Оценка результатов пробы
Гарвардский степ-тест является разновидностью теста простой функциональной пробы, отличается от других тестов методической простотой и доступностью, поэтому широко применяется для массовых обследований. В качестве оценки физической подготовленности в данном случае используется анализ восстановления ЧСС после выполнения стандартизованной нагрузки. Физическая работа задается в виде восхождений… Читать ещё >
Оценка результатов пробы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физическую работоспособность оценивают, сравнивают с нормальными значениями РУ/С170для соответствующей категории испытуемых. Абсолютные значения PWCl70 находятся в прямой зависимости от размеров тела, поэтому для оценивания результатов пробы применяются относительные величины, соотнесенные с массой тела. Индивидуальные значения PWC170 зависят от пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающегося.
У спортсменов массовых разрядов в видах спорта на выносливость величина PWC170 составляет от 900 до 1400 кГм/мин, у мастеров спорта — от 1450 до 1950 кГм/мин. Величины РУСг70 для оценки физической работоспособности у лиц разного пола и возраста представлены в таблице 7.
Таблица 7
Оценка физической работоспособности у лиц разного пола и возраста по данным пробы PWCAF (по В. Л. Карпману, 1988).
Возраст, лет. | Физическая работоспособность, кГм/мин. | ||||
низкая. | ниже средней. | средняя. | выше средней. | высокая. | |
Женщины. | |||||
20—29. | 450—549. | 550—749. | 750—849. | ||
30—39. | 400—499. | 500—699. | 700—799. | ||
40—49. | 300—399. | 400—599. | 600—699. | ||
50—59. | 200—299. | 300—499. | 500—599. | ||
Мужчины. | |||||
20—29. | 700—849. | 850—1149. | 1150—1299. | > 1300. | |
30—39. | 600—749. | 750—1049. | 1050—1199. | ||
40—49. | 500—649. | 650—949. | 950—1099. | ||
50—59. | 400—549. | 550—849. | 850—999. |
Модификация теста PWC170 для плавания. В. Л. Карпман предложил модификацию данного теста для пловцов. Прямое измерение механической мощности в плавании практически невозможно, и для данной методики вместо значения мощности используется значение скорости плавания.
Длина дистанции (от 150 до 350 м) выбирается в зависимости от плавательной подготовленности испытуемого с тем расчетом, чтобы время работы составляло примерно 5 мин. Для данного теста важны следующие данные: 1) равномерность преодоления дистанции; 2) «попадание» в зону ЧСС от 100 до 130 уд./мин для первой нагрузки; 3) скорость плавания при второй нагрузке должна быть такой, чтобы второй показатель ЧСС отличался от первого не менее чем на 40 уд./мин. Для тестирования лиц среднего и старшего возраста величина физической работоспособности с коррекцией на возраст (PWCдр) рассчитывается по формуле (2). Поскольку максимальная ЧСС в плавании ниже, чем на суше, то из индикаторной величины F следует вычесть 10. Данный тест рассчитан на подготовленных занимающихся. Более того, предварительно нужно выбрать темп и скорость плавания, выполнив несколько пробных попыток.
Итоговые значения измеряются в единицах скорости плавания (м/с) и варьируют в диапазоне от 0,7 м/с для слабоподготовленных до 1,6 м/с для высококвалифицированных спортсменов. Нормативные значения для данного теста малоинформативны, так как на скорость плавания в большой степени влияет техника плавания. Однако эти измерения полезны для оценки динамики подготовленности при длительных наблюдениях за одним и тем же занимающимся.
Простые пробы с нагрузкой. Достоинством теста PWC170 является точность определения величины внешней выполняемой работы, а недостатком — необходимость использования велоэргометра, не всегда доступного лицам, занимающимся оздоровительной тренировкой.
Гарвардский степ-тест является разновидностью теста простой функциональной пробы, отличается от других тестов методической простотой и доступностью, поэтому широко применяется для массовых обследований. В качестве оценки физической подготовленности в данном случае используется анализ восстановления ЧСС после выполнения стандартизованной нагрузки. Физическая работа задается в виде восхождений на ступеньку, высота которой зависит от возраста, пола и физического развития испытуемого (табл. 8).
Таблица 8
Высота ступеньки и время восхождений при проведении гарвардского степ-теста.
Группа испытуемых. | Возраст, лет. | Высота ступеньки, см. | Время работы, мин. |
Мужчины. | Старше 18. | ||
Женщины. | Старше 18. | ||
Юноши. | 12—18. | 45—50. | |
Девушки. | 12—18. |
Группа испытуемых. | Возраст, лет. | Высота ступеньки, см. | Время работы, мин. |
Мальчики и девочки. | 8—11. | ||
То же. | До 8. |
Во время тестирования испытуемый должен совершить 30 подъемов на ступеньку за 1 мин. Подъем и спуск состоят из четырех последовательных движений, каждое из которых должно соответствовать удару метронома, установленному на 120 уд./мин: 1 — поставить на ступеньку одну ногу; 2 — другую; 3 — поставить на пол ногу, с которой начато восхождение; 4 — вернуться в исходное положение. Как в и.п., так и стоя на ступеньке, тело должно быть полностью выпрямлено. Во время выполнения теста можно сменить ногу, с которой начинается подъем.
Если испытуемый не может удерживать заданный темп восхождений в течение 20 с или прекращает работу, то при расчете учитывается фактическое время выполнения нагрузки.
После окончания нагрузки испытуемый сидя отдыхает. У него 3 раза по 30 с подсчитывается частота пульса: 1) от 60-й до 90-й с восстановительного периода; 2) от 120 до 150 с и 3) от 180 до 210 с. Индекс гарвардского степ-теста рассчитывается по формуле.
где t — время выполнения упражнения (c);/l5 /2, /3 — значения ЧСС (уд./мин). Ниже представлены нормативы для оценки величин ИГСТ для взрослых нетренированных лиц (студенты).
Величина ИГСТ.…Оценка
<55…Плохо.
- 55—64…Ниже средней
- 65—79…Средняя
- 80—89…Хорошо
- 90…Отлично
У высококвалифицированных спортсменов, тренирующихся на выносливость, величины ИГСТ составляют от 120 до 160. Данный тест рассчитан на испытуемых, имеющих неплохую физическую подготовку. При оценке физической подготовленности лиц старшего и тем более пожилого возраста, не участвующих в оздоровительных программах и ведущих сидячий образ жизни, оценка ИГСТ нецелесообразна.
12-минутный тест Купера получил довольно широкое распространение благодаря тому, что для его проведения не требуется никакого оборудования, а результаты ясны и не требуют специальной интерпретации. В то же время длина дистанции, которую надо преодолеть за 12 мин непрерывного бега, взаимосвязана с величиной МПК. Слабоподготовленные люди могут произвольно чередовать бег с ходьбой во время выполнения теста. Оценки физической подготовленности представлены в таблице 9.
Таблица 9
Оценка физической подготовленности по результатам забега на дистанцию, преодолеваемую за 12 мин (по К. Куперу, 1989).
Оценка физической работоспособности. | Длина дистанции (км) в зависимости от возраста занимающихся. | |||||
| го; 29 лет. | 39 лет. | 40— 49 лет. | 50— 59 лет. | 60 лет и старше. | |
Мужчины. | ||||||
Очень плохо. | < 2,1. | < 1,95. | < 1,9. | < 1,8. | < 1,65. | < 1,4. |
Плохо. | 2,1—2,2. | 1,95—2,1. | 1,9—2,1. | 1,8—2,0. | 1,65—1,85. | 1,4—1,6. |
Удовлетворительно. | 2,2—2,5. | 2,1—2,4. | 2,1—2,3. | 2,0—2,2. | 1,85—2,1. | 1,6−1,9. |
Хорошо. | 2,5—2,75. | 2,4—2,6. | 1,9—2,0. | 1,8—2,0. | 1,7—1,9. | 1,6—1,7. |
Отлично. | 2,75—3,0. | 2,6—2,8. | 2,5—2,7. | 2,45—2,6. | 2,3—2,5. | 2,1—2,4. |
Превосходно. | > 3,0. | > 2,8. | > 2,7. | > 2,6. | > 2,5. | > 2,4. |
Женщины. | ||||||
Очень плохо. | < 1,6. | < 1,55. | < 1,5. | < 1,4. | < 1,35. | < 1,25. |
Плохо. | 1,6−1,9. | 1,55—1,8. | 2,1—2,3. | 2,0—2,2. | 1,85—2,1. | 1,6−1,9. |
Удовлетворительно. | 1,9−2,1. | 1,8—1,9. | 1,7—1,9. | 1,6—1,8. | 1,5−1,7. | 1,4—1,55. |
Хорошо. | 2,1—2,3. | 1,9−2,1. | 2,5—2,7. | 2,45—2,6. | 2,3—2,5. | 2,1—2,4. |
Отлично. | 2,3—2,4. | 2,15—2,3. | 2,1−2,2. | 2,0−2,1. | 1,9−2,0. | 1,75—1,9. |
Превосходно. | > 2,4. | > 2,3. | > 2,2. | > 2,1. | > 2,0. | > 1,9. |
К. Купер разработал таблицы для оценки физической подготовленности при занятиях различными видами спорта. В таблице 10 приведены нормы по тесту для преодолеваемой дистанции во время 12-минутного плавания.
Во время теста требуется проплыть наибольшую дистанцию любым способом. Можно чередовать плавание с отдыхом, который входит в суммарное время теста. Недостатком теста Купера является то, что в нем не учитывается напряженность деятельности кардиореспираторной системы; хорошие результаты могут показать испытуемые, которые знакомы с протоколом тестирования и умеющие правильно распределить силы на дистанции. Следует отметить, что степень владения навыком плавания у разных людей может сильно различаться, поэтому тест с беговой нагрузкой в большей степени отражает уровень аэробных возможностей организма и значительно лучше может предсказывать МПК, чем длина дистанции, проплываемая за 12 мин.
Тест можно проводить лишь при хорошем самочувствии участников, а для лиц пожилого возраста — только после консультации с врачом.
Таблица 10
Оценка физической подготовленности по результатам плавания на дистанцию, преодолеваемую за 12 мин (по К. Куперу, 1989).
Оценка физической работоспособности. | Длина дистанции (м) в зависимости от возраста занимающихся. | |||||
| 20— 29 лет. | 30— 39 лет. | 40— 49 лет. | 50— 59 лет. | 60 лет и старше. | |
Мужчины. | ||||||
Очень плохо. | < 450. | < 350. | < 325. | < 275. | < 225. | < 225. |
Плохо. | 450—550. | 350—450. | 325—400. | 275—350. | 225—325. | 225—275. |
Удовлетворительно. | 550—650. | 450—550. | 400—500. | 350—450. | 325—400. | 275—350. |
Хорошо. | 650—725. | 550—650. | 500—600. | 450—550. | 400—500. | 350—450. |
Отлично. | > 725. | > 650. | > 600. | > 550. | > 500. | > 450. |
Женщины. | ||||||
Очень плохо. | < 350. | < 275. | < 225. | < 175. | < 150. | < 150. |
Плохо. | 350—450. | 275—350. | 225—325. | 175—275. | 150—225. | 150—175. |
Удовлетворительно. | 450—550. | 350—450. | 325—400. | 275—350. | 225—325. | 175—275. |
Хорошо. | 550—650. | 450—550. | 400—500. | 350—450. | 325—400. | 275—350. |
Отлично. | > 650. | > 550. | > 500. | > 450. | > 400. | > 350. |