Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Элиты и система массового образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу осуществляемых функций и занимаемых ведущих позиций в обществе, элиты не только создают для себя свою образовательную систему и особую образовательную среду, но и оказывают влияние на массовую систему образования. Разрабатывая общественную идеологию и обосновывая образовательную политику государства, элита задает ценностные и целевые ориентиры для массовой школы. Культивируемый в массовой… Читать ещё >

Элиты и система массового образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В силу осуществляемых функций и занимаемых ведущих позиций в обществе, элиты не только создают для себя свою образовательную систему и особую образовательную среду, но и оказывают влияние на массовую систему образования. Разрабатывая общественную идеологию и обосновывая образовательную политику государства, элита задает ценностные и целевые ориентиры для массовой школы. Культивируемый в массовой системе образования дух конкуренции и соперничества усиливает селективный аспект деятельности массовой школы. Это придает ей роль механизма отбора одаренных индивидов, достойных последующего включения в элиту. Характерно, что, действуя таким образом, выразители интересов элиты приводят доказательства необходимости этой системы отбора в плане общественной справедливости (например, известная теория меритократии, тиражирующая цепочку личное усилие — лучшее образование — хорошая работа — материальный достаток — социальный успех — общественное уважение). При этом «забывается», что дети из семей, принадлежащих к элитным кругам, выведены за рамки системы конкурентного отбора и имеют заранее лучший старт.

Влияние элит может иметь дисфункциональные последствия для системы образования, в частности, для высшего образования на уровне региона или страны. Структура высшего образования в плане реестра специальностей должна определяться востребованностью профессий и специальностей местным рынком труда, динамикой миграционных обменов и ожидаемыми сдвигами в технологиях. Действия элиты при выборе программ высшего образования воспринимаются во многом как призыв «действуй, как я». Это и приводит к ажиотажному, а не экономически обоснованному спросу на некоторые специальности. Отмеченный спрос, подкрепленный политикой образовательных бюрократий, чутко реагирует на запрос элит и отображается в чрезмерных объемах предложения, порождая структурные диспропорции в совокупности выпускников. В итоге происходит перенасыщение рынка труда специалистами определенных профилей, глубокая деформация ценностной среды и образа жизни в сфере образования [В. Ф. Пугач, 2001; В. А. Медик, А. М. Осипов, 2003]. На карьеры детей элиты эта ситуация не оказывает влияния, так как их профессиональное становление подкреплено внеобразовательными ресурсами. Для неэлитарных групп, поддавшихся на ажиотажный спрос, рынок труда в лучшем случае представит малоперспективные массовые работы в качестве «белых воротничков».

В России с 1990;х гг. формируется система элитарного образования. Этот процесс отличается особой активностью в крупных городах. Возникают не только отдельные учреждения, но также их ассоциации. Но социологическое изучение элитарного образования в нашей стране начато сравнительно недавно, и оно заслуживает активного развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой