Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Школьная экскурсия — это не просто поход в парк, который напоминает очередной урок физкультуры. Основным предназначением школьной экскурсии является ознакомление учеников с окружающим миром. Детей водят на заводы, фабрики, где сотрудники рассказывают им об особенностях тех или иных профессий, этапах производства, рисках и опасностях. Это дает возможность ребенку увидеть профессию изнутри… Читать ещё >

Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здоровьесбережения в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, как формы здоровьесбережения.

Великие педагоги и психологи К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Р. С. Немов, И. П. Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект-субъектными отношениями.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения.

Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.

Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

  • 1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
  • 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
  • 3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность — основа эмоционального тона урока.
  • 4. Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
  • 5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
  • 6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
  • 7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников.

Уроки с использованиями современных технических и аудиовизуальных средств обучения.

Интернет-урок.

В связи со своими большими возможностями Интернет, вскоре после своего возникновения, привлек внимание преподавателей-практиков и методистов. Интернет используется сейчас для обучения самым различным предметам.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

  • — для включения материалов сети в содержание урока;
  • — для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
  • — для ликвидации пробелов в знаниях.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных, исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Самое простое применение Интернета — это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия.

Видео-урок.

Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют созданию благоприятных условий.

Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Интегрированный урок.

Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Мировая художественная культура», а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Обучение в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание; помогает формировать у учащихся более целостную картину мира.

Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.

С позиции заданных целей интегрированного урока обозначаются его результаты:

  • — повышение уровня знаний по предмету;
  • — изменение интеллектуальной деятельности;
  • — развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных учебных предметов;
  • — эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;
  • — рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • — включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющие отражение личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Урок — игра.

В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому самои взаимоконтролю. И, конечно, не стоит забывать, что игра развивает двигательную активность.

Это может быть игра в форме КВН, брейн-ринга, поля чудес или турнира, викторины и т. д.

Урок-проект.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность. которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статьях, рекомендации, альбом, коллаж. Разнообразны и формы презентации проекта: статья, рекомендации, альбом, коллаж. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.

Урок-проект формирует умения самостоятельной работы.

Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых ЗУНов и их творческое применение в новых условиях.

Урок-экскурсия.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Школьная экскурсия — это не просто поход в парк, который напоминает очередной урок физкультуры. Основным предназначением школьной экскурсии является ознакомление учеников с окружающим миром. Детей водят на заводы, фабрики, где сотрудники рассказывают им об особенностях тех или иных профессий, этапах производства, рисках и опасностях. Это дает возможность ребенку увидеть профессию изнутри и в будущем более конкретно представлять себе, чем он хотел бы заниматься. И чем больше разноплановых предприятий, фирм и организаций дети успеют посетить во время экскурсий, тем больше практических знаний они получат.

Учеников младших классов часто водят в зоопарки, дельфинарии, террариумы, заповедники, парки. Дети могут увидеть экзотических животных в их природной среде обитания, получить массу приятных и незабываемых эмоций от кормления обезьяны, фотографирования с питоном и наблюдения за белкой.

Урок-спектакль.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль.

Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей у детей. Учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания ребенка о традициях и обычаях существующих как в России, так и в других странах, Проведение такого урока создает приятный и теплый климат в классе.

Урок-интервью.

Урок — интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография». Во всех этих случаях мы имели дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Этот урок развивает диалогическую речь, способствует быстрому установлению контакта между детьми в классе.

Урок-мюзикл.

Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. В Индии в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.

Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика и развивает речь.

Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающий напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Польза дидактических игр:

  • — развитие познавательных процессов;
  • — развитие двигательной активности;
  • — - служит более активному формированию познавательной мотивации у детей;
  • — прививает эстетические чувства.

Йогическая система.

Эта система призвана способствовать познанию и объединению духа, души и тела, то есть разума интеллектуально-психической сферы, эмоционально-вегетативной и костно-мышечной систем.

Правильное дыхание улучшает здоровье. Так, при смехе дыхание помогает преодолеть чувство страха. Смех позволяет справиться со стрессом, победить депрессию, уменьшает хронические боли. Смех меняет ритм сердцебиения, после продолжительного смеха снижается кровяное давление.

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому она особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. Детям в подростковом возрасте свойственно активное развитие на фоне общей неуравновешенности, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.

Ароматерапия.

Ароматерапия — лечение с применением натуральных эфирных масел, которые попадают в систему кровообращения и таким образом разносятся по всему организму. Есть растения, которые выделяют приятные ароматы. Комнатные растения не только смягчают интерьер помещения, обогащают его кислородом, успокаивают зеленым цветом зрительный нерв, но и ароматизируют атмосферу. Но следует помнить, что дети, склонные к астматическим заболеваниям, могут болезненно реагировать на эфирные масла ароматических растений. В этом случае растения следует удалить из класса.

Ароматерапия в школе используется в виде распыления ароматизированных дозаторов во всех классах начальной школы прямо во время уроков. Это является дополнительным валеологическим моментом, так как происходит смена деятельности на уроке, изменение динамической позы ученика, моделируется естественная валеологическая пауза. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, грейпфрут, пихта, розмарин, петитгрейн.

Цветотерапия.

Цветовая гамма — это своеобразная школа, по которой можно узнать о настроении, вкусах, привычках, характере человека. Цвет способен мешать и помогать, отталкивать и притягивать и даже лечить. Цветовой климат всего помещения имеет огромное значения для решения интерьера.

Профессор университета в канадской провинции Альберта — Г. Ухолфорт установил, что изменение цветовой гаммы и освещения в школах привело к повышению успеваемости, сокращению пропусков занятий и укреплению дисциплины. Была проведена замена цветов: желтые, красные, оранжевые на белый, бежевый, коричневый, а лампы дневного цвета на лампы накаливания.

Румынский врач Стефанику — Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Частота пульса и дыхания увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло-зеленый, светло-голубой цвета.

Контрастные цвета (желтый, черный) особенно подходят для маркировки опасных участков.

Шумовой ландшафт в школе. (Музыкотерапия).

Звуки определенной силы, частоты и окраски нам полезны и необходимы. Человек не может жить в абсолютной тишине (40 часов в абсолютной тишине и человек теряет чувство реальности) — возникают галлюцинации, уменьшается пульс.

Инфразвук — звуковые колебания с частотой ниже 20 Гц. Вызывает заболевание похожее на приступы морской болезни.

Неслышимый звук может быть причиной общих недомоганий, головокружений.

Шум ухудшает сон человека, сужает кровеносные сосуды и вызывает головную боль, значительно понижает уровень адреналина в периферической крови; повышается кровяное давление, замедляется ритм сердечных сокращений, понижается секреция слюнных и желудочных желез, нарушаются функции щитовидной железы и коры надпочечников, изменяется электрическая активность мозга.

Учащиеся и педагогические работники школ не придают серьезного значения борьбе с шумовым загрязнением школьных зданий.

Призывая детей к порядку в коридорах, мы не только защитим себя от шума и пыли, но и привьем определенные этические нормы. Для шумных игр должны быть отведены и благоустроены дворовые участки.

Существуют звуки, которые лечат или способствуют творческой деятельности. Удачно выбранный музыкальный аккомпанемент — надежный способ преодоления усталости. В использовании музыки заложено и очень эффективное средство развития эмоционального мира личности. Использование музыки в качестве психотерапевтического средства получило широкое распространение на производстве, в медицине, спорте.

Русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствует расширению сосудов и нормализации артериального давления, музыка, которую охотно слушают стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

По исследованиям врачапсихотерапевта С. Мамулова, кларнет влияет исключительно на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.

Музыка активирует гораздо больше зон головного мозга, чем речь, эмоции вызванные симфонией, приводят к гормональным и биохимическим изменениям, влияют на обменные процессы, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга.

Музыку можно использовать на занятиях и переменах. Во время рисования тоже считается полезным.

В качестве элементов воздействия при моделирования настроения в музыкальные образы могут включаться фрагменты из следующих произведений: при переутомлении, нервном истощении — «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Очинского; при меланхолическом настроении — «К радости» Л. Бетховена; при выраженной раздражительности — «Хор пилигримов» В. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, «Лунный вальс» К. Дебюсин, «Грезы» Р.Шумана.

На уроке, как и на перемене во всем школьном здании музыкальное звучание должно быть негромким.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой