Расчет коэффициента и показателя трения
![Реферат: Расчет коэффициента и показателя трения](https://gugn.ru/work/6758774/cover.png)
Наиболее достоверные значения коэффициента трения могут быть получены в том случае, если основные составляющие основного расчетного выражения получены в промышленных условиях наиболее теоретически обоснованными методами, т. е. методом опережения и методом крутящего момента с плавным торможением полосы в валках. Этому условию отвечают экспериментальные зависимости п. 2.6, используя которые… Читать ещё >
Расчет коэффициента и показателя трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Расчет коэффициента и показателя трения
Горячая прокатка полос. Коэффициент трения показывает интенсивность действия сил трения в очаге деформации, а его величина определяет значения опережения, энергосиловых параметров, износ валков, качество поверхности полосы. Точность определения кинематических и энергосиловых параметров во многом зависит от точности расчета коэффициента трения. Известны эмпирические формулы И. М. Павлова и H. H. Гета, М. А. Зайкова, А Динника, А. П. Грудева и др. для расчета коэффициента трения, полученные исследователями для конкретных условий прокатки на лабораторных станах. Это ограничивает или исключает их применение в промышленных условиях. А. П. Грудев предлагает использовать для расчета коэффициента трения зависимость, полученную на основании лабораторных исследований И. М. Павлова и H. H. Гета дополнительными поправочными коэффициентами [1,2].
(1).
где.
— температура металла,°С; - поправочные коэффициенты, учитывающие соответственно влияние состояния и материала валков, окружную скорость валков, материал прокатываемой полосы (содержание углерода). Коэффициентравен: чугунные отбеленные валки — 0,9; чугунные мягкие — 1,0; стальные — 1,1 — 1,2; стальные с насечкой — 1,3−1,6. Коэффициент может быть определен по выражению коэффициент трение прокатка полоса гдеокружная скорость валков. Влияние содержания углерода в стали описывает выражением.
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_1.png)
.
где — содержание углерода в стали,%.
В работе А. А. Динника [3] предложено следуют выражение для расчета коэффициента трения.
(2).
гдебазовый коэффициент трения, метод определения которого в работе не сообщается.
Базовый коэффициент трения на основании обработки данных [3] равен.
где — скорость скольжения металла в очаге деформации, равна [4].
.
где Д h и h-абсолютное обжатие и толщина полосы после прокатки
Коэффициент для формулы (2) равен: новые стальные валки — 1,1; стальные с сеткой разгара — 1,1−1,2; новые чугунные сортовые 0,8−0,9; чугунные с сеткой разгара — 1,0−1,1; чугунные листовые — 0,7; стальные для лабораторных исследований — 0,7−0,9.
Коэффициент kм равен: для низкоуглеродистой стали — 1,0; для высокоуглеродистых сталей — 0,9−1,0; для нержавеющей стали — 1,1−1,2.
Наиболее достоверные значения коэффициента трения могут быть получены в том случае, если основные составляющие основного расчетного выражения получены в промышленных условиях наиболее теоретически обоснованными методами, т. е. методом опережения и методом крутящего момента с плавным торможением полосы в валках. Этому условию отвечают экспериментальные зависимости п. 2.6, используя которые получена обобщающая формула (В.А. Николаев) расчета коэффициента трения в установившемся процессе [5,6,7]
(3).
где — базовый коэффициент трения, полученный на основании промышленных исследований; -поправочные коэффициенты, учитывающие соответственно состояние поверхности валков, твердость валков, материал полосы, окружную скорость валков, тип технологической смазки, состояние окалины на поверхности полосы, относительное обжатие.
Базовый коэффициент равен где t — температура металла,°С.
Другие поправочные коэффициенты равны:
;
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_2.png)
; при.
— при.
где HSD — твердость поверхности валков по Шору; - окружи скорость валков Характеристика валков Коэффициент kB
Новые стальные и чугунные отбеленные 0,75.
валки Чугунные и стальные валки после двух 1,0.
часов работы Изношенные чугунные валки 1,15−1,2.
Стальные валки с насечкой (накаткой) 1,2−1,4.
Материал полосы Коэффициент kм
Ст. 3, 08 кп (пс), ШХ-15−1,0.
20, Х18Н9 — 0,95.
Ст. 45, ЭИ-94 — 0,90.
30ХГСА, А12 — 0,85.
У 10, А 20 — 0,80.
- 1Х18Н9Т, 45Г17ЮЗ, ЭИ-654 1,08
- 1Х17Н2, Х17 — 1,15
Тип технологической смазки Коэффициент ксм
Без смазки 1,15.
Вода 1,0.
Эмульсия минерального масла 0,9.
Эмульсия из ПХМ.
(полимеризованное хлопковое масло) 0,8.
Состояние окалины Коэффициент kок
C воздушной вторичной окалиной 1,0.
С печной окалиной 0,6−0,7.
Относительное обжатие Коэффициент kе
е> 30 — 1,1, е< 30 — 0,9.
![Изменение коэффициента трения в зависимости от температуры.](/img/s/9/20/1718720_3.jpg)
Рис. 1. Изменение коэффициента трения в зависимости от температуры.
Параметры прокатки: v=3м/c, Дh=10мм, h=20мм; коэффициенты:
kB =0,9; kт=kм=kе=kCM=kок=1,0. Формулы: 1- (1); 2- (2); 3- (3).
Как следует из данных рис. 1, имеет место существенное различие между коэффициентами трения, определенными по формулам (1) — (3). Наименьшие значения коэффициента трения получены по формуле (1), а наибольшие по формуле (2). Между этими зависимостями существует почти двухкратное различие. Принимая во внимание хорошее совпадение с опытными промышлиными данными, зависимость (3) следует считать более достовернойи [8] и рекомендовать к практическому использованию.
При захвате переднего конца полосы валками условия трения отличны то таковых в установившемся процессе. Во-первых при соприкосновении полосы с валками образуется небольшая площадка контакта, во-вторых, скольжение происходит при отсутствии печной окалины, в-третьих, отсутствует пластическая деформация металла, в четвертых, как правило, задача полосы происходит с некоторой силой от рольганга или предыдущей клети, в-пятых, при скольжении по полосе в ряде случаев происходит удаление слоя окалины и появление чистого металла, в-шестых, поверхность трения площадки полосы охлаждается от валков и воды. Все это обусловливает повышен коэффициента трения fз при захвате по сравнению с коэффициеи трения fв установившемся процессе. Для расчета коэффициент трения при захвате можно использовать формулу где f — коэффициент трения по формуле (3) при и kе =1,0.
— коэффициент, учитывающий условия захвата и тип стана: Блюминг, слябинг, толстолистовой стан, черновые клети непрерывных широкополосных станов горячей прокатки (НШСГП) ;
Непрерывные заготовочные станы, непрерывные группы НШПСГП.
Холодная прокатка полос. В работе [1,9] приведены ряд формул для расчета коэффициента трения при холодной прокатке полос, о которых А.П. Грудев замечает, что они относятся к частным случаям экспериментов. На основании собственных исследований, А П Грудев предлагает насколько формул для расчета коэффициента трения при прокатке соответственно в гладких (полированных шероховатых и грубошероховатых валках. Так, например, для прокатки в шероховатых валках Rz = 1,6−6,3 мкм (Rб, = 0,32−1,25 мкм предлагается следующая формула (холодная прокатка).
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_4.png)
где _ коэффициент, учитывающий влияние типа технологической смазки; Rz — шероховатость поверхности валков; v — окружная скорость: валков; v50 — кинематическая вязкость смазки при 50 °C с Ст (м2/с-10-2).
Указанная формула получена для расчета коэффициента трения при прокатке с чистыми маслами. Коэффициент для растительных масел равен для минеральных —, для эмульсий минерального масла можно принимать кинематическая вязкость v50 при 50? C для масел равна:
трансформаторное — 9,0;
индустриальное-20 — 20;
минеральная эмульсия — 20;
цилиндровое-11 — 95;
прокатное-28 — 257.
На основании лабораторных исследований Д. И. Старченко и др. предлагает следующую формулу для расчета коэффициента трения где — коэффициент трения при ползучей скорости прокатки; - окружная скорость валка; -коэффициенты:; .
В результате экспериментальных исследований влияния различных факторов на условия трения. При этом во всех экспериментах коэффициент трения определяется методом опережения с учетом упругих деформаций валков и полосы, а сами упругие деформации также определены экспериментально (и в лабораторных и в промышленных условиях) [10]. Расчетная формула коэффициента трения представлена следующим образом (В.А. Николаев):
(4).
где — базовый коэффициент трения, определенный в промышленных условиях; - поправочные коэффициенты, учитывающие соответственно величину относительного обжатия, шероховатость поверхности полосы и типа технологической смазки; - коэффициенты учитывающие влияние температуры полосы и различие в условиях деформации металла в промышленных и лабораторных исследованиях.
Коэффициент по данным [1, 11] равен.
Тип смазки
Эмульсия минерального масла — 1,0.
Хлопковое натуральное масло — 0,94.
Подсолнечное гидрогенизированное масло (ПКС) 0,85.
Пальмовое масло — 0,83.
Хлопковое полимеризированное масло (ПХМ) — 0,56.
Базовый коэффициент — определен в промышленных условиях учитывает влияние окружной скорости валков и шероховатости полосы:
При.
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_5.png)
При.
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_6.png)
Коэффициент влияния обжатия зависит от шероховатости валков. Поэтому:
.
где — относительное обжатие в долях; - шероховатости поверхности полосы; - коэффициент, учитывающий окружности скорость валков при .
В исследованиях [11,12,13,14] показано, что при прокатке с маловязкими смазками (индустриальное 12) характер зависимостей; коэффициента трения в области температур 20−250 С обусловлен величиной относительного обжатия. При прокатке с вязкими технологическими смазками (касторовое масло, масло вапор, ТЭМП-1) коэффициент трения существенно возрастает с увеличением температуры полосы. Аппроксимация опытных данных позвони получить уравнение вида (D=256мм, Н=1,08 и 2,5 мм, сталь 08| Rа? 0,8мкм):
![Расчет коэффициента и показателя трения.](/img/s/9/20/1718720_7.png)
.
где температура начала прокатки;
для эмульсий и маловязкого минерального масла (е? 0.2):
;; ;
дня высоковязкой смазки (е = 0,3):;; .
Расчет по приведенным выше формулам коэффициента трения для условий прокатки работы [9,15] (D = 256 мм, v = 0,3м/с, Ra = 0,8 мкм tн= 25 С, смазка из минерального масла И-20А) дает следующие результаты:
Формула:
Л.И. Грудева — 0,143.
Д.И. Старченко — 0,098.
Н.А. Николаева — 0,087.
Опытные значения коэффициента трения при прокатке полос с обжатием е=0,3 равны [9,15]. Как следует из сопоставления меньшее отклонение от опытных данных получено при исследовании, формулы (4).
Отсутствие точного совпадения опытных и расчетных значений коэффициента трения, в частности по формуле (4), объясняется неадекватность условий деформации металла на лабораторных и промышленных станах при проведении исследований (различие диаметров валков, упрочнения полос, шероховатостью полос, чистоты смазки, температуры валков, отсутствием натяжения в лабораторных экспериментах) [9]. Влияние указанных различий при расчете коэффициента трения в лабораторных условиях предлагается учитывать поправочным коэффициентом kл, который равен [9].
(5).
В ряде случаев для расчета среднего нормального напряжения, вместо коэффициента трения, используют показатель трения. Ранее показано, что между показателем и коэффициентом трения существует тесная связь. Поскольку в обычных условиях прокатки то имеем. Отношение вида может быть лишь при прокатке — с высоковязкими технологическими смазками при рср/рф<1, когда в очаге деформации возникают продольные растягивающие напряжения. Соотношение между и определяются лишь экспериментальным путем с использованием выражения.
В этом случае экспериментально определяется коэффициеи трения например, по опережению, с параллельным экспериментальным определением среднего нормального напряжения и напряжения течения металла.
Показатель трения изменяете практически по линейной зависимости, которая аппроксимируете выражением [10].
(6).