Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы учета продаж сельскохозяйственной продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время «товаропроизводителям» в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют… Читать ещё >

Теоретические основы учета продаж сельскохозяйственной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса организации. Это изделие и предметы, полностью законченной обработкой в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.

Основную массу произведенной продукции сельскохозяйственные предприятия реализуют. Они реализуют также выполненные на сторону услуги и работы вспомогательных, обслуживающих производств.

При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время «товаропроизводителям» в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством. Однако устанавливаются объемы поставок и закупок и для государственных нужд.

Коренная перестройка экономических отношений в АПК повлекла за собой существенные изменения в системе бухгалтерского учета. В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», данным Положением чётко определена структура расходов и доходов, которые списываются на финансовые результаты. Ученые и специалисты ведут споры по поводу целесообразности выбора того или иного варианта. Первый вариант признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции является традиционным для отечественного учёта. Он чаще используется организациями еще и потому, что в условиях инфляции и неплатежей как бы гарантирует финансовую возможность расчётов с бюджетом по налогам, поскольку деньги от покупателей зачислены на счета организаций.

Грекова З.Н. и Кочурова Л. И. [25] считают, что если оценивать выручку по мере поступления платежей, то отдельные предприятия зачастую не спешат выполнить свои обязательства по отгрузке товаров и оказанию услуг, стараясь воспользоваться деньгами в своих интересах. А если вовремя отгружают, то или не ту продукцию, или не в том объеме, или не того качества. В результате у покупателя растёт дебиторская задолженность, которая впоследствии ведёт к убыткам и возникновению арбитражных споров.

К примеру Вамисоникова Н. В. считает, что внешний пользователь отчётности, анализируя баланс предприятия, приказом об учётной политике, в котором выбран способ определения финансового результата от реализации по мере поступления от покупателей оплаты, не сможет определить фактическую сумму задолженности дебиторов, необходимую для оценки его финансового состояния [26].

Однако, Грекова З. Н. и Кочурова Л. И. считают, что при оценке выручки по мере отгрузки ситуация усложняется тем, что товар отгружен, а деньги на расчетный счёт не поступили. Получается, что предприятие рентабельное, но не платежеспособное. К тому же оно еще обязано платить пеню за каждый день просрочки налоговых платежей [25]. Далеко не всегда и не от всех дебиторов задолженность бывает получена в полном объеме. Предприятие, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 июля 1998 г. № 34 н «может создавать резервы сомнительных долгов по расчётам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты». «Очевидно, что во втором случае предписываемый нормативными документами порядок приводит к завышению отражаемой в учёте прибыли, что происходит из-за отражения нереальной к получению задолженности как высоколиквидного актива. Таким образом, создается препятствие для реализации принципа осмотрительности, заключающегося в большей готовности к бухгалтерскому учёту потерь (расходов) и пассивов, чем возможных активов и доходов», считает Вамисоникова Н. В. 26]. В то же время «метод определения выручки по отгрузке», по мнению Грековой З. Н. и Кочуровой Л. И. 25] имеет ряд существенных недостатков: по налоговому законодательству предоплата влечёт за собой применение этого метода определения выручки от реализации и предъявления покупателю расчётных документов. Здесь многое зависит от предприятия, получившего предоплату: оно может задержать отгрузку товаров по различным причинам. Но если даже продукция отгружается своевременно, то у предприятия покупателя все равно проблемы: покупатель вынужден ждать продукцию какое-то время после того, как деньги перечислены на расчетный счёт поставщика. И как результат — замедление оборачиваемости оборотных средств, снижение коэффициента покрытия. Имеются проблемы и у предприятия — поставщика. Получив предоплату, оно обязано перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость, не оказав услуг и не выполнив работ по отгрузке товаров. В случае, если покупатель отказывается от товара, поставщик не в состоянии вернуть ему все деньги, так как часть из них перечислена в бюджет в виде налогов.

Бровина Т.М., свидетельствуя в пользу выбора второго варианта учёта реализации «по отгрузке» утверждает, что из-за снижения размеров дебиторской задолженности предприятие, применяющее вариант учёта реализации продукции «по оплате» — будет иметь (при прочих равных условиях) более низкие значения коэффициента промежуточного покрытия и коэффициента текущей ликвидности, чем предприятие, применяющее другой вариант учёта реализации. А оценка финансового положения предприятия при выборе предприятия-партнера дается на основе вышеупомянутых показателей [27].

