Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Причины и проявления тревожности у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное Б. М. Прихожан 34 исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности на разных возрастных этапах. В младшем школьном возрастах это ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящих реактивный характер… Читать ещё >

Причины и проявления тревожности у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Младший школьный возраст — это возраст с момента поступления в школу и до окончания начальной школы.

Поступление ребенка в школу означает для него переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка. Ведущей деятельностью становится учение. У ребенка возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые обязанности. Ребенок занимает свое место в обществе. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.

Положение школьника обязывает его к более ответственной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности, умение действовать осознанно и организованно, развивает у него волевые качества личности. Высокий идейный и научны уровень приобретаемых знаний в школе позволяет детям достигнуть возможного в этом возрасте интеллектуального развития, формирует у них полноценное познавательное отношение к действительности [31].

Поступление ребенка в школу становится причиной повышения его ответственности, изменения социального статуса, представлений о себе, что, по мнению А. М. Прихожан, в ряде случаев приводит к повышению уровня тревожности 34.

Так К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер 44, с. 137.

Смена социальных отношений, обусловленная поступлением в школу, представляет для ребенка значительные трудности и может стать причиной развития тревожности,.

И.В. Молочкова отмечает, что школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Для школьной тревожности характерно волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Младшие школьники с повышенной школьной тревожности чувствуют собственную неадекватность, неполноценность, они не уверены в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности высокотревожных школьников: они «боятся всего», «очень ранимы», «мнительны», «повышенно чувствительны», «ко всему относятся слишком серьезно» и т. п. 29, с. 52.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Такой ученик не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего, окружающие воспринимаются им как угрожающие, конфликтные, не способные оказать поддержки. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь ребенок все преломляет через призму тревожности, мнительности [5, с. 136].

В младшем школьном возрасте на развитие детей оказывает влияние отношения с учителем. Учитель для детей обладает авторитетом иногда даже большим, чем родители. Тревожность у младшего школьника может вызываться особенностями взаимодействия учителя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки [26, с.27].

Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей; пресечение детской инициативы. К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей.

Авторитарные педагоги устанавливают жесткие рамки, темп занятия и требования у них чрезмерно высоки. Обучаясь у таких учителей дети находятся в постоянном напряжении в течении длительного времени, они боятся не успеть или сделать что-то не так8. Способствуют формированию тревожности так же и дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, они порицают, кричат, ругают, наказывают.

Непоследовательный учитель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов [28, с.87].

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, по мнению Е. Савиной, значимыми являются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви.

Тревожность у младших школьников может быть обусловлена симбиотическими отношениями с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате оставаясь без матери младший школьник чувствует тревогу, страх, волнуется, испытывает беспокойство. Тревожность препятствует развитию активности и самостоятельности, развиваются пассивность и зависимость.

Формированию тревожности у ребенка способствует чрезмерные требования со стороны взрослых, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом. Ребенок боится не справиться с обязанностями, сделать что-то не так.

Тревога и страх характерны для детей, которые воспитываются в семье, где родители культивируют «правильность» поведения: жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В таких семьях тревожность является следствием страха отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми 37, с. 13.

Проведенное Б. М. Прихожан 34 исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности на разных возрастных этапах. В младшем школьном возрастах это ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящих реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности 34.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки (В.Г.Белов, Р. Г. Коротенкова, М. А. Гурьева, А.В.Павловская). Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д. [6].

Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [26, с.29].

Таким образом, тревожность младших школьников является следствием фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Тревога у младших школьников часто связана с учебной деятельностью, дети боятся сделать ошибку, получить плохую отметку, боятся конфликтов со сверстниками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой