Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Резюме. 
Педагогическая деонтология: современная интерпретация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностная компетентность педагога относится к числу «ключевых», но при этом имеет особую значимость для педагогической деятельности, так как личность педагога — важнейший «инструмент» его деятельности. Личностная компетентность — интегративное качество личности человека, проявляющееся в его готовности и способности к максимально полной реализации своего личностного потенциала, к продуктивной… Читать ещё >

Резюме. Педагогическая деонтология: современная интерпретация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личностная компетентность педагога относится к числу «ключевых», но при этом имеет особую значимость для педагогической деятельности, так как личность педагога — важнейший «инструмент» его деятельности. Личностная компетентность — интегративное качество личности человека, проявляющееся в его готовности и способности к максимально полной реализации своего личностного потенциала, к продуктивной жизнедеятельности (и, в том числе, к продуктивной педагогической деятельности). Личностные компетенции — это сочетание характеристик (знания, умения и навыки, мотивы, ценности, отношения и др.), обеспечивающих максимально полную реализацию личностного потенциала человека, его продуктивную жизнедеятельность (в т. ч. педагогическую деятельность).

Основными личностными компетенциями педагога, обеспечивающими педагогическую деятельность, являются: 1) адекватная личностная и профессиональная «Я-концепция», адекватная оценка своих жизненных и профессиональных умений, навыков, способностей, способов поведения, взаимодействия и деятельности; 2) адекватное применение знаний о себе, умений, навыков и способностей в целях саморегуляции, самосовершенствования, самомотивирования; 3) понимание значимости дальнейшей работы над собой — самопознания, саморегуляции, самосовершенствования; активная жизненная и профессиональная позиция. Дефицит этих компетенций «запускает» невротическую (компенсаторную) динамику развития личности.

Объективные условия педагогической деятельности являются актуально или потенциально стрессогенными, что связано с хроническим воздействием на педагога многочисленных деструктивных факторов. Профессионально-личностные деструкции — это широкий круг негативных изменений в личности педагога под воздействием объективных деструктивных (стрессогенных) факторов педагогической деятельности, связанных с ее содержанием и организацией, и субъективных факторов, увеличивающих вероятность появления негативных изменений (прежде всего, позитивных свойств личности педагога, выражающих его небезразличное и ответственное отношение к педагогической деятельности).

Среди разных профессионально-личностных деструкций наиболее изученными являются профессионально-личностные деформации — искажения в разных компонентах структуры личности педагога, проявляющиеся на разных уровнях. Вероятнее всего, формирование профессиональных деформаций начинается еще на этапе профессионального обучения, что связано с оценочностью образовательной среды педагогического вуза и, как следствие, с формированием оценочного отношения будущего педагога к другим людям. Таким образом, есть основания говорить о том, что деформации относительно независимы от стажа и опыта работы.

Поскольку формирование профессионально-личностных деструкций обусловлено как объективными, так и субъективными факторами, то профилактика и коррекция должны осуществляться, как минимум, в двух направлениях: оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности» администрации ОУ) и повышение стрессоустойчивости педагога («зона ответственности» самого педагога) — развитие и укрепление свойств личности, увеличивающих вероятность успешного сопротивления педагога стрессогенным (деструктивным) факторам педагогической деятельности.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Раскройте содержание понятий «компетентность», «компетенции». Обоснуйте определение личностной компетентности.
  • 2. Назовите основные личностные компетенции педагога. Дайте их краткую содержательную характеристику.
  • 3. Объясните, почему объективные условия педагогической деятельности являются актуально или потенциально стрессогенными для педагога и оказывают на него деструктивное влияние?
  • 4. Назовите несколько объективных стрессогенных факторов педагогической деятельности и дайте их краткую характеристику.
  • 5. От каких субъективных факторов зависит формирование профессионально-личностных деструкций?
  • 6. Какие явления относятся к числу профессионально-личностных деструкций? Дайте их краткую характеристику.
  • 7. Сформулируйте определение профессионально-личностных деформаций. Каков механизм их формирования?
  • 8. Назовите основные направления коррекции и профилактики профессионально-личностных деструкций. Обоснуйте их.
  • 9. Раскройте основные способы оптимизации объективных условий педагогической деятельности.
  • 10. Объясните, что такое «стрессоустойчивость» педагога. Какими способами можно ее повысить?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой