Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Транспортная инфраструктура Республики Саха (Якутия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными специализированными автоперевозчиками являются ОАО «Сахаавтотранс» (центральные и южные районы), ОАО «Сахазолототрансснаб» (восточные и арктические районы). Кроме того, значительные объемы перевозок осуществляет ведомственный транспорт таких предприятий, как ПУ «Алмаздортранс», АК «АЛРОСА», АО «Якутгазпром», ЗАО «Якутскстройматериалы», ЗАО «Якутскпромстрой», АК «Вилюйгэсстрой», АТП… Читать ещё >

Транспортная инфраструктура Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и в других сибирских регионах, формирование поселений и развитие производительных сил в основном определялось наличием крупной водной магистрали, в данном случае р. Лены с ее крупными притоками, а также рр. Яны, Колымы, Индигирки. Основной транспортной магистралью по-прежнему является р. Лена. Ее путь от Байкальского хребта до Ледовитого океана — 4400 км, по длине она входит в мировую десятку гигантов. Воднотранспортный комплекс республики является основой ее транспортной системы и в экономически обозримой перспективе сохранит это значение. Именно водный транспорт обеспечивает транспортную доступность всех местностей на территории республики. Лишь 16,5% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного обслуживания по железной дороге, имеющей протяженность по всей территории всего 122 километра. Суммарная протяженность внутренних водных путей составляет 10 709 километров или более 90% всей протяженности путей сообщения республики.

В настоящее время транспортная система Якутии — это крупнейшая отрасль, обеспечивающая жизнедеятельность всего экономического комплекса и социальной сферы региона. В транспортном комплексе занято более 32 тыс. человек, он включает более 300 крупных, средних и малых транспортных предприятий. Внутреннюю транспортную сеть региона составляют 685 км железнодорожных путей, более 25 тыс. км автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием 5,6 тыс. км, 16,8 тыс. км водных путей.

Кроме водного, Республика Саха (Якутия) располагает всеми другими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным. Их развитие — одна из главных экономических задач республики. В последние годы ресурсное обеспечение стало одним из наиболее существенных факторов, дестабилизирующих ее экономику. Это обусловлено тем, что с разрушением существовавшего ранее относительно четкого, централизованного порядка досрочного завоза грузов в районы Крайнего Севера, в полной мере начали себя проявлять все негативные последствия главной особенности транспортной системы Якутии — сезонности функционирования водного транспорта. Связанная с этим необходимость мобилизации в короткий срок огромных кредитных ресурсов для проведения летней навигации и последующее замораживание их в товарных запасах в зимний период создают напряженность во всей финансовой системе республики. Ограниченность ресурсов в сочетании с ухудшением условий кредитования привели к снижению объемов ввоза продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в 1992;1994 годах на 60%. Помимо уменьшения внутреннего и внешнего товарооборота, сезонность работы транспортной системы приводит к многочисленным перевалкам грузов, гипертрофированному развитию складского хозяйства.

Всего в республике имеется 500 км железных дорог. Одним из стратегических направлений экономического развития республики является дальнейшее строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск общей протяженностью 955 км. В настоящее время эксплуатируется около 150 км пути. Перевозки грузов на этом участке выросли за десять лет с 632 тыс. т до 1500 тыс. т. В структуре перевозок грузов 80% занимает перевозка угля. При этом затраты на перевозку угля по железной дороге в 3 раза ниже, чем автомобильным транспортом.

Организация железнодорожных перевозок положительно отразилась на улучшении транспортного обслуживания и позволила оперативно решать вопросы, связанные с доставкой грузов в республику. Приход железной дороги коренным образом меняет сложившуюся транспортную инфраструктуру, позволит осуществить переход к круглогодичной схеме обеспечения центральной части республики, ликвидировать фактор сезонности доставки грузов, сократил сроки пребывания грузов в пути и возврата финансовых средств, а так же исключает необходимость привлечения больших заемных средств на северный завоз грузов.

С 2000 г. перевозки по строящемуся участку железной дороги осуществляются Южно-Якутским филиалом «Якутжелдорстрой» акционерной компании «Железные дороги Якутии». Анализ работы предприятия показывает стабильный рост объемов грузопереработки, рост производительности труда, улучшение качественных показателей. Однако слабая материально-техническая база перевозочного процесса (всего 5 магистральных тепловозов, требующих капитального ремонта) вынуждает предприятие пользоваться услугами сторонних организаций. Кроме того, Техническое состояние верхнего строения пути и искусственных сооружений позволяет осуществлять движение поездов с ограниченным сцепным весом до 1.5 — 1,8 тыс. тонн и с ограниченной скоростью, всего 20 км/ч. Дальнейший рост грузоперевозок требует завершения строительства постоянных устройств, зданий, развития локомотивных депо, искусственных сооружений, верхнего строения пути.

Протяженность автодорог общего пользования около 20 тыс. км, из них с твердым покрытием 7,3 тыс. км. 12,4 тыс. км представлены автозимниками. Грузовой автомобильный транспорт республики представлен 42 тыс. ед., из них в государственной собственности находится 41%. Износ подвижного состава достигает 80%. В общей протяженности дорог с твердым покрытием (6660 км) доля усовершенствованного типа покрытия составляет 8,2%, переходного — 91,8%. Если на федеральных дорогах усовершенствованный тип покрытия составляет 15,2%, то на республиканских — 5,9%. По удельному весу автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия Республика Саха (Якутия) занимает 77 место в России.

В сети автомобильных дорог общего пользования на долю грунтовых автомобильных дорог и автозимников приходится 12 511 км, что составляет 65,3%. По сравнению с 1991 годом сеть автомобильных дорог общего пользования увеличилась вдвое. Прирост протяженности произошел, в основном, за счет развития местной сети и включения в перечень дорог общего пользования ряда ведомственных и бывших внутрихозяйственных дорог.

Основными специализированными автоперевозчиками являются ОАО «Сахаавтотранс» (центральные и южные районы), ОАО «Сахазолототрансснаб» (восточные и арктические районы). Кроме того, значительные объемы перевозок осуществляет ведомственный транспорт таких предприятий, как ПУ «Алмаздортранс», АК «АЛРОСА», АО «Якутгазпром», ЗАО «Якутскстройматериалы», ЗАО «Якутскпромстрой», АК «Вилюйгэсстрой», АТП «Якутскстрой», АК «Якутскэнерго». Доля грузов, перевозимых частными перевозчиками, растет гораздо быстрее, чем государственных предприятий. Наибольшая доля из всех перевозок грузов приходится на Мирнинский район (33%), г. Якутск с подведомственной территорией (8%), Ленский район (4%). В перспективе — строительство автодорог «Вилюй» Якутск-Усть-Кут общей протяженностью 2242 км, «Амга» Якутск — морской порт Аян (1221 км), «Колыма» Якутск — Магаданская обл. (1197 км). Трасса «Вилюй» должна связать республику с единой российской автодорожной сетью.

За последние четыре года в результате некоторой стабилизации экономики и финансовой системы республики объемы перевозок грузов соответствуют сложившимся на рынке автомобильного транспорта потребностям. Положительным фактором в упорядочении перевозок и их государственном регулировании явилось введение в 1998 году государственного заказа на перевозки основных видов грузов, которое привело к улучшению расчетов за транспортные услуги автотранспортным предприятиям, финансовой стабилизации предприятий, снижению социальной напряженности по выплате задолженности по заработной плате.

На территории республики осуществляют перевозки 10 авиакомпаний различных форм собственности, на балансе которых находится 331 воздушное судно это — ИЛ-76, ТУ-154, АН-12, АН-24, АН-74, ЯК-40, АН-2, МИ-8, МИ-2, Л-410. В настоящее время основная масса грузовых перевозок осуществляется самолетами АН-12, так как для приема самолетов ИЛ-76 круглогодично открыто 4 аэропорта. Это создает дополнительные перевалки в пути следования, что отражается на стоимости завозимого груза. На территории Якутии находятся 38 сертифицированных аэродромов, из них 9 аэродромов с искусственной взлетно-посадочной полосой. В технически непригодном состоянии находятся взлетно-посадочные полосы аэропортов Белая Гора, Среднеколымск, Зырянка, закрыт аэропорт Чокурдах для самолетов АН-24, АН-12 из-за разрушения искусственного покрытия полосы. Состояние средств аэродромного обеспечения не отвечает требованиям нормативных документов Гражданской авиации России, износ специализированной техники составляет более 70%. На протяжении последних 10 лет капитальный ремонт взлетно-посадочных полос не производился ни на одном из аэродромов Якутии. Дестабилизирующим фактором для авиакомпаний стали неплатежи между предприятиями, устаревшая авиационная техника, требующая больших затрат на ремонт и эксплуатацию, огромная разница между тарифами и реальной себестоимостью рейсов на воздушных местных авиалиниях, доходы от использования воздушных судов не покрывают расходы на содержание всего авиационного хозяйства.

Взаимодействие видов транспорта в республике в последние годы меняется количественно и качественно. Прежде всего: меняется конфигурация транспортной сети, прежние транспортные узлы теряют свое значение, набирают силу и значение новые пункты взаимодействия видов транспорта. В перспективе, с введением в эксплуатацию железной дороги до Якутска, схема взаимодействия будет наиболее полной, обеспечивающей регулярность и эффективность перевозок.

Однако вопросы взаимодействия видов транспорта надо рассматривать в более широком географическом аспекте, включая весь Ленский бассейн. В течение длительного периода практически вся перевалочная работа в Ленском бассейне была ориентирована на Осетровский воднотранспортный узел. С 1960 по 1990 г. объем смешанных железнодорожно-водных перевозок вырос впятеро. Наибольшего уровня объем перевалки составил в 1990 г., когда с железной дороги было принято и отправлено водным транспортом 1650 тыс. т. При этом 422 тыс. т было переработано по прямому варианту. Около 1 млн. т тарно-штучных грузов прибывало по железной дороге в сквозных транспортных пакетах и перегружалось блок-пакетами в речные суда. Свыше 600 тыс. т грузов прибывало и отправлялось в крупнотоннажных контейнерах, что являлось одним из самых высоких показателей на речном транспорте.

Ленско-Осетровский транспортный узел стал базой для внедрения многих прогрессивных технологий. Совместными усилиями работников Осетровского речного порта, Ленского объединенного речного пароходства, ученых Новосибирской государственной академии водного транспорта и специалистов проектных организаций разработана транспортно-технологическая система доставки тарно-штучных грузов в отдаленные районы Якутии, получившая премию Совета министров Российской Федерации. Основой взаимодействия стали Единый технологический процесс и непрерывное планирование на основе НПГРТУ.

Однако в новых социально-политических и экономических условиях, сопровождающихся спадом потребностей в грузовых перевозках, Ленско-Осетровский узел потерял свое уникальное транспортное значение. Объем перевалки за пятнадцать лет снизился в десять раз, но — главное: потеряно многое из того ценного, что было накоплено в процессе взаимодействия смежных видов транспорта и могло быть использовано в новых условиях.

Вместе с тем повышается роль транспортных узлов, расположенных на территории Якутии. Прежде всего, это относится к Якутску, Ленску и Томмоту. Якутский транспортный узел, основой которого является речной порт, функционирует фактически круглый год, принимая грузы не только с речных судов и производя их хранение и перевалку на автомобильный транспорт, но и обеспечивая поступление грузов на автомобильном транспорте из Томмота. Одной из главных задач Якутского речного порта является обеспечение надежных и эффективно функционирующих переправ. В перспективе Якутск станет крупным мультимодальным узлом, центром взаимодействия внутреннего водного, железнодорожного, магистрального автомобильного и местного автомобильного транспорта. Однако более актуальной является задача создания современного транспортного узла в Томмоте.

Эти вопросы должны решаться на основе современных тенденций и научных достижений в области транспортного обслуживания на региональном уровне.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой