Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль урока родного и иностранного языка в воспитании ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Д. Ушинский создал учебную книгу в двух частях «Детский мир и хрестоматия» (1861), предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов. Также ученый… Читать ещё >

Роль урока родного и иностранного языка в воспитании ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как мы можем видеть, родной язык и ментальность накладывают огромный на отпечаток на индивида и общество в целом. Подтверждение подобной идеи мы можем увидеть к трудах Константина Дмитриевича Ушинского. Великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. К. Д. Ушинский в начале своей деятельности в дневнике писал: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней то я должен направлять все свои способности» [26, с. 688].

Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. В подготовительных материалах к «Педагогической антропологии» он раскрывает вопрос происхождения языка, связь языка и мышления, изучения иностранных языков, их взаимоотношениям с русским языком и особую роль придавал русскому языку в формировании личности человека.

У К. Д. Ушинского в подходе к языку и его происхождению чувствуется строго последовательный историзм. Первые слова, которые начал произносить человек, были междометиями, а может быть корнями слов, из которых могли образовываться глаголы, затем прилагательные и т. д. Кроме того, в трудах этого ученого мы находим прямое указание на роль труда в происхождении языка. Язык возникает из потребностей человека, и, изучая родной язык, ребенок как бы вводится в дух народа.

К. Д. Ушинский создал учебную книгу в двух частях «Детский мир и хрестоматия» (1861), предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов. Также ученый составил еще одну книгу для классного чтения «Родное слово» (1864−1870). Обе учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенствования языка ребенка. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России. На этих книгах воспитывались многие поколения русских школьников младших классов.

К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал в свои трудах «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая антропология», что язык — слово — речь есть источники воспитания. Ушинский выделял основные направления в воспитании личности: сознание и мышление; чувственное познание; что язык — слово — речь; поведения — разнообразная деятельность; труд — умственный, физический, свободный. В становлении и развитии этих понятий заложена теория развития личности ребёнка как важного раздела научной педагогики.

К. Д. Ушинский ввёл в научный оборот термин «народная педагогика» и высоко ценил её традиции. Народная педагогика славянских народов — это составная часть общечеловеческой культуры. Константин Дмитриевич писал, что школа должна стать хранительницей ценностей народа. В школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки. Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа.

На первое место в обучении и воспитани ставится изучение родного языка, которое, по убеждению Ушинского, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» [27, с. 85].

Ушинский считал родной язык «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его дух. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает слова, понятия, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его внутренних глубинных сил.

Педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, необходимо знать законы человеческой природы, и он много пишет о формировании духа — духовности, положительных чувств, физического здоровья, подчёркивая серьёзность и глубину педагогики.

Необходимо отметить, что идеи К. Д. Ушинского актуальны и сегодня для современной отечественной школы, и особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения. Однако не стоит забывать, что преподавание иностранного языка также может также стать отличным помощником в воспитании учеников.

Иностранный язык вносит свой вклад в дело воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям [5].

Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым осознанию своей собственной культуры, и у иностранного языка как учебного предмета есть для этого весьма эффективные средства. Целью иноязычного образования является формирование человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком. Согласно концепции коммуникативного обучения воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. Воспитывает всё: и содержание текстов, и то, как они напечатаны, и то, что говорит учитель, то, как он это говорит.

Вопросы, связанные с нравственным воспитанием, находят своё отражение в заданиях, требующих от учащихся личностной оценки фактов и событий. Сравнивая своё собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним своих зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. В одном случае учащиеся должны высказать свою точку зрения, в другом — рассказать о себе, о явлениях своей родной культуры. В обоих случаях происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирования чувства собственного достоинства. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе овладения иностранным языком включает развитие чувства национальной самобытности. Знакомясь с лучшими образцами культуры других стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.

Метод проектов, который в последнее время очень широко используется в обучении иностранным языкам, имеет значимые воспитательные критерии: развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение работать в команде, быть ответственным за выполнение своей части работы, дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность.

Большое значение имеет приобщение к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам своей страны и страны изучаемого языка, что способствует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, формированию у них патриотического чувства, так как постижение пословиц в сравнении помогает глубже познать жизнь, сравнить обычаи, нравственные ценности своего народа и изучаемой страны.

Каждая тема, изучаемая на уроках иностранного языка, имеет какие-либо воспитательные цели, так же как и внеклассные мероприятия. Внеклассная работа является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития нравственных категорий.

Учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на злободневные вопросы. Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности. Ведь главная задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы ог смог: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXIвека под председательством Жака Делора).

Как мы можем видеть, не только урок родного, но также и урок иностранного языка является важнейшим проводником культуры и нравственных ценностей. Во время урока учитель имеет уникальную возможность воспитывать, прививать культурные ценности и общечеловеческие принципы в процессе обучения. Необходимо отметить, что серьезным вопросом также является, на какие именно идеи и ценности учителю в особенности стоит обратить внимание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой