Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути совершенствования учета долгосрочных обязательств предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто допускают ошибки при составлении акта сверки взаимных расчетов. Предприятия ограничиваются составлением акта, в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили… Читать ещё >

Пути совершенствования учета долгосрочных обязательств предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы организации учета долгосрочных обязательств предприятия

Признаками плохой организации внутреннего контроля и учета являются следующие:

  • — отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подряда и договоров на оказание услуг,
  • — отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ;
  • — отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков;
  • — несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;
  • — несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;
  • — невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;
  • — отсутствие разработанной корреспонденции счетов по типовым операциям.

Некорректное оформление документов, подтверждающих произведенный взаимозачет может привести, например, к тому, что суммы НДС, возмещенные из бюджета в результате этой операции, не будут приняты налоговыми органами, а это может повлечь за собой взыскание сумм штрафов и пеней в бюджет [25, c.56].

Присутствуют, когда скрытую материальную ценность списывают на счет 3420 «Краткосрочные обязательства по юридическим претензиям». При хорошо организованной системе СВК реально установить реальность сумм претензий, а так же то, обусловлены ли претензии: несоответствием цен и тарифов договорным обязательствам; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствием качества товара (услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза в пути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков.

Большое количество ошибок допускают бухгалтеры при проведении взаимозачетов, составлении актов сверки.

Отсутствие разногласий по поводу взаимозачета должно быть подтверждено выверкой взаиморасчетов и оформленным по ее результатам двусторонним актом сверки расчетов, где необходимо указать основание возникновения встречных задолженностей, дату проведения взаимозачета, документы, подтверждающие возникновение задолженностей (номера и даты составленных счетов-фактур), суммы задолженностей, а также суммы зачтенных требований, обязательно с выделением сумм НДС.

Часто допускают ошибки при составлении акта сверки взаимных расчетов. Предприятия ограничиваются составлением акта, в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетом встречных требований или иным способом, например, оплатой денежными средствами.

Наличие акта сверки взаимных поставок без указания в нем факта погашения сторонами взаимных задолженностей не прекращает обязательства сторон и не освобождает их от необходимости погашения указанных задолженностей в дальнейшем.

При заключении договора по товарообменным операциям, когда обмен неравноценный типичны ошибки такого рода: стороны не указывают в договоре мены, что обмен неравноценный и одна из сторон сделки должна сделать доплату. А затем такая доплата производится. Тогда она отражается в учете получателя как внереализационный доход, увеличивая налогооблагаемую прибыль. Поэтому бухгалтеру нужно следить за правильностью составленного договора.

Основные направления совершенствования учета долгосрочных обязательств на предприятии

Инвентаризационная комиссия, в ходе своей работы, должна установить:

  • — правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • — правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками по недостачам и хищениям;
  • — правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Состав инвентаризационной комиссии представлен в таблице 2.

бухгалтерский учет финансовый обязательство Таблица 2. Инвентаризационная комиссия.

Ф.И.О.

Состав инвентаризационной комиссии.

Должность.

Шестаков А.М.

председатель.

зам.директора по общим вопросам.

Быченок А.Н.

зам.председателя.

зам. экономике.

Козырева Н.И.

чл.комиссии.

зам. гл. бухгалтера.

Тихонова И.Р.

чл.комиссии.

юрист.

Тороицкая Н.В.

чл.комиссии.

бухгалтер

Сентябова А.П.

чл.комиссии.

нач. отдела маркетинга.

Примечание — таблица составлена автором.

Важным моментом является инвентаризация задолженности в соответствии с утвержденным планом согласно таблице 3.

Таблица 3. Извлечение из плана проведения инвентаризации задолженности на 2012 год.

Контрагент.

№, дата договора.

Срок.

АО «Казлеспромхоз».

18.01.2013 г.

январь.

АО «Астанаэнергосервис».

19.01.2013 г.

февраль.

ТОО «Ак Барс».

20.02.2013 г.

февраль.

АО «Казахтелеком».

15.03.2012 г.

март и т. д.

Примечание — таблица составлена автором.

