Современные тенденции развития международной торговли услугами
Рост влияния сферы услуг сопровождается увеличением числа занятых в этой области. Наиболее высокое значение этого показателя характерно для: США — 81% общего числа занятых, Люксембурга — 81, Великобритании — 79, Дании и Норвегии — по 78, Нидерландов — 72, Японии — 70%. В странах БРИКС (последние данные за 2009 г.): в Бразилии — 61%, России — 62, Индии — 27, Китае (2008) — 33, ЮАР — 70%. В странах… Читать ещё >
Современные тенденции развития международной торговли услугами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как было отмечено выше, роль услуг в развитии мирового хозяйства растет. В 2012 г. на их долю приходилось 70% мирового ВВП. Между тем в 1980 г. этот показатель составлял 53%, а в 1995 г. — 63%. Таким образом, за последние 15 лет участие сферы услуг в формировании мирового валового продукта увеличилось на 7 п.п. Эта тенденция роста влияния сферы услуг наблюдалась во всех странах, хотя и с разной динамикой. Доля услуг в ВВП в странах с высокими доходами составила 73%, странах со средними доходами — 54% и даже в странах с низкими доходами она приблизилась к половине — 47%. Однако внутри каждой из этих групп степени участия услуг в формировании ВВП по странам сильно различаются. Наибольший удельный вес услуг в ВВП наблюдался (%): в Гибралтаре — 100, Гонконге — 92,3, Люксембурге — 86. Высоко участие услуг в ВВП (%): Франции — 79, Греции — 78,5, Кипра — 79.3, Канады — 78, Италии — 73,3, Германии — 71,3. В странах БРИКС этот показатель составил (%): в Бразилии — 67,5, России — 62,0, Индии — 55,3, Китае — 43,6, ЮАР — 65,8. В странах с низкими доходами доля услуг в ВВП колеблется в широких пределах (%): в Ямайке — 64,6, Гаити — 57, Гане — 37.4, Мали — 38, Нигерии — 35,2, Алжире — 30,2, Анголе — 24,6, Сьерра-Леоне — 21, Экваториальной Гвинее — 3,8[1].
Рост влияния сферы услуг сопровождается увеличением числа занятых в этой области. Наиболее высокое значение этого показателя характерно для: США — 81% общего числа занятых, Люксембурга — 81, Великобритании — 79, Дании и Норвегии — по 78, Нидерландов — 72, Японии — 70%. В странах БРИКС (последние данные за 2009 г.): в Бразилии — 61%, России — 62, Индии — 27, Китае (2008) — 33, ЮАР — 70%. В странах с низкими доходами в этом секторе, как правило, занято менее трети населения. Например, в Камбодже — 19%, Уганде — 28, Вануату — 31%[2].
Что касается динамики развития мировой торговли услугами, то она сопоставима с темпами роста торговли товарами. С 1980 по 2012 г. объем торговли товарами вырос в 9,6 раза, услугами — в 10,5 раза, при сравнении с 1990 г. этот показатель будет выглядеть как 5,3 раза для обоих случаев, при сравнении с 2000 г. получим результат 2,8−2,9 раза.
Сопоставление объемов мирового экспорта услуг по отношению к экспорту товаров выявляет, что этот показатель в течение последних 20 лет практически не меняется и колеблется в диапазоне 23−25%. Только один раз, как результат мирового кризиса и падения мировой торговли товарами, отношение экспорта услуг к экспорту товаров составило 28% (рис. 14.3).
Рис. 14.2. Динамика развития мирового экспорта товаров и услуг, трлн долл.
Источник: URL: unctadstad.unctad.org/tableviewer/tableview.aspx.
До относительно недавнего времени бо? льшая часть международной торговли услугами была сосредоточена в группе развитых стран. В последнее десятилетие наблюдается активное включение в этот сектор развивающихся стран. По данным за 2012 г., на их долю пришлось 31,8% мирового экспорта услуг (в 2011 г. — 28,8%), при том, что в 2000 г. этот показатель составлял 23%, а в 1990 г. -18,3%. Доля стран переходной экономики в 2012 г. составила 3,0% (в 2011 г. — 2,8%).
В мировом импорте участие развивающихся стран еще выше: в 2012 г. — 37,3% (в 2011 г. — 42,2%), в то время как в 2000 г. оно было на уровне 27,4%, в 1990 г. — 22,2%. Что касается стран переходного периода, то их участие как в экспорте, так и импорте услуг невелико. В 2012 г. на них пришлось 3,0% мирового экспорта и 3,9% мирового импорта (см. табл. 14.3).
Опережающему росту торговли услугами развивающихся стран способствовал ряд взаимосвязанных факторов внешнего и внутреннего характера. К важнейшим из них можно отнести рост интернационализации и транснационализации сферы услуг и связанный с этими процессами перевод многих производств и видов деятельности на территории развивающихся стран; научно-технический прогресс в области транспорта и связи; активизацию финансового сектора; тенденции либерализации мировой торговли; процессы интеграции; внедрение и широкое распространение таких новых видов услуг, как информационные, консалтинговые услуги, аутсорсинг, лизинг и пр.
Экспорт услуг служит крупной статьей дохода для многих развитых и развивающихся стран. Например, экспорт услуг у Люксембурга достигает 180% ВВП, Нидерландов — 96, Сингапура — 90,4, Ливана — 84,5, Арубы — 83, Экваториальной Гвинеи — 73,1, Барбадоса — 69,1, Ирландии — 63%[3].
Участие услуг в формировании ВВП, отношение объема экспорта (импорта) услуг к ВВП, коэффициент занятости в сфере услуг наряду с другими показателями (например, объем экспорта на душу населения, коэффициент относительной экспортной специализации и др.) входят в число важнейших показателей, характеризующих положение страны в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, степень ее открытости. Не менее важен и индекс, показывающий отношение доли в ВВП экспорта товаров к доле в ВВП экспорта услуг. Сальдо баланса услуг — положительное или отрицательное, также характеризует место страны на мировом рынке.
Как было показано выше, структура мировой торговли услугами достаточно диверсифицирована. Однако международная статистика выделяет только две наиболее крупные позиции — поездки (туризм) и транспортные услуги, относя остальные виды деятельности к разряду «прочие коммерческие». При этом доля последних растет. В 1980;е гг. на них приходилось 34% мирового экспорта услуг, в 1990 г. — 37,7%, в 2000 г. — 44,7, а в 2012 г. — 54,7%. Доля транспортных снизилась с 23,2 до 20,1%, туристических — с 32,1 до 25,1% (рис. 14.3).
Таблица 14.3. Мировая торговля услугами по группам стран, млрд долл.
Группа стран | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Экспорт | ||||||||
Мир в целом. | 830,2. | 1521,7. | 2563,4. | 3914,8. | 3486,6. | 3835,0. | 4333,6. | 4425,8. |
Развивающиеся. | 150,4. | 351,0. | 629,4. | 1036,6. | 940,5. | 1137,8. | 1265,6. | 1345,9. |
Переходные. | 16,7. | 24,3. | 57,5. | 113,3. | 94,6. | 103,1. | 121,0. | 129,4. |
Развитые. | 663,2. | 1146,4. | 1876,6. | 2764,9. | 2451,5. | 2534,1. | 2856,7. | 2950,5. |
Импорт | ||||||||
Мир в целом. | 877,7. | 1516,0. | 2467,4. | 3759,3. | 3366,5. | 3685,1. | 4169,3. | 4274,0. |
Развивающиеся. | 193,8. | 415,1. | 700,4. | 1186,9. | 1087,2. | 1298,7. | 1497,4. | 1594,4. |
Переходные. | 30,6. | 28,4. | 68,5. | 131,3. | 107,3. | 123,7. | 144,4. | 166,9. |
Развитые. | 653,4. | 1072,4. | 1698,5. | 2441,1. | 2172,1. | 2262,7. | 2527,5. | 2512,7. |
Источник: URL: unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx.
Эта тенденция особенно рельефно проявляется в развитых странах, где доля прочих коммерческих услуг составила в 2012 г. 60,1% в экспорте и 54,0% в импорте. В развивающихся странах этот показатель был на уровне 44,3% - в экспорте и 40,1% - в импорте (табл. 14.4).
Рис. 14.3. Структура экспорта услуг в 2000 и 2012 гг., %.
Источник: URL: unctadstad.unctad.org/tableviewer/tableview.aspx.
Таблица 14.4. Структура международной торговли услугами по группам стран в 2011 и 2012 гг., млрд долл.
Показатель | Экспорт | Импорт | ||
2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Мир в целом | ||||
Все услуги. | 4333,6. | 4425,8. | 4169,3. | 4274,0. |
Транспортные услуги. | 879,3. | 891,9. | 1117,7. | 1143,1. |
Путешествия. | 1066,9. | 1110,7. | 945,3. | 994,6. |
Прочие коммерческие услуги. | 2379,1. | 2419,7. | 2058,7. | 2086,5. |
Развивающиеся страны | ||||
Все услуги. | 1251,1. | 1345,9. | 1497,4. | 1594,4. |
Транспортные услуги. | 285,7. | 300,8. | 537,0. | 564,1. |
Путешествия. | 410,2. | 444,4. | 331,5. | 373,9. |
Прочие коммерческие услуги. | 547,8. | 597,5. | 622,6. | 651,2. |
Страны переходного периода | ||||
Все услуги. | 122,0. | 129,4. | 144,4. | 166,9. |
Транспортные услуги. | 40,7. | 42,5. | 30,0. | 32,0. |
Путешествия. | 35,9. | 37,7. | 47,7. | 59,3. |
Прочие коммерческие услуги. | 45,4. | 49,2. | 66,6. | 75,5. |
Развитые страны | ||||
Все услуги. | 2960,5. | 2950,5. | 2527,6. | 2512,8. |
Транспортные услуги. | 552,9. | 547,7. | 550,7. | 547,1. |
Путешествия. | 620,8. | 628,6. | 566,1. | 561,3. |
Прочие коммерческие услуги. | 1785,8. | 1773,1. | 1369,4. | 1359,7. |
Источник: URL: http: //unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx.
Как очевидно, торговля прочими услугами развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом и импортом традиционных видов услуг. В период 2005—2010 гг. среднегодовые темпы роста международной торговли транспортными услугами составляли 7%, туристическими — 6, прочими коммерческими — 10%. Даже последствия кризиса 2008−2009 гг. в сфере торговли прочими услугами оказались менее разрушительными, чем в торговле товарами и обороте транспортных и туристических услуг. В 2009 г. экспорт транспортных услуг упал на 23,4% (в 2008 г. — рост на 16%), туристических услуг — на 9% (в 2008 г. — рост на 10%), прочих — на 8% (в 2008 г. — рост на 13%)[4].
Как говорилось выше, основной объем торговли услугами приходится на развитые страны. Так, экспорт услуг стран ЕС-27 в 2012 г. составил 1845,0 млрд долл., США и Канады — 720,9 млрд, Японии -175,2 млрд долл. Из развивающихся стран наибольший объем приходится на страны Азии — 1084,2 млрд долл., экспорт стран Америки — 160,4 млрд, а стран Африки — 97,4 млрд долл. Экспорт услуг стран СНГ — 104,6 млрд долл.[5]
В мировом экспорте транспортных услуг на страны Северной Америки и Европы приходится 53,9%, в мировом импорте — 42,7%. Доля стран Азии в экспорте транспортных услуг — 28,8%, в импорте — 33,5%. Доля стран Южной и Центральной Америки на мировом рынке услуг невелика — 3.1 и 4,5% соответственно, еще меньше доля Африки и стран Ближнего и Среднего Востока. При этом развитые страны выступают нетто-экспортерами транспортных услуг, в то время как развивающиеся большей частью эти услуги импортируют.
В области экспорта туристических услуг доля стран Северной Америки и ЕС составляет 52,2%, в области импорта — 52,4%. Удельный вес стран Азии в экспорте — 26,4% и импорте — 24,7%, стран Южной и Центральной Америки — 4,5 и 4,0% соответственно. Участие стран Ближнего и Среднего Востока в 2010 г. составляло 4,6% в экспорте туристических услуг и 7,5% в импорте. Доля стран Африки — около 3%.
В экспорте прочих коммерческих услуг также преобладает участие стран Северной Америки и ЕС — 63,7%, в импорте — 59,8%. Удельный вес стран Азии в экспорте — 25,4% и импорте — 25%, стран Южной и Центральной Америки — 2.2 и 3,4% соответственно. Участие стран Ближнего и Среднего Востока и Африки в 2010 г. в мировом экспорте и импорте услуг составляло около 3%. Значение развивающихся стран в мировой торговле прочими услугами растет по мере укрепления их экономического развития. Это характерно для таких стран Азии, как Китай, Индия, Южная Корея, Гонконг (Китай), Тайвань, Малайзия Сингапур, Южная Корея, а также для Бразилии и Мексики. Однако достигнутые ими результаты остаются не сопоставимыми с показателями развитых стран. Кроме того, для многих развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо в торговле услугами, в то время как развитые страны, как уже говорилось, большей частью выступают как нетто-экспортеры услуг.
В целом географическое распределение мировой торговли услугами по странам и регионам является еще более ассиметричным, чем торговли товарами.
Международная торговля услугами в последние десятилетия развивалась быстрыми темпами, выполняя функцию своеобразного механизма, обеспечивающего развитие международного разделения труда, рост специализации и кооперации производства. С другой стороны, услуги давно уже стали самостоятельной сферой международного обмена, значение которой быстро возрастает, открывая дорогу развитию торговли товарами. Оба эти обстоятельства определяют двойственную роль услуг в мировой экономике[6].
- [1] URL: nationmaster.com/graph/eco_gdp_com_by_sec_ser-economy-gdp-composition-sector-services.
- [2] URL: data.worldbank.org/indicator/SL.SRV.EMPL.ZS?order=wbapi.data_value_2009+wbapi_data_value&sort=asc
- [3] URL: nationmaster.com/graph/eco_tra_in_ser_of_gdp-economy-trade-services-gdp
- [4] URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2011_e/itsll_trade_category_e.htm
- [5] URL: unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx
- [6] Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003. С. 26.