Словообразовательные и семантикообразующие процессы в структуре лексико-семантического поля «Одежда»
Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых лексических единиц. В нашей дипломной работе уделяется больше внимания словосложению. Обычно словообразование делят на словопроизводство (при использовании аффиксации), словосложение (при участии… Читать ещё >
Словообразовательные и семантикообразующие процессы в структуре лексико-семантического поля «Одежда» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе нашего дипломного исследования мы попытались обосновать взаимосвязь социокультурного развития общества с развитием модных тенденций в одежде, появлением новых лексических единиц в рамках лексико-семантического поля «Одежда» .
Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых лексических единиц. В нашей дипломной работе уделяется больше внимания словосложению.
Словосложение — весьма распространенный способ словообразования в немецком языке, причем продуктивность его непрерывно растет. В составе модели словосложения различают определительное и неопределительное сложение.
Существуют различные типологии композитов. Например, М. Д. Степанова и Ф. Фляйшер в книге «Теоретические основы словообразования немецкого языка» различают две группы композитов (Степанова, Фляйшер 1984: 115):
- 1. копулятивные композиты;
- 2. определительные композиты.
Копулятивные композиты состоят из двух компонентов, которые должны принадлежать одной и той же части речи и соединяться между собой сочинительной связью.
Определительные композиты состоят из двух компонентов, которые связаны между собой подчинением, то есть предмет, обозначенный «основным словом» (равный второй непосредственно-составляющей) «определяется» «определителем» (равным первой непосредственно-составляющей). Последний компонент определительного композита выражен существительным, первый может принадлежать к любому грамматическому классу слов. Как первый, так и второй компонент значимы в лексическом плане: значение компонентов совпадает с лексическим значением соответствующих слов, то есть с их значением в самостоятельном употреблении. Но в ряде случаев тот или иной компонент или всё слово в целом претерпевает значительное переосмысление композитов (Степанова, Фляйшер 1984: 117).
Анализируемые нами языковые единицы являются исключительно определительными композитами, представленными в нашем исследовании следующими тематическими группами:
а) Предметы одежды.
Strumpfhose f — колготки; Handschuh m — перчатки; Ponnyfelljacke f,= - n — меховая куртка (ПРИЛОЖЕНИЕ Д);
б) Обувь и деталь обуви.
Pfennigabsatz m — шпильки; Bastschuh m -(e)s, -e — лапоть, специальная обувь для кровельщиков; Herrenslipper — открытые туфли (ПРИЛОЖЕНИЕ Д);
в) Аксессуары.
Lacktasche f, -n — лаковая сумка; Reisetasche f, -n — чемодан; Rucksack m — рюкзак, походный мешок (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Словообразовавние служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой.
Обычно словообразование делят на словопроизводство (при использовании аффиксации), словосложение (при участии минимум двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, транспозиции слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при сокращении исходных слов).