Поэтому Грекова З. Н. и Кочурова Л. И. считают, что нельзя платить свои долги и взыскивать чужие по прежней оценке, так как их обесценивание ведет к тому, что одни предприятия живут за счёт других [25]. Решение данной проблемы эти авторы видят в законодательном порядке решения взаимных претензий предприятий с учётом периодически публикуемого коэффициента инфляции.

Сохраняя за хозяйствующим субъектом право на самостоятельный выбор момента признания финансового результата от реализации полученного, Карандашева И. И. считает, что необходимо изменить порядок отражения реализации в бухгалтерском учёте продавца при установлении им момента реализации «по оплате» в целях реального отражения произошедшей продажи (реализации). При выборе предприятием способа признания финансового результата от реализации «по отгрузке» эти моменты будут совпадать, а способа «по оплате» — рассматриваться для целей бухгалтерского учёта обособленно [28].

Итак, обобщая все вышесказанное, следует отметить, что каждый из методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) имеет как достоинства, так и недостатки. При сложившейся в настоящее время в России экономической ситуации, когда проблема неплатежей является одной из основных, «момент реализации — оплата» является одним из самых действенных инструментов ухода от извечного парадокса бухгалтерского учета: «прибыль у предприятия есть, а долги оплачивать нечем», который создает существенные трудности и при гораздо более благоприятной экономической обстановке.

Но наиболее грамотным и обоснованным является предложение Бровиной Т. М. [27] шире использовать мировой опыт и отечественную практику внешней торговли. В частности, в странах с развитой рыночной экономикой для того, чтобы покупатель быстрее расплатился за поставленные товары, в контракт вносятся поправки на условия платежа: за сокращение сроков расчетов предоставляются скидки до 5% от стоимости сделки. Применение скидок при оплате в срок побуждает покупателей своевременно оплачивать счета. А при такой заинтересованности покупателей предприятие — поставщик может смело переходить на метод учета реализации продукции «по отгрузке». В настоящее время государство пытается решить проблему неплатежей в АПК страны. Так, статья 15 Федерального закона гласит: «безналичные расчёты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории РФ, производятся инкассо, если иной порядок не предусмотрен в договоре. Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, также за продовольствие, поставленное торговым организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней после поступления расчётных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчёты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие осуществляется посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц». Однако, как будет выполняться данный закон на практике, покажет время. В процессе сбытовой деятельности хозяйств агропромышленного комплекса возникают дополнительные затраты, связанные с реализацией продукции. Такие затраты и виды работ относятся к коммерческим расходам. Коммерческие расходы в основном возникают на завершающем этапе кругооборота средств. Эти расходы позволяют формировать товарное содержание продукции. Удельный вес таких расходов в полной себестоимости по сельскохозяйственным предприятиям может колебаться (по стандартным продуктам) от 5,9 до 37,0%.

Часть хозяйств относят затраты такого рода либо на счет 20 «Основное производство» субсчета 1-«Растениеводство» и субсчёта 2-«Животноводство» с последующим распределением по видам и группам культур или с последующим отнесением этих расходов в конце года на производственную себестоимость продукции животноводства, либо относят коммерческие расходы непосредственно на реализованную продукцию, то есть на счет 45 .

По мнению Голованова А. А. [29] экономически обоснованным является такой порядок ведения учета коммерческих расходов, когда все расходы по сбыту продукции предварительно учитывают на счете 43, а затем ежемесячно списывают со счета 43 на счета 45 или 46 в полной сумме или в доле, относящейся соответственно к отгруженной или реализованной продукции.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 г. Перешли на расчет с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановлением Правительства от 29 июля 1996 г. № 914 (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 1998 года № 108) утверждено: типовая форма счёта — фактуры, порядок ведения журналов учёта счетовфактур двух видов: журнала учёта выдаваемых покупателю счетов-фактур и журнала учёта полученных от поставщиков счетов — фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетовфактур покупателями в Книге продаж, а полученных от поставщиков — в Книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия [30].

Мы согласны с мнением Захаровой А. В. и считаем, что облегчив работу налоговой службы, Указ Президента РФ существенно усложнил работу бухгалтеров, так как сведения книги продаж и книги покупок не могут быть использованы предприятием для начисления налога. Все вышеперечисленные документы не представляют для бухгалтеров никакого интереса, так как не несут в себе ничего нового или полезного в учётной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой