Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет наличия и движения основных средств на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дебет 99 (80) Кредит 91−1 (47) — отражен финансовый результат от ликвидации Ликвидацию объекта основных средств (разборку, слом, демонтаж) комиссия ОАО «Автобазы № 1» оформляет актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4). Причиной выбытия основных средств может послужить: ликвидация, передача другим предприятиям, недостача и другие. На основании акта, утвержденного руководителем… Читать ещё >

Учет наличия и движения основных средств на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности на предприятии поступают и передаются в эксплуатацию основные средства. Они изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, перемещаются, выбывают с предприятия вследствие морального и физического износа или нецелесообразности дальнейшего использования.

Наличие и движение основных средств на предприятии ведется в первоначальной оценке.

Синтетический учет основных средств, их поступления и выбытия на ОАО «Автобазе № 1» ведется на счетах: 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 1 «Реализация и прочие выбытие основных средств».

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе. По дебету счета отражается поступление и принятие на баланс объектов основных средств, а также увеличение их стоимости; по кредиту отражается выбытие и уменьшение стоимости объектов основных средств.

Часть основных фондов на предприятие сформирована за счет вклада учредителей в уставный капитал. При оприходовании основных средств, поступивших от учредителей, в счет формирования уставного капитала в 1992 г., на сумму их первоначальной стоимости была сделана проводка:

Дебет 01 Кредит 75.

Одновременно была отражена сумма износа этих средств:

Дебет 75 Кредит 02.

В течение 2001 г. на баланс предприятия поступали различные основные средства, общая стоимость их составила 7 420 000 руб. Среди поступивших средств были сооружения, принятые на баланс в порядке капитального строительства, различное оборудование, а также транспортные средства.

Стоимость капитального строительства накапливалась в дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в течение 2000;2001 гг. По окончании строительства, руководством предприятия была назначена приемочная комиссия, которая составила акт, где были указаны готовность основного средства к производственной деятельности, качество выполненных работ, наличие недоделок, которые должны быть устранены, сроки их устранения и т. п. При принятии на баланс сооружений по законченному капитальному строительству, бухгалтерией предприятия была составлена проводка:

Дебет 01 Кредит 08 — на сумму первоначальной стоимости объекта Купленное оборудование было принято на баланс после его монтажа. Все затраты без учета НДС, т. е. стоимость этого оборудования, его монтажа, также собирались на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затем на основании акта приемочной комиссии основное средство было принято на баланс и составлена проводка:

Дебет 01 Кредит 08 — на сумму первоначальной стоимости основного средства Стоимость приобретенных транспортных средств отражалась на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» без учета НДС. На дебет счета 08 также были отнесены расходы по доставке и сумма налога на приобретение транспортного средства, которые и сформировали первоначальную стоимость транспортного средства. На баланс предприятие эти средства приходуются по сформировавшейся первоначальной стоимости:

Дебет 01 Кредит 08.

Поступление основных средств на ОАО «Автобазе № 1» оформляется актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая Форма № ОС-1). Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в технический или другой отделы предприятия. Акт приемки-передачи составляется двумя сторонами — передающей и принимающей объект, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Основное средство зачисляется на баланс предприятия только по приказу директора. Бухгалтерия ОАО «Автобазы № 1» указывает соответствующую корреспонденцию счетов.

Здания и сооружения учитываются в инвентарных карточках (форма № ОС-6) Машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь — в форме № ОС-7. Инвентарные карточки заполняются на основе первичных документов — актов, технических паспортов и другой документации. Они ведутся в бухгалтерии на каждый объект и заполняются в одном экземпляре. Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке инвентарных объектов по классификационным группам основных средств, а внутри этих групппо месту нахождения (использования). С целью контроля за сохранностью инвентарные карточки регистрируются в «Описи инвентарных карточек по учету основных средств» (форма № ОС-10), которая используется для проведения инвентаризации. Для этих целей опись ведется по квалификационным группам основных средств, месту их установки в разрезе инвентарных объектов.

Зарегистрированные в описи карточки помещаются в картотеку основных средств, где их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групппо местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.

Переоценка стоимости основных средств на ОАО «Автобазе № 1» производится 1 раз в год на основании приказа руководителя, путем применения индексов переоценки, установленных Минфином РФ. Переоценка отражается в учете проводками:

Дебет 01 Кредит 83 (по старому плану счетов счет 87) — отражена сумма дооценки при увеличении стоимости объекта основных средств.

Дебет 83 (87) Кредит 02 — отражена сумма дооценки при увеличении суммы износа основных средств Выбытие и снятие с учета основных средств на предприятие, происходит в результате невозможности дальнейшей эксплуатации объекта из-за морального и физического износа или других обстоятельств, приведших к ликвидации основного средства; реализации или безвозмездной передачи объекта другому физическому или юридическому лицу. Учет операций по выбытию основных средств осуществляется на счете 91 (47) «Прочие доходы и расходы» субсчет «Реализация и прочее выбытие основных средств» . По дебету счета 91−1 «Реализация и прочее выбытие основных средств» отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные расходы, связанные с выбытием основных средств. В кредит счета 91−1 относится сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручка от реализации имущества.

Сделка по реализации основных средств оформляется договором купли-продажи, подписанным руководителем предприятия. Продажа осуществляется по рыночной стоимости, устанавливаемой специалистами из территориального органа, курирующего ценообразование. Результаты от реализации объектов основных средств, списываются на счет 99 «Прибыли и убытки» (по старому плану счетов сч.80). В течение 2001 г. в ОАО «Автобаза № 1» выбыло основных средств на сумму 4 610 000 руб.

Реализация основных средств осуществлялась предприятием с рассрочкой платежа. Бухгалтерский учет велся по старому плану счетов. В 2002 г. должны быть составлены следующие бухгалтерские проводки по новому плану счетов. В скобках указываются как составлялись проводки по бухгалтерскому учету данных операций по старому плану счетов.

Дебет 91−1 (47) Кредит 01 — продажная стоимость основного средства.

Дебет 02 Кредит 01 — списана начисленная амортизация.

Дебет 91−1 (47) Кредит 76 60,23 — начислены расходы по продаже.

Дебет 76 Кредит 91−1 — начислена сумма ожидаемой выручки.

Дебет 91−1 Кредит 76/НДС — отражен НДС от ожидаемой выручки.

Дебет 91 Кредит 99 — отражена сумма ожидаемой прибыли (убытка) от реализации При поступлении денежных средств на расчетный счет предприятия составляются проводки:

Дебет 51 Кредит 76 — отражена сумма полученных денежных средств.

Дебет 76/НДС Кредит 68 — отражена сумма НДС в бюджет Следует отметить, что выручка от реализации основных средств, не всегда поступала на расчетный счет предприятия в сроки, установленные договором купли-продажи.

При отражении операции по безвозмездной передаче основных средств, в бухгалтерии ОАО «Автобаза № 1» составляются проводки:

Дебет 91−1 (47) Кредит 01 — списана остаточная стоимость основного средства.

Дебет 02 Кредит 01 — списана начисленная амортизация.

Дебет 91−1 (47) Кредит 68/НДС — отражена сумма НДС, исчисленная от остаточной стоимости основного средства исходя из рыночных цен.

Дебет 84 (88) Кредит 91−1 (47) — отражен убыток от передачи основного средства. Передача основных средств проходила после переоценки, однако, сумма дооценки не уменьшала убытка от безвозмездной передачи основного средства.

Ликвидация основных средств в результате невозможности дальнейшего использования из-за физического износа, отражается в бухгалтерском учете предприятия следующим образом:

Дебет 91−1 (47) Кредит 01 — списана остаточная стоимость основного средства.

Дебет 02 Кредит 01 — списана начисленная амортизация.

Дебет 91−1 (47) Кредит 76 (60,23) — начислены расходы по продаже.

Дебет 10,12 Кредит 99 (80) — оприходованы материалы, полученные при ликвидации.

Дебет 99 (80) Кредит 91−1 (47) — отражен финансовый результат от ликвидации Ликвидацию объекта основных средств (разборку, слом, демонтаж) комиссия ОАО «Автобазы № 1» оформляет актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4). Причиной выбытия основных средств может послужить: ликвидация, передача другим предприятиям, недостача и другие. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта. Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов и т. п. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте.

Для поддержания основных средств в рабочем состоянии необходим их ремонт. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств. 11].

Согласно учетной политике, принятой на ОАО «Автобаза № 1», затраты на капитальный ремонт основных средств, списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере возникновения. Учет затрат на все виды технического обслуживания или ремонта основных средств ведется с соблюдением сметы затрат. Расходы на ремонт, выполненный подрядным способом, отражаются проводкой:

Дебет 20 Кредит 60 — на сумму фактических затрат на ремонт определяется согласно счету подрядной организации, производившей ремонт, принятому к оплате (без НДС).

При выполнении ремонта хозяйственным способом, объект основных средств передают в ремонтный цех. Внутреннее перемещение основных средств из отдела, участка в ремонт, а также, их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (Ф. № ОС-2). Она содержит фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств. Расходы на ремонт, выполненный собственными силами собираются по элементам на счете 23 «Вспомогательные производства» :

Дебет 23 Кредит 10,12,70,69.

Затем суммы данных расходов списывают на издержки производства: Дебет 20 Кредит 23.

Ремонтный фонд на предприятии не создавался, так как величина затрат на текущий ремонт была не большой и списывалась достаточно равномерно. В настоящее время на предприятии затраты на ремонт возросли. Это связано с одной стороны с увеличением стоимости материалов, с другой стороны с увеличением доли изношенности оборудования.

Следует отметить, что «Автобаза № 1», для организации учета, используется бухгалтерская программа «Интегратор». И хотя многие участки бухгалтерского учета автоматизированы, некоторые участки учета основных средств ведутся вручную. В частности не применяются возможности программы для расчета амортизации, переоценки основных средств, созданию и обработке технической документации. Эти операции делаются вручную, так как при помощи данной программы это сделать невозможно.

Инвентаризация в ОАО «Автобазе № 1» проводится согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых результатов, а также Положению о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации. В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их техническое состояние.

Инвентаризацию основных средств проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия 1 раз в год. До начала инвентаризации производится выверка данных бухгалтерского учета о наличии и техническом состоянии всех находящихся на заводе основных средств, проверяют наличие и состояние технических паспортов, инвентарных карточек, уточняют перечень основных средств по местам нахождения. При инвентаризации члены комиссии в присутствии лиц, ответственных за сохранность основных средств, осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. По однотипным предметам хозяйственного инвентаря одинаковой стоимости поступившим одновременно в один отдел, данные о которых отражаются в инвентарной карточке группового учета, сведения в описях приводят по наименованиям с указанием количества предметов. Данные о непригодных к эксплуатации и восстановлению основных средств вносят в отдельные инвентаризационные описи.

На предприятии не разрешается проводить инвентаризацию не в полном составе инвентаризационной комиссии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой