Типы планирования в хозяйственной организации, особенности
Iii. классификация видов планирования на предприятиях и организациях по характеристике этапов, показателей и видов планирования. Планирование при различных типах рынка: монополия; монопсония; олигополия; монополистическая конкуренция; чистая конкуренция. I. классификация видов планирования по характеристике объекта и субъекта планирования характеристика объекта планирования: На разных уровнях… Читать ещё >
Типы планирования в хозяйственной организации, особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс планирования неразрывно связан с целями и задачами экономической системы. Для правильного составления классификации видов планирования необходимо ввести понятие системы «система есть особая организация специализированных элементов, объединенных в единое целое для решения конкретной задачи.
Основное качество системы (целостность) заключается вне сводимости системы к свойствам элементов и наоборот". Для успешного функционирования системы необходимо множество обслуживающих, вторичных и вспомогательных образований — подсистем. Исходя из этого предположения, можно сделать два допущения, которые необходимо учитывать при составлении и использовании классификации:
- * на разных уровнях иерархии систем есть общие принципы, цели и задачи, которые могут совпадать, не совпадать, противоречить;
- * у каждого элемента системы есть индивидуальные принципы, цели и задачи, которые могут совпадать, не совпадать, противоречить интересам системы. На основе этих двух допущений осуществляется процесс планирования с использованием известных методов и подходов. Согласование интересов определяет эффективность планирования, выбор методов, критериев и показателей планирования.
С учетом выше изложенного целесообразно представить общую классификацию видов планирования по трем блокам:
- 1. По характеристике объекта и субъекта планирования;
- 2. По характеристике внешней среды;
- 3. По характеристике этапов, показателей и типов планирования.
I. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ПЛАНИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПЛАНИРОВАНИЯ:
- 1. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия или организации
- А) коммерческие предприятия
- Б) некоммерческие организации
- В) общественные организации
- 2. Планирование на предприятиях и в организациях в зависимости от их размера (по численности, по стоимости имущества, по объему реализации)
- 3. Планирование по службам, отделам и подразделениям на предприятиях и в организациях
- 4. Планирование по отдельным направлениям деятельности на предприятиях и в организациях
- 5. Планирование по направлениям модернизации
- 6. Планирование по масштабам модернизации
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ПЛАНИРОВАНИЯ:
Субъекты планирования — предприятия и организации.
- 1. Планирование функций и деятельности по уровням и видам планирования
- А) руководители
- Б) специалисты.
- В) рабочие
- Г) прочие служащие
- 2. Планирование для групп заинтересованных лиц: партнеров; кредиторов; акционеров; менеджеров; инвесторов; администрации; налоговых органов
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
- 1. Планирование в различные эпохи: эпоха массового производства; эпоха массового сбыта; постиндустриальная эпоха; эпоха информационных и компьютерных технологий
- 2. Планирование при различных типах экономики: плановая экономика (директивное централизованное планирование); рыночная экономика; экономика переходного периода
- 3. Планирование при различных типах рынка: монополия; монопсония; олигополия; монополистическая конкуренция; чистая конкуренция
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭТАПОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ.
- 1. Планирование
- 1.1. Планирование по этапам жизненного цикла предприятия, организации, продукции, модели продукции: возникновение; развитие; старение; упадок
- 1.2. По длительности интервала планирования: долгосрочное; среднесрочное; краткосрочное
- 1.3. Планирование по характеристике показателей: количественные; качественные; внешние; внутренние
- 1.4. По степени достоверности (точности) планирования: детерминированное; вероятностное; в условиях неопределённости
- 1.5. По типам планирования: реактивное; инактивное; преактивное; интерактивное
- 1.6. По виду планирования: оперативное; стратегическое Рассмотрим более подробно отдельные пункты классификации видов планирования. Например, стратегическое планирование.
Существуют различные определения стратегического планирования отечественных и зарубежных авторов. В качестве обобщающего определения можно привести следующую трактовку. Стратегическое планирование — это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определённый период функционирования, с установлением его целей и изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также способов реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями".
В стратегическом планировании и маркетинге разработано несколько аналитических подходов, позволяющих принимать эффективные управленческие решения на основе оценки текущего состояния бизнеса и перспектив его развития.