В части совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:

  • — создать комиссию по работе с расчетами с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
  • — необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести документооборот (Приложение Е), так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам — сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;
  • — постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
  • — контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
  • — в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
  • — на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

Таким образом, введение инвентаризационной комиссии позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.

Так как в данной организации кредиторская задолженность на конец 2012 года превышает дебиторскую, необходимо регулировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности путем разработки путей снижения кредиторской задолженности. К ним относятся:

снижение задолженности по оплате труда;

снижение задолженности по социальному страхованию и обеспечению;

своевременное выполнение обязательств перед бюджетом;

снижение задолженности с прочими кредиторами.

На величину кредиторской задолженности существенное влияние оказывает система безналичных расчетов. Согласно Положению о безналичных расчетах основанием для бесспорного взыскания задолженности по оказанным услугам должны являться только платежные обязательства с фиксированными сроками платежа. Окончательность платежа в основном определяется степенью регулирования договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Необходимым условием совершенствования управления является коренная реконструкция его технической и информационной базы на базе автоматизированной системы учета с использованием автоматизированных рабочих мест бухгалтера. Автоматизированная система учета позволяет обеспечить: полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователей; выполнение контрольных и аудиторских задач с целью получения необходимой информации об имеющихся отклонениях; получение автоматизированным путем готовых управленческих решений; анализ и прогнозирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Программа «1С: Бухгалтерия» является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам. Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. Кроме журнала операций программа содержит несколько списков справочников: план счетов; список видов объектов аналитического учета; список объектов аналитического учета (субконто); констант и т. д. Система «1 С» охватывает все стадии бухгалтерского учета.

На первой стадии оформляются необходимые первичные документы, служащие основанием для перемещения денежных средств или материальных ценностей.

На второй стадии операции, совершенные на основании соответствующих документов, отражаются на счетах бухгалтерского учета. В системе предусмотрен комплекс специальных средств, позволяющих: вести учет всех хозяйственных операций в хронологическом порядке с отражением средств на синтетических счетах и счетах аналитического учета; вести учет основных средств в инвентарной картотеке, регистрировать операции с инвентарными объектами, производить их переоценку, рассчитывать амортизационные отчисления, производить операции по перемещению, реконструкции, ремонту, списанию инвентарных объектов, хранить историю всех этих операций; вести учет материальных запасов в разрезе материально — ответственных лиц; вести учет расчетов с дебиторами и кредиторами отдельно по каждому контрагенту и по срокам задолженности.

На третьей стадии готовятся внутренние и внешние отчетные документы по фактам финансово — хозяйственной деятельности за определенный учетный период. На основании введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. После расчета итогов программа формирует различные ведомости: сводные проводки; оборотно-сальдовую ведомость; - оборотно-сальдовую ведомость по объектам аналитического учета; карточка счета; карточка счета по одному объекту аналитического учета; анализ счета (аналог главной книги); анализ счета по датам; анализ счета по объектам аналитического учета; анализ объекта аналитического учета по всем счетам; карточка объекта аналитического учета по всем счетам. На этой стадии, по данным учета хозяйственных операций, система позволяет получать периодическую отчетность по движению средств в виде оборотного баланса, главной книги, книги учета хозяйственных операций, кассовой книги, ведомостей расчетов с дебиторами и кредиторами, инвентаризационной описи, отчетов по аналитическим данным к счетам, настраиваемых отчетов: получать баланс предприятия, приложения к балансу, и другие отчетные документы для представления в государственные и налоговые органы.

В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме.

Для улучшения состояния расчетов:

  • — контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т. е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
  • — постоянно контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;
  • — производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
  • — имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т. е. высылать уведомления — претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;
  • — разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.

По результатам проведения анализа текущих обязательств на АО «?азМ?найГаз ?німдері» можно дать следующие рекомендации:

следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности (значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования);

контролировать состояние расчетов по срокам;

расширить систему авансовых платежей (в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ);

своевременно выявлять недопустимые виды кредиторской задолженности (просроченная задолженность в бюджет, сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой