Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аудит состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с постоянными контрагентами ООО «Альянс+»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затем необходимо проверить поступление товарно-материальных ценностей (выполнение работ оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщиками и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим… Читать ещё >

Аудит состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с постоянными контрагентами ООО «Альянс+» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной целью проверки является установление соответственных операций по расчетам с поставщиками, подрядчиками и банками соответствующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудиторской группе необходимо выполнить следующие задачи:

  • 1) Проверить наличие договоров с поставщиками, подрядчиками, банками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров, экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров на две группы. Предметом договоров первой группы является приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договоры куплипродажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят договоры, предметом которых служат выполненные определенные виды работ и сдача результатов заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг.
  • 2) Затем необходимо проверить поступление товарно-материальных ценностей (выполнение работ оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщиками и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
  • 3) Проверка первичной документации и правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

  • — с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • — с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срокрасчетным документам;
  • — с поставщиками по неотфактурованным поставкам:;
  • — по авансам выданным (следует иметь в виду, что с введением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном су6счете счета 60);
  • — с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • — с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
  • — с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

  • — договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
  • — счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях таможенные декларации);
  • — накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
  • — документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
  • — журналы регистрации счетов-фактур;
  • — книга покупок;
  • — регистры аналитического и синтетического учета.

Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).

В таблице 3.2 приведен примерный перечень процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить в ходе опроса.

Таблица 3.2 Оценка состояния внутреннего контроля.

Наименование процедуры контроля.

Конечные задачи процедуры контроля.

Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии.

Оценка наличия внутреннего контроля.

Прим.

«+».

«-».

1. Контроль законности совершения операций и создания первичного документа.

1) Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц.

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля.

V.

Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей.

V.

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений.

V.

2) Все хозяйственные операции совершаются с заключенными договорами и действующим законодательством.

Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству.

V.

Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии.

V.

2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов.

3)Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах.

V.

Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающей конкретные документы, за правильностью оформления документов.

V.

3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам.

4)Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт.

Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операций.

V.

Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдат. документу.

V.

4. Контроль полноты регистрации первичных документов.

5) Достижение уверенности в том, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны.

Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах.

V.

Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов.

V.

5. контроль точности регистрации и обработки первичных документов.

6) Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета.

Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета.

V.

Автоматический ввод бухгалтерской проводки документа с помощью соответствующих программных продуктов.

V.

Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку.

V.

6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов.

7) Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден.

Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре.

V.

Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату.

V.

Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером — исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов.

V.

7. Контроль документопотоков.

8) Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота.

Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками.

V.

Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов.

V.

8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информац.).

9) Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа.

Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности.

V.

Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них в обработке.

V.

9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД.

Практика ведения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа.

V.

10. Контроль организации хранения документов.

10) Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной док-ции на протяжении всего срока ее хранения.

Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требования нормативных актов в части организации архивной службы.

V.

Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков хранения первичной документации.

V.

Инвентаризация дел в архив.

V.

11. Контроль за истребованием кредиторской задолженности.

11) Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться соответствующая работа по ее истребованию.

Систематическая проверка службой внутреннего контроля своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий.

V.

Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности.

V.

12. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

12) Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета.

Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям.

V.

Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей.

V.

Разработка типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением.

V.

По данным вопросника положительные ответы на 8 из 12 на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных задач говорит о наличии в системе внутреннего контроля как минимум четырех слабых сторон, которые заключаются в следующем:

  • 1) возможное несоблюдение временной определенности;
  • 2) возможное допущение утери или исправления первичной документации на протяжении ее нахождения в обороте; и всего срока ее хранения;
  • 3) возможное допущение утери или исправления первичной документации на всего срока ее хранения;
  • 4) недостаточная уверенность в том, что с просроченной задолженностью будет проводиться соответствующая работа по ее истреблению.

На предприятии действует следующая система обмена информацией. Входящая первичная документация от поставщиков поступает в бухгалтерию, при этом не фиксируется в журнале, а сразу поступает к руководителю, где визируется и возвращается для дальнейшей обработки. Накладные передаются заведующему складом. Счета-фактуры вводятся в используемую компьютерную программу «1-С Предприятие», на основании введенных счетов-фактур формируется книга покупок.

На основании счетов, принятых к оплате составляются платежные документы, которые фиксируются и нумеруются в журнале учета платежных поручений. Принятые к оплате платежные поручения вносятся в компьютерную базу данных на основании банковских выписок с ежедневной сверкой по остаткам на расчетном счете.

Безналичные расчеты подтверждаются соответствующими кассовыми первичными документами и сверяются с программными кассовыми остатками на каждый день.

Выписанные счета-фактуры регистрируются в соответствующем журнале, на основании которого формируется книга продаж. К подшивкам документом существует свободный доступ, т.к. внутренний контроль за организацией хранения и выдачи документов не осуществляется. В целом внутренний контроль осуществляется слабо.

По данным результатов план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

  • — правовая оценка договоров с поставщиками и покупателями с позиций действующего законодательства;
  • — организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками, покупателями;
  • — организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и покупателями;

Содержание программы проверки учета расчетов с поставщиками и покупателями приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Планируемый аудиторский риск4%.

Планируемый уровень существенности 1%.

№.

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита.

Период проведения.

Исполнитель.

Первичные документы и регистры организации.

Примечание (рекомендуемые приемы проверки).

Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг.

01.11.2006.

Договоры, письма, счета-фактуры, приходные документы.

Прослеживание, подтверждение.

Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров, работ, услуг.

01.11.2006.

Акты о расхождении в количестве и качестве полученных ТМЦ

Прослеживание,.

Подтверждение.

Наличие подтверждающих документов на реализацию продукции, работ, услуг.

Договоры, письма, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ.

Примечание (рекомендуемые приемы проверки).

Установление соответствия занесения данных из счетов поставщиков в учетные регистры.

Регистры бухгалтерского учета, счетафактуры.

Прослеживание, подтверждение.

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.

Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам.

Прослеживание.

Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет с сомнительных долгов.

Аналитические данные к сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Подтверждение.

Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами.

Счета, приходные акты, накладные.

Сканирование, Подтверждение.

Проверка правильности составления корреспонденции счетов.

Регистры бухгалтерского учета, счета, платежные поручения.

Выборочная проверка, сопоставление.

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и покупателями.

Формы бухгалтерской отчетности.

Прослеживание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой