Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аннотация. 
Адаптация. 
Понятия, определения и проблемы, применимые к военной среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенные возможности адаптации позволили ученым предложить самые разнообразные классификации ее видов. Так, в научной литературе выделяются: трудовая и духовная (Н.А. Свиридов); социально-психологическая, социально-экономическая и профессиональная (В.Н. Фетисов); возрастная и временная (С.И. Охремчук); первичная и вторичная (М.А. Дмитриева); учебная, функциональная и военно-бытовая (Ш.Ш… Читать ещё >

Аннотация. Адаптация. Понятия, определения и проблемы, применимые к военной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье проведен анализ понятия адаптация, применимый в военной среде. Представлены определения, термины и проблемы, возникающие у молодого солдата в начале служебной деятельности.

Ключевые слова: адаптация; классификация; виды; военнослужащие; проблемы.

Abstract

Adaptation. Concepts, definitions and issues applicable to a military environment

Alexander Vasiljev

senior teacher training center on preparation of Junior specialistsarmored service, Russia, Chelyabinsk

In the article the analysis of the concept of adaptation, applicable in a military environment. Presents definitions, terminology and problems arising from the young soldier at the beginning of the performance.

Keywords: adaptation; classification; types; soldiers; the problems.

Адаптация. Понятия, определения и проблемы, применимые к военной среде

Существенные возможности адаптации позволили ученым предложить самые разнообразные классификации ее видов. Так, в научной литературе выделяются: трудовая и духовная (Н.А. Свиридов); социально-психологическая, социально-экономическая и профессиональная (В.Н. Фетисов); возрастная и временная (С.И. Охремчук); первичная и вторичная (М.А. Дмитриева); учебная, функциональная и военно-бытовая (Ш.Ш. Хайрулин) и др. Отдельно хотелось бы отметить нетрадиционный подход, реализованный В. А. Корытковым, который в соответствии с позициями субъектов, занимаемыми ими в процессе взаимодействия, описывает четыре вида адаптации: принудительная (осуществляется на фоне стихийного реактивности личности), встречная (позитивную адаптивную активность проявляет и общество и личность), ресурсная (личность проявляет приспособительную активность, используя адаптивные ресурсы) и фоновая адаптация (социум оказывает адаптивное воздействие на пассивную личность) [1, с. 32−35].

Здесь, говоря о видах адаптации, нам необходимо сделать важное для будущих выводов замечание: мы понимаем адаптацию как динамичный процесс, который сопровождает личность на протяжении всей жизни и актуализируется сразу, как только возникает существенное противоречие закрепленных у личности свойств с внешними обстоятельствами, мешающими реализации привычных возможностей. Тем не менее, применительно к адаптации военнослужащих в учебном центре ВС РФ я буду говорить именно об их первичной адаптации, предусматривающей ознакомление с особенностями воинской службы и накоплением первичного опыта служебной деятельности, который в дальнейшем будет пополняться в процессе реальной военной деятельности и, возможно, инициировать вторичную адаптацию к отдельным ее аспектам.

Проанализировав представленные научные точки зрения относительно содержания и логики развертывания процесса адаптации, я пришел к заключению, что среди исследователей в этом аспекте не сформирована единая позиция. Так, например, В. А. Корытков выделяет три фазы адаптации: ответная психическая реакция на новые условия, перестройка приспособительных механизмов, устойчивая адаптация [1, с. 32]; А. Б. Струков — раскрывает ориентировочную, критическую и стабилизационную фазы [4, с. 45]; М. В. Синельник — подготовительный этап, этап первичной адаптации, стабилизирующий и постадаптационный этапы [3, с. 44−49]. Принимая во внимание эти и другие мнения современных исследователей, тем не менее считаю, что наиболее существенный научный потенциал для нас имеет позиция А. А. Налчаджяна, который в логике адаптационного процесса выделяет 1) психическую переориентацию на уровне целенаправленного конформизма, сопровождающегося когнитивным диссонансом в отношении системы ценностей новой среды; 2) взаимную терпимость с признанием права другой стороны и системы ее ценностей на существование; 3) аккомодацию, связанную со взаимными уступками и признанием индивидом и средой основных ценностей друг друга; 4) ассимиляцию, как полное принятие индивидом системы ценностей новой среды [2, с. 60]. Проецируя данную точку зрения на предмет нашего исследования, будем считать, что в целом ее можно принять за основу, как соответствующую изучаемому нами военно-средовому контексту адаптации, но с некоторыми оговорками: во-первых, стадия аккомодации, имеющая место в любой социальной системе, в нашем случае будет претерпевать определенные ограничения в связи с жесткими требованиями военной среды и ее пониженной флексибильностью, а масштабы уступок такой среды всегда будут ограничены действующими Уставами и принципами воинской службы; и, во-вторых, краткосрочный период пребывания курсантов в учебном центре, их сформировавшиеся личностные образования, которые трудно поддаются перестройке, и неполный опыт воинской службы (за период подготовки в учебном центре невозможно апробировать все без исключения виды предстоящей деятельности) не всегда позволяют курсанту в рамках первичной адаптации выйти на уровень полной ассимиляции. Последнее высказывание подтверждается и выводами современных ученых, рассматривающих проблемы ценностных ориентаций личности (Е.П. Ильин, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, А. В. Кравец, Ю. В. Крылов, А. А. Налчаджян, Л. Б. Эрштейн и др.): личности не так просто отказаться от сформировавшихся ценностей, поэтому чаще всего новые ценности временно вытесняют из сознания старые, не позволяя им проявляться в условиях данной среды. адаптация солдат служебный Чрезвычайно значимым для процесса адаптации выступает вопрос о его результате. В данном отношении большинство исследователей говорят об адаптированности (Н.Н. Ивашко, В. И. Лебедев, В. А. Корытков, П. Н. Новиков, С. И. Охремчук, М. В. Синельник, В. Н. Фетисов, Е. А. Хохлова, М. А. Цветков и др.), под которой понимают «уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой в той или иной адаптивной ситуации» [3, с. 83]. Для оценки степени проявления адаптированности предлагаются самые разнообразные показатели и уровни. К показателям относят: скорость адаптации, эмоциональную удовлетворенность, уровень достижений (В.А. Корытков [1, с. 35−37]); дисциплинированность, состояние здоровья, взаимоотношения в коллективе (Е.А. Хохлова) отсутствие конфликтов, удовлетворенность условиями деятельности (О.Н. Леухин), умения самостоятельно работать, организовывать свою деятельность (Е.М. Земцова) и др. В отношении же уровней адаптации, учеными предлагается следующее: дезадаптация, удовлетворительная и успешная адаптация (Н.Н. Ивашко); оптимальный, высокий избыточный, низкий, дезадаптационный (В.А. Корытков); осведомленность, переход к самостоятельной деятельности, полная самостоятельность, профессиональное мастерство (Е.А. Хохлова); ориентационно-познавательный, познавательно-закрепляющий, рефлексивно-творческий и завершающе-ориентировочный уровни (С.И. Охремчук) и др. В данном аспекте исследуемой нами проблемы считаем возможным опираться на точку зрения А. А. Налчаджяна, который указывает на временную ситуативную адаптированность, устойчивую ситуативную адаптированность и общую адаптированность, и при этом отмечает условность наименования третьего уровня, понимая, что она практически никогда не достижима. Данная точка зрения, на наш взгляд, позволяет увидеть качественные изменения, которые происходят от уровня к уровню адаптированности, и может быть принята за основу для наших дальнейших выводов.

Анализ диссертационных исследований по проблеме адаптации курсантов военных вузов и военнослужащих показал, что, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, она до сих пор остается слабо разработанной и требует продолжения исследований. При этом авторские способы ее решения представляются, как правило, через структурно-функциональные модели и педагогические условия. Так, например, Н. Н. Ивашко в модель адаптации включает целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты, а сам процесс адаптации разделяет на адаптацию к учебной деятельности, к внеучебной деятельности, к служебной деятельности. Построенную в аналогичной логике модель, состоящую из целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного компонентов, предлагает М. В. Чемодуров и выделяет четыре компонента адаптации: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессиональную рефлексию и профессиональное поведение. Похожие по строению модели адаптации разработаны С. И. Охремчук, А. Б. Струковым и рядом других исследователей. Общим недостатком приведенных моделей, на мой взгляд, является ориентация в их разработке и представлении на педагогический процесс, в соответствии с которым реализуется адаптивное влияние (отсюда и единообразие их структурного строения) в ущерб логике самого процесса адаптации. Указанный недостаток в определенном смысле нейтрализован в исследовании В. А. Корыткова [1]. Постановка акцента именно на уровни адаптивных способностей привела его к разработке вариативной модели адаптации: для военнослужащих с высокими адаптивными способностями — мягкая модель, жесткая — для лиц со средними адаптивными способностями и очень жесткая — для тех, у кого эти способности низкие. Данный подход представляется потенциально применимым для решения нашей проблемы, поскольку позволяет учитывать специфику разнородного контингента учебного центра, включающего лиц, проходящих службу и по призыву, и по контракту, а также степень сформированности у них направленности на военную службу и отношение к службе, которое как обосновывает А. Б. Струков, может быть активно-положительным, пассивным или активно-отрицательным [4, с. 40]. Все эти особенности могут и должны быть учтены (усилены или нейтрализованы) в процессе адаптации курсантов учебных центров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой