Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности развития творческого воображения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний временных связей, сформированных в прошлом опыте человека. При этом простая актуализация временных связей, которые уже есть, еще не приводит к созданию нового. Создание нового предусматривает сочетание, образующееся из временных связей, которые до этого не вступали в сочетание друг с другом. Немаловажную роль в данном… Читать ещё >

Психологические особенности развития творческого воображения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика воображения

Воображение — это специфически человеческая деятельность, которая возникла и развивалась в процессе труда. Труд — это своеобразное воздействие человека на окружающий мир, изменение действительности, которое имеет целенаправленный и планомерный характер. Прежде чем сделать что-либо, человек воображает либо представляет, что надо делать и как он будет делать. Еще до того как изготовить либо построить материальную вещь, он мысленно воссоздает ее в своей голове. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто ими, составляет одну из характерных особенностей труда, которая отличает человеческую деятельность от поведения животных, изменяющих природу «без всякого намерения с их стороны» и, не имея представления о том, что будет сделано [14, с. 58].

Воображение необходимо как в практической, так и в теоретической деятельности людей. По мнению А. А. Люблинской, воображение представляет собой некоторый отход или «отлет» от действительности [8, с. 102]. Человек придумывает то, что еще не существует на самом деле, а в некоторых случаях даже то, что нельзя реализовать на практике или, что вовсе не может существовать. Но своим источником воображение всегда имеет объективную реальность. Следовательно, воображение является одной из форм отражения действительности.

Процесс воображения характерен только для человека и выступает необходимым условием осуществления эффективной трудовой деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления либо идеи. Человек наделен способностью мысленно представлять себе то, что в прошлом никогда не видел, не делал или не воспринимал [5, с. 88]. Человек обладает способностью представлять образы предметов и явлений, которых он никогда не видел.

Воображение, прежде всего, направлено на осуществление практической деятельности человека. Прежде чем осуществить какое-либо действие, человек мысленно представляет, что надо сделать, каким это образом необходимо будет делать, и как это будет выглядеть (результат). Таким образом, он планировано мысленно создает образ материальной вещи, которую в дальнейшем он будет реализовать в процессе осуществления практической деятельности.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний временных связей, сформированных в прошлом опыте человека. При этом простая актуализация временных связей, которые уже есть, еще не приводит к созданию нового. Создание нового предусматривает сочетание, образующееся из временных связей, которые до этого не вступали в сочетание друг с другом. Немаловажную роль в данном психическом процессе имеет слово.

Слово — это источник возникновения образов воображения, которое контролирует их путь становления, выступает конкретным средством их удержания, дальнейшего закрепления и изменения [1, с. 45].

Источником воображения является объективная реальность, в которой осуществляет деятельность человек. В психологии выделяется несколько видов воображения, среди которых основные являются пассивное и активное воображение. Пассивное принято делить на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение заключает в себе артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Достаточно близко к приведенным выше видам воображения находится эмпатия, то есть способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Характеризуя процесс воображения, необходимо отметить, что воображение реализует в жизни человека ряд специфических функций. Первая функция заключена в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая определенные задачи. Реализацию данной функции воображения связывают с процессом мышления [6, с. 22].

Вторая функция воображения заключена в том, что она призвана регулировать эмоциональные состояния. Посредством воображения человек обладает способностью хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция получила особую разработку в психоанализе.

Третью функцию воображения связывают с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, таких, как восприятие, внимание, память, речь, эмоции.

Четвертая функция воображения заключается в том, что оно участвует в формировании внутреннего плана действий, которая выражается в способности выполнять их в уме, при этом осуществляя манипуляции образами.

Пятой функцией является планирование и программирование деятельности, составления определенных программ, оценивания их правильности и эффективности, самого процесса реализации.

Необходимо отметить, что есть индивидуальные, типологические особенности воображения, которые в психологии связывают со спецификой процессов памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастными особенностями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой