Введение.
Развитие описательной речи средствами натюрморта
Целью исследования: является изучение процесса развития описательной речи старших дошкольников на основе использования натюрморта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, процесс развития описательной речи будет наиболее эффективным, если: База исследования: в исследовании принимали воспитанники старшей группы МБДОУ № 27 г. Старый Оскол в количестве 13 человек. Показать… Читать ещё >
Введение. Развитие описательной речи средствами натюрморта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научится рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и охарактеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития описательной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С Ушаковой.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, описание с использованием опоры на натюрморт. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картин в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: В. И. Яшина, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, М. М. Конина, С. Л. Рубинштейн и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
В процессе работы с натюрмортами у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления. Для исследования мы выбрали детей старшего дошкольного возраста, так как считаем детей этого возраста наиболее интересными — уже владеющими определенными знаниями и умениями. В этом возрасте у детей уже имеется относительно богатый жизненный опыт, дети склонны фантазировать, придумывать предыдущие и последующие события к предложенному сюжету. В старшем дошкольном возрасте ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Целью исследования: является изучение процесса развития описательной речи старших дошкольников на основе использования натюрморта.
Задачи исследования:
- 1. изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
- 2. выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников;
- 3. показать эффективное использование натюрморта с целью развития описательной речи старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, процесс развития описательной речи будет наиболее эффективным, если:
- — воспитатель знакомит дошкольников с натюрмортом, как жанром искусства;
- — организуется НОД с использованием натюрморта.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования: анализ научной, методической и психолого — педагогической литературы, проведение педагогического эксперимента.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
База исследования: в исследовании принимали воспитанники старшей группы МБДОУ № 27 г. Старый Оскол в количестве 13 человек.
речь дошкольный натюрморт.