Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное предпринимательство как социальная инновация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальных предпринимателей поддерживают фонды и некоммерческие организации. Так Фонд «Наше будущее» ежегодно проводит Всероссийский конкурс проектов. Победителю конкурса уже действующему бизнесу в текущем 2016 году выделяется беспроцентный заем в 10 млн руб., а начинающему — в 500 тыс. руб. Фонд «Наше будущее» также проводит конкурс «Импульс добра», награждая предпринимателей и общественных… Читать ещё >

Социальное предпринимательство как социальная инновация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ

Социальная переориентация производства, гуманизация труда и жизни общества в конце ХХ и в начале ХХ! вв. выразились в развитии концепций устойчивого развития, социальной ответственности, распространении социального предпринимательства. На Западе социальные инвестиции, социальное предпринимательство рассматриваются как механизм раскрытия инновационного потенциала гражданского общества, опирающийся на самоорганизацию и самоактивизацию граждан для решения социальных проблем по месту жительства или для поддержки социально незащищенных слоев населения. «Европейский союз в 2012 году 25% своей экономики относил к сфере социального предпринимательства». К настоящему времени только в Великобритании по данным Qaudwaucher действуют почти 62 тысячи социальных предприятий с ежегодным оборотом в 24 млрд фунтов стерлингов, на которых трудятся более 800 тысяч человек. Однако для России это относительно новое явление, которое стало развиваться в последние годы. Будучи на стыке между благотворительностью и предпринимательством, оно вызывает много споров и вопросов. Ответы постараемся дать в данной статье.

Сущность, подходы к социальному предпринимательству. Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Под социальным предпринимательством (social enterprise) понимается деятельность, закрепленная юридически и направленная на производство благ и/или услуг, целью которой является стремление сделать «доброе дело» (решить социальную проблему). То есть социальное предпринимательства направлено на решение социальных проблем.

Выделяют следующие черты социального предпринимательства: инновационный способ решения социальной проблемы, т. е. социальное воздействие и предпринимательский подход к решению социальной проблемы. Инновационность выделяют как определяющую черту социального предпринимательства. В качестве иных важных черт выделяют также самоокупаемость и тиражируемость, однако последние присущи не всем социальным предприятиям.

Выдающийся социальный предприниматель Мухаммад Юнус разделяет социальное предпринимательство и социальный бизнес, Первое может осуществляться как на коммерческой, так и некоммерческой основе. А второе — это бизнес «в прямом смысле слова. Он должен полностью окупать свои расходы, выполняя при этом свои социальные задачи» [Юнус М., Жоли А., с. 37]. Это четкое и лаконичное деление понятий на практике пока не получило широкого распространения и эти два понятия, как правило, не различаются.

Российские эксперты расходятся в подходах к социальному предпринимательству. Одни понимают под социальным предпринимательством деятельность НКО, доходы от предпринимательской активности которых идут на уставные цели. Такого подхода придерживаются эксперты из стран Северной и Южной Америки. Другие российские эксперты видят социальное предпринимательство в малом и среднем бизнесе с социальной направленностью. Аналогичный подход применяют в Европе и, прежде всего в Великобритании, где социальное предпринимательство определяется как бизнес с выраженной социальной миссией.

Социальное предпринимательство и «экономика заслуг». Отдельные эксперты относят социальное предпринимательство к одному из проявлений «экономики заслуг», под которой понимается некая идеальная система взаимоотношений в обществе, основанная на ценностях и нормах ответственности за общее благо. Она является антагонистом современной либеральной экономической модели, в основу которой заложен эгоистический интерес. Все участники экономики заслуг, по мнению ее сторонников, должны брать на себя ряд социальных обязательств. Например:

  • — органы власти отдают предпочтение ответственным компаниям при подписании контрактов (уже используется в виде «ответственных» закупок);
  • — покупатели выбирают продукцию социально ответственных компаний (в странах Европы растет этическое потребление, примером может служить движение Fare trade и Ethical Trade);
  • — сотрудники при поиске места работы выбирают социально ответственные компании (по результатам исследований большинство выпускников школ MBA в США обращают внимание на репутацию и социальную ответственность работодателя при поиске места работы);
  • — кредиторы учитывают социальную и экологическую ответственность заемщика при выдаче кредитов, предоставляя кредит на льготных условиях (эта практика развивается традиционными финансовыми учреждениями в рамках инициативы «Принципы ответственных инвестиций ООН». Учитывают социальную и экологическую ответственность заемщиков также этические, зеленые, социальные банки [Батаева, 2013, с. 270]).

В «экономике заслуг» ответственное поведение предпринимателя должно вознаграждаться стейкхолдерами, а сам бизнес выступает в роли социального бизнеса. Идея «экономики заслуг» активно развивается на Западе, в России ее продвигает и популяризирует Лаборатория социальных инноваций «Cloudwatcheг» под руководством Руслана Абдикеева. Банки времени, получившие распространение в разных формах в США, Японии, Великобритании и других странах, считаются ростками «экономики заслуг».

Формы и модели социального предпринимательства. Выделяют две основные формы проявлений социального предпринимательства: первая форма — это социальность произведенных услуг или товаров, то есть предназначенность их для определенной социальной группы; распространение их по нерыночным ценам и т. д. Вторая форма — использование труда представителей социально незащищенных групп, имеющих трудности в трудоустройстве — инвалиды, длительно безработные и др. [Батаева, 2015, с. 223].

Примеры первой формы проявлений социального предпринимательства приведены в Информационно-аналитическом бюллетене «Мир социального предпринимательства» НИУ-ВШЭ за 2015 г. Среди собранных там кейсов выделим следующие пять:

  • — предприятия по уходу за пожилыми людьми с использованием труда представителей социально уязвимых слоев общества, организованные Масу Катаяма (Япония);
  • — программа поддержки людей с деменцией, разработанная и реализованная Хайди Ванг (Норвегия);
  • — система медицинского страхования для бедных с помощью мобильной связи, реализованная Сэмом Агуту (Кения);
  • — программы реабилитации бездомных, созданная Барбарой Садовска, и реабилитации наркозависимых, руководимая Яцеком Алаба, действующие на территории и др. [Московская и др., 2015, с. 4−23].

Эти предприниматели стали в разные годы лауреатами фондов «Ашока» и Шваба, занимающихся поддержкой социальных предпринимателей. Как правило, социальное предпринимательство направлено на помощь бедным, социально незащищенным, депревированным группам населения. Причем в каждой стране появляются именно те предприниматели, в которых она нуждается больше всего.

Например, проблема старения очень остро стоит для Японии, поэтому Масу Катаяма предложила новый способ решения проблемы ухода за пожилыми. Услуги в ее частных домах престарелых доступны по цене обслуживания; в них обеспечен высокий уровень качества обслуживания, введен стандарт менеджмента качества ISO 9001; обеспечивается атмосфера, приближенная к домашней. Для работы сиделками привлекаются представители маргинальных групп населения. Масу Катаяма управляет частными домами по уходу за пожилыми и работает управленцем в 34 аналогичных государственных заведениях [Московская и др., 2015, с. 6].

В Японии еще с начала 90-х существовали Банки времени в виде системы волонтерского ухода за пожилыми людьми под названием «фуреаи киппу» [Кроль]. «Фуреаи киппу» («билеты заботливого отношения») — расчетная единица, которая была введена Фондом социального обеспечения Саваяка, равняется одному часу труда волонтера. Ухаживая за пожилым человеком, волонтер получает «фуреаи киппу», которыми он может рассчитаться за уход за своими родственниками, находящимися в других районах страны, или накопить и воспользоваться самому в будущем. Фонд объединяет 2000 региональных организаций, для зачета накопленной «валюты» им созданы клиринговые центры.

Есть много других примеров социального предпринимательства, связанных с предоставлением помощи пожилым людям. Например, «Airbnb» — сервис из области «совместного потребления», с помощью которого можно сдать свободные жилые помещения или найти временное жилье, например, для путешествия. Согласно последним исследованиям, пожилые люди старше 55 все чаще пользуются платформами «совместного потребления». Поэтому в Ирландии был создан аналогичный проект «The Freebird Club» для пожилых людей с целью на решения проблемы одиночества.

Растет число интернет ресурсов, предоставляющих услуги по уходу за пожилыми людьми. Один из таких проектов Workingcaregiver.com создала Карол Марак, когда столкнулась с вопросами организации ухода за своими родителями. Популярность набирает аналогичный ресурс CareBuzz.com.

Примеры второй формы социального предпринимательства (использование труда представителей социально незащищенных групп, имеющих трудности в трудоустройстве) приведем из российской практики.

Социальный предприниматель Дарья Алексеева, ставшая лауреатом Конкурса для социальных предпринимателей «Герои Перемен» в 2015 г., в своих благотворительных магазинах «Charity Shop» для сортировки вещей использует труд безработных, помогая им социализироваться и вернуться к нормальной жизни. В ресторане «В темноте?!» в Москве работают незрячие и слабо-видящие работники. Гузель Санжапова организовала производство крем-меда Cocco Bello в глухой деревне Малый Турыш на Урале, обеспечив работой целую деревню. В рамках проекта под названием «Наивно? Очень» продаются керамические изделия, произведенные ребятами с психо-неврологическими особенностями, обучающимися в Московском технологическом колледже N 21.

В последнее время число социальных предпринимателей значительно увеличивается. Второй год подряд Фонд «Наше будущее» составляет Каталог «Социальное предпринимательство России», доступный на его сайте.

Отношение государства к социальному предпринимательству в России. Социальные предприниматели, оказывающие социальные услуги населению, подпадают под действие Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не выделяет социальное предпринимательство как самостоятельный вид деятельности. Однако в 411-м приказе Министерства экономического развития 2014 года социальное предпринимательство определено как «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем». Иными словами законодатель де-факто относит социальное предпринимательство к малому и среднему бизнесу.

Законопроект о поддержке социального предпринимательства и проект поправок к закону о развитии малого и среднего предпринимательства внесен в Госдуму. В нем предлагается наделить органы власти субъектов Федерации правом утверждать перечни видов социально ориентированной предпринимательской деятельности и вводить специальные меры государственной поддержки для социальных предпринимателей. Однако на его обсуждение и утверждение могут уйти годы.

Социальных предпринимателей поддерживают фонды и некоммерческие организации. Так Фонд «Наше будущее» ежегодно проводит Всероссийский конкурс проектов. Победителю конкурса уже действующему бизнесу в текущем 2016 году выделяется беспроцентный заем в 10 млн руб., а начинающему — в 500 тыс. руб. Фонд «Наше будущее» также проводит конкурс «Импульс добра», награждая предпринимателей и общественных деятелей за вклад в продвижение социального предпринимательства. За 8 лет фондом было поддержано 150 проектов на 376 млн руб [Сайт Фонда «Наше будущее"]. Поддерживают социальных предпринимателей благотворительный фонд «Навстречу переменам», Российский микрофинансовый центр, ПАО «Уралсиб», ОК РУСАЛ, ПАО «Суэк», ПАО «Северсталь», «Металлоинвест» и др.

В заключении необходимо отметить, что россиян отличает инновационный заряд, духовность и сострадание — важные качества для социального предпринимателя. Малый бизнес в России развит гораздо более скромно, чем в развитых странах. Тем не менее, из года в год растет гражданская активность населения, увеличивается число учебных программ и онлайн-курсов для подготовки социальных предпринимателей. Это позволяет утверждать, что социальное предпринимательство как объект исследований будет актуален еще долгое время.

корпоративный социальный предпринимательство инновационность.

  • 1. Батаева Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков// Проблемы современной экономики, № 1 (45), 2013, С. 270−272.
  • 2. Батаева Б. С. Подходы к социальному предпринимательству в России и за рубежом // Материалы III Международного научного конгресса «Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности (24−25 июня 2015 г.), Финансовый университет. М.: Изд-во «Научный консультант», 2015, 298 с., С. 223−226.
  • 3. Московская А., Берендяева А., Силаева В. Информационно-аналитический бюллетень «Мир социального предпринимательства"/под. ред. В. Силаевой. Выпуск № 1,2016. М.: НИУ-ВШЭ, 30 с.
  • 4. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. — М.: Альпина Паблишер, 2009. 307 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой