Цели, принципы и методы закупок
Экспертно-балльный метод. Данный метод применяется в тех случаях, когда среди оцениваемых критериев присутствуют и сложно формализуемые. В этом случае легко формализуемые критерии, такие как цена, финансовые показатели оцениваются аналогично балльному методу оценки, а остальные определяются в баллах экспертами. Этот метод, как и «мягкий рейтинг», менее «прозрачен». В результате составляется… Читать ещё >
Цели, принципы и методы закупок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как любая область знаний прокьюремент имеет свои цели, мето ды и принципы.
Главной целью прокьюремента является:
наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организаций (предприятий) в товарах, работах и услугах.
Цели прокьюремента могут быть достигнуты за счет реализации следующих принципов:
- · открытость и прозрачность;
- · равенство и справедливость;
- · эффективность;
- · экономичность;
- · подотчетность и ответственность;
- · конкурентность.
Основным принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость и прозрачность. Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Все реализуемые процедуры и принимаемые решения должны быть прозрачными для контролирующих органов, должны документироваться с четким изложением всех мотивировок выбора и иных действий организатора закупки. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством от коррупции.
Принцип равенства и справедливости заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковые.
Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.
Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность.
Подотчетность и ответственность. При проведении закупок организатор должен четко соблюдать установленные правила и процедуры, неся ответственность за проведение закупки. Конкурентность. Выбор контрагента проводится на принципах состязательности — поставщики должны конкурировать за получение заказа Применение этих принципов в полной мере способствует достижению общих целей, стоящих перед системой государственных закупок.
Методы закупок. Чтобы система достигала поставленных целей, создается и внедряется соответствующий механизм построения производственно-хозяйственных отношений по выбору потенциальных деловых партнеров.
Механизм закупок прописывается в законодательных актах страны (чаще законах) и является обязательным для исполнения. Современные технологии конкурсных торгов позволяют не только сформировать конкурентную среду, обеспечить формирование рыночной экономической политики, проводимой государством, но и более качественно разрабатывать содержание контрактов, принимать оптимальные решения, снижать риск заказчика, сокращать сроки закупочных кампаний, а, следовательно, — повышать эффективность госзакупок. Основой механизма выступают методы закупок, а конечной целью — заключение госконтракта (контракта). Именно в момент заключения контракта заказ признается размещенным.
Оценка балльным методом Таблица.
Критерий. | Коэффициент весомости. | Поставщик 1. | Поставщик 2. | Поставщик 3. | Поставщик 4. |
1. Цена (млн. руб.). | 0.7. | 2.5. | 2.4. | 2.2. | 1.9. |
В баллах. | |||||
В баллах с учетом весомости. | |||||
2. Производи-тельность (тонн). | 0.3. | ||||
В баллах. | |||||
В баллах с учетом весомости. | |||||
Суммарная оценка. | 1,0. | 3.7. | 1.13. | 5.66. | 7.89. |
Место. |
(2).
где: — балльная оценка j-го показателя для i-го поставщика;
— значение j-го показателя для i-го поставщика в натуральных единицах измерения;
— лучшее значение j-го показателя среди всех предложений;
— худшее значение j-го показателя;
— максимальный балл (обычно = 10);
— минимальный балл (обычно он равен 0 или 1).
Мягкий рейтинг. Согласно данному методу предложения ранжируются при помощи балльной оценки или иного метода, а затем из нескольких лучших предложений комиссия выбирает победителя на основании экспертной оценки ее членов. Данный метод применяется достаточно редко из-за непрозрачности принятия решений.
Экспертно-балльный метод. Данный метод применяется в тех случаях, когда среди оцениваемых критериев присутствуют и сложно формализуемые. В этом случае легко формализуемые критерии, такие как цена, финансовые показатели оцениваются аналогично балльному методу оценки, а остальные определяются в баллах экспертами. Этот метод, как и «мягкий рейтинг», менее «прозрачен». В результате составляется концепция закупок, включающая: перечень закупаемых товаров; количество; тип поставки; тип закупки; сроки поставки, условия доставки, сроки установки; сроки проведения торгов; сроки выполнения контракта; условия оплаты; ответственные лица на каждом этапе.