Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальное исследование динамики сюжетно-ролевой игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу (Таблица 1 Приложение 2). Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5−5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети… Читать ещё >

Экспериментальное исследование динамики сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы экспериментального исследования

Исследование по данной проблеме проводилось в МДБОУ № 2 «Красная Шапочка». В нем принимало участие 26 детей среднего возраста и 28 человек старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап — анализ психолого-педагогической литературы по теме исследование.

II этап — подбор диагностического инструментария, проведение диагностики.

III этап — анализ результатов исследования. Оформление курсовой работы.

Главные параметры, которые определяют ля выявления уровня сформированности игровых навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана схема наблюдения, в которое были включены основные параметры, которые позволяют определить динамику развития сюжетно-роевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста (на основании теории Д.Б. Эльконина).

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована сюжетно-ролевая игра в группе. Тематика игры была задана исследователем, который вместе с педагогом осуществлял наблюдение (и заносил данные исследования в протокол). Тематика игры выбиралась таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей (в исследовании принимало участие дети среднего и старшего дошкольного возраста), а также чтобы в ней присутствовало достаточное количество ролей. Например, «Строители», «Гипермаркет», «Путешествие» и т. д.

Помимо заранее спланированных игр, проводились наблюдения за детьми во время их свободных игр.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

  • 1. самостоятельное распределение ролей
  • 2. Содержание игры
  • 3. Поведение, во время исполнения роли
  • 4. Игровые действия,
  • 5. Использование в сюжетно-ролевой игре предметов-заместителей и другой атрибутики
  • 6. Соблюдение правил сюжетно-ролевой игры
  • 7. Использование ролевой речи.

Помимо наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей среднего и старшего дошкольного возраста была проведена беседа, целью которой являлось выявление отношений детей к игре, предпочтения детей при выборе тематики игры.

Вопросы:

  • 1. В какие игры ты любишь играть в детском саду?
  • 2. В какие игры ты играешь дома?
  • 3. С кем ты играешь дома?
  • 4. С кем тебе больше нравится играть, с детьми или взрослыми?
  • 5. В какие игры тебе нравится играть с взрослыми? В какие с детьми?
  • 1) Распределение ролей
  • 1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
  • 2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
  • 3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
  • 4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
  • 2) Основное содержание игры
  • 1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
  • 2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
  • 3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
  • 4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая» .
  • 3) Ролевое поведение
  • 1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
  • 2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
  • 3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
  • 4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
  • 4) Игровые действия
  • 1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
  • 2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
  • 3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
  • 4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
  • 5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
  • 1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
  • 2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
  • 3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
  • 4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
  • 6) Использование ролевой речи
  • 1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
  • 2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
  • 3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
  • 4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
  • 7) Выполнение правил
  • 1 уровень — отсутствие правил.
  • 2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
  • 3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
  • 4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу (Таблица 1 Приложение 2). Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5−5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

По результатам беседы можно сделать следующие выводы, которые мы представили в виде диаграммы 1 и 2.

Анализ результатов беседы с детьми среднего дошкольного возраста.

Рис. 1. Анализ результатов беседы с детьми среднего дошкольного возраста.

Анализ результатов беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Рис. 2. Анализ результатов беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов показал, что дети мало знают сюжетно-ролевые игры, дома большую часть времени дети играю сами, родители мало принимают участие в играх с детьми дошкольного возраста.

На II этапе было организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями.

Цель: Выявление характерных особенностей для воспитателей представление об организации сюжетно-ролевых игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также значении игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр, определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.

В анкетировании приняли участие все 8 педагогов, участвующие в эксперименте. С целью уточнения конкретных теоретических знаний педагогов, выявления отношения каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определения реальных трудностей, мы провели индивидуальные беседы с воспитателями.

Анализ анкет и индивидуальных бесед (Приложение 3) с воспитателем позволил установить следующее: Все педагоги отметили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре — 6, обогащении содержания игр — 4, организация игровой среды — 4; Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте — 5, нехватке методической литературы по проблеме — 7; Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, получить знания от методиста.

На четвертом этапе мы предложили родителям заполнить анкету. С целью выявления отношения родителей к играм детей.

Анализ анкет показал следующее:

Родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка («Игра развивает детей умственно и физически», «средство его самовыражения»). По возможности сами принимают участие в играх детей (80%), но некоторые отмечают, что у них не хватает времени играть с ребенком (20%). Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (75%). Совместные игры детей и родителей в большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка («ребенок и родители сближаются в игре», «когда в игре принимает участие родители, ребенок чувствует, что он самый любимый», «игра — это способ общения, ребенок учится у взрослого»). В своих ответах отмечают, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребенка.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:

  • 1. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
  • 2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;
  • 3. Воспитатели испытывают потребность в повышении квалификации по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей;
  • 4. Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр;
  • 5. Типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой