практика воспитательных систем. В 2 кн./ под ред. Л. И. Новиковой. -М.: ИТПИМИО, 1994, — кн.1, с. 143.- кн.2, с. 206.
  141. Учебное пособие по статистике /под ред.Е.Я. Белицкой/Ленинградское отделение, 1982.-173с.
  142. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ К. Д. Ушинский. пед.соч.: в бт./Сост. С. Ф. Егоров.-М.: 1990. -с.66.
  143. Р. Вы конечно шутите, мистер Фейман // Наука и жизнь.-1986.-№ 11. С.88−97.
  144. Философская энциклопедия /гл. ред.Ф. В. Константинов, — М.: Сов. энциклопедия, 1964.-584с.
  145. А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. -СПб. :Питер, 2008. -320с. :ил.
  146. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека //-Вопросы психологии.- 1995. -№ 3. -С.36−45.
  147. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. -184с.
  148. H.A. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования —Тула: изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. С.9−24.
  149. В.А. Моделирование и философия.М. Наука, 1986. -310с.
  150. Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей. /под ред. П. И. Пидкасистого М.: Педагогика, 1996. -390с.
  151. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -С. 170−174.
  152. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М., 2000.
  153. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work //The Bulletin. March.2002.
  154. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К.Земфир в модификации А. Реана) Шкала мотивации профессиональной деятельности
  155. Мотивы профессиональной деятельности В очень незначительной степени В достаточно незначительн ой степени В средней мере В достаточно большой мере В очень большой мере1. Денежный заработок
  156. Стремление к продвижению по работе, возможность продолжения обучения
  157. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег
  158. Стремление избежать возможных наказаний
  159. Потребность в достижении социального престижа и уважении со стороны других
  160. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
  161. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
  162. Упражнения «Представление команд» 70. В течение 10 минут команда должна выбрать капитана, придумать название и лозунг своей команды.
  163. Упражнение «Стихи о любви»
  164. Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
  165. Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
Заполнить форму текущей работой