Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммерческая концессия. 
Инвестиционное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди всех договоров в сфере осуществления инвестиционных проектов особого внимания заслуживает договор коммерческой концессии. Однако не все договорные конструкции, хотя и используемые в предпринимательской деятельности, исходя из особенностей, позволяют осуществлять инвестиции. Так, одним из важных признаков, позволяющих выделять инвестиционные договоры, является целевое использование средств… Читать ещё >

Коммерческая концессия. Инвестиционное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди всех договоров в сфере осуществления инвестиционных проектов особого внимания заслуживает договор коммерческой концессии. Однако не все договорные конструкции, хотя и используемые в предпринимательской деятельности, исходя из особенностей, позволяют осуществлять инвестиции. Так, одним из важных признаков, позволяющих выделять инвестиционные договоры, является целевое использование средств инвестора, а также возможность для него влиять на производственную деятельность контрагента, получившего инвестиции.

Исходя из данного критерия, можно относить к инвестиционным договор коммерческой концессии, правовое регулирование которого осуществляется гл. 54 ГК РФ, поскольку правообладатель, предоставивший пользователю комплекс исключительных прав, оказывает пользователю постоянное техническое и информационное содействие, контролирует качество производимых пользователем на основании договора коммерческой концессии товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Специфичным является субъектный состав договора коммерческой концессии: на основании п. 3 ст. 1027 ГК РФ обе стороны договора должны являться субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом данного договора выступает передача комплекса исключительных прав с целью осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности пользователя с использованием фирменного обозначения правообладателя.

Одной из последних попыток законодателя по совершенствованию правового регулирования договора коммерческой концессии является изменение п. 2 ст. 1028 ГК РФ, отменяющее обязательную государственную регистрацию договора, устанавливая при этом обязательную государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. Данная договорная конструкция по своей сути направлена на содействие продвижению на рынке товаров (работ, услуг), продаваемых (производимых) правообладателем. Однако для пользователя эта форма деятельности значительно выгоднее, чем создание и использование всего комплекса непосредственно собственных исключительных прав, поскольку его затраты в таком случае являются менее значительными, а также снижаются риски.

Имеет большое значение вопрос о включении в договоры коммерческой концессии так называемых ограничительных условий, поскольку необходимо не допустить установления монопольного господства на рынке того или иного товара или услуги. Пункт 3 ст. 1033 ГК РФ закрепил положение о том, что такие условия, с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон, противоречащие антимонопольному законодательству, могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица. Данная редакция ст. 1033 ГК РФ является результатом учета мнения ведущих ученых, а также сложившейся на практике ситуации.

Научная дискуссия

Необходимо отметить, что закрепленное в действующем российском законодательстве регулирование договора коммерческой концессии, но сути своей является заимствованием, с необходимыми для отечественного права изменениями, правовой конструкции франчайзинга, давно известной зарубежным правопорядкам. Это отмечал и Е. А. Суханов, выражая сомнения в необходимости включения регулирования данных отношений в ГК РФ — стоило ли включать нормы о франчайзинге «непосредственно в текст Гражданского кодекса, ведь в кодифицированном законодательстве Германии, Франции и ряда других стран с развитыми правопорядками, широко применяющими этот вид договора, таких норм нет потому, что в этих государствах не возникало таких вопросов на практике»[1].

Однако рассматривая соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», следует согласиться с мнением Л. М. Буслаевой, отмечавшей, что понятие «договор коммерческой концессии» в российском законодательстве совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве — contract de concession commerciale. Содержание указанного договора и правоотношения существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву, поскольку, по сути, это совсем другой договор — договор франчайзинга[2].

Как отмечает О. А. Городов, в целом франчайзинг можно, а исходя из современной практики коммерческого оборота и нужно, рассматривать как договорный институт, имеющий элементы лицензионного соглашения и соглашения об исключительном сбыте. Этот смешанный по своей юридической природе договор позволяет сформировать систему предпринимательства в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг[3].

Подтверждением мнения о том, что договор коммерческой концессии является инвестиционным договором, может служить законодательство Германии, анализируя которое ученые приходят к выводу о том, что франчайзинг представляет собой инвестиционный договор, в рамках которого обе стороны инвестируют свой капитал в совместный проект (франчайзер — по большей части в виде исключительных прав, а франчайзи — в форме финансовых и иных материальных ресурсов). Целью такого проекта является извлечение максимальной прибыли от совместно вложенных в общее дело средств[4].

Рассматривая франчайзинг с экономической точки зрения, следует отметить, что выделяются две формы коммерческой концессии: дилерство и концессия бизнес-формата, а последние подразделяются на рабочую, коммерческую и инвестиционную[5].

Закрепленное в гл. 54 ГК РФ понятие договора коммерческой концессии является более узким, чем существующее в зарубежном законодательстве понятие франчайзинга, что не позволяет в полной мере использовать положительный опыт других стран. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости совершенствования правового регулирования рассматриваемой договорной конструкции, что положительно повлияет на развитие предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности в России.

  • [1] См.: Суханов Е. А. Стенограмма вводной лекции для слушателей Российской школы частного права, 4 октября 2010 г.
  • [2] Буслаева Л. М. Правовая природа инвестиционного договора // Современное право. 2012. № 3. С. 82−85.
  • [3] Городов О. А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011.
  • [4] См.: Ройников Л. С. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными гражданско-правовыми институтами // Вестник гражданского права. 2008. № 3.
  • [5] Стэнворт //., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М., 1996. С. 22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой