Схемы составления психолого-педагогической характеристики на ребенка
Знание учащихся — основа для индивидуального подхода к ним. Это понимает каждый учитель. Главным средством изучения школьников и накопления знаний о них является психолого-педагогическая характеристика. Она нужна не только в случае, когда появляются трудности в работе с ребенком, но и самое главное, в целях предупреждения осложнений в процессе воспитания. Успешные ученики так же нуждаются… Читать ещё >
Схемы составления психолого-педагогической характеристики на ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Знание учащихся — основа для индивидуального подхода к ним. Это понимает каждый учитель. Главным средством изучения школьников и накопления знаний о них является психолого-педагогическая характеристика. Она нужна не только в случае, когда появляются трудности в работе с ребенком, но и самое главное, в целях предупреждения осложнений в процессе воспитания. Успешные ученики так же нуждаются в изучении, так как некоторые из них ведут себя по отношению к товарищам заносчиво, неуважительно, имеют завышенную самооценку. Для организации системной воспитательной работы на научной основе, а не домыслов и впечатлений о ребенке других людей, ситуативного поведения, важно изучать ученика, овладев научными методами, в частности, научно упорядоченным наблюдением, экспериментальнопсихологическим исследованием, естественным экспериментом. Только на основе полученных фактов составляется педагогическая характеристика на ребенка. Собрать все факты воедино — не простая задача. Характеристика пишется с определенной целью. Для разных целей используются характеристики разного типа: краткие, подробные (клинические), проблемные[1].
Назначение кратких характеристик — дать общее представление об учениках класса и самом классном коллективе, чтобы учитель мог представить себе, с каким контингентом учащихся он имеет дело, наметить дальнейшие линии взаимодействия с учащимися и стратегии их изучения.
Подробные характеристики дают всестороннее представление о личности ученика.
Проблемные характеристики пишут в случае в тех случаях, когда в работе с учеником возникает специфическая трудность, в которой необходимо разобраться, или когда учителя интересует специальный вопрос, например интересы ребенка, его готовность к выбору и т. д.
При правильном составлении и использовании педагогической характеристики учитель может опираться на нее в построении воспитательно-образовательного процесса, накапливать знания об индивидуальной траектории развития каждого ребенка и всего детского коллектива. Такую функцию педагогические характеристики могут выполнять при соблюдении следующих условий.
- 1. Характеристика составляется не для выдачи ученику, а служит средством изучения ученика или коллектива.
- 2. Характеристика должна содержать не только описание ученика, но в ней должны быть указаны причины (или хотя бы обозначены предположения, гипотезы) появления тех или иных особенностей в личности ребенка и в соответствии с этим поставлена задача по развитию ребенка.
- 3. Чтобы видеть динамику изменений в развитии ребенка, важно писать ее каждый год. Последующая характеристика должна начинаться с анализа изменений, произошедших в развитии ребенка, успешности решения ранее поставленной задачи.
Приведем примерные схемы написания характеристики на личность ребенка.
Схема № 1
Схема характеристики на личность ребенка по М. В. Гамезо,
И. А. Домашенко (рекомендуем для детей с 10 лет)
- 1. Общие данные (фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни в семье).
- 2. Учебная деятельность:
- а) успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам) ;
- б) общее умственное развитие (кругозор, начитанность);
- в) развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно);
- г) способность к учению (степень развития произвольного внимания; осмысленность восприятия учебного материала и быстрота осмысления; владение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы; уровень понятийного мышления);
- д) старательность в учебной работе;
- е) интерес к знаниям и отношение к учению (основной мотив учебной деятельности; к каким предметам проявляет больший интерес; отношение к отметке, к похвале или порицанию учителей и родителей);
- ж) умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с текстом, конспектировать его, составлять план, контролировать себя).
- 3. Груд (отношение к труду; наличие трудовых навыков; заинтересованность в общественной пользе своего труда; виды труда, которым отдает предпочтение) .
- 4. Общественная деятельность и активность (отношение к общественной жизни коллектива: дорожит ею, равнодушен или относится отрицательно; интерес к общественной жизни; выполнение общественных обязанностей).
- 5. Направленность личности и специальные способности (доминирующие интересы и их характер; особые способности — музыка, рисование и т. д.; мечты и планы на будущее).
- 6. Дисциплинированность (общая характеристика поведения: спокойное, сдержанное, излишняя подвижность, непоседливость; соблюдение школьного режима — соблюдается, нарушается намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время; выполнение требований взрослых; отметить типичные случаи нарушения дисциплины).
- 7. Взаимоотношения с коллективом (статус, пользуется ли авторитетом; отношение к товарищам по классу, с кем дружит, на чем основана дружба, конфликты с ребятами, их причина; отношение к воспитателям и учителям — есть ли контакт, уважает ли их).
- 8. Особенности характера и темперамента (ярко выраженные положительные или отрицательные качества характера; психотип ребенка; волевые черты — настойчивость, самостоятельность, внушаемость; преобладающее настроение — веселое, грустное, подавленное; устойчивость настроения; эмоциональность, работоспособность, общительность, сензитивность).
- 9. Общие психолого-педагогические выводы:
- — основные достоинства и недостатки формирующейся личности, причины (внешние и внутренние) имеющихся недостатков и трудностей, либо гипотезы (предположения) об этих причинах;
- — важные педагогические задачи и пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.
Схема № 2
Схема индивидуальной карты ученика[2]
- 1. Семья (фамилия, имя, отчество родителей школьника, сестер и братьев ребенка, год их рождения, образование, место работы, должность; жилищные условия семьи, материальное положение, другие особенности).
- 2. Физическое развитие и здоровье; особенности физического развития, наличие физических недостатков, состояние здоровья.
- 3. Особенности темперамента и характера.
- 4. Развитие и особенности психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
- 5. Развитие и особенности познавательных и учебных способностей и умений.
- 6. Самооценка и уровень притязаний.
- 7. Интересы и склонности. Занятия в кружках, секциях, школах и т. д.
- 8. Особенности и характер поведения.
- 9. Отношения с товарищами.
- 10. Отношения к учению, успехи в учении.
- 11. Профессиональная направленность.
- 12. Другие особенности личности.
Этот перечень разделов может быть дополнен по усмотрению учителя. Для каждого раздела выбирается несколько показателей, которые могут быть надежно установлены учителем в результате наблюдения и использования простейших диагностических методик, как, например, следующие. 1. Сочинения на темы: «Мои хорошие и плохие качества», «Кем я хочу быть», «Мой идеал в жизни» и т. д. 2. Анкеты для осознаваемых мотивов, интересов, отношения к различным работам и учебным предметам. 3. Самооценка выполненных работ (решение задачи, сочинение) и оценка работы товарища. 4. Составление вопросов или задач. Учащимся предлагается составить перечень вопросов или задач, с помощью которых можно проверить уровень усвоения какого-либо понятия или учебной темы. Последние задания относятся к естественному эксперименту, когда используются привычные для ребенка учебные средства. От учителя требуется внимательный анализ составленных учащими рассказов или рисунков, сочинений на заданную тему, с выделением критериев анализа, что дает возможность установить многие особенности учеников.
Схема № 3
Психологическая характеристика подростка (на основе данных экспериментального исследования) (рекомендуется для написания студентами старших курсов, которые проходят практику в школе)
- 1. Общие данные об ученике: фамилия, имя, возраст, класс (данные получают с помощью беседы с классным руководителем, самим учеником).
- 2. Проявление возрастных особенностей: содержание чувства взрослости и конкретные формы его проявления (информацию можно получить с помощью наблюдений ученика в разных ситуациях, анализа текста сочинения «Что значит быть взрослым», беседы по изучению дружбы с одноклассниками).
- 3. Отношение подростка к общественно-полезной деятельности (наблюдение, беседа с классным руководителем о поручениях в классе, школе, беседа с ребенком).
- 4. Особенности социального взросления: какие проблемы заботят подростка больше всего; личностная рефлексия; представления о будущем; самовоспитание; место и роль классного коллектива в формировании личности ученика; удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в классе (по данным анкеты).
- 5. Особенности саморегуляции деятельности и поведения.
- 6. Психологические выводы и педагогические рекомендации. В выводах отметить:
- — соответствие развития личности возрасту;
- — «западающие» стороны;
- — совместно с классным руководителем наметить меры педагогического воздействия по воспитанию подростка.
Схема № 4
Исследование личностного развития ребенка (на основе структуры самосознания согласно концепции В. С. Мухиной)
- 1. Эмоционально-волевая сфера и нравственные связи:
- а) эмоциональный статус (лабильность — устойчивость; адекватность; контактность — замкнутость; ригидность; ранимость; подверженность страхам; инфантилизм; отчужденность);
- б) волевой статус — целенаправленность, планирование деятельности, следование плану, самостоятельность;
- в) эмоционально-нравственный статус — правдивость, справедливость, сопереживание, готовность делиться, готовность к раскаянию и стыду.
- 2. Самооценка; притязание на признание:
- а) самооценка (норма — положительная; депривированная — отрицательная, нестабильная);
- б) притязания на признание — перечислить по содержанию, оценить устойчивость; сформированность ценностного отношения к себе.
- 3. Образ тела (адекватный; неадекватный; нестабильный).
- 4. Половая идентификация (формально адекватная; адекватная обоснованная; неадекватная).
- 5. Психологическое время личности: прошлое, настоящее и будущее: представленность в самосознании; оценивается положительно или отрицательно, удовлетворительно, гиперболизировано положительно; депривировано (каждое время оценивается отдельно).
- 6. Социальное пространство личности: представление о правах и обязанностях; реальное поведение.
- 7.
Заключение
о сформированности самосознания ребенка, уровня его депривированности.
Схема № 5
Схема исследования личности ребенка (Т. В. Драгунова)
- 1. Желания и их направленность.
- 2. Эмоциональная сфера.
- 3. Интересы.
- 4. Предпочитаемое общение.
- 5. Моральные представления и оценки.
- 6. Самооценка (общая и частные), ее связь с оценками.
Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте специфику кратких, подробных и проблемных психологопедагогических характеристик на ребенка.
- 2. Каковы условия составления и использования педагогической характеристики на ребенка?
- 3. Предложите варианты использования каждой из предложенных схем составления характеристик в работе классного руководителя.