Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Схемы составления психолого-педагогической характеристики на ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знание учащихся — основа для индивидуального подхода к ним. Это понимает каждый учитель. Главным средством изучения школьников и накопления знаний о них является психолого-педагогическая характеристика. Она нужна не только в случае, когда появляются трудности в работе с ребенком, но и самое главное, в целях предупреждения осложнений в процессе воспитания. Успешные ученики так же нуждаются… Читать ещё >

Схемы составления психолого-педагогической характеристики на ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знание учащихся — основа для индивидуального подхода к ним. Это понимает каждый учитель. Главным средством изучения школьников и накопления знаний о них является психолого-педагогическая характеристика. Она нужна не только в случае, когда появляются трудности в работе с ребенком, но и самое главное, в целях предупреждения осложнений в процессе воспитания. Успешные ученики так же нуждаются в изучении, так как некоторые из них ведут себя по отношению к товарищам заносчиво, неуважительно, имеют завышенную самооценку. Для организации системной воспитательной работы на научной основе, а не домыслов и впечатлений о ребенке других людей, ситуативного поведения, важно изучать ученика, овладев научными методами, в частности, научно упорядоченным наблюдением, экспериментальнопсихологическим исследованием, естественным экспериментом. Только на основе полученных фактов составляется педагогическая характеристика на ребенка. Собрать все факты воедино — не простая задача. Характеристика пишется с определенной целью. Для разных целей используются характеристики разного типа: краткие, подробные (клинические), проблемные[1].

Назначение кратких характеристик — дать общее представление об учениках класса и самом классном коллективе, чтобы учитель мог представить себе, с каким контингентом учащихся он имеет дело, наметить дальнейшие линии взаимодействия с учащимися и стратегии их изучения.

Подробные характеристики дают всестороннее представление о личности ученика.

Проблемные характеристики пишут в случае в тех случаях, когда в работе с учеником возникает специфическая трудность, в которой необходимо разобраться, или когда учителя интересует специальный вопрос, например интересы ребенка, его готовность к выбору и т. д.

При правильном составлении и использовании педагогической характеристики учитель может опираться на нее в построении воспитательно-образовательного процесса, накапливать знания об индивидуальной траектории развития каждого ребенка и всего детского коллектива. Такую функцию педагогические характеристики могут выполнять при соблюдении следующих условий.

  • 1. Характеристика составляется не для выдачи ученику, а служит средством изучения ученика или коллектива.
  • 2. Характеристика должна содержать не только описание ученика, но в ней должны быть указаны причины (или хотя бы обозначены предположения, гипотезы) появления тех или иных особенностей в личности ребенка и в соответствии с этим поставлена задача по развитию ребенка.
  • 3. Чтобы видеть динамику изменений в развитии ребенка, важно писать ее каждый год. Последующая характеристика должна начинаться с анализа изменений, произошедших в развитии ребенка, успешности решения ранее поставленной задачи.

Приведем примерные схемы написания характеристики на личность ребенка.

Схема № 1

Схема характеристики на личность ребенка по М. В. Гамезо,

И. А. Домашенко (рекомендуем для детей с 10 лет)

  • 1. Общие данные (фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни в семье).
  • 2. Учебная деятельность:
    • а) успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам) ;
    • б) общее умственное развитие (кругозор, начитанность);
    • в) развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно);
    • г) способность к учению (степень развития произвольного внимания; осмысленность восприятия учебного материала и быстрота осмысления; владение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы; уровень понятийного мышления);
    • д) старательность в учебной работе;
    • е) интерес к знаниям и отношение к учению (основной мотив учебной деятельности; к каким предметам проявляет больший интерес; отношение к отметке, к похвале или порицанию учителей и родителей);
  • ж) умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с текстом, конспектировать его, составлять план, контролировать себя).
  • 3. Груд (отношение к труду; наличие трудовых навыков; заинтересованность в общественной пользе своего труда; виды труда, которым отдает предпочтение) .
  • 4. Общественная деятельность и активность (отношение к общественной жизни коллектива: дорожит ею, равнодушен или относится отрицательно; интерес к общественной жизни; выполнение общественных обязанностей).
  • 5. Направленность личности и специальные способности (доминирующие интересы и их характер; особые способности — музыка, рисование и т. д.; мечты и планы на будущее).
  • 6. Дисциплинированность (общая характеристика поведения: спокойное, сдержанное, излишняя подвижность, непоседливость; соблюдение школьного режима — соблюдается, нарушается намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время; выполнение требований взрослых; отметить типичные случаи нарушения дисциплины).
  • 7. Взаимоотношения с коллективом (статус, пользуется ли авторитетом; отношение к товарищам по классу, с кем дружит, на чем основана дружба, конфликты с ребятами, их причина; отношение к воспитателям и учителям — есть ли контакт, уважает ли их).
  • 8. Особенности характера и темперамента (ярко выраженные положительные или отрицательные качества характера; психотип ребенка; волевые черты — настойчивость, самостоятельность, внушаемость; преобладающее настроение — веселое, грустное, подавленное; устойчивость настроения; эмоциональность, работоспособность, общительность, сензитивность).
  • 9. Общие психолого-педагогические выводы:
    • — основные достоинства и недостатки формирующейся личности, причины (внешние и внутренние) имеющихся недостатков и трудностей, либо гипотезы (предположения) об этих причинах;
    • — важные педагогические задачи и пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.

Схема № 2

Схема индивидуальной карты ученика[2]

  • 1. Семья (фамилия, имя, отчество родителей школьника, сестер и братьев ребенка, год их рождения, образование, место работы, должность; жилищные условия семьи, материальное положение, другие особенности).
  • 2. Физическое развитие и здоровье; особенности физического развития, наличие физических недостатков, состояние здоровья.
  • 3. Особенности темперамента и характера.
  • 4. Развитие и особенности психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
  • 5. Развитие и особенности познавательных и учебных способностей и умений.
  • 6. Самооценка и уровень притязаний.
  • 7. Интересы и склонности. Занятия в кружках, секциях, школах и т. д.
  • 8. Особенности и характер поведения.
  • 9. Отношения с товарищами.
  • 10. Отношения к учению, успехи в учении.
  • 11. Профессиональная направленность.
  • 12. Другие особенности личности.

Этот перечень разделов может быть дополнен по усмотрению учителя. Для каждого раздела выбирается несколько показателей, которые могут быть надежно установлены учителем в результате наблюдения и использования простейших диагностических методик, как, например, следующие. 1. Сочинения на темы: «Мои хорошие и плохие качества», «Кем я хочу быть», «Мой идеал в жизни» и т. д. 2. Анкеты для осознаваемых мотивов, интересов, отношения к различным работам и учебным предметам. 3. Самооценка выполненных работ (решение задачи, сочинение) и оценка работы товарища. 4. Составление вопросов или задач. Учащимся предлагается составить перечень вопросов или задач, с помощью которых можно проверить уровень усвоения какого-либо понятия или учебной темы. Последние задания относятся к естественному эксперименту, когда используются привычные для ребенка учебные средства. От учителя требуется внимательный анализ составленных учащими рассказов или рисунков, сочинений на заданную тему, с выделением критериев анализа, что дает возможность установить многие особенности учеников.

Схема № 3

Психологическая характеристика подростка (на основе данных экспериментального исследования) (рекомендуется для написания студентами старших курсов, которые проходят практику в школе)

  • 1. Общие данные об ученике: фамилия, имя, возраст, класс (данные получают с помощью беседы с классным руководителем, самим учеником).
  • 2. Проявление возрастных особенностей: содержание чувства взрослости и конкретные формы его проявления (информацию можно получить с помощью наблюдений ученика в разных ситуациях, анализа текста сочинения «Что значит быть взрослым», беседы по изучению дружбы с одноклассниками).
  • 3. Отношение подростка к общественно-полезной деятельности (наблюдение, беседа с классным руководителем о поручениях в классе, школе, беседа с ребенком).
  • 4. Особенности социального взросления: какие проблемы заботят подростка больше всего; личностная рефлексия; представления о будущем; самовоспитание; место и роль классного коллектива в формировании личности ученика; удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в классе (по данным анкеты).
  • 5. Особенности саморегуляции деятельности и поведения.
  • 6. Психологические выводы и педагогические рекомендации. В выводах отметить:
    • — соответствие развития личности возрасту;
    • — «западающие» стороны;
    • — совместно с классным руководителем наметить меры педагогического воздействия по воспитанию подростка.

Схема № 4

Исследование личностного развития ребенка (на основе структуры самосознания согласно концепции В. С. Мухиной)

  • 1. Эмоционально-волевая сфера и нравственные связи:
    • а) эмоциональный статус (лабильность — устойчивость; адекватность; контактность — замкнутость; ригидность; ранимость; подверженность страхам; инфантилизм; отчужденность);
  • б) волевой статус — целенаправленность, планирование деятельности, следование плану, самостоятельность;
  • в) эмоционально-нравственный статус — правдивость, справедливость, сопереживание, готовность делиться, готовность к раскаянию и стыду.
  • 2. Самооценка; притязание на признание:
    • а) самооценка (норма — положительная; депривированная — отрицательная, нестабильная);
    • б) притязания на признание — перечислить по содержанию, оценить устойчивость; сформированность ценностного отношения к себе.
  • 3. Образ тела (адекватный; неадекватный; нестабильный).
  • 4. Половая идентификация (формально адекватная; адекватная обоснованная; неадекватная).
  • 5. Психологическое время личности: прошлое, настоящее и будущее: представленность в самосознании; оценивается положительно или отрицательно, удовлетворительно, гиперболизировано положительно; депривировано (каждое время оценивается отдельно).
  • 6. Социальное пространство личности: представление о правах и обязанностях; реальное поведение.
  • 7.

    Заключение

    о сформированности самосознания ребенка, уровня его депривированности.

Схема № 5

Схема исследования личности ребенка (Т. В. Драгунова)

  • 1. Желания и их направленность.
  • 2. Эмоциональная сфера.
  • 3. Интересы.
  • 4. Предпочитаемое общение.
  • 5. Моральные представления и оценки.
  • 6. Самооценка (общая и частные), ее связь с оценками.

Вопросы и задания

  • 1. Охарактеризуйте специфику кратких, подробных и проблемных психологопедагогических характеристик на ребенка.
  • 2. Каковы условия составления и использования педагогической характеристики на ребенка?
  • 3. Предложите варианты использования каждой из предложенных схем составления характеристик в работе классного руководителя.
  • [1] Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1973.
  • [2] Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. М., 1985. С. 93.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой