Аудит состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с постоянными контрагентами ООО «Альянс+»
![Реферат: Аудит состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с постоянными контрагентами ООО «Альянс+»](https://gugn.ru/work/6755345/cover.png)
Затем необходимо проверить поступление товарно-материальных ценностей (выполнение работ оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщиками и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим… Читать ещё >
Аудит состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с постоянными контрагентами ООО «Альянс+» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной целью проверки является установление соответственных операций по расчетам с поставщиками, подрядчиками и банками соответствующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудиторской группе необходимо выполнить следующие задачи:
- 1) Проверить наличие договоров с поставщиками, подрядчиками, банками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров, экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров на две группы. Предметом договоров первой группы является приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договоры куплипродажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят договоры, предметом которых служат выполненные определенные виды работ и сдача результатов заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг.
- 2) Затем необходимо проверить поступление товарно-материальных ценностей (выполнение работ оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщиками и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
- 3) Проверка первичной документации и правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
- — с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- — с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срокрасчетным документам;
- — с поставщиками по неотфактурованным поставкам:;
- — по авансам выданным (следует иметь в виду, что с введением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном су6счете счета 60);
- — с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- — с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
- — с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.
Основные источники информации для проверки данного раздела учета:
- — договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- — счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях таможенные декларации);
- — накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
- — документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
- — журналы регистрации счетов-фактур;
- — книга покупок;
- — регистры аналитического и синтетического учета.
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).
В таблице 3.2 приведен примерный перечень процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить в ходе опроса.
Таблица 3.2 Оценка состояния внутреннего контроля.
Наименование процедуры контроля. | Конечные задачи процедуры контроля. | Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии. | Оценка наличия внутреннего контроля. | Прим. |
«+». | «-». | |||
1. Контроль законности совершения операций и создания первичного документа. | 1) Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц. | Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля. | V. | |
Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей. | V. | |||
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений. | V. | |||
2) Все хозяйственные операции совершаются с заключенными договорами и действующим законодательством. | Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству. | V. | ||
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии. | V. | |||
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов. | 3)Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете. | Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах. | V. | |
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающей конкретные документы, за правильностью оформления документов. | V. | |||
3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам. | 4)Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт. | Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операций. | V. | |
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдат. документу. | V. | |||
4. Контроль полноты регистрации первичных документов. | 5) Достижение уверенности в том, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны. | Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах. | V. | |
Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов. | V. | |||
5. контроль точности регистрации и обработки первичных документов. | 6) Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета. | Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета. | V. | |
Автоматический ввод бухгалтерской проводки документа с помощью соответствующих программных продуктов. | V. | |||
Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку. | V. | |||
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов. | 7) Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден. | Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре. | V. | |
Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату. | V. | |||
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером — исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов. | V. | |||
7. Контроль документопотоков. | 8) Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота. | Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками. | V. | |
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов. | V. | |||
8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информац.). | 9) Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа. | Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности. | V. | |
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них в обработке. | V. | |||
9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД. | Практика ведения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа. | V. | ||
10. Контроль организации хранения документов. | 10) Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной док-ции на протяжении всего срока ее хранения. | Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требования нормативных актов в части организации архивной службы. | V. | |
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков хранения первичной документации. | V. | |||
Инвентаризация дел в архив. | V. | |||
11. Контроль за истребованием кредиторской задолженности. | 11) Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться соответствующая работа по ее истребованию. | Систематическая проверка службой внутреннего контроля своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий. | V. | |
Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности. | V. | |||
12. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета. | 12) Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета. | Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям. | V. | |
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей. | V. | |||
Разработка типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением. | V. |
По данным вопросника положительные ответы на 8 из 12 на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных задач говорит о наличии в системе внутреннего контроля как минимум четырех слабых сторон, которые заключаются в следующем:
- 1) возможное несоблюдение временной определенности;
- 2) возможное допущение утери или исправления первичной документации на протяжении ее нахождения в обороте; и всего срока ее хранения;
- 3) возможное допущение утери или исправления первичной документации на всего срока ее хранения;
- 4) недостаточная уверенность в том, что с просроченной задолженностью будет проводиться соответствующая работа по ее истреблению.
На предприятии действует следующая система обмена информацией. Входящая первичная документация от поставщиков поступает в бухгалтерию, при этом не фиксируется в журнале, а сразу поступает к руководителю, где визируется и возвращается для дальнейшей обработки. Накладные передаются заведующему складом. Счета-фактуры вводятся в используемую компьютерную программу «1-С Предприятие», на основании введенных счетов-фактур формируется книга покупок.
На основании счетов, принятых к оплате составляются платежные документы, которые фиксируются и нумеруются в журнале учета платежных поручений. Принятые к оплате платежные поручения вносятся в компьютерную базу данных на основании банковских выписок с ежедневной сверкой по остаткам на расчетном счете.
Безналичные расчеты подтверждаются соответствующими кассовыми первичными документами и сверяются с программными кассовыми остатками на каждый день.
Выписанные счета-фактуры регистрируются в соответствующем журнале, на основании которого формируется книга продаж. К подшивкам документом существует свободный доступ, т.к. внутренний контроль за организацией хранения и выдачи документов не осуществляется. В целом внутренний контроль осуществляется слабо.
По данным результатов план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
- — правовая оценка договоров с поставщиками и покупателями с позиций действующего законодательства;
- — организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками, покупателями;
- — организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и покупателями;
Содержание программы проверки учета расчетов с поставщиками и покупателями приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Планируемый аудиторский риск4%.
Планируемый уровень существенности 1%.
№. | Перечень аудиторских процедур по разделам аудита. | Период проведения. | Исполнитель. | Первичные документы и регистры организации. | Примечание (рекомендуемые приемы проверки). |
Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг. | 01.11.2006. | Договоры, письма, счета-фактуры, приходные документы. | Прослеживание, подтверждение. | ||
Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров, работ, услуг. | 01.11.2006. | Акты о расхождении в количестве и качестве полученных ТМЦ | Прослеживание,. Подтверждение. | ||
Наличие подтверждающих документов на реализацию продукции, работ, услуг. | Договоры, письма, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ. | Примечание (рекомендуемые приемы проверки). | |||
Установление соответствия занесения данных из счетов поставщиков в учетные регистры. | Регистры бухгалтерского учета, счетафактуры. | Прослеживание, подтверждение. | |||
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. | Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам. | Прослеживание. | |||
Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет с сомнительных долгов. | Аналитические данные к сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». | Подтверждение. | |||
Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. | Счета, приходные акты, накладные. | Сканирование, Подтверждение. | |||
Проверка правильности составления корреспонденции счетов. | Регистры бухгалтерского учета, счета, платежные поручения. | Выборочная проверка, сопоставление. | |||
Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и покупателями. | Формы бухгалтерской отчетности. | Прослеживание. |